Урок - игра "Счастливый случай" по природоведению в 5 классе"по теме "Вода"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Кровко Татьяна Дмитриевна

Урок проведен в виде игры "Счастливый случай" . Класс разделен на две команды, были выбраны капитаны. названия команд. Проверка знаний проводилась в период геймов: "Эрудит" - по 10 вопросов каждой команде поочередно; "Заморочки из бочки"- занимательные вопросы; "Угадайка"  -  ребусы; "Черный ящик"- составление пословиц и обьяснение их;  "Гонка за лидером" - вопросы всем участникам игры. В конце урока - подведение итогов, оценивание, награждение. Для урока подготовлена презентация: "Эта волшебница вода!", выставка рисунков учащихся о воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщающий урок по теме: Вода299.29 КБ

Предварительный просмотр:

              Государственное  Бюджетное  Общеобразовательное  Учреждение  

                                                Унечская  школа - интернат    

                              Внеклассное    занятие

                                         по   природоведению

                   игра «Счастливый случай»

            Тема: «Эта волшебница вода!»

                                              для учащихся 5 класса

                            https://pbs.twimg.com/media/EVETKM5U4AEWfBL.jpg

                                Подготовила:  Кровко Т.Д.- учитель географии

                                             в рамках предметной недели

                                                         16 .02.2022г.

Урок- игра по природоведению "Счастливый случай»                       5 класс

Цели и задачи: закрепить знания о воде : обобщить, систематизировать  материал по разделу «Вода»; воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе; развивать взаимопомощь, память и воображение учащихся.

Форма организации: групповая.

Оборудование: плакаты а) Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты – самое большое богатство на свете». ,  Карточки с номерами вопросов, презентация «Эта волшебница ,  вода!»

                                  Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие учащихся.

Добрый день, уважаемые гости, дети. Мы с вами на игре «Счастливый случай». Именно счастливый случай свёл нас сегодня всех вместе, чтобы ещё раз подумать, поразмышлять о таком важном полезном ископаемом, как – вода.

3  Актуализация знаний:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заполняет,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли что вода -
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

В игре принимают участие команды;( каждая имеет своего капитана и название.)

Команды № 1 ………………….Команды № 2 ……… 

Представление жюри.

  1. Проверка умений и знаний.

Сегодня между командами сраженье.
Но пусть обид не будет среди Вас
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если Вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменья, знанья и веселье позволят Вам сыграть в ничью.

  ГЕЙМ №1  «Эрудит»

(Дается 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. Отвечают по очереди.

 За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы команде №1

1. Вода – полезное ископаемое?  (да)

2. Больше воды или суши на Земле? (Воды)

3 Вода в газообразном состоянии?(Пар)

4. Вода имеет запах? (нет)

5. Реки, озера, пруды, лужи – это …  ( это пресные  водоемы на суше)

6 Капельки воды на траве? (Роса)

7. Вода в океанах – пресная или соленая? ( соленая)

8. Вода нужна растениям? (да)

9. Вода в реке – пресная или соленая? (Пресная)

10. В облаках и тумане вода находится в виде - …  (водяного пара) )

Вопросы команде №2

1.Вода – минерал? (да)

2. Какой цвет воды на картах? ( голубой, синий)

3. Вода в твердом  состоянии?   (Лед)

4.Вода имеет вкус? (нет)

5. Дождь, снег, град – это … ( осадки, вода в воздухе)

6. Частичка снега?  (Снежинка)

7. Вода в пруде – пресная или соленая? ( пресная)

8. Вода нужна животным? (да)

9. Вода в море – пресная или соленая? (Соленая)

10. В воздухе их водяных капелек образуется - … (  облака, туман)

                                    Подведение итога данного гейма

ГЕЙМ  №2  «Заморочки из бочки»

((Побеждает та команда, которая быстрее ответит на вопрос ведущего)

1 ответ – 2 бала.

  • В одной сказке король, собираясь выдать дочь замуж, объявил конкурс, на котором были заданы хитроумные вопросы. Один из вопросов был такой: «Что есть везде?»

Ответ: вода. Она в воздухе, на земле и внутри её

  •  На столе 2 стакана- водой и с уксусом. Внешне прозрачны и бесцветны. Как определить, что находится каждом стакане? 

Ответ: По запаху. Вода не имеет запаха..

  • Почему лёд плавает в воде?   Ответ: лёд легче воды
  • Почему мы видим водоросли и  рыбок  в аквариуме?

 Ответ: Вода прозрачна.

  •  Почему нашу планету космонавты назвали голубой? (

Ответ:   3/4 части поверхности земного шара занимает вода)

  • В какой воде растворится соли больше – в холодной или теплой? Ответ; В теплой. Чем выше температура воды. Тем больше растворится соли

гейм  №3  «Угадай - ка»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0444/00013cc3-eb490aa1/hello_html_mb387f45.png

   гейм  №3  «Черный ящик»

       

«Народная мудрость» :  Давно люди заметили, что вода – это жизнь, поэтому про воду народ сложил много пословиц. Продолжите…

 Как понимаете эти пословицы?

  • Вода – мать полей, а без матери не проживешь. (китайская пословица)
  • Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец (английская пословица)
  • Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать, образуется пустыня. (узбекская пословица

Или:   Составь пословицу из данных  фраз. Прикрепи – на доску. Как понимаете эти пословицы?

Хлеб да вода – молодецкая еда

Всей воды не выпьешь

Вода себе путь найдет

Богато живем – воду сполна пьем

 (Подведение итога данного гейма)

Физкульт минутка

     К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это – кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Гейм №5.     «Гонка за лидером» «Живая вода»

      ( Отвечают на вопросы все участники. Время на обдумывание не дается.  

      Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.)

  Загадки команде №1:

1.В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

2. С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад)

3. Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

4. К маме-речке я бегу

И молчать я не могу.

Я её сынок родной,

А родился я весной. (Ручей)

5. Кругом вода,

А с питьём беда. (Море)

6. Что же это за местечко -

Есть вода, но нет там речки?

Кочки мхом давно покрылись

И в трясине притаились! (болото)

7. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою. (Сосулька.)

8. Течёт, течёт - не вытечет,

бежит, бежит - не выбежит. (Река)

9. Вился, вился белый рой,

Сел на землю стал седой (снег)

10 Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (Облако)

Загадки команде №2:

1. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

2. На полянке - солнцепек,

Солнце греет стебелек,

Кто ж ему несет водичку?

Наш весенний... (ручеек)

 3. В белом бархате деревья,

И заборы и дома,

А как ветер нападет –

Этот бархат опадет. (Иней)

4. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий -  в море. (Река)

5.. Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд)

6.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

7. В огне не горит,   а  в воде не тонет. (Лед.)

8. Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок (туман)

9.. Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без ... (Воды)

10. По морю идёт,
До берега дойдёт -
Тут и пропадёт. (Волна)

  1. Подведение итогов.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растет – и снова в поход!

По горным вершинам,

 Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь,

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – вода

Жюри подводит предварительные итоги в конце игры .

Во время игры мы с вами обобщили материал по теме «Вода».

 Обе команды были активны, быстры, сообразительны и красноречивы. Ну а пока жюри выявит победителя, мы с вами посмотрим выставку  рисунков учащихся «Охрана воды»

Жюри подводит окончательные итоги.

    Заключительный этап.

Объявление результатов. Награждение победителей.

 Итоги конкурса: победила команда « …………… ».

Во время игры самые активные учащиеся получают (цветной квадратик) – дополнительные баллы.

Рефлексия:

 По окончании игры учащиеся выбирают «Капельки»  разного цвета и приклеивают их на доске:

Красный – игра очень понравилась.

Зеленый – игра понравилась.

Синий – игра не понравилась


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Урок - творчество по природоведению, 5 класс

урок с использованием игровых технологий....

Презентация к итоговому уроку обобщения по природоведению 5 класс

В презентации представлены материалы к каждому этапу занятия для актуализации и контроля знаний за курс естествознания в 5 классе. НА уроке у каждого участника образовательного процесса на парте маршр...

Презентация к уроку "Явления природы". Природоведение 5 класс.

Материал будет полезен коллегам, работающим по учебнику: Введение в естественно-научные предметы, Природа, 5 класс, Пакулова В.М., Иванова Н.В., 2012. Презентация представляет собой наглядный материал...