План – конспект урока по географии в 6 классе. Тема: Тепло в атмосфере
план-конспект урока по географии (6 класс)

Смирнова Арина Дмитриевна.

Цели:

- сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности;

- научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой  солнца над горизонтом в течение суток и в течение года;

- сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха;

- продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по географии в 6 классе

Тема: тепло в атмосфере

Цели:

- сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности;

- научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой  солнца над горизонтом в течение суток и в течение года;

- сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха;

- продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.

Планируемые результаты:

предметные: объясняют изменение температуры воздуха, причины образования тепловых поясов, от чего зависит нагрев воздуха, как связаны географическая широта и температура воздуха, как изменяется температура воздуха во времени; дают определение понятию амплитуда температур; рассчитывают среднее значение температуры.

метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя; планируют свою деятельность под руководством учителя; выявляют причинно-следственные связи; определяют критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивают и объективно оценивают другого; умеют вести диалог, вырабатывая общее решение.

личностные: формулируют свое отношение к актуальным проблемным ситуациям.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Оборудование: термометр, учебник, атлас.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала:

Целепологание: Сегодня мы продолжаем изучение атмосферы. Как мы уже сказали, атмосфера состоит из воздуха. Скажите, пожалуйста, а какими показателями мы можем характеризовать воздух?

Тема нашего урока «Тепло в атмосфере».

Ребята, а что вы хотите узнать о температуре воздуха? Скажите, остается ли температура воздуха неизменной? А от чего зависит ее изменение? Пока что вы не можете ответить на этот вопрос, но выяснить это будет целью нашего сегодняшнего урока.

Давайте вспомним:

  1. Что является источником тепла и света на Земле?
  2. Почему происходит смена дня и ночи?
  3. Каким прибором измеряется температура воздуха? Давайте вспомним правила использования термометра.
  4. Вспомните летние каникулы, вы на пляже. День. Одинаково ли нагреты песок и вода?
  5. А сейчас представьте, что вы пришли на пляж вечером. Что изменилось? Вы купались когда-нибудь в море ночью?
  6. Давайте делаем вывод о нагреве суши и воды. Давайте запишем: Вода и суша нагреваются неравно, суша – быстро, а вода – медленно.
  7. Луч солнца попадает в окно. Что он нагревает подоконник или стекло? Давайте проверим.
  8. Сделайте вывод какие предметы нагреваются солнечными лучами? Запишем это: Солнечные лучи нагревают не атмосферу, а поверхность Земли.
  9. От чего нагревается воздух на Земле? (от поверхности Земли)

В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

  1. Как изменяется температура воздуха с высотой? Вывод: с высотой температура воздуха понижается. Причем есть определенное правило. Запишем и запомним: В тропосфере при подъеме на каждые 1000 м температура понижается на 60.

Зная это правило попробуем решить несколько задач.

Задача 1. Какова температура воздуха на вершине горы высотой 3 км, если температура у ее подножия +200С?

Решение: 1) узнаем на сколько изменилась температура воздуха, для этого нам нужно 3*6=18, 2) 20-18=20

Задача 2Самолет летит на высоте 9 км. Какова температура воздуха за бортом самолета, если в это время у поверхности Земли температура +200С.

Решение: 1) 6*9=54, 2) 20-54=-340

Задача 3На воздушном шаре поднимаются два воздухоплавателя. На какой высоте вода в канистре превратится в лед, если температура у поверхности Земли +120С? (Ответ 2 км)

Задача 4Самолет летит на высоте 7 км, температура за бортом -200С. Самолет собирается идти на посадку. Нужно ли будет пассажирам одевать шубы и шапки по прибытии в аэропорт? (нет, +220С)

Задача 5Лежит ли снег на вершине Эльбруса, если температура у подножия +250С? (Высота Эльбруса 5642м) Ответ да, -80С.

Географическая физминутка

Приветствуем друг друга как жители разных стран.

Россия: пожимают  друг другу руки.

Италия: горячо обнимаются.

Бразилия: хлопают друг другу по плечу.

Зимбабве: трутся спинами.

Македония: здороваются локтями.

Никарагуа: касаются плечами.


  1. Давайте вспомним как изменяется температура воздуха на поверхности Земли в зависимости от географической широты?
  2. Какие области Земли получают наибольшее количество тепла и света? А какие наименьшее?

Опыт с фонариком. Когда солнечные лучи падают прямо, земная поверхность получает наибольшее количество тепла и света.

Запишем вывод в тетрадь: количество света и тепла, получаемое земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам из-за изменения угла падения солнечных лучей.

  1. Будет ли меняться температура воздуха, если мы будем находиться в одном и том же месте?
  2. Как изменяется температура воздуха в течении суток?
  3. Почему днем температура воздуха выше, чем ночью?
  4. В какое время суток температура воздуха наибольшая? А в какое время наименьшая? (Дети отвечают в полдень и в полночь. Это самые распространенные ответы, но на самом деле теплее всего в 14 часов, а холоднее всего перед рассветом. Может быть уже кто-то догадался почему? Днем в 12 часов солнце поднимается над горизонтом и освещает землю прямыми солнечными лучами, но необходимо время чтобы воздух нагрелся от поверхности земли, аналогично – ночью.)
  5. Почему зимой холоднее чем летом? (Во-первых зимой Солнце не встает так высоко над горизонтом, а во-вторых зимой солнце меньше времени находится над горизонтом )

Для того чтобы продолжить наш разговор, нужно ввести два новых определения – это амплитуда температур и средние температуры. Запишем в тетрадь: Амплитуда – это разница между самой высокой и самой низкой температурой. Амплитуда может быть суточной и годовой.

Часы наблюдений

1-й день

2-й день

3-й день

01.00

3

3

-3

07.00

2

1

-4

13.00

10

5

0

19.00

15

3

-1

Амплитуда температуры

13

4

4

Средняя температура

7,5

3

-2


https://fhd.multiurok.ru/3/0/1/30192291e7dc7dc86531f2c1503957bd406b9121/php1breIq_Urok-Temperatura-vozduha_0_1.jpeghttps://fhd.multiurok.ru/3/0/1/30192291e7dc7dc86531f2c1503957bd406b9121/php1breIq_Urok-Temperatura-vozduha_0_1.jpeghttps://fhd.multiurok.ru/3/0/1/30192291e7dc7dc86531f2c1503957bd406b9121/php1breIq_Urok-Temperatura-vozduha_0_1.jpeghttps://fhd.multiurok.ru/3/0/1/30192291e7dc7dc86531f2c1503957bd406b9121/php1breIq_Urok-Temperatura-vozduha_0_1.jpeghttps://fhd.multiurok.ru/3/0/1/30192291e7dc7dc86531f2c1503957bd406b9121/php1breIq_Urok-Temperatura-vozduha_0_1.jpeg


  1. Как рассчитываются средние величины в математике? (например среднее арифметическое)
  2. А если это правило применить в географии к изменению температуры в течение суток? (Для того чтобы узнать среднесуточную температуру нужно сложить результаты всех измерений за сутки и разделить на количество измерений )
  3. Как рассчитать среднемесячную температуру?
  4. А можно ли рассчитать среднегодовую температуру? (Среднегодовая температура не отражает изменение температуры в течение года, для того чтобы получить представление о годовом ходе температуры строят график)

Предлагаю вам рассчитать среднегодовую температуру и построить график годового хода температуры в Ставрополе.

Климат Ставрополя

Показатель

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Год

Средняя температура, °C

2

2

2

10

15

20

22

22

16

10

3

1

9,5


https://fhd.multiurok.ru/3/0/1/30192291e7dc7dc86531f2c1503957bd406b9121/php1breIq_Urok-Temperatura-vozduha_0_6.png

  1. Закрепление
  1. Как нагревается воздух атмосферы?
  2. Как изменяется температура воздуха с высотой?
  3. Как узнать суточную амплитуду температуры воздуха?
  4. Почему в тропиках теплее, чем на полюсах?
  5. Почему утром и вечером холоднее, чем днем?
  1. Домашнее задание.

§39, ответить на вопросы после параграфа.

  1. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по географии (8 класс) на тему: «Человек и горы».

Цель: сформировать у  учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах....

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

"Земная кора" план - конспект урока по географии 6 класса

"Земная кора" план - конспект урока по географии 6 класса. Урок разработан на основе ФГОС и направлен на формирование универсальных учебных действий....

План - конспект урока по географии, 8 класс, по теме «Охрана природы и охраняемые территории»

План - конспект урока с использованием ЭОР  по географии 8 класс по теме«Охрана природы и охраняемые территории» представлен учителем географии достаточно подробно. Учителем  сформулирована ...

План конспект урока по географии 7 класс по теме: «Евразия»

План конспект урока по географии 7 класс по теме: «Евразия»...

План - конспект урока по географии 5 класс по ФГОС "Погода и метеорологические наблюдения".

План урока составлен к учебнику А.А. Летягина и успешно опробован в течении двух лет. Содержит народные приметы, раздаточный материал для урока....

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...