Адаптированная рабочая программа по географии для детей с интеллектуальными нарушениями 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)

Гришина Надежда Анатольевна

предлагаю адаптированную рабочую программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 6 класса по ФГОС. Она имеет следующие разделы: пояснмтельная записка, содержание учебного материала, планируемые результаты, тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мурзицкая средняя школа

                                         Адаптированная рабочая программа

по предмету «География»

 6  специального (коррекционного) класса для детей

 с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

Год разработки: 2022

                                             

Является приложением к рабочей программе по географии

АООП ООО МБОУ Мурзицкой средней школы

 

                                                                                                                 

  Программу составила:

учитель специальных

(коррекционных) классов

                                     Гришина Н.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «География» для 6 класса составлена на основе нормативно – правовых документов.

-Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28

-Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.

-Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. Природоведение. Биология. География: 5-9-е классы /Т.М. Лифанова и др., - 5-е изд.,стер. – Москва: Просвещение, 2022. – 310 с, - (ФГОС ОВЗ).

-Учебник по географии  для обучающихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2021г

Программа составлена с учетом психофизическихособенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).

     Основными целями рабочей программы являются:

- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;

- формирование понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культур

Основные задачи курса географии,

- дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран,

- показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

-обучить правилам поведения в природе,

- развивать и коррегировать познавательную деятельность: учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, развивать воображение обучающихся.

-расширять лексический запас детей.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением (литературным чтением), математикой, изобразительным искусством, черчением, основами социальной жизни и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Мир природы и человека» и «Природоведение», входящих в предметную область «Естествознание».

Учитывая общие и специальные задачи, программа географии предусматривают повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.  

Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).

В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями.  Рабочая программа составлена с учетом психофизических  особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся учатся ориентироваться на местности, знакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой.

 В программу введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса».

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы. Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:

6        класс — «Начальный курс физической географии» (68 часов)

Учебный предмет «География» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также сформулированы основные предметные и личностные результаты по годам обучения. Проведению практических работ в 6 классе поможет рабочая тетрадь, которая способствует внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с интеллектуальными нарушениями задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочую тетрадь включены контурные карты.

Содержание учебного курса «География»

6класс   Начальный курс физической географии (68 ч)

Введение (5 ч) География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения.

Ориентирование на местности (5 ч) Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам.

Формы поверхности Земли (4ч.) Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.

Вода на Земле (10 ч) Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

План и карта (9 ч) Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Земной шар (14 ч) Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов..

Карта России (19 ч)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.  Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Крупные города России (по выбору учителя).

Наш край на физической карте России.

Повторение начального курса физической географии (2 ч)

Предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

• названия основных сторон горизонта;

• основные формы земной поверхности;

• названия водоемов;

• основные правила безопасного поведения в природе;

• условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географической карты;

• названия материков и океанов;

• значение Солнца для жизни на Земле;

• название нашей страны, ее столицы;

Учащиеся должны уметь:

• делать простые схематические зарисовки;

• составлять рассказы об изучаемых геогра-фических объектах из предложенных учителем предложений;

• показывать на географической

карте объекты, заранее выделенные учителем

Обучающиеся должны знать:

• что изучает география;

• горизонт, линию и стороны горизонта;

• основные формы земной поверхности;

• виды водоемов, их различия;

• меры по охране воды от загрязнения;

• отличие плана от рисунка и географической карты;

• основные направления на плане, географической карте;

• условные цвета и основные знаки географической карты;

• распределение суши и воды на Земле;

• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос;         формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение

к учебнику, тетрадь на печатной

основе, глобус, настенная карта,

компас, и др.);

• совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);

• развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;

• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;

• названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».

Учащиеся должны уметь:

• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам

природы;

• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

• делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;

• ориентироваться на географической карте и глобусе;

• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);

• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте

Дифференцированный уровень   включает уч-ся, имеющих в силу  воего  психо-физического  состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя

Планируемые результаты освоения учебного  предмета «География» 6 класс

Личностные результаты

• воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;

• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

• совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;

 • развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий;

• воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин)

учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);

•        при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;

• учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Целевая установка

Основные понятия

1.

Введение

География- наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности

1

Формировать у обучающихся

представления об изучаемом предмете-географии

Что изучает география? Первые географы-путешественники, мореплаватели, купцы. Практическая работа: знакомство с новым учебником, тетрадью на печатной основе, приложением к учебнику (атласом)

2.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды

1

Продолжать формирование представлений о разных временах года, суточном и годовом движении Земли

Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Времена года.

Компоненты погоды: температура, облачность, атмосферные осадки, ветер.

Практическая работа: заполнение календаря погоды (классного, индивидуального), выполнение заданий в тетради на печатной основе

3.

Явления природы

1

Продолжить знакомство обучающихся с явлениями природы, обобщить и закрепить знания правил поведения во время грозы, сильных порывов ветра

Опасные явления природы, меры предосторожности

4-5.

Географические сведения о вашей местности и труде населения

_______________

2

Продолжать знакомство с местностью, в которой обучаются и проживают школьники.

Воспитание любви и уважения к своему краю и людям, проживающим в нем

__________________________

Продолжать формировать умения наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения. Воспитание любви к местности, в которой расположена школа, уважения к людям, трудящимся на близлежащих предприятиях

Географическое положение, погода, поверхность, водоемы, полезные ископаемые, растительный и животный мир, занятия населения.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради на печатной основ.

__________________________

Практическая работа: составление устного рассказа о своей местности по плану в учебнике с. 17., выполнение зарисовок, упражнений в тетради на печатной основе после наблюдений, проведенных во время экскурсии

6–7.

Ориентирование на местности.

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта

2

Формировать представления о линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта. Учить ориентироваться на незнакомой местности по полуденной тени

Линия горизонта, Основные и промежуточные стороны горизонта.

Практическая работа: рисунок линии горизонта, вычерчивание схемы сторон горизонта

8

Компас и правила пользования им

1

Формировать умения пользоваться компасом, определять основные и промежуточные стороны горизонта

Компас – прибор, с помощью которого определяют правильное направление в пути.

Определение сторон горизонта в классе, школьном холле, на пришкольном участке

9.

Ориентирование по местным признакам природы

1

Формировать умение ориентироваться по местным признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации. Развивать внимание и память.

Воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье

Ориентирование на незнакомой местности

10.

Ориентирова-ние на местности

1

Закрепить сформированные навыки ориентирования, пользования компасом.

Продолжать формировать умение наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать  и обобщать свои наблюдения

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование с помощью компаса, по полуденной тени, по местным признакам природы

11.

Формы поверхности Земли.

Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы

1

Сформировать представление учащихся о формах поверхности земного шара

Разнообразие форм поверхности земного шара. Равнины плоские и холмистые. Холм, его строение.

Практическая работа: изготовление макета равнины, холма из пластилина, зарисовка равнины, выполнение схемы строения холма

12.

Рельеф местности

1

Обобщить и закрепить сведения обучающихся о родном крае. Продолжать формировать умение наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать  и обобщать свои наблюдения

Поверхность родного края, местности, в которой расположена школа.

Практическая работа: зарисовки местности, составление устного рассказа о поверхности родного края

13.

Овраги, их образование

1

Формировать представления об образовании оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства. Воспитание бережного отношения к родной земле

Что такое овраг? Процесс образования оврагов, причины углубления и роста оврагов, вред, наносимый оврагами сельскому хозяйству, борьба с оврагами

14.

Горы. Землетрясения. Извержения вулканов

1

Продолжать формирование представлений обучающихся о разновидностях рельефа земного шара. Познакомить со стихийными явлениями природы (лавина, землетрясение, извержение вулкана), привить навыки безопасного поведения

Горы. Горы разной высоты. Стихийные явления природы, их опасность для человека.

Практическая работа: рисунок горы, схематичное изображение вулкана, выполнение макета горного хребта из пластилина

15.

Вода на Земле.

Вода в природе

1

Закрепить полученные на уроках природоведения знания о воде и ее значении для живых организмов и хозяйственной деятельности человека, формировать элементарное представление о мировом океане.

Воспитывать у обучающихся бережное отношение к воде

Водоемы, значение воды, круговорот воды в природе, осадки.

Проведение опытов: растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой, выполнение упражнений в тетради на печатной основе

16.

Родник, его образование

1

Формировать элементарные представления об образовании родника. Воспитание бережного отношения к водоемам

Круговорот воды в природе. Родник, его образование.

Практическая работа: зарисовка схемы образования родника, выполнение упражнений  в тетради на печатной основе

17.

Колодец, водопровод

1

Формировать элементарные представления о колодце и водопроводе, как источниках пресной воды для человека. Воспитание бережного отношения к воде.

Колодец, его строительство. Водопровод и его устройство. Использование воды в быту. Бережное отношение к воде.

Практическая работа: составление рассказа по иллюстрации в учебнике на тему «Как устроен колодец», выполнение макета колодца, выполнение зарисовки схемы колодца

18.

Река, ее части. Горные и равнинные реки

1

Формировать представление о реках (равнинных, горных), их значении в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Воспитывать бережное отношения к природным источникам воды

Река, части реки. Реки горные и равнинные. Водопады.

Речное судоходство.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

19.

Использование рек

1

Продолжать формирование представлений обучающихся об использовании природных ресурсов (пресной воды рек) в хозяйственной деятельности человека. Закрепление и обобщение сведений об использовании рек родного края. Воспитывать бережное отношение к водоемам, формировать нормы правильного безопасного поведения на реках в зимний и летний периоды

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, изготовление макета реки, составление рассказа по опорным словам на тему «Как люди используют реки?»

20.

Озера. Водохранилища. Пруды

1

Продолжать формирование представлений обучающихся о многообразии водоемов земного шара, обобщить и закрепить знания об озерах, прудах, водохранилищах родного края, их использовании в хозяйственной деятельности человека.

Воспитывать бережное отношение к водоемам, формировать нормы правильного безопасного поведения на реках в зимний и летний периоды

Озеро (сточное, бессточное). Образование озер. Пруд. Создание пруда. Отличие озера от пруда. Водохранилище – искусственный водоем. Использование вод искусственных и естественных водоемов. Разведение рыб, птиц.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

21.

Болота, их осушение

1

Продолжить формирование представлений обучающихся о болоте. Повторить и закрепить сведения, полученные о торфе, его добыче и использовании

Болото, его образование, вред и польза, приносимые болотами. Торф, его использование в хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

22.

Океаны и моря

1

Формировать представления обучающихся об океанах и морях, использовании и охране морских вод, обозначении водоемов на физической карте.

Познакомить школьников со стихийными явлениями природы (шторм, цунами, ураган).

Повторить и закрепить знания обучающихся о свойствах морской и пресной воды.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам

Океан, море. Моря окраинные и внутренние. Отличие морской воды от пресной. Судоходство, рыбная ловля.

Практическая работа: подбор иллюстраций на тему «Обитатели морей и океанов», выполнение упражнений в тетради на печатной основе

23.

Острова и полуострова

1

Формировать представления обучающихся об островах и полуостровах

Остров. Полуостров. Сходство и различие острова и полуострова. Залив. Пролив.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, изготовление макетов острова и полуострова (пластилин, цветная бумага и др.)

24.

Водоемы в вашей местности. Охрана вод от  загрязнения

1

Продолжить формирование представлений о родном крае, обобщить сведения о водоемах, их использовании и охране

Водоемы искусственные и естественные. Использование водоемов, охрана вод от загрязнения.

Практическая работа: оформление альбома «Вода на Земле», выполнение упражнений в тетради на печатной основе

25.

План и карта

Рисунок и план предмета

1

Формирование первоначального представления обучающихся о плане, его значении.

Рисунок. План. Изображение предметов на рисунке и на плане. Отличие рисунка от плана. Для чего нужен план?

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

26.

План и масштаб

1

Продолжить формирование представлений обучающихся о плане, закрепить представление о масштабе. Воспитание аккуратности при вычерчивание простейших планов

План и его значение. Запись и чтение масштаба.

Практическая работа: вычерчивание простейших планов (с. 74 учебника географии, алгоритм вычерчивания плана учительского стола)

27.

План класса

1

Формировать умение вычерчивать и читать простейшие планы.  Воспитание у обучающихся аккуратности и усидчивости

План. Значение плана в жизни и деятельности человека.

Практическая работа: вычерчивание плана класса (с. 74-75 учебника, алгоритм построения плана класса)

28.

План школьного участка

1

Формировать умение вычерчивать и читать простейшие планы. Воспитание у обучающихся аккуратности и усидчивости

План. Значение плана в жизни и деятельности человека.

Практическая работа: вычерчивание плана пришкольного участка (с. 76 учебника, алгоритм построения плана школьного участка)

29.

Условные знаки плана местности

1

Развивать умение читать простейшие планы, познакомить обучающихся с условными знаками плана местности. Развитие зрительного восприятия, внимания и  памяти обучающихся

План. Значение плана в жизни и деятельности человека.

Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, изготовление таблицы условных знаков плана местности

30.

План и географическая карта

1

Продолжать формировать представление обучающихся о плане и его значении. Познакомить школьников с многообразием географических карт и их значением для жизнедеятельности человека.

План. Географическая карта. Отличие плана от карты. Многообразие географических карт.

Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, сравнение настенной и настольной физической карты России

31.

Условные цвета физической карты

1

Продолжать формировать представление учащихся о географической карте. Познакомить с условными цветами физической карты.

Научить показывать на физической карте России формы поверхности, крупнейшие водоемы. Развитие пространственного представления, зрительного восприятия, внимания, памяти

Географическая карта. Физическая карта России. Условные цвета.

Шкала высот и шкала глубин. Правила работы с картой

Практическая работа: изготовление таблицы условных цветов физической карты

32.

Условные знаки физической карты

1

Продолжать формировать представление учащихся о географической карте. Познакомить с условными знаками физической карты.

Научить показывать на физической карте России столицу государства, крупнейшие города и другие объекты. Развитие пространственного представления, зрительного восприятия, внимания, памяти

Физическая карта России, условные знаки. Правила работы с картой.

Практическая работа: изготовление таблицы условных знаков физической карты. Прикрепление к настенной карте иллюстративного материала к соответствующему условному цвету или знаку

33.

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей

1

Обобщить и систематизировать представления обучающихся о физической карте и ее значении. Продолжить формировать умение показывать на карте заданные объекты с помощью условных цветов и знаков. Воспитание бережного отношения к учебным пособиям

Физическая карта России, ее значение в жизни и деятельности человека.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление к настенной карте табличек с названиями сторон горизонта

34.

Земной шар.

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне

1

Формировать у обучающихся элементарное представление о телах Солнечной системы. Закрепление знаний о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Земля – планета Солнечной системы. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. Форма Земли, вращение Земли, сутки, части суток. Смена времен года. Отличие Земли от других планет Солнечной системы. Отличие Земли от Луны.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

35.

Планеты

1

Расширять круг элементарных представлений о планетах Солнечной системы

Крупные планеты Солнечной системы. Их отличие от Земли. Расположение планет по отношению к Солнцу.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

36.

Земля – планета. Доказательст-ва шарообразности Земли

1

Формировать у обучающихся представление о форме Земли. Продолжать закреплять знания школьников о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Земля- планета Солнечной системы. Движение Земли, смена времен года, части суток.

Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради., показ с помощью теллурия движения Земли

37.

Освоение космоса

1

Формировать представления обучающихся об освоении космоса в XX и XXI веках

Запуск первого спутника, экспериментальные полеты в космос животных. Первый космонавт, первый полет в космос. Изучение космоса в современный период.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

38.

Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе

1

Формировать представления обучающихся о форме Земли. Научить пользоваться глобусом, показывать на глобусе полюса, линию экватора, закрепить знания условных цветов физической карты

Глобус, его строение. Правила пользования глобусом. Суша и вода на земном шаре.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ на глобусе полюсов, линии экватора

39.

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле

1

Повторить и закрепить знания обучающихся об условных цветах физической карты, линии экватора, Северном и Южном полюсах, Северном и южном полушариях. Научить показывать на физической карте полушарий названные выше объекты.

Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие

Физическая карта полушарий, условные цвета физической карты, сравнение карты полушария с глобусом.  Правила демонстрации объектов на настенной карте. Распределение воды и суши на Земле.

Практическая работа: выполнение упражнений в рабочей тетради, показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, материков, океанов

40.

Океаны на глобусе и карте полушарий

1

Продолжить формировать представления обучающихся о Земном шаре. Познакомить школьников с названием и месторасположением океанов на физической карте полушарий и на глобусе. Научить показывать заданные объекты на карте и глобусе.

Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие

Океаны земного шара. Их отличие друг от друга. Правила демонстрации объектов на настенной карте.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, океанов (при показе обучающиеся называют демонстрируемый объект). Составление рассказа об океане по плану (с. 108 в учебнике)

41.

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка,  Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида)

1

Продолжить формировать представления обучающихся о Земном шаре. Познакомить школьников с названием и месторасположением материков на физической карте полушарий и на глобусе. Научить показывать заданные объекты на карте и глобусе.

Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие

Материки земного шара. Правила демонстрации объектов на настенной карте.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, океанов, материков (при показе обучающиеся называют демонстрируемый объект). Составление рассказа о материке по плану (с. 111 в учебнике)

42.

Первые кругосветные путешествия

1

Формировать представления обучающихся о значении кругосветных путешествий. Воспитывать любознательность, интерес к изучаемому предмету

Кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий маршрута кругосветных путешествий. Составление рассказа о первом кругосветном путешествии Ф. Магеллана с опорой на текст учебной статьи (с. 113-114 учебника)

43.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности

1

Формировать представление обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности

Солнце - источник жизни на Земле. Движение солнца. Высота Солнца. Падение солнечных лучей.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе, зарисовка в рабочей тетради отвесных, наклонных и скользящих лучей

44.

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

1

Формировать первоначальное представление обучающихся о климате земного шара

Климат. Отличие климата от погоды.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе

45.

Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий

1

Продолжать  формировать первоначальные представления обучающихся о разнообразии климата на Земном шаре

Пояса освещенности, их положение на карте.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление устного рассказа об одном из поясов освещенности с опорой на таблицу в тетради на печатной основе, с. 110, упр.7

46.

Природа тропического пояса

1

Расширить круг представлений обучающихся об особенностях природных условий тропического пояса

Материки и океаны, расположенные в пределах тропического пояса. Природа тропических лесов, саванн, пустынь.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление контуров или иллюстраций представителей растительного и животного мира тропического пояса к настенной карте.

47.

Природа умеренных и полярных поясов

1

Познакомить обучающихся с особенностями природных условий умеренных и полярных поясов

Материки и океаны, расположенные в пределах умеренных и полярных поясов.

Особенности природы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление контуров или иллюстраций представителей растительного и животного мира умеренных и полярных поясов к настенной карте

48.

Карта России. Географическое положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны

1

Познакомить обучающихся с положением нашей страны на глобусе, карте. Формировать представление о площади государства

Россия – самое большое государство в мире. Европейская и азиатская части России.

Практическая работа: 

составление описания географического положения России (с опорой на план с. 137 в учебнике), выполнение упражнений в тетради на печатной основе

49.

Столица России – Москва

1

Продолжить формировать представление обучающихся о Москве, как главном городе (столице) России

Москва – столица Российской Федерации.

Практическая работа: 

выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о московских достопримечательностях.

50.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге

1

Формировать представление обучающихся о государственных границах.

Закреплять знания условных обозначений физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте

Сухопутные границы, их протяженность. Государства, с которыми РФ граничит на западе и юге.

Практическая работа: выделение сухопутных границ РФ на контурной карте,

выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ границ обучающимися на физической карте РФ

51.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана

1

Продолжать формировать представление обучающихся о государственных границах.

Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте

Морские границы РФ. Моря Северного Ледовитого океана, омывающие берега России, природа морей Северного Ледовитого океана.

Практическая работа: нанесение морских границ РФ на контурную карту, названий морей Северного Ледовитого океана,

выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ морских границ, северных морей обучающимися на физической карте РФ

52.

Моря Тихого и Атлантического океанов

1

Продолжать формировать представление обучающихся о государственных границах России.

Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте

Морские границы РФ на востоке. Восточное побережье России. Моря Тихого океана. Моря Атлантического океана (Черное, Азовское, Балтийское). Природа морей Тихого и Атлантического океанов.

Практическая работа: нанесение морских границ РФ на контурную карту, названий морей Тихого и Атлантического океанов, названий крупных городов-портов.

Выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ морских границ, морей Тихого и Атлантического океанов на физической карте РФ, составление описания одного из морей Тихого или Атлантического океанов с опорой на план (с. 146 в учебнике)

53.

Острова и полуострова России

1

Формировать представление о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов.

Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте

Острова и полуострова России. Положение на карте. Особенности природы островов и полуостровов России.

Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания одного из островов РФ с опорой на план (с. 150 в учебнике), составление описания одного из полуостровов РФ с опорой на план (с. 151 в учебнике). Нанесение названий островов и полуостров России на контурную карту

54.

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности,

плоскогорья

1

Формировать представление о поверхности РФ, ее разнообразии.

Закреплять знания условных обозначений и условных цветов физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте

Низменности, возвышенности, плоскогорья России.

Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания равнины (низменности, плоскогорья) с опорой на план (с. 154 в учебнике)

55.

Работа с контурными картами

1

Закреплять представления обучающихся о рельефе РФ, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах.

Воспитание аккуратности, усидчивости

Практическая работа: нанесение на контурную карту названий крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивание (штриховка) указанных географических объектов.

Показ объектов на настенной карте.

56.

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские

1

Продолжать формировать представления обучающихся о разнообразии поверхности РФ

Кавказские горы - самые высокие горы России. Уральские горы. Алтай. Саяны. Крымские. Различие гор по высоте размеру.

 Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания гор России с опорой на план (с. 158 в учебнике)

57.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа)

1

Закрепить знания обучающихся о полезных ископаемых, продолжить формировать представления обучающихся о богатстве недр РФ.

Повторить условные обозначения полезных ископаемых

Полезные ископаемые, добываемые на территории России. Места добычи.

Главные природные богатства нашей страны – нефть и газ.

Использование полезных ископаемых.

Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе, зарисовка в тетради условных знаков полезных ископаемых, изготовление условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте

58.

Работа с контурными картами

1

Закреплять представления обучающихся о рельефе РФ, природных богатствах, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах.

Воспитание аккуратности, усидчивости

Практическая работа:

нанесение на контурную карту  названия гор России, условных знаков полезных ископаемых в местах их добычи

59.

Река Волга

1

Формировать представления обучающихся о реке Волге, как одной из самых длинных рек европейской части России. Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны

Река Волга, ее притоки Ока и Кама. Крупные города, расположенные на берегах Волги. Использование рек.

Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания Волги с опорой на план (с. 164 в учебнике). На контурной карте подписать Волгу, ее притоки, обозначить ГЭС.  Показ изучаемых рек на настенной карте

60.

Реки: Дон, Днепр, Урал

1

Продолжить формировать представления обучающихся о крупных реках РФ.

Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны

Реки европейской части России: Дон, Днепр Урал, Печора, Северная Двина. Географическое положение. Волго-Донский канал. Водохранилища.

Использование рек.

Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания Волги с опорой на план (с. 164 в учебнике). На контурной карте подписать Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину. Составить описание изученных рек с опорой на план (с. 167-168 в учебнике).  Показать изучаемые  реки на настенной карте

61.

Реки Сибири: Обь, Енисей

1

Продолжить формировать представления обучающихся о крупных реках РФ. Познакомить школьников с реками азиатской части РФ.

Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны

Реки азиатской части России: Объ, Енисей. Географическое положение. Особенности природы сибирских рек.

Использование рек.

Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания изученных рек с опорой на план (с. 170 в учебнике). На контурной карте подписать Обь, Енисей. Сравнить по рис. 137 на с. 162 в учебнике протяженность Оби и Енисея. Показать изучаемые  реки на настенной карте

62.

Реки Лена и Амур

1

Продолжить формировать представления обучающихся о крупных реках РФ. Познакомить школьников с реками Азиатской части РФ.

Закрепить знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны

Реки Азиатской части России: Лена, Амур.

 Амур –- самая большая река Дальнего Востока. Географическое положение.

Использование рек.

Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания изученных рек с опорой на план (с. 174 в учебнике). На контурной карте подписать Лену, Амур. Сравнить по рис. 137 на с. 162 в учебнике протяженность реки Лены и Амура с другими реками.  Показать изучаемые  реки на настенной карте

63.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал

1

Продолжить формировать представления обучающихся о водоемах РФ. Познакомить школьников с крупнейшими озерами России.

Закрепить знания об использовании озер в хозяйственной деятельности человека.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам страны

Озера Европейской части России: Ладожское, Онежское.

Байкал – самое глубокое озеро планеты.

Каспийское море – самое большое озеро в мире.

Экологические проблемы.

Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Нанесение на контурную карту названий изученных озер. Показ на настенной карте географических объектов

64.

Крупные города России

1

Сформировать представления обучающихся о многообразии городов России, познакомить с названиями, географическим положением и достопримечательностями крупнейших городов РФ. Повторить и обобщить знания о столице России

Столица России. Города-миллионеры. Родной город. Географическое положение, основные достопримечательности.

Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о столице России, родном городе с опорой на план, предложенный учителем, и иллюстративный материал. Оформление альбома о крупнейших городах страны

65.

Работа с контурными картами

1

Закреплять представления обучающихся о городах РФ, совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах.

Воспитание аккуратности, усидчивости

Практическая работа: нанесение на контурную карту условных изображений столицы, крупных городов, названий городов-миллионеров, родного города

66.

Наш край на физической карте России

1

Расширить представления обучающихся о родном крае

Название населенного пункта, географическое положение на карте России. Поверхность, полезные ископаемые. Климат. Водоемы. Растительный и животный мир.

Охрана природы. Традиции. Достопримечательности.

Практическая работа:

выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о родном крае с опорой на план, предложенный учителем. Оформление альбома о родном крае.

Написание письма другу, в котором содержится описание родного края

67–68.

Повторение начального курса физической географии

2

Повторить и обобщить представления учащихся, формируемые в начальном курсе физической географии

Выполнение заданий в тетради на печатной основе, проведение географической викторины, географического марафона и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету История

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)по предмету  7 класс...

Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ ( 6 класс)

Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ (6 класс)...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...

Адаптированная образовательная программа по математике для детей с интеллектуальными нарушениями

Программа разработана для учащихся 5-9 классов. Рассчитана на 5 лет обучения. Разработана на основе УМК под редакцией Капустиной...

Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету "Природоведение", 5 класс

Учебный предмет входит в предметную область «Естествознание», изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Адаптированная рабочая программа по природоведению ориентиро...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) физкультурно-спортивной направленности «ПРЕОДОЛЕНИЕ» (для детей с интеллектуальными нарушениями (ЛИН) (базовый уровень)

Сегодня остро стоит проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и, к сожалению, она не решена полностью.Дети с ограниченными возможностями здоровья меньше двиг...

Рабочая программа «Двигательное развитие» для детей с интеллектуальными нарушениями

Данная программа разработана  для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) в соответствии с требованиями ФГОС для умственно отсталых детей....