«Методы формирования познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (ИН) на уроках географии»
статья по географии

Билялова Гульнур

В докладе освещены основные активные формы активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроке географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Вознесенская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Методы формирования познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (ИН) на уроках географии»

                                                                                                       Доклад

                                                                                                   Билялова Г.Н

                                                                                               учитель географии

        2022

Одной из главных целей учителя на уроке является – создание благоприятных условий для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся. Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.   Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных активных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Изложение материала стараюсь делать логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания. Свои уроки стремлюсь строить таким образом, чтобы учащиеся могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, мышление, память.

Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, я применяю дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока, я стараюсь сделать три варианта заданий, учитывая умственные способности детей.

Для активизации познавательной деятельности учащихся обязательно учитываю индивидуальный подход при организации заданий. В подборе материала ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ученика. Даю разноуровневые задания, использую рабочую тетрадь индивидуального обучения географии. При такой работе каждый ученик выполняет посильное задание. 

На уроках сочетаю приёмы фронтальной, групповой и индивидуальной работы. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как классические формы обучения, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии: урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование, урок-конкурс. Такие уроки выступают как мотив учебной деятельности школьников. Так, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков - сообщений, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, рефераты, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ (проект). (Прил. 1) При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре. Задания и материалы к урокам стараюсь подбирать так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности. Использование занимательного материала на уроке вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности. Например, тему урока могу объявить по разному: загадкой, стихотворением, фото, мелодией, ребусом и др. По своему содержанию занимательные задания делаю самыми разнообразными: занимательные по характеру содержания (вопросы о различных географических явлениях; вопросы на знание географической, политической или зоогеографической карты) и занимательные по характеру построения (ребусы, криптограммы, кроссворды, весёлые задачки и т. п.) Провожу их на всех этапах урока. На этапе актуализации опорных знаний, проверке домашнего задания или закрепления изученного использую прием «Чистая доска». Его суть в том, что на доске под различным углом написаны понятия изучаемой темы. Задача ученика выйти к доске и объяснив любое понятие стереть его с доски. В системе использую дидактические игры, которые способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяют многократно и разнообразно повторить изученный материал, расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, активизируют психические процессы..

Использую игры на знание карты, географической номенклатуры, «игры-путешествия» (по намеченному маршруту учащиеся путешествуют по карте, рассказывая обо всем виденном: рельефе, природе, экономике, и т.д.), игры на классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего», «игры-соревнования», «Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Угадай” и т.д. По времени провожу игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

Для повышения интереса к изучению географии в учебном кабинете использую в качестве наглядности сменные выставки фотографий и иллюстраций “Природа Южных материков”, “По Северным материкам”, “Россия – Родина моя”. На уроках использую современные учебно-наглядные пособия, которыми обеспечен кабинет. Другим из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Самостоятельные работы, проводимые мною на уроках, так и вне урока, способствуют преодолению формализма в обучении и развитию у учащихся наблюдательности, творческой инициативы, выработке умений и навыков целенаправленной работы по изучению географических объектов. На каждом уроке активизирую практическую деятельность учащихся. В процессе изучения географического материала использую разнообразные виды практических работ: определение сторон горизонта, ориентирование на местности и на карте, выполнение схематических зарисовок, составление несложных планов, чтение карт, моделирование, обозначение изученных объектов на контурных картах, заполнение схем и таблиц (обобщающие, сравнительные, требующие классификации объектов). 

Современный урок сложно представить без информационно -   коммуникационных технологий. Использование мною ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Так как кабинет географии оснащён компьютерной техникой, практически на каждом уроке использую ИКТ. Для подготовки к урокам применяю компьютерные  программы,  Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,  Microsoft Office Publisher,  MS Explorer, FineReader (сканирование), использую мультимедийный диск («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»). С помощью этих программ создаю собственные презентации и дидактические материалы к урокам. Для удобства работы составила каталог имеющихся ресурсов по каждому классу.

Используя интернет, на уроке провожу виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, знакомимся с природой, людьми, их бытом, культурой. У ребят появилась возможность подготовить к уроку сообщение, презентацию, реферат, проект на любую тему, что представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся; повышает мотивацию учащихся к учению; формирует активную жизненную позицию. (Прил.2). При изучении нового материала использую демонстрационную программу или презентацию, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. (Прил. 3). На уроке закрепления использую разноуровневые тесты, электронные кроссворды, индивидуальные задания. Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов.

В проведении контрольно – обобщающих уроков, формат тестовых компьютерных программ даёт мне возможность проверить ЗУН учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, карт. (Прил. 4). Например, на уроках географии при изучении  нового материала отводится важная роль в работе с  географическими терминами, пользуясь компьютером  я   вывожу на экран текстовую информацию для пояснения и иллюстрации данных терминов. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем вербально вести понятия в речевые структуры, диалоговые формы общения, в мини-рассказы, описания, обучающиеся обогащают свой словарный запас, расширяют кругозор, повышают познавательную активность по предмету.

Изучаю и активно использую в работе материалы Интернет-ресурсов сайта учительского портала «Завуч ИНФО», фестиваля педагогических идей «Открытый урок», образовательного сообщества «Открытый класс», Новосибирская открытая образовательная сеть и др. Мною разработаны серии уроков и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ (урок «Москва- столица России» 6 кл., обобщающий урок в 8 кл. «Материки и океаны», урок «Лесная зона»7 кл., Презентация к уроку  «Япония»  9кл. и др.).

Провожу уроки с применением элементов программированного обучения. (Прил. 5). Использование элементов программирования, считаю, помогают обеспечить на уроках активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать ученикам необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Для развития познавательного интереса учащихся к географии провожу внеклассную работу, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: неделя географии, игры, викторины, географические олимпиады, конкурсы, выставки. Основной формой внеклассной работы в нашей школе является проведение Недели географии. (Прил. 6). Неделя географии позволяет вовлечь как можно больше учащихся с разным уровнем обученности. Ученики с увлечением участвуют в КВНах, конкурсах, в географических вечерах, с интересом разгадывают кроссворды на любые темы, выпускают географические газеты. Каждый день продумываю тщательно, включая разнообразные формы и конкурсы. Будет ли это открытый урок, внеклассное мероприятие учащиеся активно пробуют и проверяют свои знания по географии. Создается возможность каждому ученику проявить себя, свои способности и творческие наклонности. Завершается неделя награждением активных учащихся грамотами и дипломами.

В системе провожу экскурсии в природу, с целью уточнения и расширения представлений детей об окружающем мире, закрепления знаний о типичных явлениях в природе по временам года, развития желания познавать законы природы, экскурсии на предприятия и музеи. Такая форма работы воспитывает у моих школьников любознательность, умение находить правильные ответы, добиваться поставленных целей, делать выводы, сравнивать, обобщать.

Используя в своей педагогической деятельности эффективные технологии, формы и методы обучения на уроках географии и внеклассной работе мне удалось:

- сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную и внеклассную деятельность;

- повысить эффективность усвоения географических знаний и умений учащихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) на уроках географии;

 - стимулировать и развивать у школьников мышление, восприятие, память и другие психические процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

Формирование познавательной активности обучающихся, формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда на уроках математики

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. В данной работе представ...

ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В многочисленных публикациях показано, что исследовательская деятельность на уроках биологии повышает познавательную (когнитивную) активность обучающихся, так как способствует формированию прочных ест...

Активизация познавательных способностей умственно отсталых учащихся на уроках географии

Целью работы является обобщение и анализ опыта работы с детьми с нарушениями интеллекта. В статье дается подробное описание особенностей работы с таким контингентом учащихся, рассмотрены способы повыш...

Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучаю...

Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры

В основе теории развивающего обучения положено понятие деятельности. Именно деятельность определяет самостоятельность и ответственность ребёнка в собственном развитии и даёт возможность педагогу отчёт...

Методическая разработка по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии»

Тема: ««Активизация познавательной деятельностиучащихся на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе»  Цели самообразования:- Систематизация  накопленно...