Технологическая карта урока географии 10 класс Численность и воспроизводство населения мира
план-конспект урока по географии (10 класс)

Смыслова Елена Сергеевна

Урок интегрированный

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  интегрированного урока географии + математика+история+обществознание+ИКТ

с включением заданий по функциональной грамотности.

Учитель географии: Смыслова Е.С.

1. Предмет: География.

2. Класс 10

3. Рабочая программа по учебному предмету география составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО (10-11)  на основе авторской программы  В.П. Максаковского. География: программы : 10-11 классы.В.П. Максаковский/ – М. : Просвещение, 2018. — 47 с.

4. Тема урока:  «Численность и воспроизводство населения мира»

5. Тип урока: урок изучения нового материала (общеметодологической  направленности)

6.Цель урока: способствовать формированию у учащихся понятия представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, развитию умений выявлять закономерности динамики численности населения мира; развитию умений вычислять , применяя изученные свойства и формулы в решении практико-ориентированных жизненных задач; развитию смыслового чтения.

7. Задачи:

1)расширить представление о понятиях: естественное движение населения, воспроизводство населения, демографический взрыв, депопуляция;

2) продолжить формирование умения работать со статистическими материалами (таблицами, графиками, диаграммами).

3) отработка приемов самостоятельной и устной деятельности, работы в парах; 

4) совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками географических знаний;

5) формирование у учащихся естественно- научного мировоззрения, культуры семейных отношений.

УУД, формируемые на уроке:

Метапредметные:

Познавательные УУД: находить достоверные сведения о населении мира в источниках географической информации; объяснять, оценивать и прогнозировать демографические процессы современного мира на основе приобретённых знаний и умений.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; интерпретировать географические аспекты социально-экономических статистических данных.

Предметные:

Развивать географическое мышление для определения географических аспектов изменения численности и особенностей современного процесса воспроизводства населения мира; сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях размещения населения; объяснять особенности динамики численности населения мира; прогнозировать изменение численности населения мира.

Личностные:

Осознание значимости и общности демографических проблем человечества; сформированность умений самооценки и принятия решений по изменению собственного поведения в связи с переоценкой ценностей; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; владение толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

8. Необходимые:

Оборудование: ноутбуки, компьютер, проектор,  калькуляторы, презентация, видеофрагмент «7 млрд. человек».

Наглядные пособия: политическая карта мира, атласы, карточки-задания.

Ключевые слова: демография, рождаемость, смертность, естественный прирост, воспроизводство населения, демографический взрыв, депопуляция.

Новые термины и понятия: демография; естественное движение населения; два типа воспроизводства населения; демографическая ситуация; демографический взрыв и демографический кризис, демографическая политика.

Рабочие материалы для обучающихся (УМК): учебник «Экономическая и социальная география мира»  10-11 класс В.П. Максаковский, атласы 10-11 класс, маршрутные листы.

Форма организации учебной деятельности: беседа, фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа учащихся.

Методы и приемы:

  • словесный (объяснение нового материала, эвристическая беседа, фронтальная беседа),
  • наглядный (презентация «Численность и воспроизводство населения мира», видеофрагмент «7 млрд. человек»),
  • практический (работа с картами атласа, учебником, дополнительным материалом, интерактивными заданиями),
  • оценивание (самоконтроль, взаимоконтроль).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.

Организационный момент.

Приветствует обучающихся:

- Здравствуйте, 10 класс! Хочу попросить вас настроиться на работу, проверить готовность к уроку. Сегодня на уроке мы будем работать с различными источниками информации. Надеюсь на нашу плодотворную работу.

 Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на урок.

2.

Проверка домашнего задания. (закрепление изученного материала)

- Мы закончили изучение темы «Природа и человек в современном мире»,  для закрепления материала выполните задания на карточках. Это задания на расчет ресурсообеспеченности и знания видов рационального природопользования. (4 мин.)

Выполняют задания на карточках.

см. Приложение

3.

4.

Актуализация знаний.

Целеполагание

Мы переходим к следующему разделу в географии, посмотрите на доску эти слова – термины помогут вам определить название этого раздела.

  • Как вы думаете, в чем ее значимость?

 -Население… За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих тысяч людей, которые жили тысячи лет назад, живут сегодня и будут жить в будущем.

-Данную тему мы будем изучать несколько уроков, а чтобы определить тему сегодняшнего урока послушайте внимательно:

- 26 ноября 1718 года Пётр Великий издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…».

Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трёх лет были подвергнуты проверке — «ревизии»

  -С какой целью Петр I издал данный указ?

-Для чего нужна перепись населения?

- В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д.

Впервые учет численности населения приводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. С начала XIX века в мире было проведено более 2 тыс. переписей. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) не осталось стран, в которых не было бы переписи. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения. Которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину. В нашей стране тоже прошла перепись населения в этом году, и ваши семьи приняли в ней участие.

-Из этого сделаем вывод, какова же тема нашего урока?

-Тему урока определили, определим  цели и задачи урока:

-Сегодня мы расширим знания о численности населения в мировых масштабах, рассмотрим изменение численности населения в демографической истории общества, попытаемся выявить различия в естественном приросте и темпах роста  народонаселения Земли и отдельных регионов.

Определяют тему раздела:

 «География население мира».

Определяют значимость раздела:

  • Население – главная производительная сила общества.
  • Взаимодействует с географической средой и преобразует природу.
  • Население – главный потребитель создаваемых материальных благ.

Слушают учителя

Ответы обучающихся:

-Для переписи населения.

Определяют тему урока:

«Численность и воспроизводство населения мира».

Формулируют цели и задачи  урока.

На доске прикреплены слова: рождаемость, смертность, естественный прирост, воспроизводство, этнос.

Прикрепить тему урока на доску.

5.

Первичное усвоение новых знаний

-Наука, которая изучает численность и динамику населения Земли, называется демография (на доске термин) Слайд.1

-Посмотрите, сколько человек рождается каждую секунду, минуту, сутки….. Слайд 2. 

-За всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд человек. Слайд 3.  

-Рассмотрите данные слайда здесь представлена диаграмма  «Динамика численности населения мира» Рассмотрите ее  и сделайте вывод, что происходит с численностью населения. Слайд 4.

- Как называется быстрый рост численности населения? (демографический взрыв)

  • В чём причины небольшого роста численности населения до начала 20 века?

  • Какова численность населения мира на данный момент?

Включает видеофрагмент. «7 миллиардный человек»

https://www.youtube.com/watch?v=Ma9afu7VNlQ

-7 миллиардный человек появился 31 октября 2011 г.  Сколько же сейчас составляет численность населения?

  (Прикрепляет число численности населения)

-Запишите эти данные в маршрутный лист.

  • На сегодняшний день в мире выделяют  крупнейшие страны по численности населения.  Давайте вспомним, что это за страны и покажем  на карте 10 стран?

-

- На нашем уроке присутствуют журналисты газеты «Мир людей - мир для людей», они выпустили спецвыпуск газеты и хотят  познакомить нас с интересными фактами о населении мира.

- Ребята, а какие показатели влияют на численность населения?

-Вспомним, что такое рождаемость, смертность, естественный прирост.

 -Посмотрите на слайд, на нем вы видите формулу ЕП, обратите внимание, что измеряется ЕП в промилле. Слайд 7

-Выполните задание в маршрутных листах, используя таблицы учебника стр.406, 407 (таблица 12, 13).

- Выписать 3 страны с низким 3 страны с высоким ЕП, обратите внимание, что он измеряется в промилле.  (таблица 12, 13)

Проверка выполнения задания.

-В каких- то странах, численность населения растет быстро, а в каких- то медленно, это зависит от воспроизводства населения.

 -Читаем определение в учебнике на стр.62 записываем в маршрутный лист.

Физкультминутка:

-Вправо,  влево повернулись,

Сели, встали, улыбнулись

-Посмотрите  карту  стр. 67 сколько типов воспроизводства населения выделяют?

- Ваша задача, на основе текста учебника стр.63-65 дать характеристику типам воспроизводства населения, работаем в парах, первый ряд-первый тип, второй ряд-второй тип.

(15 мин.)

Проверка таблицы.

Смотрят слайды презентации.

Рассматривают диаграмму делают вывод:

 -Численность населения растет быстрыми темпами.

Дают определение этому феномену:

-Демографический взрыв.

Определяют причины:

- Низкий уровень жизни, плохая медицина, войны.

Смотрят видеоролик

Заполняют маршрутный лист

Работа с политической картой. Один обучающийся показывает:

1.Китай

2. Индия

3. США

4.Индонезия

5.Пакистан

6. Бразилия

7. Нигерия

8. Бангладеш

9. Россия.

10. Мексика

Выступление журналистов

Отвечают: рождаемость, смертность, естественный прирост.

Дают определения терминам.

Выполняют задание в маршрутных листах.

Записывают термин воспроизводство населения в маршрутных листах

Повторяют движения физкультминутки за учителем.

Рассматривают карту в учебнике, делают вывод:

 -Два типа воспроизводства.

Работа в парах, заполняют таблицу

Включить презентацию.

Выключить проектор.

Два обучающихся получили опережающее задание подготовить газету на тему: «Интересные факты о населении мира».

Включить презентацию.

6.

Закрепление знаний.

(10 мин.)

-Возьмите ноутбуки, перейдите по ссылке, выполните задания на платформе Skysmart.

Выполняют задания на закрепление изученного материала.

Учитель заранее создает банк заданий на платформе Skysmart, копирует ссылку, прикрепляет в школьном портале

7.

Поведение итогов

Итак, наш урок подходит к концу. Отметки за урок, после проверки домашнего задания, и на основе ваших результатов заданий, на платформе Skysmart.

Анализируют  свою работу, набрав определенное количество баллов.

Результат выполнения заданий учитель получает в личном кабинете на платформе Skysmart. .

8.

Рефлексия.

На столе лежат человечки разных цветов,  прикрепите к доске человечка, цвет которого характеризует ваше состояние после нашего урока:

Зеленый – все было понятно на уроке, со всем справился.

Желтый – не все было понятно, возникли затруднения.

Красный – все было не понятно, ни с чем не справился.

Анализируют свою работу, прикрепляют человечков на доску.

9

Домашнее задание

Параграф 1 стр.62-65 (пункт 1, 2, 3,4) пересказ, подготовиться к дискуссии «Что произойдёт, если численность населения будет угрожающе велика?»

Самостоятельно знакомятся с домашним заданием.

Прикрепить домашнее задание в школьном портале

Приложение.

Задания на закрепление изученного материала

Карточка 1.

1. Марганец — металл серебристо-белого цвета. Учащиеся нашли в интернете информацию о том, что при потреблении марганцевых руд в количестве 17,8 млн. т. в год ресурсообеспеченность этим металлом составит 353 года. Определите, какова была величина разведанных запасов марганца. Ответ дайте в тоннах.

2. Какие из следующих высказываний верны?

1) Продольная распашка склонов способствует замедлению эрозии почв.

2) Основным источником выброса парниковых газов в атмосферу является работа атомных электростанций.

3) Посадки кустарников на склонах способствуют замедлению эрозии почв.

4) Молевой сплав леса по рекам нарушает речную фауну и флору.

5) Осушение болот в верховьях рек приводит к их обмелению и пересыханию.

Карточка 2.

1. Учащиеся нашли в интернете информацию о том, что мировая добыча олова составляет около 280 тыс. т. в год. При нынешних темпах добычи ресурсообеспеченность этим металлом составляет 16 лет.

 Определите, какова величина разведанных запасов олова. Ответ дайте в тоннах.

2. Какие из следующих высказываний верны?

 1) Распашка крутых склонов земледельческой зоны Сибири стала причиной развития эрозии почв в этих районах.

2) В США кислотные дожди — одна из распространенных причин плохих урожаев, гибели сельскохозяйственных культур на огромных площадях.

3) В Канаде создание крупных водохранилищ стало причиной изменения климата прилегающих к ним территорий.

4) Одной из важных экологических проблем Австрии является проблема опустынивания.

5) Образование кислотных дождей связано с развитием атомной энергетики.

Карточка  3.

  1. Учащиеся нашли в интернете информацию о том, что при ежегодном потреблении нефти в размере 35 551 млн. баррелей ресурсообеспеченность этим важнейшим сырьем ХХI века составляет 46 лет. Определите, какова величина разведанных запасов нефти. Ответ дайте в млн бар.

  1. Какие из следующих высказываний верны?

1) Одной из основных причин глобального потепления климата считается увеличение в атмосфере количества азота.

2) Примером рационального природопользования является создание терриконов вблизи шахт.

3) Уплотненная почва ухудшает условия водноминерального питания дерева, что отражается на его росте.

4) Солнечная электрооэнергетика — один из самых экологически чистых видов производства электроэнергии.

5) Распашка склонов препятствует развитию водной эрозии почв.

Карточка 4.

  1. В настоящее время на уголь по-прежнему приходится значительная часть в структуре потребления топлива как в мире в целом, так и во многих странах. Учащиеся нашли в Интернете информацию о том, что в 2017 г. в мире было добыто 3768 млн т угля, при этом показатель ресурсообеспеченности углём в мире составлял 274 года. Определите величину разведанных запасов угля (в млн т) в мире в 2017 г.

  1. Какие из следующих высказываний верны?

1) Молевой сплав — наиболее экологичный вид транспортировки леса по рекам.

2) Использование тяжелой сельскохозяйственной техники приводит к нарушению структуры почв и снижению их плодородия.

3) Использование систем оборотного водоснабжения приводит к загрязнению вод рек и озер.

4) Ветроэнергетика — один из самых экологически чистых видов производства электроэнергии.

5) Продольная распашка склонов способствует развитию водной эрозии почв.

Карточка 5.

  1. В настоящее время ресурсообеспеченность стран мира топливными полезными ископаемыми является стратегическим вопросом энергетической безопасности. Учащиеся нашли в Интернете информацию о том, что разведанные запасы угля в США составляют 445 млрд. т, при этом объём ежегодной его добычи — 1020 млн т. Определите ресурсообеспеченность США углём.

  1. Какие из следующих высказываний верны?

 1) Размещение водоемких производств на берегах рек способствует защите речных вод от загрязнения.

2) Примером нерационального природопользования является распашка целинных земель.

3) Полное извлечение металлов из руд является важным аспектом рационального природопользования.

4) Образование кислотных дождей связано с загрязнением воздуха предприятиями цветной металлургии.

5) Облесение оврагов и склонов является примером рационального природопользования

Карточка 6.

  1. В настоящее время обеспеченность стран мира топливными полезными ископаемыми является стратегическим вопросом энергетической безопасности. Учащиеся нашли в Интернете информацию о том, что разведанные запасы угля в США составляют 445 млрд. т, при этом подушевой показатель ресурсообеспеченности составляет 1324 т / чел. Определите численность населения США.

  1. Что из перечисленного является примером рационального природопользования?

1) рекультивация земель в местах добычи полезных ископаемых

2) террасирование склонов при их сельскохозяйственном использовании

3) вырубка деревьев в верховьях малых рек

4) использование систем оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях

5) молевой сплав леса

Карточка 7.

  1. Учащиеся нашли в интернете информацию о том, что в ОАЭ в 2017 г. было добыто 60,4 миллиардов м3 природного газа, при этом показатель ресурсообеспеченности на этот год составлял 97,7 года. Определите величину разведанных запасов природного газа (в миллиардах м3) в ОАЭ на 2017 г. Ответ округлите до целого числа.

  1. Что из перечисленного является примером рационального природопользования?

1) создание терриконов в местах добычи полезных ископаемых

2) расчистка лесов от сухостойных деревьев

3) создание лесных полезащитных полос в степной зоне

4) сжигание попутного природного газа при нефтедобыче

5) введение оборотного водоснабжения промышленных предприятий

Маршрутный лист

по теме: «Численность и воспроизводство населения мира».

  1. Численность населения составляет ……………….…
  2. На изменения показателя численности населения влияет………………….
  3. Показатели, влияющие на воспроизводство населения: …………….................................................................................................................
  4. Практическое задание.

Проанализировать таблицу 12 в «Приложениях» стр. 387 и определить тройку стран с наиболее высокими показателями естественной убыли населения, найти их на карте…………………………………………………………………………………………….

 Проанализировать таблицу 13 в «Приложениях» стр. 387 и определить тройку стран с наиболее высокими показателями естественного прироста населения, найти их на карте………………………………………………………………………………………………..

  1. Воспроизводство населения - ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1.  Характеристика типов воспроизводства населения

Сравниваемые черты

Первый тип воспроизводства

Второй тип воспроизводства

1. Уровень рождаемости

2. Уровень смертности

3. Уровень естественного прироста

4. В каких странах распространены (группа стран)

5. Доля детей

6. Доля пожилых людей

7. На что направлена

демографическая

политика.

Интересные факты о населении Земли.

 (для выпуска газеты «Мир людей - мир для людей»)

  1.  11 июля отмечается Всемирный день народонаселения Организации Объединенных Наций, который призван привлечь внимание к вопросам населения, программам общего развития и поиску решения общих проблем.
  2. По оценкам ООН, последние 30 лет увеличение населения происходит особенно быстро. Каждые 12 лет на Земле становится на 1 миллиард человек больше. Рубеж в 8 миллиардов населения планеты преодолеет в 2024 г.
  3. Численность населения мира растёт угрожающими темпами, несмотря на то, что в последние 30 лет темпы роста замедлились. Но многие учёные полагают, что после того, как этот пик будет достигнут (примерно к 2100 году, так как темпы роста замедляются), на планете начнётся голод, который приведёт к резкому снижению уровня жизни и постепенному сокращению численности населения до 1-3 млрд.
  4. Большая часть населения Земли приходится на граждан Китая и Индии – и тех, и тех в мире примерно по 1,4 миллиарда. Учитывая, что в странах Европы демография продолжает оставаться отрицательной, в течение ближайших ста лет население планеты сильно перемешивается, и европейцы будут ассимилированы жителями Азии. Люди будущего, скорее всего, все поголовно будут кареглазыми, темноволосыми и смуглыми.
  5. Самой молодой страной мира по среднему возрасту населения является Уганда, в которой этот параметр немного не дотягивает до 15 лет, а самой старой – Япония с 48 годами. При этом Уганда занимает также второе место по темпам прироста населения (около 3,6% в год), уступая лишь Малави.
  6. Демографический состав населения Земли относительно однороден. Мужчин на нашей планете больше, чем женщин, но разница эта незначительна. Перекос сложился в основном благодаря двум самым густонаселённым странам, Индии и Китаю, где из-за особенностей местной культуры многие семьи хотят иметь ребёнка мужского пола, а не женского.
  7. Согласно статистическим данным, самая распространенная на планете фамилия — китайская фамилия Ли, носителями которой являются более 100 миллионов людей по всему миру. В испаноязычных странах больше всего людей по фамилии Гарсиа и Гонсалес, в общей сложности более 20 миллионов. В англоязычных странах самой распространенной фамилией является Смит, носителей которой насчитывается более 4 миллионов человек, а в России больше всего Смирновых — 2,5 миллиона. Но самое удивительное — это 300 000 Карлсонов в Швеции, которые составляют 3% населения страны.
  8. В современном мире около 10% мужчин и 8% женщин являются левшами.
  9. Канада — самая образованная. Около 50% населения этой страны имеет высшее или средне специальное образование. Далее с небольшим отрывом идут Израиль (45%) и Япония (44%).
  10. Популярный день недели для рождения. Социологи выяснили, что чаще всего дети рождаются в четверг (17,5%). На втором месте - понедельник (14,2%), а самый непопулярный день - суббота (менее 12%).
  11. Старость не радость. Возраст выхода на пенсию не во всех странах одинаковый.

В Японии люди работают до 70 лет, в Австралии - до 66, в США и России - до 60-65. После достижения установленного государством возраста, пенсионеры получают ежемесячные выплаты.

К сожалению, не везде действует такой закон.

Например, в Китае, Индии и Тайланде пенсию полагается только бывшим госслужащим.“Простым смертным” же приходится рассчитывать только на себя или ждать помощи от родственников.

Похожая ситуация наблюдается в африканских странах и там, где зафиксирован низкий уровень жизни.

  1. Растет продолжительность жизни. С 1901 по 1950-е годы средняя продолжительность жизни в Европе составляла 46–65 лет. В 2000 году показатель достиг уже 76 лет, и еще больше к 2020-му году.

К примеру, в Швейцарии средняя продолжительность жизни 82,7 года. Но, в целом, по миру эта величина остается достаточно скромной - 67,2 года. По расчетам экспертов, ожидается, что к 2050-му она возрастет примерно до 77 лет, а к 2100-му — до 83 лет.

  1.  Страна с самым молодым населением в мире – Нигер: около 50% жителей составляют молодые люди в возрасте 14 лет и младше.
  2. Предполагается, что страна с самым высоким IQ – Гонконг, жители которого набирают в ‎интеллектуальных тестах в среднем 107 очков
  3. Самое большое количество эмигрантов проживает в Австралии, здесь каждый четвертый уроженец другой страны.
  4.  Самыми разговорчивыми людьми мира являются испанцы, они без труда могут подойти к незнакомому человеку, чтобы начать с ним разговор.
  5. Согласно данным Глобального Исследования Интеллекта среди различных народов, жители ‎Экваториальной Гвинеи оказались в самом конце рейтинга по показателям IQ, набрав в качестве ‎среднего балла лишь 59 очков.
  6.  В Мавритании, несмотря на давно изменившиеся каноны мира, до сих пор существует рабство. Здесь считается вполне нормальным владеть людьми и заставлять их выполнять работу. В стране около 20% населения являются рабами.
  7. Самые читающие люди мира — это исландцы, здесь насчитывается самое большое количество выданных книг на одного человека.
  8. В Таиланде внедрили использование фамилии человека только в 1913 г. до этого человека называли только по имени.
  9. Самое популярное в мире имя – Мухаммед
  10. Самое популярное в мире женское имя - Анна. Его носят почти 100 миллионов женщин.
  11. Только один человек из 2 миллиардов живет дольше 116 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОР: презентация "Численность и воспроизводство населения мира" для 10 класса

В данной презентации содержатся определения по теме, современный статистический материал, графики, сформулированы вопросы и задания для учащихся....

Презентация к уроку по теме "Численность и воспроизводство населения мира"

Разработка урока предназначена для использования на уроках географии в 10 классе в общеобразовательной школе....

Конспект урока географии в 10 классе на тему: "Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика".

Представленный конспект урока географии в 10 классе на тему: «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика»  имеет личностно – ориентированный подход. Вся работа на урок...

Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. География 10 кл.

По типу данный урок является уроком общего разбора темы и методики ее изучения. По своей дидактической цели это урок сообщения нового материала. По методике проведения это лекция. По организации – уро...

Урок "Численность и воспроизводство населения мира"

Материал содержит разработку урока, презентацию...

Разработка открытого урока "Численность и воспроизводство населения мира". 10 класс

Разработка урока "Численность и воспроизводство населения мира".  10 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии на тему «Природно – ресурсный потенциал мира» (практическое занятие) 8класс

Урок разработан на основе ФГОС. Цели урока:1. Формировать знания учащихся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умени...