Технологическая карта урока географии в 9 классе по теме "Европейский Север: хозяйство и проблемы"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Гордиенко Людмила Васильевна

Целиурока:   - формирование знаний об особенностях отраслевого состава Европейского Севера;

                          - формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_geog_2.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 9 класс

Тема урока: Европейский Север: хозяйство и проблемы

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:    - формирование знаний об особенностях отраслевого состава Европейского Севера;

                          - формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

                       

                                        

                       

Задачи  урока:

- выяснить какие отрасли специализации в данном районе;

- выявить особенности географии ТПК района;

- выявить основные проблемы района и наметить пути их решения;

- формировать умение вести обсуждение проблем в процессе учебной деятельности.

- совершенствовать навыки работы с контурной картой.

Планируемые результаты урока

                             Предметные:

- определяют отрасли специализации района;

- умеют показывать по карте главные районы и центры производства Европейского Севера.

- умеют определять основные проблемы в  регионе,  предлагают пути решения  проблем.

                        Метапредметные:

Познавательные:

-       Решают проблемные задачи,  высказывают суждения, подтверждая их фактами;

- Классифицируют информацию по заданным признакам.

Регулятивные:

- Планируют свою деятельность под руководством преподавателя;

- выявляют  причинно – следственные связи;

- выслушивают и объективно оценивают другого.

Коммуникативные:

-  Формулируют собственное мнение в рамках учебного диалога;

- умеют вести диалог, вырабатывая  общее решение.

                               Личностные:

- осознание целостности природы, населения и хозяйства района;

- умеют высказывать,  своё отношение к исследуемой проблеме.

Основные понятия, изучаемые на уроке:  география  отраслей  специализации района, ТПК – территориально – производственный  комплекс.

Решаемые учебные проблемы: выявить особенности размещения отраслей специализации Европейского Севера. Рассмотреть проблемы  данного региона.

Ресурсы урока:

Учебник  9 класса УМК « Полярная звезда» под ред. А. И. Алексеева, -М., « Просвещение»2013г., презентация « Европейский Север», карты атласа « Дрофа» 2012г.

Ход урока

Содержание деятельности  преподавателя

Содержание деятельности учащихся

  1. Создание проблемной ситуации (5 минут)

-О каком районе мы говорили на прошлом уроке.

- По какому плану мы даем характеристику района.

Европейский Север  является одним из главных поставщиков сырья, топлива и продукции отраслей обрабатывающей промышленности на внутренний рынок страны. Так ли это?

- Какие отрасли  специализации  и почему сформировались на территории Европейского Севера?

Какие проблемы связаны с хозяйственным  освоением территории?

- Что вас удивило?

Значит, какая сегодня тема  урока.

Ответы  нахимовцев.

Европейский  Север.

                                 План

1.ЭГП района.

2.Природные условия и ресурсы.

3.Население.

4.Хозяйство. Отрасли специализации  района.

5. Города.

6. Проблемы и перспективы развития района.

Высказывают свое мнение.

С помощью преподавателя  формулируют тему урока.

Тема урока: « Европейский Север: хозяйство и проблемы».

2. Формулирование проблемы (2 мин.)

Какой вопрос можно задать исходя из темы урока:

Проблемный вопрос:

- Разнообразие  отраслевого состава  хозяйства Европейского Севера – это преимущество района или проблема?  

Формулируют с помощью учителя проблемный вопрос.

                                                                                               3. Версии (3 мин.)

Что мы должны рассмотреть на уроке, чтобы ответить на главный вопрос?

               План урока

1.Какие природные ресурсы являются сырьем для развития отраслей  хозяйства района?

2.Какова география отраслей  промышленности  района?

3. Что такое ТПК? Какие  территориально – производственные комплексы сформировались  на  территории  района?

4.Какие проблемы связаны с хозяйственным  освоением  территории?

Формулируют с помощью преподавателя план изучения  темы.

                                                                                               4. Актуализация знаний (3 мин.)

Вспомним из курса 8 – 9 класса.

- Что такое природные ресурсы?

- Какими  видами  природных ресурсов располагает  данный район?

- Что такое отрасль хозяйства?

- Назвать отрасли  промышленности.

- Что такое отрасль специализации района?

- Как определить ее?

Отвечают на вопросы.

Природные ресурсы – это компоненты природной среды, окружающие человека, которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных потребностей человека и общества.

Виды природных ресурсов – исчерпаемые   (возобновимые и невозобновимые)  и неисчерпаемые.

Отрасль специализации – это те виды  (отрасли) производства, прибыль от реализации которых является основной частью бюджета района.

К = П/Н, если К = 1, К больше1, то данная отрасль будет отраслью специализации района.

К – коэффициент  специализации;

П – доля продукции района,  в общем  производстве  страны ( по данной отрасли);

Н – доля населения района в общем населении страны.

5. Поиск решений (20 мин.)

1.Выясним, какие природные ресурсы являются сырьем для отраслей  хозяйства  района.

 - Определить отрасли специализации?

 -  Какова география отраслей специализации?

Работа в группах.

Используя карту атласа: « Экономическая карта Европейского Севера» и Интернет- ресурсы определить отраслевую структуру района.

Задание 1 группе:

Определить сырье, центры топливной промышленности  и их размещение?

Задание 2 группе.

Определить сырье, топливо, центры черной металлургии и  их размещение?

 

Задание 3 группе.

Определить сырье, центры цветной металлургии и их размещение?

Задание 4 группе.

Определить центры лесной и пищевой промышленности, и их размещение?

Отчеты групп. Заполнение  таблицы.

Вид природного

ресурса

Местонахождение

Отрасли

Специализации

Центры

Отраслей

1.Каменный

Уголь

2.Природный

Газ

3.Нефть

Республика КОМИ,

Ненецкий АО.

- шельф Баренцева моря,

- Войвож.

-Усинск, Ухта.

Топливная промышленность

- Воркута,

-Инта.

- Войвож – газопровод «Сияние Севера»

- Ухта (НПЗ), Усинск.

4.Железная

Руда

- Оленегорск,

- Ковдор,

- Костомукша.

Черная металлургия

-г. Череповец

Металлургический

Комбинат полного цикла

5. Медно – никелевая

руда

6.Бокситы

Полуостров Кольский

Г. Никель

Цветная металлургия

- г. Мончегорск

-г. Никель

- г.Кандалакша

-г. Надвоицы

7.Апатиты

Хибины

Химическая промышленность

8.Алмазы

Архангельская обл.

9.Лесные

Весь район

Лесная промышленность

- г. Архангельск

- Сыктывкар

- Коряжма

10. Гидроэнергетика

Карелия

Энергетика

11.Энергия морских приливов

Полуостров Кольский

Энергетика

- Кислогубская

 приливная электростанция

12.Рыба

Белое и Баренцево моря

Пищевая промышленность

- г. Мурманск (РБК).

Определите отрасли специализации, исходя из данных таблицы.

2.Что такое ТПК? Какие  территориально – производственные комплексы сформировались на территории  Европейского Севера? Слайд №4.

ТПК – территориально – производственный комплекс.

ТПК – это совокупность расположенных рядом друг с другом взаимосвязанных производств.

Работа с картой атласа.

Если внимательно посмотреть на « Экономическую карту Европейского Севера», то можно заметить две четко выраженные экономические зоны, где близко друг к другу расположены  взаимосвязанные производства.

Где располагаются на территории района  эти зоны?

      ТПК

Кольско – Карельский

Тимано – Печорский

Природные ресурсы

- железная руда,

- медные руды,

- никелевые руды,

- апатиты,

- лесные ресурсы.

- каменный уголь,

- природный газ,

- нефть,

- лесные ресурсы.

Отрасли  хозяйства

- горнодобывающая промышленность,

- черная и цветная металлургия,

- судостроение,

- лесная промышленность,

- рыбная промышленность.

- нефтяная,

- газовая,

- угольная,

- лесная,

- рыбная промышленность,

- судостроение.

Сельское хозяйство Европейского Севера.

Используя карту атласа « Экономическая карта Европейского  Севера»

определите  сельскохозяйственные  районы данной  территории.

4. Какие проблемы связаны с хозяйственным  освоением территории?

Как можно решить  проблемы  возникающие в районе:

Перспективы  развития  Европейского  Севера:

- Сохранение ориентации на развитие  морского  хозяйства  (морской  торговый  флот, портовое хозяйство, судостроение и судоремонт,  рыбная промышленность, морская геологоразведка).

- В этом районе располагается  главная  ударная сила российского  флота – атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту – находятся  в составе Северного  флота.

- Проведение социально – экономических реформ, учитывать интересы каждого человека, проживающего на территории района;

- Охрана природных комплексов района.

Ответы нахимовцев.

1 группа

Заполнение таблицы

Вид полезного ископаемого

Центры топливной промышленности

- Каменный уголь

- Воркута

- Инта

( Печорский каменноугольный бассейн)

- Нефть

- Усинск

-Ухта ( НПЗ)

- Природный газ

- Вуктыл

- Войвож

-Василковское

-Штокмановское ( шельф Баренцева моря).

2 группа

Заполнение таблицы

Вид полезного ископаемого

Месторождения

Центры производства

- железная руда

- каменный уголь

- Оленегорск

- Ковдор

-Костомукша

-Воркута

-Инта (Печорский каменноугольный бассейн).

-г.Череповец

« Северная магнитка»

Металлургический комбинат полного цикла.

 

3 группа

Заполнение таблицы.

Вид полезного ископаемого

Месторождения

Центры производства

- Медные руды

- Никелевые  руды

- Алюминий.

- г. Никель

- г. Никель

- Тимшерское

- Иксинское

-Мончегорск

- Кандалакша,

- Надвоицы

Производство алюминия – энергоёмкое производство

( близ ГЭС, т.к. дают дешевую электроэнергию).

4 группа

Заполнение таблицы.

Вид природного ресурса

Центры лесной и пищевой (рыбной) промышленности.

 - лес  (лесозаготовка, деревообработка, ЦБК, лесохимия)

- рыба

- Архангельск - лесной порт страны,

- Сыктывкар,

- Новодвинск,

- Коряжма.

Порты:

-Мурманск,

-Архангельск,

-Петрозаводск ,

-Нарьян –Мар.

Вывод:

Отраслями специализации района являются следующие отрасли:

- Горнодобывающая,

- Топливная промышленность,

- Черная и цветная металлургия,

- Лесная промышленность,

- Рыбная промышленность.

Ответы  нахимовцев.  

Работа с таблицей.

Ответы нахимовцев.

Выделяют три  сельскохозяйственных  района:

- Оленеводческо – промысловый  (тундра и лесотундра),

- Лесопромысловый  (тайга),

- Льно – животноводческий  (южная часть тайги).

Ответы  нахимовцев.

Проблемы:

- Сокращение топливных и рудных ресурсов. Комплексное использование  природных ресурсов;

- транспортная проблема;

- Слабое развитие  социальной инфраструктуры;

- Экологические проблемы;

- Недостаток трудовых ресурсов.

Вывод:

Ответ на главный вопрос урока:

Разнообразие отраслевого состава района это преимущество, так как

современный Европейский Север – это географический район, в котором  преобладают « первичные» виды деятельности:

- добыча полезных ископаемых;

- лесозаготовка;

- рыболовство;

- « нижние» этажи перерабатывающей промышленности – металлургия,

деревообработка.

Продукция  всех этих отраслей необходима  для  успешного  развития экономики  страны.

Стимулом  дальнейшего хозяйственного развития могут послужить такие факторы, как:

- морское  положение,

- возможность расширения экспортного значения портов,

- развитие рекреационного хозяйства,

 -использование морей Северного побережья для связей с другими странами.

  6. Применение нового знания (10 мин.)

Составить  картосхему: «  Европейского Севера»

Работа  с контурной картой  и картами атласа.

Составить картосхему: « Европейского Севера»

Отметить на  контурной карте  отраслевую структуру хозяйства и показать центры производства, используя условные обозначения.

                                                                                                   7. Рефлексия (1 мин)

1.Что на уроке вы узнали  нового?

2. Как вы считаете, нужны ли вам те знания, которые вы получили на уроке?

3. Какие выводы вы сделали для себя?

 

                                                                                                  8. Задание на самоподготовку (1 мин)

Д.З. п. 26. Задание. Вы участвуете в решении экологических проблем Европейского Севера.

Предложите мероприятия  по  оздоровлению  экологической  обстановки  на  данной  территории.


Ресурсы:

1.А.И. Алексеев. Учебник географии 9 класс. УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение»2013г.

2.В.В. Николина. Поурочные разработки 9 класс. УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2011г.

3. В.В. Николина. Мой тренажёр 9 класс. УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока географии 5 класс

ТК урока географии в 5 классе по теме "Уникальность планеты Земля"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...