Урок географии по теме «Этнический и религиозный состав населения» 9 класс
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс)

Успенская Людмила Семеновна

Данный урок является очередным в ходе изучения темы «Население  России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Урок географии по теме

                                «Этнический и религиозный  состав населения» 9 класс

                                Аннотация

Данный урок является очередным в ходе изучения темы «Население  России».  Он рассчитан на самостоятельное получение знаний учащимися, используя различные источники информации. Использование на уроке ИКТ,  самостоятельное создание учащимися презентаций и заданий способствует повышению познавательной активности детей.

Ключевые слова: этнический состав, языковые группы, языковые  семьи, религиозный состав      населения, православие,  ислам, буддизм, этнорелигиозные конфликты.

Цель урока:

 - создать условия для формирования у учащихся представления о специфике этнического и религиозного состава России,  своего родного края, о разделении народов по языковым и религиозным признакам; обеспечить усвоение одной из идей «многонациональность – естественная форма существования Российского государства».

- содействовать развитию навыков научного мышления, умения анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.

Задачи:

- в нетрадиционной форме обобщить ранее полученную информацию, сформировать представление о национальном и религиозном  составе населения России, рассмотреть проблемы, связанные с национальным  вопросом;

- воспитание уважения к другим народам и их культуре.

                                    Планируемые результаты урока.

Личностные  -

  -  осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

  - вести диалог н основе взаимного уважения;

 - корректно отстаивать свою позицию;

 - положительно принимать свою этническую идентичность;

- уважение к истории, культуре, традициям и образу жизни других народов.

Метапредметные-  

  -участвовать  в коллективном обсуждении проблем,

 - планировать учебную деятельность при изучении темы,

 - уметь преобразовывать информацию в схемы,

 - осуществлять сравнение, классификацию, расширенный поиск информации.

Предметные –

   - раскрывать содержание понятия «этнический состав»;

 - называть национальный состав, анализировать диаграммы;

 - называть  языковые семьи и группы, религии распространенные на территории России;

  - выделять на карте “Народы России” районы проживания крупных народов и

регионы, где наблюдается пестрота национального состава;

Используемые образовательные технологии – обучение в сотрудничестве, развивающего  обучение, информационно- коммуникационная технология.

Ресурсы урока:

карты: Политико-административная России, Физическая России, Народы России; учебник А.Е.Домогацких «География: население и хозяйство России», 9 класс, Москва: «Русское слово», 2020 г; раздаточный материал, атлас России, презентация, заготовленная «Карта урока»,  (учащиеся будут заполнять карточку  по ходу урока, см. приложение 1.)

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Этапы урока.

  1. Организационный этап.

(Перед объяснением нового материала учащимся раздаются «Карты урока» ).

    1.Создания эмоционального настроя, положительной мотивации к проведению мероприятия.Дорогие, друзья! У человека есть многое, что предназначено самому себе. Глаза - чтобы видеть, уши – чтобы слышать и т.д. Но есть у него и что - то особенное, предназначенное другим людям, чтобы было с нами уютно, комфортно, окружающим приятно.  

- Как вы думаете, что это?  (Улыбка)

Улыбка – самая короткая и прямая дорога к хорошему настроению, успеху, к дружбе.  Подарите улыбки друг другу и мне. И с таким солнечным настроением я приглашаю вас пусть и в виртуальное, но занимательное умное и интересное путешествие.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.      

Формулирование темы урока. Мотивационная ситуация.

(Демонстрация слайд – шоу «Фестиваль национальных культур»

- Как  вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Тема нашего урока « Этнический и религиозный состав населения России» (слайд2)

                                   (Определение задач нового урока).

             - Как вы думаете, что сегодня нам предстоит узнать?

              - На какие вопросы, в ходе нашего виртуального путешествия вы хотели бы получить ответы?

Сегодня нам предстоит узнать: о специфике этнического и религиозного состава

                                          III. Этап усвоения новых знаний.

Наш урок проведем в форме виртуального путешествия. У каждого путешественника есть карта маршрута. У вас на столах лежат «Карты урока».Счастливого вам пути в походе за знаниями!

Итак первая станция «Историческая».

-  Почему Россия – многонациональная страна?

Опережающее задание. (выступает заранее подготовленный учащийся по теме «История заселения России»

         - Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны?

Вывод
- историческое формирование и заселение территории страны;  внешние миграции.

Вторая  станция нашего маршрута –  Этнографическая.

     

      - Какие ассоциации вызывает у вас слово «этнический»?

       - Как вы понимаете слово этнос?(учащиеся высказывают свои версии)

      - Прочитайте определение понятия этнос (нация, народ). (Работа со словарем учебника с.320.)

       - Сравните объяснение понятия в словаре и тем, которое дали учащиеся, запись определения ЭТНОС  в карту) ( слайд 3)

- Чем отличаются люди разных национальностей? (внешность, национальная одежда, язык,

культура, вера, традиция, обычаи, праздники, кухня, ремесла, уклад жизни) ( слайд4)

      Каждый этнос прошёл длительный путь своего формирования, на который воздействовали особенности территории, природный ландшафт, язык, национальное самосознание.

       Наука, изучающая народы – этнография. Каждый из нас принадлежит к какому-то народу, национальности.  

        - Какие народы, кроме русских, вы знаете?

Перепись 2010 года показала, что в России проживает более 200 народов.

Задание 1. Проанализируйте диаграмму  в учебнике страница 90  рисунок 36.

  - Определите крупнейшие народы России по их численности и расставьте их в порядке убывания численности. Ответ запишите в таблицу.

-  Какие же народы наиболее многочисленны на территории России?  ( слайд 5)

       Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков. Малочисленных народов в России более 70. Наиболее крупные среди них – ненцы, чукчи, ханты, манси, нанайцы, численность которых составляет от 10 до 40 тысяч человек. А есть народы, численность которых не превышает даже одной тысячи (ороки, энцы, сету и другие.) ( слайд 6)

     Одни народы широко расселялись за пределами своей республики – татары, мордва, другие живут в пределах своей республики. Это так называемый титульный народ – это народ, по названию которого называется республика. (обучающиеся записывают определение  в карте).( слайд 7)

- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Взаимодействуют: торговые, родственные, культурные связи).

- Правильно, процесс слияния одного народа с другим путём усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. (запись определения в карту урока) ( слайд 8)

        Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа.

Создатель толкового русского словаря Владимир Даль писал, что национальная принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он думает.  Так,  русский язык является родным для 86,6% населения России, а 97.7% населения свободно им владеют.

 Практически все национальности имеют свой язык. Так, учеными подсчитано, что на территории Российской Федерации насчитывается около 150 языков. Но, это вовсе не означает, будто разные народы России не понимают друг друга, поскольку помимо того, что многие языки очень похожи, русским владеет около 98 % от всего населения страны.По родству языка народы объединяются в языковые семьи.

Задание 2.

 - Используя таблицу № 5 «Языковые семьи и группы».(стр.91 учебник) ( слайд9) назовите языковые семьи.

   - Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, уральско - юкагирская, северокавказская,  чукотско – камчатская. Почему они так называются?

- Какая языковая семья самая многочисленная?  

- На какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?

- Назовите языковые группы алтайской семьи, какие народы к ней относятся?

-Какая языковая группа  самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?

 Государственным языком России  на всей её территории,  в соответствии со статьей 68 Конституции является русский  язык. ( слайд 10)

    Республики, автономные округа и автономная  область  вместе с русским языком  имеют  право (и пользуются этим правом)  вводить для  официального  пользования   языки, на которых  говорит большинство   населения   этих   республик,  областей и округов.

      Вместе с русским языком 49 языков  на территории  России  носят   статус  официальных.

Задание 3.Тематический практикум.  Заполните таблицу. ( слайд 11)

        Языковая семья

Индоевропейская

?

?

?

1?                                   1.Башкиры                    1   Марийцы                         1.Адыгейцы

   2?                                     2      ?                            2         ?                                  2  ?

 3?                                    3      ?                              3        ?                                   3 ?

Взаимоконтроль  выполненного задания.

     Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители всех трёх мировых религий — христианства, ислама и буддизма.

Религия – одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонение высшим силам.

Религия пронизывает все стороны жизни верующих, нравы, работу, отдых, оказывает влияние на хозяйство, традиции и быт народов. ( слайд 12)

Работа  с текстом учебника из текста учебника стр. 92 .Организация учащихся на работу по группам:

Сообщения ребят.

Работаем  по группам:

1группа – готовит материал о христианстве

2 группа -  готовит материал о мусульманстве.

3 группа – готовит материал о буддизме.

 Выступление с подготовленными сообщениями.

Вывод – более 80 % населения России исповедуют православие. На  втором месте по распространенности – ислам. Буддизм и некоторые  другие религии распространены значительно меньше.

Обострение межнациональных отношений, как правило, связано с ухудшением условий жизни. Поэтому преодоление этнических и религиозных конфликтов должно  прежде всего опираться на решение экономических проблем.

  ( слайд 13)                                    Станция «Социологическая»

- Задумывались ли вы о своей национальности?

 - Представители каких национальностей есть   в нашей Республике?

Вывод: Наша школа тоже многонациональная. В основном какие национальности учатся ? русские, тувинцы, татары, азербайджанцы и т.д. И все мы стараемся жить дружно.

             

 Задание 4. «Определи своё место среди народов России». Предлагаю по плану  дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.

Название этноса

Языковая группа

Языковая семья

 (запись в карточке урока).

                                               

                    4. Этап закрепления новых знаний и контроля.

Следующий пункт нашего путешествия «Картографический» Читаем карту «Народы  России»

Задание 5. Используя карту атласа, напишите названия крупнейших народов проживающих в различных частях России.

Европейская часть:                                                      

 Азиатская часть:

Задание 6.Крупнейшие народы России имеют свои национально – государственные образования.

Народ

Субъект РФ

Татары

Татарстан

Задание 7. С помощью карт атласа приведите примеры субъектов Российской Федерации, в пределах которых проживают народы, относящиеся к разным языковым группам.

Языковая группа

Субъект Российской Федерации

Административный центр субъекта Российской Федерации

Славянская

Тюркская

Финно- угорская

Юкагирская

  Задание 8.  Используя карту, определите  территории с наиболее пестрым национальным составом.  - Назовите  самую  русскую  область России (показать на карте)

                     -Назвать республики с преобладанием титульной нации.

Вывод: наиболее пестрый национальный состав населения характерен  для Поволжья, Урала. Северного  Кавказа. Самая русская область – Липецкая. Республики с преобладанием титульной нации: Татарстан - татары, Карелия - карелы, Чечня - чеченцы и т.д. Однако только в семи республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Это большинство северокавказских республик: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, кроме них – Тува  и Чувашия. Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей.

Задание 9 .Используя карту атласа,  заполни таблицу.

Религия

Основные районы  распространения

                     

 5. Этап информации и инструктаж  по  выполнению  домашнего задания.

 ( слайд 14) Домашнее задание. Параграф 14  

Творческое задание  по желанию - Используя  интернет – ресурсы, составьте фотоколлаж «Народы России».

Подготовить сообщение о национальных праздниках  народов России.

                                                6.Подведение итогов урока.

Выставление оценок наиболее активным учащимся. Ученики сдают « Карты урока» для проверки работы на уроке. Закончилось наше путешествие.

          - На какие поставленные вопросы вы нашли ответы?

          - С какими столкнулись трудностями?

 Прием «Рюкзак». Зафиксировать свои продвижения в учебе. Рюкзак перемещают от одного учащегося к другому, каждый фиксирует  свой успех, приводит пример.

Я научился…….

Я запомнил…

Благодарю всех за урок и надеюсь, что наше сотрудничество было продуктивным.

                                                                                             

                                                                                                     

 Приложение1 «Карта урока»

  Карта урока по теме « Этнический и религиозный состав России»

1.Станция «Историческая»

                 Почему Россия – многонациональная страна?

           2 станция Этнографическая.

      Этнос- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Проанализируйте диаграмму  в учебнике страница 90  рисунок 36.

  - Определите крупнейшие народы России по их численности и расставьте их в порядке убывания численности. Ответ запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

Титульный народ-______________________________________________________________________________

Ассимиляция -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Станция «Социологическая»

Задание 4.  «Определи своё место среди народов России». Предлагаю по плану  дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.

Название этноса

Языковая группа

Языковая семья

                       Станция «Картографическая»

Задание 5. Используя карту атласа, напишите названия крупнейших народов проживающих в различных частях России.  

Европейская часть:                                                      

 Азиатская часть:

Задание 6. Крупнейшие народы России имеют свои национально – государственные образования.

Народ

Субъект РФ

Татары

Татарстан

Задание 7. С помощью карт атласа приведите примеры субъектов Российской Федерации, в пределах которых проживают народы, относящиеся к разным языковым группам.

Языковая группа

Субъект Российской Федерации

Административный центр субъекта Российской Федерации

Славянская

Тюркская

Финно- угорская

Юкагирская

Задание 9 .Используя карту атласа,  заполни таблицу.

Религия

Основные районы (страны) распространения

                                               ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

        Языковая семья

Индоевропейская

?

?

?

1?                                   1.Башкиры                    1   Марийцы                         1.Адыгейцы

   2?                                     2      ?                            2         ?                                  2  ?

 3?                                    3      ?                              3        ?                                   3 ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме: "Наводнение на реках", 6 класс.

Интегрированный урок по географии, русскому языку, литературе, ТРИЗ по теме "Наводнение на реках". Данный урок проводится с применением ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач). Время п...

Урок географии по теме "Климат Владимирской области", 8 класс

Урок географии в курсе "Физическая география Владимирской области". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, приложения с тестами и материалами к уроку. Урок с использованием современных...

Урок географии по теме "План и масштаб", 6 класс

По географии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на раздел «План и карта» отводится 9 часов. Тема «План и масштаб»- вторая в данном разделе. Цель. Дать представл...

Урок географии по теме: «Размещение и миграции населения».

Тема: Размещение и миграция населения.Цели и задачи:Сформировать представление учащихся  об основных чертах размещения населения по территории суши и установить причины неравномерности размещения...

Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство.

Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство. Используются видеофрагменты и презентация....

Урок географии тема: "Фрмирование и свойства почвы" 8 класс география

Урок географии тема: "Фрмирование и свойства почвы" 8 класс география....