Программа элективного курса : "Мой край"
рабочая программа по географии (10 класс)

Елена Петровна Плотникова

Курс «Мой край» позволяет связать воедино знания о Сибири с историей своего края, района, своего населенного пункта с историей своей семьи, рода, с историей дедов и родителей на земле Сибири. Только осознание внутреннего родства и единения с малой родиной, познание духа и традиций старожильческого населения позволит проникнуться истинным патриотизмом, позволит осознать себя сибиряками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray.docx49.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

                         

                      Программа элективного курса:  «Мой край»

                                                                                             

                                                                                                             

                                                                                                        Плотникова Е.П.

                                                                                                        Учитель географии

                                                                                                        МКОУ СОШ №10

                                                                           

                                                       

                                                   г. Нижнеудинск 2023

                                                            Содержание

1.Пояснительная записка        3

2.Общая характеристика учебного курса        3

3 Плпнируемые результаты освоения учебного курса.        4

4. Содержание учебного курса.        7

5. Календарно – тематическое планирование        8

                                                     1.Пояснительная записка

Истинное предназначение учителя географии состоит в приобщении ученика к географии, истории своей фамилии (рода), деяний предков - земляков, своего села, своего района. Чтобы на уроке по любой теме ученик мог ярко и зримо видеть и понимать общее через частное. Знаний по географии, истории явно недостаточно для полноценной молодого человека социокультурное пространство своего края, «малой родины». В основе социализации лежит приобщение к «духу» малого социума, в частности, сибирской старожильческой общине. Курс разработан с учетом специфических условий территории Нижнеудинского района при ярко выраженном географическом характере основывается на содержании школьного курса географии, выполняющей междисциплинарно - интегрирующую роль в системе естественнонаучного образования.

Курс «Мой край» дает знания об основах хозяйствования общественных отношений, о взаимоотношениях старожилов и переселенцев, о быте и культуре сибиряков. Рассматривается процесс адаптации переселенца, психологического вживания в новый социум. Материал курса помогает глубже осознать свои корни на сибирской земле и постичь особенности местного сибирского патриотизма.

               2.Общая характеристика учебного курса

Основой курса является изучение, исследование истории своего района, города. Выясняют, что происходило на территории района в годы Гражданской войны, коллективизации, репрессий. Восхищаются своими земляками, грудью защищавшими страну в годы войны и помогающими, чем могли фронту. Знакомятся с достопримечательностями района. Это способствует воспитанию у детей чувства любви и гордости к родным местам, к людям, освоившим эти земли и создавшим то, что мы сей имеем. Воспитывает доброту, отзывчивость, учит видеть, понимать и восхищаться красотой родной природы. А.Е. Ферсман отмечал: «Познай свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку. Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!»В ходе изучения курса учащиеся развивают аналитическое абстрактное мышление. Вырабатывают навыки работы с текстом, статистическими данными, различными источниками информации. Учатся культуре общения. Воспитывают у себя культуру умственного труда (учатся брать интервью, делать доклады, сравнивать, анализировать, делать выводы).

Разнообразные виды работ способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка.

Значимым компонентом курса «Мой край» является дискуссионно-диалоговый компонент. Совместное обсуждение наиболее значимых интересных вопросов по отдельным темам курса поможет выявить свои мнения и суждения, свои взгляды. Это поможет поделиться с товарищами знаниями о своих предках, об истории своего рода, семьи на сибирской земле. В ходе учебного процесса формируются навыки работы с первоисточниками, историческими документами, привлечение ребят к поисковой исследовательской деятельности, развивает интерес к истории своего края.

 Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей, формирование знаний по изучению родного края, проведение комплексного краеведческого исследования.

Основное содержание программы составляет теоретический курс, исследовательская и поисково-собирательская работа  сбор материала об исторических личностях, чьи жизни и творчество связаны с краем); практические занятия (работа в фондах музеев, библиотеках, архивах);  проведение экскурсий как тематических, так и общих познавательных по историческим и памятным местам.

В ходе изучения курса учащиеся развивают аналитическое абстрактное мышление. Вырабатывают навыки работы с текстом, статистическими данными, различными источниками информации. Учатся культуре общения. Воспитывают у себя культуру умственного труда(учатся брать интервью, делать доклады, сравнивать, анализировать, делать выводы).

Разнообразные виды работ способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка.

Значимым компонентом курса «Мой край» является дискуссионно-диалоговый компонент. Совместное обсуждение наиболее значимых интересных вопросов по отдельным темам курса поможет выявить свои мнения и суждения, свои взгляды. Это поможет поделиться с товарищами знаниями о своих предках, об истории своего рода, семьи на сибирской земле.

               3 Планируемые результаты освоения учебного курса. 

Программа «Мой край» рассчитана на учащихся 10 класса на 34 часа. Она включает в себя элементы этнографии, краеведения, традиционной народной культуры. За последние годы мы оказались оторваны от своих национальных корней, нарушилась связь времён, что пагубно сказывается на культуре и духовности. Краеведение является одним из важных факторов в обучении и воспитании детей. История и культура каждого края по-своему уникальны. Программа предназначена для педагогов, занимающихся с детьми изучением истории своего края. Она предполагает глубокое изучение исторического прошлого «малой» родины, его духовных корней, бесценных памятников культуры.

В ходе учебного процесса формируются навыки работы с первоисточниками, историческими документами, привлечение ребят к поисковой исследовательской деятельности, развивает интерес к истории своего края

Преподавание курса предполагает использование широкого спектра методов обучения. Упор делается на методы, связанные прежде всего с познавательной деятельностью школьников.

• эвристический метод

• поисковый метод

• исследовательский метод

• конструирование личностного знания.

Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по изучению прошлого своего рода и своего района. На определенном этапе обучения учащиеся объединяются в группы для выполнения проектов, которые завершаются публичной защитой рефератов.

Курс «Мой край» позволяет связать воедино знания о Сибири с историей своего края, района, своего населенного пункта с историей своей семьи, рода, с историей дедов и родителей на земле Сибири. Только осознание внутреннего родства и единения с малой родиной, познание духа и традиций старожильческого населения позволит проникнуться истинным патриотизмом, позволит осознать себя сибиряками

Ожидаемые результаты-

Учащиеся должны знать: Кто, когда и как заселяли территорию края.

Как жили и чем занимались люди жившие здесь. Как шло изучение и

освоение края.

Кто из земляков и почему оставил о себе память в названиях улиц.

школ, почему во многих поселках стоят памятники времен Граждан с ко1.

войны и Великой Отечественной.

Как бабушки и дедушки выживали во время войны. Какие природные

святыни есть на территории района.

Учащиеся должны уметь : давать физико-географическую характеристику положения Нижнеудинского района, назвать и показать на карте соседей района. На плане города уметь показать историческое ядро образования города, уникальные здания, сохранившиеся до наших дней.

Знать какие улицы, школы носят имя прославленных героев - земляков. По фото знавать достопримечательные места Нижнеудинска. Учащиеся должны владеть приемами оформления контурной карты, рефераты; уметь вести диалог, отстаивать свои права, быть терпимым к чужому мнению.

Критерии оценки деятельности учащихся.

1. Оценка деятельности учащихся осуществляется через текущий контроль, который включает:

• Степень участия ученика в разных формах поведения занятий курса (активность, творчество).

• Умение пользоваться разными видами источников.

2. Индивидуальный контроль - овладение и закрепление учащимися умений и навыков по написанию доклада, реферата, сочинения; п< умению взять интервью и оформить его, по участию в деловых играх.

3. Итоговый контроль.

• Творческий отчет о проделанной работе по содержанию папки «Мой край».

• Выполнение итогового теста «Мой край».

 Задачи курса:

• Социализация молодого поколения края по месту рождения и проживания;

• Возрождение сибирского самосознания как важнейшего фактора формирования духовных и нравственных основ личности;

• Расширение, углубление и конкретизация знаний учебных дисциплин, предусмотренным федеральным компонентом и учебы программами.

• Углубление навыков гуманитарных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся;

• Формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация исторического географо-этнографического материала, методики создания и деятельности музея.

Владение учебными и предметными компетентностями

предполагает:

• Наличие навыков авторской интерпретации элементов старожильческой культуры на основе определенных методологических подходов.

• Проектирование и  решение  проблемной ситуации в целях самостоятельного добывания знаний в целях самостоятельного добывания знаний в области краеведения.

• Наличие самоконтроля и умение формировать оценочные категории.

Обладать коммуникативными компетентностями предполагает:

• Этническую, культурную терпимость, толерантность;

• Свободное участие в дискуссиях, ясное выражение своей позиции, согласование своего мнения с мнением окружающего.

• Осуществление дидактических принципов от « близкого к далекому», « от известного к неизвестному», «от простого к сложному».

• Создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

• Развитие умения применять на практике  полученные  на уроках знания об окружающей действительности.

• Укрепление любви к родному краю, воспитание патриотических чувств.

• Зарождение интереса к социально-экономической жизни города, района.

Методическими и теоретическими основами курса являются:

- Краеведческие материалы

- Основные положения Закона РФ «об образовании»

- Идеи ряда исследователей: концепция деятельностного   подхода  к проблеме усвоения знаний. (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов и др.), положения о принципах деятельностного подхода в развитии личности и ее активном саморазвитии (Л.С. Выгодский, П.Ф. Каптерев).

 Формы организации учебных занятий

• Урочная форма, в которой учитель объясняет материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий.

• Внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков самостоятельно выполняют творческие, практические задания.

Цель по достижению показателей сформированности компетентностей учащихся по итогам курса «Мой край»: По завершению обучения по курсу «Мой край» учащийся должно овладеть и практически закрепить навыки научных исследований в краеведении, уметь узнавать и формировать проблемы в контексте региональной тематикой, видеть возможные пути решения этих проблем, осознанно излагать их. Учащийся должен знать специфику хозяйственной, социальной, этнокультурной и психологической адаптации русских людей на сибирской земле. Постичь традиции, обычаи, обряды и ритуалы старожилов своего края Понять и осознать условия формирования позитивных черт сибирском характера и постараться укрепить их в себе.

Учащиеся должны обладать навыками самостоятельной проектно-исследовательской и поисково-краеведческой деятельности.

В процессе изучения курса учащиеся углубляют навыки работы с документальными источниками, таблицами, схемами, картами; владение информационными компетентностями. Выпускники школы должны обладать знаниями в рамках стандартов за курс отечественной истории, географии в содержании учебного материала по курсу культуры Сибири, своего населенного пункта.

Владение понятийными компетентностями осуществляется в рамках требований учебной программы по национально-региональному компоненту и стандартов по отдельным курсам.

                       4. Содержание учебного курса.

1.Историко-географическое положение района.(3ч)

Физико-географическое положение района, площадь ,границы. История исследования и освоения Нижнеудинского района.

 2. Особенности природы.(4)

 Геологическое строение и рельеф. Климат и климатические ресурсы. Воды. Река детства. Почвы, органический мир своей местности.

3Экология.(2ч) 

Современные экологические проблемы и пути их решения. Экологическая этика, как элементы

 экологической культуры.

4. Население (4ч) 

Коренные жители района: буряты, тофы; особенности их жизни. Население района XVI-XIX в. особенности состава. Калейдоскоп сословий Демографическая ситуация.

5.Традиции и современность (3ч ). 

Народные ремесла Нижнеудинского района. Народные умельцы Нижнеудинского района

6.Населенные пункты.(5ч)

Основание города Нижнеудинска История образования населенных пунктов. Портретный облик своего населенного пункта: г.Нижнеудинск Строительство московского тракта и железной дороги. Прибытие первого поезда.

6. Достопримечательности района.(3ч)

Тофалария-страна гор. Исследователи Богатырские пещеры. Уковский водопад.

7. Трагедия народа.(8ч)

Нижнеудинск в 1905 году. Коллективизация Помощь фронту. Нижнеудинский фронт.

. Отважные сибиряки.

8.Градообразующие и градообслуживающие предприятия города.(2ч)

 Город и район в наши дни.

                         5.Календарно – тематическое планирование

 Мой край 10 класс

1час в неделю всего 35 часов

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Историко-географическое положение района.

3

1

Историко-географическое положение района.

1

2

Физико-географическое положение района, площадь ,границы.

1

3

История исследования и освоения Нижнеудинского района.

1

Особенности природы.

4

4

Геологическое строение и рельеф.

1

5

Климат и климатические ресурсы.

1

6

Воды. Река детства.

1

7

Почвы, органический мир своей местности.

1

Экология.

2

8

Современные экологические проблемы и пути их решения.

1

9

Экологическая этика, как элементы экологической культуры.

1

Население

4

10

Коренные жители района: буряты, тофы; особенности их жизни.

1

11

Население района XVI-XIX в. особенности состава.

1

12

Калейдоскоп сословий.

1

13

Демографическая ситуация.

1

Традиции и современность.

3

14

Народные ремесла Нижнеудинского района.

1

15

Ярмарка ремесел.

1

16

Народные умельцы Нижнеудинского района.

1

Населенные пункты.

5

17

Основание города Нижнеудинска.

1

18

История образования населенных пунктов Нижнеудинского района.

1

19

История покинутых деревень.

1

20

Портретный облик своего населенного пункта: г.Нижнеудинск сегодня и завтра.

1

21

Строительство московского тракта и железной дороги. Прибытие первого поезда.

1

Достопримечательности района.

3

22

Тофалария-страна гор.

1

23

Исследователи Тофаларии-наши земляки: М.И.Пугачев.

1

24

Богатырские пещеры. Уковский водопад.

1

Трагедия народа.

8

25

Нижнеудинск в 1905 году.

1

26

Советская власть в Нижнеудинском уезде.

1

27

Нижнеудинский фронт.

1

28

Коллективизация.

1

29

Репрессии- в 30-50-е годы.

1

30

Помощь фронту.

1

31

Отважные сибиряки.

1

32

Памятники Нижнеудинска.

1

Социально- экономическое развитие Нижнеудинского района.

2

33

Градообразующие и градообслуживающие предприятия города.

1

34

Город и район в наши дни.

1

Обобщение.

1

35

Итоговый урок: "Люблю тебя- мой край родной!"

1

Список литературы

1. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть 1. Присоединение к России: Учебное пособие для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1997.

2. Зверев В.А., Зуев А.С, Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть 2. Сибирь в составе Российской империи: Учебное пособие для 8 кл общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999

3. Исупов В.А., Кузнецов И.С. Итсория Сибири Часть 3. Сибирь: Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999.

4. Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (ХУ1-Х1Х вв.): Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1998.

5. Кузнецов.И.И. Золотые звезды иркутян. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск 1982

6. Мельхеев М. Н. «Происхождение географических названий Иркутской области».

7. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1964.

8. Мельхеев М. Н. «Географические названия Восточной Сибири. Иркутская и Читинская области», Восточно-Сибирское книжное издательство, 1969.

9. Хрестоматия по истории Иркутской области. Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск, 1989

10. Протасова Н.И. Очерки о Нижнеудинске. Иркутск, 2000

11. Бандо Е.Г. Предбайкалье. Города и районы. - Ирк> сек: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976.

12. Григорьева А.А. Народное хозяйство Иркутской области: Экономико-географ. очерки. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. - 187с.

13. Исторический атлас. Иркутская область. - М.: Издательство ДИК, 2000. - 48 с: ил., карт.

14. История Земли Иркутской: Учеб.пособие для старших кл. общеобразоват. учреждений области. - Иркутск: Символ, 2002. - 367с: ил.

15. Косых А.П. и др. История Иркутской области: Учеб. пособие по краеведению для учащихся 7-10 кл. сред, школ./ А.П Косых, В.Н.Панов, В.Г.Тюкавкин. - 2-е изд., доп. и перераб. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1983. - 173 с: ил.

16. Нижнеудинск// Большая Советская Энциклопедия. Т.29. - 2-е изд. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 1954. – С. 600

                                                       Приложение 1

ТОПОНИМИКА - толкование происхождения географических названий Иркутской области.

1. Абалаково - хорошие охотничьи угодья. «Абалак» - (бур.) - «облава, травля, охота загоном».

2. Ангара - (бур.) - «разинутый, открытый, ущелье, промоина».

3. Алыгджер - (тоф.) - «широкая долина», (аллыг - широкий, джер - долина).

4. Бадарановка от бур. «Бадар» - «моховой ельник, растущий густым сомкнутым покровом».

5. Байкал - (якут.) - «бай» - богатый и «кель» - озеро; «богатое озеро».

- тюрко-монгольское «байгаал» - «большой водоем», «множество воды», «обширный бассейн», значит - «большой водоем».

- эвенки называли это озеро «Лама» - «море».

6. Бирюса (река, в нижнем течении - Она) - имя одной из родовых группировок отуреченного охотничьего племени, обитавшего в отрогах Саян.

7. Братск - от слова «браты» - твердое произношение русскими «буряты», «брацкие люди», «брацкая землица» - прозвище за бурятскими племенами, живущими по Ангаре.

8. Зима - (бур.) «зэмэ» - «вина», «проступок». По преданию, бурятский род, обитавший в этой местности, считался в чем-то провинившимся. «Место провинных».

9. Иркут (река) - (монг.) - «сила», «энергия»;

- (бур.) - «крутиться, вертеться, поворачиваться»; «мужчины, мужской люд».

10. Каменка - село на каменистом месте.

11. Катарбей - (бур.) - «речка хариусовая».

12. Красноярск, центр Красноярского края - от слов Красный Яр. Слово яр тюркского происхождения и означает обрыв, крутой берег, «красным» называется потому, что эти обрывы сложены из красного глинистого сланца. Город основан в 1628 г.

13. Мунтубулук - «серебряный источник».

14. Нижнеудинск - в 1648 г. Острог Покровский (позже Удинский). Затем, для отличия от Удинского острога в Забайкалье (Верхнеудинского) был назван Нижнеудинским. С 1783 г. - город.

15. 11орог - название ряда населенных пунктов, расположенных на берегу порожистых участков рек Уды, Ии и других.

16. Саяны - горы - названы по имени обитавшего в верховьях р. Енисей тюркоязычного

племени саянов, которые, смешавшись с другими тюркскими народами, вошли в состав тувинского народа.

17. Сибирь - лингвистическое наследие какого-то финноугорского племени, обитавшего

на юге Западной Сибири до прихода сюда татаро-монгольской Орды. «Сыбыр», «сибир» - этноним племени на юге Западной Сибири.

18. Тайшет - язык кеттов, «та» - «холодный, «шет» - «река», «вода»; - холодная вода.

19. Тангуй (речка, село в Братском р-оне) - от имени бурятского рода тангуты.

20. Тасеева (река) - имя предводителя ангарских тунгусов в XVII веке князя-эвенка Тасея, который возглавил движение эвенков против русских, проникших в пределы эвенкийских кочевий (от слияния Уды (Чуны) и Бирюсы (Она), приток Ангары).

21. Тофалария - территория в горах Восточного Саяна, занятая тофами (искаженное от самоназвания «дуба», «туба» или «тува», что в переводе с тофаларского означает «человек»).

22. Тулун - (бур.) - «тулам» - кожаный мешок, или просто «мешок» - расположен в излучине р. Ия, как бы в мешке.

Предполагают, что это название могло образоваться от якутского толоон -«долина».

23. Уда (река) - (монг.) - полдень; может от селькупского «уд» - вода.

Считают, что название Уда (приток р. Селенги) происходит от наименования меркитского Племени удои (удоит), жившего в XII в. в Западном Забайкалье по Орхону и Селенге. .

Некоторые производят от монгольского слова удэ - полдень, связывая это с легендой о том, что какие-то монгольские войска или кочевники прибыли к этой реке в «уде», т. е. во «время обеда». Название рек Уда в Иркутской области, очевидно, такого же происхождения.

24. Укар - (бур.) - «укыр» - «вол», «бык», «рогатый скот». Есть и бурятский род «ухэр -шарапдай».

25. Урик - (бур.) - «молоко только что отелившейся корсг !» Эвенкийское «урикит» - «стойбище».

26. Участок - название ряда населенных пунктов - селения позднейших новоселов (столыпинских переселенцев начала XX века). В отличие от старожильческих населенных пунктов они назывались «участками». Название «участок» - место, отведенное для переселенцев, затем сменилось обычно фамильными названиями деревень, например, Иваническая, Егорьевская и т. д. А в некоторых случаях слово участок перешло в собственное название деревни.

27. Худоеланское - елань - поляна, просвет среди леса. Худоелань - с плохим качеством земли, заболоченностью этой местности. У местного населения существует следующая версия о происхождении этого названия: первоначально деревня называлась Елань. Худой Еланью стала называться в связи с тем, что царский наследник, проезжавший в 1891 году по Сибири, во время остановки в Елани запросил молока, его не оказалось, он якобы сказал: «Худая Елань». Но это объяснение вымышленное. Название Худоелань в литературе встречается раньше 1891г.

28. Чалоты — (бур.) - «шулуун» - камень, эти н. п. расположены вблизи каменных обнажений, у скал.

29. Черемшанка - с растением черемшой, произрастающей в этих местах.

30. Чуна - (эвенкийский) - звук рябчика, писк бурундука.

31. Шеберта - (бур.) - «шэбэр» - «чаша», «густая заросль», что здесь раньше имело место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

Программа элективного курса "Родной край"

Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Программа элективного курса "Мой край родной"

В соавторстве с М. Б. СолодкимРабочая программа элективного курса «Мой край родной» для 11 класса направлена на достижение следующих целей:- формирование экологической грамотности обучающихся;- воспит...

Программа элективного курса "Мой край родной"

Настоящая программа элективного курса имеет краеведческое направление, предназначена для  обучающихся техникумов и  общеобразовательной школы. Она предусматривает изучение материала о родном...

Программа элективного курса «Оренбургский край в жизни и творчестве русских писателей»

Программа элективного курса, выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным программам, представляет собой вариант регионального компонента программы по литературе и адресована ...

Рабочая программа элективного курса "Мой край родной" 6 класс

Возрождение духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения  невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к "Малой Родине"....