Рабочая программа по учебному предмету «География» для 11а класса (базовый уровень)
рабочая программа по географии (11 класс)

Рабочая программа по учебному предмету «География»

для 11а класса (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_kl_bazovyy.docx998.33 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования

(для 11 класса)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа по учебному предмету «География»

для 11а класса (базовый уровень)

Срок реализации программы:  2021-2022 учебный год.

                                             Составитель:

                                                                      Деркач Лариса Анатольевна

                                                       учитель географии,

                                                                                        высшая квалификационная категория

гпИзлучинск, 2021

Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся  10 класса разработана на основе:

-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ

 «Излучинская ОСШУИОП №1»;

-Программы курса «География» 10—11классы. Углублённый уровень/авт.сост.Е.М.Домогацких., 2019 г.

- География: экономическая и социальная география мира.:  учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень/ Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., 2020 г.

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

Согласно  базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии в  10классе, отводится 105 часов, из расчета – 3 учебного час в неделю.        

Цели и задачи курса:

  • сформировать у обучающихся целостное научное представление о состоянии современного мира: о сложности взаимосвязей природных, социально-экономических и экологических составляющих географической оболочки, обособенностях хозяйствующего на Земле человечества;
  • интегрировать знания обучающихся по дисциплинам физической и социально-экономической географии, особенно в области региональной географии и страноведения;
  • развить пространственно-географическоемышление;
  • воспитать уважение к культурам других народов и стран;
  • сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства раз- ных территорий;
  • овладеть знаниями и навыками, необходимыми для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
  • воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде;
  • осознать свою роль в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой, обществом;
  • воспитать  гражданскую  ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • развить способности осуществлять выбор, быть ответственным за результат своих действий;
  • развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
  • усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в коллективе по предотвращению конфликтных ситуаций;
  • сформировать активную жизненную позицию и усилить мотивацию осознанного выбора молодёжью будущих профессий, связанных с изучением и применением наукоёмких технологий на примере решения проблем оценки, динамики и изменений состояния окружающей природной среды, особенностей взаимосвязей всех составляющих географической оболочки;
  • утвердить эмоционально—ценностное отношение обучающихся к мировой природе и культуре для последующего профессиональногоизучения, научного обоснования путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создания основ стратегий экологически безопасного развития общества и передачи знаний и умений следующим поколениям, будучи специалистами-географами.

Результаты освоения основной образовательной программы по географии  10—11 класс «Углубленный уровень»

Предметные

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

  • определять состав современного комплекса географических наук, его специфику и место в системе научных дисциплин, роль в решении современных научных и практическихзадач;
  • объяснять  роль различных источников географической информации, уметь  работать  с общими   и специальными географическими картами, статистическимиданными;
  • понимать значение знаний о географических явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, для адаптации к окружающей социоприродной среде, оценки экологическойситуации.

Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • демонстрировать сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальныхсистем;
  • объяснять и оценивать изменения географического положения стран мира, обусловленныеразвитиием мировых геополитических, геодемографических и геоэкономическихпроцессов;
  • демонстрировать  сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях    проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий;
  • характеризовать важнейшие региональные организации мира, учитывая развитие глобальной коммуникационной системы;
  • обосновывать гипотезы о развитии человеческого капитала и оценивать ситуацию на рынке труда  и еёдинамику.

Использование географических умений:

  • находить в различных источниках и анализировать географическуюинформацию;
  • выявлять противоречивую информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации;
  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географическойинформации;
  • выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологическихпроцессов;
  • проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений ипроцессов;
  • демонстрировать навыки картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различныхтерриторий;
  • владеть первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологическихпроцессов;
  • представлять географическую информацию и оценивать характер взаимосвязи деятельностичеловека и компонентов природы в условиях устойчивогоразвития.

Использование карт как моделей:

  • определять на карте положение в пространстве географическихобъектов;
  • извлекать информацию для моделирования географических объектов, прогноза трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию на основе геоинформационных систем.

Личностные

Понимание смысла собственной деятельности:

  • формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил исследование нормам природоохранительного поведения в повседневной деятельности в условиях устойчивого развития;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей социоприроднойсреды.

Метапредметные. Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполненияпроекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • оценивать описывать) достигнутые результаты, соотносить сделанные ранее обобщения с многообразием конкретной действительности;
  • понимать значимость и роль географических знаний для развития мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,  а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил и соблюдениенорм
  • поведения в повседневной деятельности, сформированность опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности и её объектам;
  • использовать географические знания в деле проявления гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности: патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаггимн).

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты иявления;
  • выявлять причины и следствия простыхявлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логическихопераций;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основеотрицания);
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственныхсвязей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст ипр.);
  • выделять все уровни текстовойинформации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еёдостоверность;
  • применять опыт эколого-направленной деятельности, осуществлять меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • приводить примеры влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей социоприроднойсреды.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общиецели, распределять роли, договариваться друг с другом ит.д.);
  • владеть  языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • демонстрировать готовность и способность вести диалог с другими людьми,  достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Страны современного мира (6часов)

    Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке.

  • Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориального устройства. Уровень социально-экономического развития.
  • Развитые и развивающиеся страны.

Тема 2. География населения мира (25 часов)

  • Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения. Теория демографического перехода.
  • Половозрастной состав. Трудовые ресурсы.
  • Расовый и этнический состав. Классификация языков. Страны однонациональные и многонациональные.
  • Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии. Этнорелигиозные конфликты.
  • Размещение населения. Миграции населения.
  • Формы расселения. Сельское и городское население. Урбанизация. Итоговая контрольная работа по теме 2

Практическая работа

  1. Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности.  
  2. Определение на основании  демографических параметров типа страны.
  3. Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.

Тема 3. Мировые природные ресурсы (25 часов)

  • Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира. Исчерпаемыеневозобновимые  ресурсы.
  • Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Проблема исчерпания минеральных ресурсов. Исчерпаемыевозобновимые ресурсы.
  • Земельныересурсы.
  • Лесныересурсы.
  • Водные ресурсы. Проблема опустынивания. Проблема нехватки воды и её загрязнения.
  • Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии.
  • Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.
  • Рекреационные ресурсы. Всемирное наследие.

Практическая работа

  1. Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.

Тема 4. Природа и человек (10 часов)

  • Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство.
  • Ноосфера. Географическая оболочка и окружающая среда. Природопользование.
  • Экология и экологические проблемы. Загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы и атмосферы. Проблема истощения природных ресурсов. Пути решения экологических  проблем.

Тема 5. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (8 часов)

  • Разделение труда.
  • Виды разделения труда.
  • Международное географическое разделение труда.
  • Формирование и развитие мирового хозяйства.
  • Виды стран по их роли в мировом хозяйстве.
  • Экономическая интеграция, глобализация.
  • Научно-техническая революция.
  • Характерные черты современной НТР.
  • НТР и отрасли мирового хозяйства.
  • НТР и география мирового хозяйства.
  • Итоговая контрольная работа по теме 5.

Тема 6. Отрасли мирового хозяйства (26 часа)

  • Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики.
  • Чёрная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития.
  • Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения.
  • Химическая промышленность. Центры химической промышленности.
  • Лесная промышленность. Современные тенденции в развитии отраслей мировой промышленности.
  • Сельскоехозяйство. Земледелие  (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство, «зелёная революция».
  • Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе, транспорт развитых и развивающихся стран.
  • Международные экономические отношения. Мировая торговля и открытая экономика. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.

Итоговая контрольная работа по теме 6.

Тема 7. Глобальные проблемы человечества (6 часов)

  • Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества.
  • Стратегия устойчивого развития. Принципы стратегии устойчивого развития.

Календарно-тематическое планирование

10 класс (углубленный уровень 3ч. в неделю)

Номер урока/

занятия

Содержание темы (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Тема 1. Страны современного мира.

4 ч +

2 ч резерв

1.

Введение. Что изучают в курсе социальной и экономической географии.

1

01.09

01.09

2.

Типология стран современного мира.

1

03.09

03.09

3.

Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориальное устройство.

1

03.09

03.09

4.

Развитые и развивающиеся страны.

1

08.09

08.09

5.

Классификация стран мира. Типы стран мира. П.р. № 1. Работа с контурной картой «Типы стран мира».

1

10.09

10.09

6.

Итоговый урок. Страны современного мира.

1

10.09

10.09

Тема 2. География населения мира.

20 ч + 2 ч резерв

7

Демография. Основные демографические показатели.

1

15.09

15.09

8

П.р. № 2. Расчет демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности.

1

15.09

15.09

9

Динамика численности населения.

1

17.09

17.09

10

Теория демографического перехода.

1

22.09

22.09

11

Расчет основных демографических показателей. П.р. № 3. Определение на основании демографических параметров типа страны.

1

22.09

22.09

12

Половозрастной состав.

1

24.09

24.09

13

Трудовые ресурсы.

1

29.09

29.09

14

П.р. № 4. Сравнительный анализ половозрастных пирамид стран.

1

29.09

29.09

15

Расовый и этнический состав населения.

1

01.09

01.09

16

Религиозный состав населения.

1

06.10

06.10

17

Этнорелигиозные конфликты.

1

06.10

06.10

18

Урок-конференция. Этнорелигиозное разнообразие мира -  источник культурного и интеллектуального богатства человечества. Презентация этнорелигиозных мировых сообществ.П.Р. №5

1

08.09

08.09

19

Размещение населения.

1

13.10

13.10

20

Миграция населения.

1

13.10

13.10

21

Формы расселения. Сельское население.

1

15.10

15.10

22

Городское население. П.р. № 6. Нанесение на контурную карту по 10 стран с максимальной и минимальной долей городского населения, городских агломераций мира.

1

20.10

20.10

23

Современные международные миграции населения: плюсы и минусы.

1

20.10

20.10

24

Урбанизация в развитых и развивающихся странах.

1

22.10

22.10

25

Модели размещения городов.

1

27.10

27.10

26

Всемирное культурное и природное наследие как одно из доказательств общности народов мира. (Защита проектов)

1

27.10.

27.10.

27

Итоговый урок по теме «География населения мира».Демографическая ситуация в Приморском крае

1

29.10

29.10

28

Обобщение знаний по теме «География населения мира».

1

10.11

10.11

Тема 3. Мировые природные ресурсы.

25 ч

29

Природные ресурсы.

1

10.11

10.11

30

Ресурсообеспеченность.

1

12.11

12.11

31

Минеральные ресурсы.

1

17.11

17.11

32

П.р. № 7. Расчет обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.

1

17.11

17.11

33

Рудные полезные ископаемые.

1

19.11

19.11

34

Нерудные полезные ископаемые.

1

24.110

24.110

35

Земельные ресурсы.

1

24.11

24.11

36

Выявление особенностей размещения земельных ресурсов и возможности их использования.

1

26.11

26.11

37

Лесные ресурсы.

1

01.12

01.12

38

П.р.№ 8. Составление топ-листа богатейших стран по запасам лесных ресурсов.

1

01.12

01.12

39

Водные ресурсы.

1

03.12

03.12

40

П.р.№ 9. Составление и анализ таблицы «Страны — лидеры по запасам водных ресурсов».

1

08.12

08.12

41

Неисчерпаемые ресурсы.

1

08.12

08.12

42

П.р.№ 10. Составление и анализ блок-схемы «Неисчерпаемые природные ресурсы и примеры их использования».

1

10.12

10.12

43

Ресурсы Мирового океана.

1

15.12

15.12

44

П.р.№ 11. Составление таблицы «Виды ресурсов Мирового океана и страны — лидеры по обеспеченности ими».

1

15.12

15.12

45

Рекреационные ресурсы.

Рекреационные ресурсы ХМАО

1

17.12

17.12

46

Урок-презентация.

Представление своего туристического агентства.

1

22.12

22.12

47

География важнейших видов природных ресурсов, современная обеспеченность ими мира и отдельных его регионов и стран.

1

22.12

22.12

48

П.р. № 12. Составление таблицы «10 стран — мировых лидеров по запасам разных видов природных ресурсов».

1

24.12

24.12

49

Природно-ресурсный фактор современного общества.

1

12.01.

12.01.

50

Мировые природные ресурсы.

1

12.01

12.01

51

П.р № 13. Решение географических задач на основе формул расчёта ресурсообеспеченности.

1

14.01

14.01

52

Итоговый урок по теме «Мировые природные ресурсы».

1

19.01

19.01

53

Обобщение знаний по теме «Мировые природные ресурсы».

1

19.01

19.01

Тема 4. Природа и человек.

10 ч

54

Взаимодействия между природой и обществом.

1

21.01

21.01

55

Возможно ли обособленное от природы существование общества на современном этапе?

1

26.01

26.01

56

Природопользование.

1

26.01

26.01

57

Экологические проблемы.

1

28.01

28.01

58

Загрязнение окружающей среды.

1

02.02

02.02

59

Человек раб или господин природы?

1

02.02

02.02

60

Пути решения экологических проблем. П.р. № 4.Заполнение таблицы «Основные направления рационального природопользования».

1

04.02

04.02

61

Современные решения проблемы природопользования.

1

09.02

09.02

62

Урок-конференция.Природа и человек.Экологические проблемы Приморского края

1

09.02

09.02

63

Итоговый урок по теме «Природа и человек».

1

11.02

11.02

Тема 5. Мировое хозяйство и НТР.

8 ч

64

Формирование мирового хозяйства.

1

16.02

16.02

65

Современная эпоха НТР.

1

16.02

16.02

66

Характерные черты НТР.

1

18.02

18.02

67

НТР и мировое хозяйство.

1

25.02

25.02

68

Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.

1

02.03

02.03

69

Мировое хозяйство и НТР.

1

02.03

02.03

70

П.р. № 15. Обозначение на контурной карте и составление характеристики главных центров современного мирового хозяйства.

1

04.03

04.03

71

Итоговый урок по теме «Мировое хозяйство и НТР».

1

09.03

09.03

Тема 6. Отрасли мирового хозяйства.

25 ч

72

Топливно-энергетический комплекс.

1

09.03

09.03

73

Электроэнергетика.

1

11.03

11.03

74

Металлургия.

1

16.03

16.03

75

География мировых центров металлургии.

1

16.03

16.03

76

Машиностроение.

1

18.03

18.03

77

Региональный аспект машиностроения.

1

23.03

23.03

78

Современные особенности развития и размещения топливной промышленности, металлургии и машиностроения.

1

23.03

23.03

79

Химическая промышленность.

1

25.03

25.03

80

Лесная промышленность.

1

06.04

06.04

81

Сельское хозяйство. Земледелие.

1

06.04

06.04

82

Сельское хозяйство. Животноводство.

1

08.0413.04

08.0413.04

83

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран.Сельское хозяйство ХМАО

1

13.04

13.04

84

Наземный транспорт.

1

15.04

15.04

85

Водные виды транспорта.

1

20.04

20.04

86

Мировая транспортная система.

1

20.04

20.04

87

Мировая инфраструктура.

1

22.04

22.04

88

Современные проблемы в отраслях химической и лесной промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

1

22.04

22.04

89

Мировая торговля и открытая экономика.

1

27.04

27.04

90

Факторы, влияющих на международную специализацию стран и регионов.

1

27.04

27.04

91

Международные экономические отношения. П.р. № 17. Обозначение на контурной карте и составление характеристики основных международных экономических организаций.

1

29.04

29.04

92

Международный туризм.

1

04.05

04.05

93

Отрасли мирового хозяйства.

1

04.05

04.05

94

П.р. № 18. Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.

1

06.05

06.05

95

Современная мировая торговля

1

11.05

11.05

96

Итоговый урок по теме «Отрасли мирового хозяйства

1

11.05

11.05

Тема 7. Глобальные проблемы человечества.

5 ч + 1 ч резерв

97

Глобальные проблемы человечества. Проблема сохранения мира. Проблема отсталости стран.

1

13.05

98

Продовольственная проблема. Демографическая проблема.

1

18.05

99

Глобальные проблемы современности.

1

18.05

100

Стратегия устойчивого развития.

1

20.05

101

Итоговый урок по теме «Глобальные проблемы человечества».

1

24.05

102

Обобщение знаний по курсу географии 10 класса.

1

25.05

103

Повторение пройденного

25.05

104

Повторение пройденного

27.05

105

Итоговый контроль

28.05

ИТОГО:

105 ч

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 7 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку  М.М.Разумовской, В.И. Капинос, С.И.Львовой,...

Рабочая программа по учебному предмету «История» для 10 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по истории МО РФ...

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 10 класса (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта  среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего общего...

Рабочая программа по учебному предмету "История" 6-9 классы базовый уровень

Рабочая программа по учебному предмету «История» составлена на основе авторских программ:6 класс·       «История России. 6-9 класс» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Кос...

Рабочая программа по учебному предмету "История" 6-9 классы базовый уровень

Рабочая программа по учебному предмету «История» составлена на основе авторских программ:6 класс·       «История России. 6-9 класс» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Кос...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10-11 классы (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта  общего образования. Химия.(2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования ...