Контрольно- измерительные материалы по географии для учащихся 5 классов по теме "Географические координаты"
методическая разработка по географии (5 класс)

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по географии, 5 класс

Цель: обобщить знания обучающихся по курсу географии за 5 класс.
Задачи:
- развивать мышление, память, познавательные способности обучающихся;
- воспитывать интерес к предмету.

Назначение:
Данные материалы представляет собой контрольно- измерительные материалы (КИМы) и будут полезны для учителей географии в общеобразовательном учреждении. Разработка предназначена для оценивания уровня подготовки учащихся по курсу географии в 5 классе и формировании УУД по новому образовательному стандарту. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по географии, 5 класс

Цель: обобщить знания обучающихся по курсу географии за 5 класс.
Задачи:
- развивать мышление, память, познавательные способности обучающихся;
- воспитывать интерес к предмету.

Назначение:
Данные материалы представляет собой контрольно- измерительные материалы (КИМы) и будут полезны для учителей географии в общеобразовательном учреждении. Разработка предназначена для оценивания уровня подготовки учащихся по курсу географии в 5 классе и формировании УУД по новому образовательному стандарту. 

Разработка включает в себя:

КИМ по теме «Великие географические открытия».

КИМ по теме «Географические координаты».

КИМ по теме «План и карта» (+ задания по теме «Условные знаки и масштаб», Цифровой диктант  «Изображение земной поверхности на карте и глобусе», Цифровой диктант «План и карта», Цифровой диктант «Изображение неровностей земной поверхности на плоскости»)

КИМ по теме «Литосфера»

КИМ по теме «Великие географические открытия».

Название занятия: «По следам Великих открытий»

 (работа в группах предусматривает работу на карте и на листе заданий)

Задание №1. Создаем облик Земли.

  1. Слово «география» в переводе с древнегреческого означает «землеописание».

           ДА                                                                                                 НЕТ

  1. В древности люди представляли Землю в форме шара.

           ДА                                                                                                 НЕТ

  1. Подпишите на карте названия всех материков и океанов. Перечислите:

Материки:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Части света:___________________________________________________________________________

Океаны: _____________________________________________________________________________

Задание №2. Причины Великих географических открытий.

1. Обозначьте на карте пути, которыми европейцы добирались в Индию до и после Великих географических открытий. Какие преимущества и трудности этих путей вы видите?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Как назывались корабли, на которых плавали первооткрыватели Нового Света?

                       А) ладьи;          Б) триеры;           В) каравеллы;                      Г) галеры.

3. Каким странам принадлежало первенство в географических открытиях?

    А) Англии и Франции    Б) Испании и Голландии   В) Италии и Франции   Г) Испании и Португалии.

4. Какие три вещи Х.Колумб привез из Нового Света?

1

2

2

Вещь сделанная из “эль оро бланко” или белого золота привезли в подарок испанской королеве, но она не оценила этот дар. Зато современные мужчины его очень ценят.

Европейские дамы почитали его пригодным лишь на букет, Петр I увидел в нем “второй хлеб” для России.

Её Колумб назвал “индийским зерном”, кормом скоту, а мы ценим её достоинства при походе в кино.

?

?

?

Задание №3. Ход Великих географических открытий.

1.Обозначьте на карте маршрут первой экспедиции Х.Колумба. В какую землю искали путь Колумб и другие европейские мореплаватели в конце XV – начале XVI в?

                       А) в Австралию;       Б) В Индию;              В) в Китай;             Г) в Японию;

2. Открытие Австралии и Новой Зеландии в 1644 г. совершили экспедиции под руководством:

А) А. Тасмана       Б) Б.Диаша             В) Ф. Писсаро            Г) Ф. Дрейка

Обозначьте на карте путь следования экспедиции, открывшей Австралию и Новую Зеландию.

3. Найди соответствие:

                                            Колумб                                    Путь в Индию

                                            Васко да Гама                         Америка

                                            Магеллан                                 Путь вокруг Земли

Задание №4. Последствия Великих географических открытий.

1. Нанесите на контурную карту маршрут первого кругосветного путешествия. Первое кругосветное путешествие совершил португалец____________________ (1480-1521) во главе испанской морской экспедиции. Своим путешествием он доказал: 1._________________________________________2.____________________________________________.

2.Покажите на карте территории, которые после географических открытий получили название «Новый свет».

3.Заполнить таблицу:

Последствия Великих географических открытий

Плюсы

Минусы

Задание №5. Мировой океан.

Корабль «Артек» отходит от берега Черного моря! Куда же ему следовать? Куда ваша группа хотела бы на нем отправиться? Проложите ваш круизный маршрут и подпишите все части Мирового океана, которые встретите на пути! Удачного плавания!!!

КИМ по теме «Географические координаты»

(задание можно использовать как групповое/ индивидуальное на контурной карте.)

А. 10 января 1891 г. Русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Координаты его 69о ю.ш. и 91 о з.д. Как называется это остров, в каком океане он находится?

Б. База рыболовной флотилии расположилась на 50 о с.ш. и 150 о в.д. По распоряжению начальника флотилии суда должны отправиться на промысел в следующих направлениях от базы: судно №1 – на север, на расстояние 500 км, судно №2 – на запад – на 800 км, судно №3 – на юг – на 1200 км, судно №4 – на восток – на 1000 км. Обозначить на карте местонахождение базы точкой, а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелками.

В. На большом острове, центральная часть которого расположена на 19 о ю.ш. и 47 о в.д., водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). По карте определите, какой это остров, на контурной карте обозначьте его. Каковы его наибольшая длина и ширина в км?

Г. На 80 о с.ш. и 140 о в.д. ученее обнаружили новый подводный хребет, который тянется через Северный полюс к острову Гренландия. Обозначьте на контурной карте направление этого хребта и напишите его название.

Д. На корабле, идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 80 о в.д. и 40 о ю.ш., капитан просит о помощи. Обозначить на карте точкой то место, куда надо направиться для оказания помощи терпящим бедствие.

Е. В феврале 1937 г. Льдину , на которой находилась станция «Северный полюс», отнесло течением далеко к югу и разломило на части. Морякам ледоколов «Таймыр» и «Мурман», направляющимся для спасения лагеря, постоянно сообщали со станции «Северный полюс» о ее местонахождении. 19 февраля 1937 г. Экспедиция была снята со льдины примерно на 71 о с.ш. и 20 о з.д. Обозначить это место на карте кружочком синего цвета.

Ж. Вертолет должен сделать посадку в точке, от которой все направления идут только на север. Указать широту и долготу этой точки.

З. В районе, который расположен на 33 о с.ш. и 13 о в.д., однажды была отмечена температура воздуха 58 оС. Обозначить это место на карте квадратиком красного цвета.

И. Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30 о с.ш. и 70 о з.д. Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран на корабль на 36 ос.ш. и 50 оз.д. Обозначить место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружочком.

К. Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: «42 о … ш. и 173 о … д. У остр… Нов…» Как называются острова, около которых корабль потерпел крушение?

КИМ по теме «План и карта»

Задание 1. Правильный ответ обведите в кружок (может быть несколько вариантов ответов).

1. Азимут измеряется:

А) от 0 до 45о;     Б) от 0 до 90о;    В) от 0 до 180о;    Г) от 0 до 360о.

2. Местность на плане изображается:

А) на плоскости;        Б) в уменьшенном виде;    В) с помощью условных знаков.

3. На Южном полюсе любое из направлений будет:

А) северным;        Б) южным;       В) западным;       Г) восточным.

Задание 2. Вертолёт вылетел из аэропорта Минска и полетел строго на север, затем на восток, потом на юг, после на запад. Где он приземлится относительно места старта, если вертолёт будет пролетать по 200 км в каждом направлении?

_____________________________________________________________________

Задание 3. До озера учащиеся шли по азимуту 270о, 225о, 180о. Назовите направления их движения и изобразите путь схематически.

Задание 4. В каком направлении от Москвы расположены: 1) Тюмень, 2)Каспийское море, 3) Черное море, 4) море Лаптевых, 5) Охотское море? (можно воспользоваться картой)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Задание 5. Пройденный путь изобразите графически с помощью условных знаков в масштабе 1:10000 (в 1 см ____ метров): «Штаб партизан находился в здании школы. Отряд партизан отправились из школы в северо-восточном направлении и прошли 150 м к реке шириной 60 м, которая течет на юг. На пароме они переправились на левый берег и прошли просекой в сосновом лесу на восток 570 м к домику лесника, стоящему слева от просеки. Напились воды из колодца, расположенного на 100 м восточнее домика лесника, и грунтовой дорогой прошли 300 м на северо-запад до поворота дороги на запад; от поворота прошли еще 520 м до песчаного карьера».

Задание 6. Придумайте свой рассказ, вставляя, где возможно условные знаки вместо слов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КИМ по теме «Условные знаки и масштаб»

  1. Игра «Морской бой»

Правила игры: класс делится на команды, количество команд и полей для игры зависит от количества детей в классе. Команды поочередно  загадывают друг другу квадраты (напр., а4, б5, д2 и т.д.), под каждым квадратом загадан топографический знак, который команда и должна изобразить. Когда все поле зарисовано, команды оценивают правильность знаков друг друга.

(например, 3а - тропа и колодец. 1б – редколесье и т.д.).

  1. Какой масштаб крупнее: А) 1:20 000 или 1:70 000; Б) 1:700 000 или 1:200 000; В) 1:4 000 000 или 1: 2 000 000?

  1. Какой масштаб мельче: А) 1:8 300 000 или 1: 83 000 000;

Б) 1:1 000 000 или 1: 200 000; в) 1:20 000 или 1:1 000?

  1. Каков масштаб плана, если расстояние 1 км от школы до железнодорожной станции равно: А) 10 см; Б) 20 см; В) 30см?

  1. В каких масштабах расстояние 15 км отвечает отрезкам: А) 3 см; Б) 5 см; В) 15 см?

  1. Определите масштабы планов, на которых расстояние 4 км между двумя населенными пунктами составляет: А) 5 см; Б) 8 см; в) 10 см.

  1. Определите масштабы планов, если на них улица длиной: А) 700 м имеет длину 7 см; Б) 1 км -   1- см; В) 2 км – 2- см.

  1. Именованные масштабы выразить численными:

В 1 см – 5 м              В 1см – 25 м           В 1см – 2,5 м

В 1см – 450 м           В 1см – 1 км            В 1см – 5,5 км

В 1см – 500 м           В 1см – 40 км         В 1см – 12,5 км.

  1. Численные масштабы выразить именованными:

1: 500             1: 200                        1: 30 000 000

1: 1 000           1: 2500                     1: 2 500 000

1: 7500           1: 200 000                1: 8000 000

  1. Выпишите масштабы карт, выделив крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные:

1: 250 000,   1: 25 000,  1: 2 000 000,  1: 32 000 000,  1: 10 000,  1: 100 000,  1: 400 000.

  1. Определите масштаб карты, на которой расстояние от Петербурга до Москвы 650 км составляет 13 см.

  1. Определите масштабы:

# карты, на которой расстояние от Киева до Москвы 750 км составляет 3 см; карты, на которой это же расстояние соответствует 1,5 см. Какой масштаб крупнее?

# карты, на которой расстояние от Киева до Караганды 2950 км составляет 11,8 см; карты, на которой это же расстояние составляет 23,6 см. Какой масштаб крупнее?

# карты, на которой расстояние от Киева до Мурманска 2050 км изображено расстоянием 4,1 см; карты, на которой это же расстояние составляет 16,4 см. Какой масштаб мельче?

Цифровой диктант  «Изображение земной поверхности на карте и глобусе»

Горизонт

Географическая карта

Компас

Масштаб

План местности

Как называется:

  1. Видимая часть земной поверхности.
  2. Прибор для определения сторон горизонта.
  3. Чертеж, масштаб которого в 1 см – 100 м и крупнее.
  4. Чертеж, масштаб которого меньше в 1 см 10 км.
  5. Степень уменьшения или увеличения изображения  в  сравнении с величиной объекта.
  6. Чертеж, который отображает на плоскости условными знаками в определенном масштабе местность, предметы, здания и т.д.
  7. Уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности, ее частей или отдельных стран мира на плоскости.
  8. Иду – и он идет, стою – и он замрет.

Я вверх лететь решился – край круга отдалился.

Спустился я пониже - стал край ко мне поближе,

Но все ж и не мечтай схватить тот круг за край.

Цифровой диктант «План и карта»

Выпиши все характерные признаки плана местности и карты.

План местности

Географическая карта

  1. Масштаб мелкий
  2. Масштаб крупный
  3. Чертеж небольшого участка земной поверхности
  4. Изображение на плоскости всей поверхности Земли
  5. Масштаб 1 : 500
  6. Масштаб 1 : 50 000 000
  7. В основном все объекты изображены в масштабе
  8. Стороны горизонта определяются по меридианам и параллелям
  9. Масштаб 1: 100
  10. Направление на север  - вверх, на юг – вниз, восток – вправо
  11. Учитывается кривизна земной поверхности
  12. Не учитывается кривизна земной поверхности
  13. Можно определить ширину улицы, речки и т.д.
  14. Города изображены кружочками
  15. Масштаб 1: 1 000 000.

Цифровой диктант «Изображение неровностей земной поверхности на плоскости»

Рельеф

Горизонталь

Абсолютная высота

Относительная высота

  1. Высота местности над уровнем моря
  2. Линия, соединяющая точки с одинаковой высотой
  3. Высота холма (возвышенности) от подножья до вершины
  4. Совокупность неровностей земной поверхности
  5. Превышение одной точки земной поверхности над другой
  6. Превышение точки земной поверхности над уровнем моря.

КИМ по теме «Литосфера»

  1. Цифровой диктант.

Осадочные породы

Магматические породы

Мантия

Метаморфические породы

Земная кора

  1. Твердая оболочка Земли
  2. В этих горных породах сейсмические волны распространяются со скоростью 3 км/сек.
  3. Из этих горных пород в основном состоит земная кора.
  4. Эти горные породы бывают обломочного, органического и химического происхождения.
  5. Твердая и одновременно пластичная, раскаленная часть земного шара.
  6. Горные породы, измененные в условиях высокого давления и температуры.
  7. Гранит, гнейс, мрамор, глина, песок – по происхождению…

  1. Цифровой диктант «Горные породы».

Базальт

Кварцит

Каменная соль

Каменный уголь

Гранит

Пемза

  1. Метаморфическая ГП
  2. Осадочная химического происхождения
  3. Составляет нижний слой литосферы
  4. Осадочная органического происхождения
  5. Используется для получения электроэнергии
  6. Применяется в строительстве
  7. Образуется в процессе метаморфизации из рыхлого песчаника
  8. Из  нее изготавливают соду
  9. Из горной породы получают более 40 видов важных продуктов.

  1. Цифровой диктант «Выветривание».

Физическое

Химическое

Органическое

  1. Происходит под действием водных растворов
  2. Вследствие резкого колебания температуры воздуха
  3. В процессе взаимодействия горных пород с воздухом и различными растворами
  4. Под действием бактерий, лишайников, других растений и животных
  5. Без смены состава горных пород и минералов
  6. Со сменой минерального состава горных пород и минералов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольно-измерительный материал по географии для 6-7 классов

В этом разделе представленны проверочные и контрольные работы по географии для 6-7 классов, а также по предмету география ХКК по хабаровскому краю, составленные мною....

Контрольно-измерительный материалы для проведенияГИА по географии

Контрольно- измерительные материалы для проведениягосударственной (итоговой) аттестации(в новой форме) по ГЕОГРАФИИ обучающихся, освоивших основныеобщеобразовательные программы основного общего ...

Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )

В своей педагогической деятельности  я использую тесты для проверки знаний учащихся....

КИМ (контрольно-измерительные материалы) по учебной дисциплине Экономическая и социальная география

КИМ (контрольно-измерительные материалы) по учебной дисциплине Экономическая и социальная география для профессии НПО "Продавец, контролер-кассир" социально-экономического профиляСодержит задания для ...

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся 7 класса по географии

Материалы  включают задания в тестовой форме и и задачи, требующие полный развернутый ответ....

Контрольно-измерительные материалы по географии по теме: Евразия для 7 класса.

Педагогическая деятельность Дусенбаевой Гульзиры Утепергеновны представляет собой синтез разнообразнейших вопросов, связанных как с исследованием проблемно-диалогового обучения, так и аспектов создани...

Контрольно-измерительные материалы. География. 7 класс

Контрольно-измерительные материалы. География. 7 класс...