ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
статья по географии (7 класс)

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов ее национальной безопасности  является образование. Образовательное учреждение на данном этапе ее развития становится важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети могут должным образом усваивать полученные знания в полной мере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.П. Тюкпеева

учитель географии

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

МБОУ СШ №9

Красноярский край, г. Норильск

Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяют уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов ее национальной безопасности является образование. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества становится важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом [1].

Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Среди здоровьесберегающих технологий, выделяют технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциала. Его целью является максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности [2].

География как наука находится на стыке естественных и общественных наук, что обеспечивает связь получаемых знаний не только между собой, но и с природными, экономическими и социальными процессами. Содержание рабочей программы по географии для 7 класса, «География материков и океанов. 7 кл.», авт.И.В. Душина, В.А. Щенев, направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала учеников, географической культуры школьников, осознание ими значения географии для человека, поэтому имеет потенциал в реализации и принципов здоровьясбережения.

В рамках личностно-ориентированого обучения самостоятельная работа на уроках географии предполагает выполнение заданий: по карте (определение координат объектов, составление характеристики объектов с использованием различных общегеографических и тематических карт, задания на знание географической номенклатуры, работа с контурной картой) и с другими источниками информации - текст учебник, справочные материалы (определение падения, уклона реки, построение профиля).

На уроках географии в полной мере используются все необходимые приёмы, способствующие здоровьесбережению: для профилактики утомления учащихся переключается внимание с одного вида деятельности на другой; проводятся физкультминутки, глазная гимнастика; эмоциональная разрядка - включением музыкального сопровождения и интересных фактов из жизни.

Например, на уроке по теме «Географическое положение Южной Америки» на этапе изучения нового материала учащимся предлагается просмотр видеофрагмента (Мульт студия (+Школа)) «Географическое положение Южной Америки», продолжительностью 10 минут. Перед просмотром видеофрагмента учащиеся вспоминают план  описания географического положения материка в игровой форме «Лови мяч». Учитель бросает маленький мяч в руки любому ученику, который должен сказать первый пункт плана описания. Затем этот ученик кидает мяч другому, поймавший, должен сказать второй пункт описания географического положения материка и так до тех пор, пока не вспомнят все пять обязательных пунктов плана. Во время фильма ученикам предлагается зафиксировать уточняющие вопросы. После просмотра в течение 5-7 минут все семиклассники письменно особенности географического положения материка согласно плану. Учащиеся, у которых возникли вопросы, озвучивает их, учитель предлагает другим учащимся попытаться ответить. Если ученики затрудняются дать ответ, то ищут его в учебнике, или учитель объясняет сам. Показ познавательного фильма на уроке позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению и способствует выработке у учащихся ярких, конкретных и полных представлений о географическом положении Южной Америки, а также способствуют снятию утомления и созданию позитивного эмоционального настроя. 

На уроке по теме «Геологическое строение и рельеф Южной Америки» на этапе закрепления учащиеся делятся на 5 групп. Каждой группе необходимо собрать картину из пазлов, которые расположены на разных столах в классе. В течении 10 минут в сопровождении музыки Los del Rio – Macarena, ученики должны правильно собрать географический объект (долина реки Амазонки, хребты Анд, Ла-Платская низменность, Гвианское нагорье). Побеждает та команда, которая первая правильно определила и собрала объект. Эти задания дают возможность переключению учащихся на двигательную активность, более эмоциональную. Работая в группах, учащиеся развивают коммуникативные способности, что помогает им сохранить психическое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Библиографический список

  1. Ананьев Б. Г. О развитии детей в процессе обучения: Советская педагогика. – М.:  1957. – 99с.
  2. Буриев Т. К. Технология личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс] Буриев Т.К. /Молодой ученый/ [http:www.moiluch.ru /archive/ 69/11937] — 2014. — С. 423-424. (Дата обращения:2.10.2015)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »

Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...

Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС

Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельностиТехнология (в переводе с греческого языка techne – искусство, мастерство)Поэтому каждый урок должен быть построен...

Представление педагогического опыта "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС"

Педагогический опыт по теме "Инновационные модели обучения на уроках географии в условиях реализации ФГОС" представлен по следующим критериям:Актуальность и перспективность опыта. Значение для соверше...

методическая разработка«Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС»

Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда ОлдингтонаНичему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.  Современный ...

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...