Северный Ледовитый Океан 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)

Абдулина Елена Леонидовна

Разработка урока 7 класс тема Океаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока247 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №104

Тема урока: Северный Ледовитый океан

7 класс

Автор: Абдулина Е.Л.

учитель высшей категории

Челябинск 2013

Раздел: Океаны Земли

Тип урока:  усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Технический – компьютер с мультимедийным проектором;
  • Наглядные – стенные карты, карты атласа;
  • Раздаточный материал – контурная карта СЛО.

Форма организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • фронтальная.

Методы обучения:

  • объяснительно иллюстративный;
  • проблемный;
  • частично-поисковый.

Цели  урока:

Образовательная:

  • дать систему знаний о главных особенностях Северного ледовитого океана;

Развивающая:

  • развитие аналитико-синтетической умственной деятельности при самостоятельной работе с учебником, картами атласа и контурными картами.
  • развитие навыков учебного труда (работать самостоятельно и сотрудничая в группах, в должном темпе).

Воспитательная:

  • воспитывать умения работать в коллективе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.

Ход  урока:

  1. Мотивация:

Учитель:

       Тема, которая обычно записывается на доске - неизвестна. Она разбита по буквам, которые помещены на отдельных листах бумаги. Чтобы ее узнать, листы нужно перевернуть. Но для того, чтобы это сделать, вы должны ответить на мои вопросы. Начальная буква ответа будет прятаться за одним из квадратов. (СЛО)

Учитель задает вопросы:

  1. полярный летчик, исследователь Арктики, герой Советского Союза – Водопьянов  писал: «. . . Там хранится великая тайна рождения погоды, движения ветров, дрейфа льдов. Сотни лет стремится туда человечество, чтобы разгадать эту тайну. Но природа крепко хранит ее. Корабли, аэростаты, дирижабли на которых исследователи Арктики пытались попасть на полюс, сковывало льдом, разбивало штормом, заметало пургой». О каком полюсе идет речь?(Северный)

  1. В английском языке под паком  понимаются свободно плавающие ледяные массивы, сползшие в воду и оторвавшиеся от ледников на суше,  что такое пак? Он покрывает северную шапку планеты. (лед многолетний)
  2. Как называется часть суши, со всех сторон окруженная водой (остров)?

Тема урока: Северный Ледовитый океан.

А вы знаете, что где-то
Круглый год – зимой и летом –
Океан укрыт от света
Толстым белым слоем льда? 
Там стоит ужасный холод,
Пароходы там не ходят,
Лишь большие ледоколы
Добираются туда.

Вам, друзья, запомнить нужно:
Он – не Западный, не Южный,
И уж, точно, не Восточный,
Хоть лежит у разных стран.
Нет! Его – я твердо знаю – 
По-другому называют:
Это – Северный, ребята,
Ледовитый Океан.

  1. Постановка проблемы:

Мы изучили уже три океана: Атлантический, Тихий, Индийский. Сегодня на уроке мы отправляемся в экспедицию по Северному Ледовитому океану. 
Какие вопросы нужно изучить? Какое провести исследование?
 Много ли мы знаем о СЛО? В чем проявляются особенности природы СЛ океана? Назовите их посмотрев на карту его?
1.
Самый маленький по площади.

2. Самый мелководный из океанов.

3. Самый холодный.

Какие задачи вы поставите перед собой?


Исследовать особенности ГП океана


Познакомиться с историей исследования океана


Выявить причины, влияющие на формирование природы океана


Оценить значение океана для человека

Чтобы достичь этих задач нам необходимо составить лоцию. (что это?)

Где её будем составлять? ( контурная карта СЛО)

Какими источниками  будем пользоваться? ( учебник, атлас).

  1. Решение проблемы:

Учитель:  Мы не можем начать нашу экспедицию, пока не наметим маршрут на карте. Выполните первое задание – нанесите части  океана на контурную карту, подпишите площадь океана и части света, составьте схему ФГП. ( 5 минут)

Учитель:

Итак, маршрут намечен, нужно выбрать корабль. Я это сделала за вас (учитель расставляет на столы флажки с названием кораблей – «Св. Фока», «Седов», «Челюскин», «Северный полюс», «Фрам»).

Вот теперь можно отправляться. Все мы будем исследовать один океан, но разные его особенности.

Учитель распределяет задания для команд:

  • «Св. Фока» - изучает подводный рельеф;
  • «Седов» - изучение особенностей климата;
  • «Фрам» - изучение вод океана
  • «Челюскин» - органический мир (работа с компьютером, Интернетом);
  • «Северный полюс» расскажет о хозяйственной деятельности человека.

Групповая работа 5 минут. После окончания работы один из членов команды выступает у доски. Остальные команды, заслушивая сообщения, вносят записи в лоцию. По мере заслушивания отчетов команд, учитель размещает на стенной карте, вырезанные из бумаги, следы от человеческих ног. На каждом следе – вопрос по изученной теме.

  1. Рефлексия:

Вопросы:

  • Вся ли территория С.Л. океана лежит в пределах северного полярного круга?
  • В чем характерная особенность рельефа дна С. Л. океана?
  • В каком климатическом поясе расположена большая часть океана?
  • Располагается ли океана в умеренном климатическом поясе?
  • Какие воздушные массы преобладают над океаном?
  • Какой представитель органического  мира наиболее распространен в океане?
  • Живут ли в СЛО  океане киты?
  • Каких ластоногих, обитающих в СЛО, океане вы знаете?
  • В шельфе каких морей обнаружена нефть?
  • Как называется транспортный путь, проходящий по СЛО?
  • Назовите самого крупного сухопутного хищника?
  • Как называется самый крупный остров, который омывает СЛО?
  • Кто руководил экспедицией, дрейфовавшей на льдине?
  • Какой путешественник изучил западную часть СЛО?
  • Как называлась экспедиция, изучавшая береговую линию СЛО 10 лет?

Подведение итогов:

  • Учитель подводит итог;
  • Учащиеся делятся своим впечатление об уроке, поднимая над головой,  изображение солнца (если они довольны) или тучки (если нет).  

  1. Приложения

Учитель задает вопросы:

  1. полярный летчик, исследователь Арктики, герой Советского Союза – Водопьянов  писал: «. . . Там хранится великая тайна рождения погоды, движения ветров, дрейфа льдов. Сотни лет стремится туда человечество, чтобы разгадать эту тайну. Но природа крепко хранит ее. Корабли, аэростаты, дирижабли на которых исследователи Арктики пытались попасть на полюс, сковывало льдом, разбивало штормом, заметало пургой». О каком полюсе идет речь?(Северный)

  1. В английском языке под паком  понимаются свободно плавающие ледяные массивы, сползшие в воду и оторвавшиеся от ледников на суше,  что такое пак? Он покрывает северную шапку планеты. (лед многолетний)
  2. Как называется часть суши, со всех сторон окруженная водой (остров)?


А вы знаете, что где-то
Круглый год – зимой и летом –
Океан укрыт от света
Толстым белым слоем льда? 
Там стоит ужасный холод,
Пароходы там не ходят,
Лишь большие ледоколы
Добираются туда.

Вам, друзья, запомнить нужно:
Он – не Западный, не Южный,
И уж, точно, не Восточный,
Хоть лежит у разных стран.
Нет! Его – я твердо знаю – 
По-другому называют:
Это – Северный, ребята,
Ледовитый Океан.


 Вся ли территория С.Л. океана лежит в пределах северного полярного круга?

В чем характерная особенность рельефа дна С. Л. океана?

В каком климатическом поясе расположена большая часть океана?

Располагается ли океана в умеренном климатическом поясе?

Какие воздушные массы преобладают над океаном?

Какой представитель органического  мира наиболее распространен в океане?

Живут ли в СЛО  океане киты?

Каких ластоногих, обитающих в СЛО, океане вы знаете?

В шельфе каких морей обнаружена нефть?

Как называется транспортный путь, проходящий по СЛО?

Назовите самого крупного сухопутного хищника?

Как называется самый крупный остров, который омывает СЛО?

Кто руководил экспедицией, дрейфовавшей на льдине?

Какой путешественник изучил западную часть СЛО?

Как называлась экспедиция, изучавшая береговую линию СЛО 10 лет?

Группа 1 корабль «Св. Фока» - изучает подводный рельеф.

Задание 1.  Название корабля

Кто руководил данным кораблем? Когда была данная экспедиция? Какие открытия или исследования проводила данная экспедиция.

Задание 2.  Подводный рельеф

По карте определите названия СОХ  в центре океана,  крупных островов и полуостровов.

Группа 2 корабль «Седов» - изучение особенностей климата

Задание 1.  Название корабля

Кто руководил данным кораблем? Когда была данная экспедиция? Какие открытия или исследования проводила данная экспедиция.

Задание 2   Климат

В каком климатическом поясе расположен океан?

Какие воздушные массы преобладают над ним?

Группа 3 корабль «Фрам» - изучение вод океана

Задание 1.  Название корабля

Кто руководил данным кораблем? Когда была данная экспедиция? Какие открытия или исследования проводила данная экспедиция.

Задание 2. Воды океана

По картам определите температуру и соленость вод океана, нанесите течения.

Группа  4 корабль «Челюскин» - органический мир

Задание 1.  Название корабля

Кто руководил данным кораблем? Когда была данная экспедиция? Какие открытия или исследования проводила данная экспедиция.

   

Задание 2 Органический мир

По карте определите природную зону.

По учебнику выпишите названия обитателей океана ( рыб и млекопитающих)

Какой представитель органического  мира наиболее распространен в океане?

Назовите самого крупного сухопутного хищника?

Группа 5 «Северный полюс» расскажет о хозяйственной деятельности человека. 

Задание 1. Название корабля

Кто руководил  первой экспедицией, дрейфовавшей на льдине? Назовите участников этой экспедиции? Почему дрейфующие станции называют «Северный Полюс»?

Задание 2 Хозяйственная деятельность

По карте определите полезные ископаемые, добываемые на шельфе океана.

В шельфе, каких морей обнаружена нефть?

Как называется транспортный путь, проходящий по СЛО?

Как ещё используется океан человеком?

Какие проблемы возникают при использовании ресурсов океана?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Презентация : "Северный Ледовитый океан" 7 класс

Презентацию можно использовать как по ходу урока так и в конце в качестве закрепления изученного материала по теме: "Северный Ледовитый океан"...

Презентация к интегрированному уроку география -физика "Северный Ледовитый океан" 7 класс

В презентации  дано решение задач по физике по темам: механическое движение, гидростатическое давление, плавание тел....

Урок географии в 7 классе по теме: "Северный Ледовитый океан"

Урок-путешествие. Работа ведется в группах. Каждая из групп работает в одном из направлений исследования. Свои наблюдения заносит в "Судовой журнал"....

Презентации для изучения природы океанов (Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан)

Природа океанов 7 класс. История исследования, рельеф дна океанов, свойства вод, обитатели и хозяйственная деятельность человека в океанах .Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, ...

Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"

Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....