Урок- КВН : "У нас в гостях Япония"
план-конспект урока по географии (11 класс)

Елена Петровна Плотникова

Пестрый, яркий земной шар! Пылинка Вселенной. Свои нравы, обычаи, наряды, традиции. В одном из уголков нашей планеты есть маленькая, но удивительная страна. Страна, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, дос­тигли таких экономических высот, что многие живущие на планете могли бы позавидовать им. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_u_nas_v_gostyah_yaponiya_.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-КВН «У НАС В ГОСТЯХ ЯПОНИЯ»

Ведущий. Пестрый, яркий земной шар! Пылинка Вселенной. Свои нравы, обычаи, наряды, традиции. В одном из уголков нашей планеты есть маленькая, но удивительная страна. Страна, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие живущие на планете могли бы позавидовать им. В чем же секрет? Может быть, в том, что каждый живущий в этой стране очень любит ее, любит всех, кто живет с ним рядом. А может, воинственный дух «бусидо» ведет нацию вперед. Не сдаваться, не отступать, не быть побежденным! А может, это любовь ко всему красивому, что дала природа-мать.

Сегодня в этом уютном зале, на этих татами,  наши гости из далекой, но близкой Японии помогут понять и узнать нашего восточного соседа, страну восходящего солнца! Встречайте гостей!

В зал входят команды.

Конкурсы

Конкурс «Разминка»

Каждой команде задают по 4 вопроса. Время обдумывания 30 сек. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы 1-й команде.

1.В японской литературе широко известны многочисленные произведения, прославляющие «Подвиг 47 ронинов». В чем заключался их подвиг? (Отомстив за смерть сюзерена, сделали себе харакири.)

2.Ветви каких деревьев и растений ставятся у каждого дома на Новый год? Что они символизируют? Вывешиваются пучки чего? Полоски чего? Что с ними делают потом?

 (Ветви сосны — символ долголетия, могущества; сливы и бамбука — символ постоянства и добродетели; развешиваются пучки соломы и бумажные полоски. Пучки соломы и полоски сжигают, отгоняют злых духов.)

3.Вечерние «выходы» мужской части населения Японии давно стали неотъемлемой частью японского образа жизни. Больщая часть японцев не любит своих жен? Или причина в другом?

(Унаследовав от предков чувство мужского достоинства и превосходства, японец считает обременительным находиться по вечерам в обществе собственной жены. Поступать иначе — значит уронить мужское достоинство, потерять социальную роль главы семейства.)

4.Что вы знаете о мисоги?

(Обряд очищения водой.)

Вопросы 2-й команде

1.Как называется массажист в бане? (Сансукэ.)

2.Чем он отличается от других моющихся? (Плавками.)

3.Почему японцы любят обжигающую воду? (Зимой согревает, летом горячая вода вызывает реакцию охлаждения.)

4.Что вы знаете о традиционных японских праздниках?

 (Новый год — 3—4 февраля, переход от зимы к весне, 3 марта — праздник кукол, 18— 19 марта — день памяти, 8 апреля — день рождения Будды (Гаутама), 5 мая — день мальчиков, летом — праздник ткачихи (Танабата), 15 июля — день середины года (Тюгэн), ноябрь — праздник детей (си-го-сан: семь-пять- три), декабрь — (о-сэйбо — конец года).

Конкурс «Визитная карточка»

Команды демонстрируют свои эмблемы, гербы, флаги, национальную одежду. Конкурс проводится под аккомпанемент национальных мелодий.

Наивысшая оценка 5 баллов.

Конкурс «Приветствие»

Во время конкурса участники демонстрируют национальные черты характера японцев: вежливость, доброжелательность, любовь к одариванию друг друга подарками и др.

Наивысшая оценка 5 баллов.

Конкурс «Национальная прическа»

Демонстрация причесок проходит на фоне тихой национальной мелодии. Участники подготавливают рассказ или рекламу о прическах.

Наивысшая оценка 6 баллов.

Реклама

Прически древней Японии отличаются своей оригинальностью и сложностью. У японцев от природы черные волосы, цвет которых они никогда не изменяли. Все прически отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Женские прически состояли из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди.

Мастера часто использовали легкий картон. Законченную прическу покрывали растопленным маслом или воском для того, чтобы волосы блестели и имели здоровый вид.

Для сохранения прически голову на ночь клали на специальные деревя- ные подставки, их еще называют подготловниками, наподобие тех, которыми пользовались индейцы. Прически оставались на весу, они выполнялись из естественных волос, но знатные дамы иногда использовали парики

Конкурс «Кроссворд»

Каждая команда подготавливает кроссворд из десяти слов на плакате размером 50 х 50. Вручает его соперникам. Время на разгадывание кроссворда 3 мин.

Наивысшая оценка 5 баллов.

Конкурс «Японское блюдо»

Блюда должны быть приготовлены заранее. Жюри учитывает соответствие рецепту и умение игроков пользоваться хаси (палочками, которыми едят рис, бобы).

Наивысшая оценка 6 баллов.

Конкурс «Кюдо»

Кюдо — стрельба из лука. Во время конкурса участник от каждой команды делает 5 выстрелов в мишень с открытыми глазами и 5 с закрытыми.

Каждый меткий выстрел оценивается в 1 балл.

Конкурс «Икебана»

2—3 игрока от каждой команды на фоне тихой национальной мелодии составляют букет (икебана). Подготавливают рассказ об этом древнем японском искусстве или рекламу.

Наивысшая оценка 6 баллов.

Реклама

Икебана стала играть в Японии большую роль еще с давних времен. И прежде всего в творчестве поэтов. Вот, что говорил об этом удивительном искусстве один японский писатель.

О, сердобольные поэты,

Неплохо б научиться вам

Искусству создавать букеты,

Не зная жалости к цветам.

Берет японец ветку вишни

В жемчужно-розовом цвету,

Срезает все, что видит лишним,

Что нарушает красоту.

Икебана являет собой сконструированный по своим законам мир, она обладает своим, свойственным только этому искусству художественным языком. Проникновение в мир икебаны, понимание ее языка требуют от человека и профессиональных знаний, и особого дара — тонкого зрительного восприятия ее едва уловимых свойств. Икебана существует не независимо, не сама по себе. Каждая ее часть непосредственно связана с другой. Назначение икебаны и состоит в попытке проникнуть в тайный ритм ее жизнедеятельности. Только это и делает икебану большим, значительным искусством. Наши мастера икебаны постарались уловить в ней извечный ритм мироздания, постоянство, с которым сменяются зимы веснами, выявить постоянное в изменчивом. Ветка абрикосового дерева, используемая в нашей икебане, символизирует красоту женщины. Глаза японок нередко сравниваются с яйцевидными зернышками абрикоса. Ветка вишни и хризантема воплощают полноту жизни, ее ритм. Художественный язык нашей икебаны сочетает изощренность и наивность, лукавство и простодушие.

Конкурс «Чайная церемония»

Во время конкурса участники должны выполнить все ритуальные ступени чаепития. Дать им объяснение. Подготовить выразительный рассказ об этой древней японской традиции. Одна команда подготавливает и проводит чаепитие при Луне, другая — Новогоднее чаепитие.

Конкурс оценивается в 5 баллов.

Блиц-турнир

Каждой команде ведущий задает по двадцать вопросов. Время обдумывания 30 сек.

Вопросы 1-й команде

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.99% населения Японии составляют...? (Японцы.)

2.Имя богини Солнца, родоначальницы японской нации? (Аматерасу.)

3.Религия, проникшая в Японию из Индии (Буддизм.)

4.Название морального кодекса самураев? (Бусидо.)

5.Какая религия в Японии с 1663 г. была официально запрещена? (Христианство.)

6.Обычай кровной мести? (Ката- киути.)

7.Любование луной? (Цукими.)

8.Название циновок, покрывающих пол? (Татами.)

9.Какую воду в банях предпочитают японцы — холодную, теплую, горячую? (Горячую.)

10.Сейчас новобрачные обмениваются по европейскому обычаю кольцами. Чем обменивались раньше новобрачные? (Троекратно чашечками сакэ.)

11.Чайные домики в Японии носят название...? (Тясицу.)

12.Как японцы называют свою страну? (Ниппон или Нихон).

13.Тип воспроизводства населения Японии? (Первый.)

14.Выращивание карликовых деревьев? (Бонсай.)

15.На каком острове расположен Токио? (Хонсю.)

16.Тип хозяйства Японии? (Постиндустриальный.)

17.Название экспресса, проходящего расстояние 515 км Токио — Осака за 2 часа 15 минут? (Хикари — Свет.)

18.Северный остров из четырех крупных островов Японии? (Хоккайдо.)

19.Крупнейший город Хоккайдо? (Саппоро.)

20.Пролив, отделяющий Хоккайдо от Курильских островов? (Кунашир- ский.)

Вопросы 2-й команде

1.Основным направлением хозяйства на Японских островах в V веке стало...? (Рисосеяние.)

2.Японская система верования? (Синтоизм.)

3.Имя легендарного императора Японии, взошедшего на престол «Государства Ямато» в 660 г. до н.э., положившего начало непрерывной династии японских императоров. (Дзим- му-тэнно.)

4.Сословие, признавшее (1192—1333 гг.) «военную доблесть» основой общества? (Самураи.)

5.Кодифицированная процедура самоубийства самураев. (Харакири.)

6.Обычай, по которому вассал в случае смерти сюзерена-покровителя следовал за ним в могилу. (Дзюнси.)

7.Любование цветами. (Ханами.)

8.Любование снегом. (Юкими.)

9.Встроенная ниша, где всегда висит свиток с видом природы и стоит букет. (Токонома.)

10.Название общественных бань. (Сэнто.)

11.Священная книга японцев. (Код- зики.)

12.Название палочек, которыми едят рис. (Хаси.)

13.Строго расписанный ритуал чаепития. (Тяною.)

14.Какой жест при встрече друзей отсутствует у японцев? (Рукопожатие.)

15.Столица Японии. (Токио.)

16.Красивое письмо кисточкой и тушью. (Каллиграфия.)

17.Название железнодорожной магистрали от Токио до Фукуока. (Синкансн.)

18.Южный остров из четырех крупных островов Японии. (Кюсю.)

19.Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина. (Лаперуза.)

20.Как называют нырялыциц за жемчугом? (Морские ама.)

Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит игру со зрителями.

Вопросы для зрителей

1.Какое строение дало начало г. Токио? (Замок Эдо.)

2.Город-столица, предшественник современной столицы Японии. (Киото.)

3.Что означает Токио? (Восточная столица.)

4.Денежная единица. (Йена.)

5.Самая высокая гора Японии? Ее высота? (Фудзияма — 3776 м.)

6.Японская «собака-рыба»? (Фугу.) (ядовита, но ее едят, извлекая яд. в ресторанах висит надпись: «Администрация не несет ответственности за жизнь клиентов»),

7.Что такое кюдо? (Стрельба из лука.)

8.Что означает кэндо? (Фехтование.)

9.Что значит айкидо? (Самозащита.)

10.Как переводится каратэ? (Борьба без оружия.)

В заключение объявляется команда-победитель, наиболее активные участники игры, вручаются призы, проводится дискотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок в 7 классе "У нас в гостях Япония!"

 Воспитание в детях любви уважения, толерантности к другому государству.  Познакомиться с восточным соседом –разноликой Японией.  Расширить представление и получить знания о соседней державе...

Нестандартный урок географии «У нас в гостях Япония»

нестандартный урок географии " У нас в гостях Япония",позволяет расширить представления о соседней державе. отметить самое интересное в этой стране. Целью урока является показать неразрывную связь Япо...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

презентация для урока в 11 классе по теме" Япония"

Презентация состоит из следующих разделов: 1. Визитная карточка2. Окно в природу3. Путь Богов4. Культура5. Столицы:  Киото и Токио...

КВН «У нас в гостях Япония»

Внеклассное мероприятие по географии 11 классЦель мероприятивыявить качество и уровень овладения знаниями и умениями,      полученными на уроках географии;расширить   кру...