Формирование картографической грамотности на уроках географии в 7 классе
статья по географии (7 класс)

Макеева Светлана Владимировна

Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь формирование географических компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, в том числе и картографическими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kartograficheskoy_gramotnosti.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование картографической грамотности на уроках географии в 7 классе

Макеева Светлана Владимировна

МБОУ «Горковская СОШ», Ямало-Ненецкий автономный округ»

Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь формирование географических компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, в том числе и картографическими.

Изучение географии невозможно представить без использования картографической информации. Карта в настоящее время рассматривается как источник информации, как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий. Именно география формирует картографическую грамотность.

Картографическая грамотность – это готовность использовать картографические ресурсы для ориентации в пространстве и в качестве международного языка общения, помогающего осваивать многомерное географическое пространство.

Карта содержит 99 % всех географических знаний, поэтому самым главным по окончании курса географии является умение учениками читать карту.

Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии".

Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. Ученики могут найти многие ответы на  вопросы с помощью кары. Однако для школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты.

В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как:

- объект изучения,

 -средство наглядности,

- источник знаний,

- результат исследования.

В 7 классе базовой картой является карта материков и океанов.

Для запоминания географических объектов на разных этапах урока я использую работу с географической картой.

Сегодня мы разберем пример использования географической карты на уроке географии в 7 классе при изучении темы: «Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны» (Учебное пособие под редакцией В.П. Дронова).

На уроке используется физическая карта материков и океанов.

При изучении данной темы я использую разные задания, позволяющие запомнить объекты на географической карте.

Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Задание 1. Используя физическую карту мира, назовите материки и покажите на карте их расположение от самого большого к самому маленькому.

Задание 2. Укажите  материки  западного и восточного полушария.

Задание 3. Назовите океаны Земли.

Задание 4. Расположите океаны с запада на восток, начиная с Атлантического океана.

Задание 5. Назовите материки, которые омывает Индийский океан.

«Географическая номенклатура»

Для того чтобы лучше усвоить местоположение географических объектов на карте и быстрее сориентироваться, надо постоянно иметь карту перед глазами и время от времени упражняться в определении местонахождения географических объектов.

Полезна тренировочная работа с контурными картами.

Задание 6. Подпишите на контурной карте названия материков и океанов.

Работая с контурной  картой, учащиеся тренируют зрительную, развивают сенсорно-моторную память во время нанесения географических объектов на карту, логически запоминают номенклатуру во время поисковой работы. 

Игры «Третий лишний»

Из трех географических объектов найти лишний, показать его на карте и объяснить, почему лишний.

 Задание 7.

  1. Евразия, Африка, Америка
  2. Тихий, Красное, Индийский
  3. Северная Америка, Австралия, Антарктида.

Игра «Географическая мозаика».

Задание на сопоставление политической и физической карт. Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории эти объекты находятся.

Задание 8.

Материк, на котором расположены горы Гималаи.

Материк, на котором расположена пустыня Сахара.

Самые длинные горы мира расположены на материке.

Задание 9.

Игра «Угадай объект»

Учитель показывает контур материков или островов ребята по контуру определяют географический объект.

Задание 10.

Использование логических заданий

Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем,  количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.

Африка, Азия, Евразия, Америка, Гренландия, Австралия, Тихий, Северная Америка, Антарктида, Мадагаскар, Европа, Южная Америка, Америка

Задание 11

«Географическая цепочка»

Ученик называет любой географический объект, другой называет объект, название которого начинается на последнюю букву уже названого, и так далее.

Все эти виды и формы работы с картой можно применять на любом этапе урока.

Большое внимание уделяю изучению широкого круга тематических карт. Именно анализ этой группы карт расширяет картографический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование картографической грамотности на уроках географии и внеурочной деятельности

Приёмы и методы работы с картой на уроках географии и внеурочной деятельности....

Доклад на тему: «Формирование картографической грамотности на уроках географии»

laquo;Формирование картографической грамотности на уроках географии», доклад на МО учителей географии...

"Формирование картографической грамотности на уроках географии" Доклад

Важным моментом изучения географии является формирование географической (картографической) культуры. Старшее поколение помнит, когда в каждом доме была географическая карта. Люди внимательно следили з...

Формирование картографической грамотности на уроках географии с применением дистанционных технологий

Изучение географии невозможно представить без использования картографической информации. Карта представляет не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассмат...

Формирование картографической грамотности на уроках географии.

Важным моментом изучения географии является формирование географической (картографической) культуры.В ФГОС говорится о том, чтобы каждый учащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и спос...

Формирование картографической грамотности на уроках географии

Карта - это язык географии. С географической картой школьники начинают встречаться уже в начальной школе. Формирование картографичкских компетенций начинается уже с 5 класса, как только ученики начина...