Конспект урока для 7 класса по теме Особенности расселение населения. Городское и сельское население.
план-конспект занятия по географии (7 класс)

Ашурова Мария Муродалиевна

Использование материала в курсе 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_7_klass.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по географии, учитель Ашурова М.М., 29.09.2022

Тема: Особенности расселение населения. Городское и сельское население.

Цель:

Образовательная:

  • Изучение городского и сельского населения, урбанизации как всемирного процесса

Развивающая:

  • Развитие умения анализировать, делать выводы, умения работать в группах;

Воспитательная:

Воспитание у обучающихся активности, самостоятельности и положительной мотивации к изучению предмета приближая изучаемый материал к жизненным ситуациям;

Задачи:

  • Расширить представление о формах расселения, уровнях и темпах урбанизации в различных странах и регионах мира;
  • Рассмотреть различные классификации городов;
  • Изучить основные понятия: город, урбанизация, агломерация, мегалополис.
  1. Организационный момент (готовность  к уроку).

Проверка домашнего задания. 

Назвать страны лидеры по численности населения.

2. Изучение нового материала

Ребята, прошу внимания на экран. Как вы считаете, какова тема нашего урока? Как вы считаете, какова цель урока, что вы сегодня должны узнать и чему научиться?

Существуют две основные формы расселения – городское и сельское.

Сельское расселение бывает 2 видов:

1. ГРУППОВАЯ ФОРМА расселения преобладает в России, в странах Европы, Китае, Японии.

2. ФЕРМЫ наиболее распространены в США, Канаде, Австралии.

Из курсов истории вы знаете, что города возникли в глубокой древности как центры административной власти, торговли и ремесла и т.д. Какие вы знаете древние города?

А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ СФОРМУЛИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ ГОРОД. Что такое город по вашему мнению?

Город– это населённый пункт, большая часть жителей которого занята в промышленности и сфере услуг. Выделите ключевые слова. А теперь запишите определение в тетрадь.

Определение города различно в разных странах: - в скандинавских странах к городу относится поселение с числом жителей более 200 человек; Франции – свыше 2 тыс. человек, в России свыше 12 тыс.

Существуют две классификации городов: по численности населения и по функциям.

ЗАДАНИЕ: выполните задание в тетради: вам необходимо определить функции городов, отраженные на гербе, из предложенных вариантов выберите один правильный. На выполнение этого задания вам дается 1 минута.

Проверка. (Учитель приглашает двух обучающихся к доске , нужно сказать правильный ответ и прокомментировать).

Посмотрите на диаграмму. Мы видим, что городское население растет, наблюдается и рост городов. Этот процесс получил название урбанизация.

Урбанизация- процесс роста городов и городского населения, распространения городского образа жизни, повышение экономической роли города.

Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран.

ЗАДАНИЕ: пользуясь текстом учебника на стр. 75-76, выпишите в тетрадь основные черты урбанизации.

Ответы учеников:

Первая черта - быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.

Вторая черта - концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах.

Это объясняется тем, что большие города полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг. Происходит рост количества городов, в начале XXв. Насчитывалось 360 городов, а к началу XXI в. около 4 тыс.

Самыми крупнейшими городами мира являются: Мехико, Токио, Нью-Йорк

Третья черта-расползание городов, расширение их территории.

Для современной урбанизации характерен переход от компактного города к городским агломерациям.

Городская агломерация территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурными связями.

Крупнейшими агломерациями мира являются:

ФИЗМИНУТКА

Ребята у вас на партах находятся надписи с названиями городов. Попрошу встать, у кого табличка с городами: Бонн, Кельн, Дюссельдорф, Эссен. Возьмите ленту и протяните друг другу. а теперь встаньте «города»: Кобленц, Леверкузен, Дортмунд, возьмите ленту и протяните друг другу. Теперь встаньте «города»: Ахен, Альсдорф, Мёнхенгладбах, Дуйсбург, возьмите ленту и протяните друг другу.

Ахен, Кобленц, Альсдорф протяните ленту Кёльну, Мёнхенгладбах и Вупперталь – Дюссельдорфу, Дуйсбург и Дортмунд – Эссену. Ребята а теперь посмотрите, как вы думаете что у вас получилось, правильно агломерация, я буду городом Франкфурт – на Майне, возле которого образована агломерация и протягиваю ленту-дорогу ближайшему городу – Кобленц. Вот теперь у нас получился мегалополис. Что такое мегалополис?

Это сросшиеся агломерации, образующие экономические, инфраструктурные и другие связи. Посмотрите на экране крупнейшие мегалополисы мира.

Ребята, кто желает показать на карте местонахождение крупнейших мегалополисов мира.

Давайте представим ситуацию:

Два друга-корреспондента связались по телефону:

Первый пожаловался – “Ну и занесло же меня! Кругом одни трущобы, на улицах сплошная грязь, ни одного фонаря. Воды, кажется, тоже нет”.

Там, где я нахожусь, люди вообще не живут, - ответил второй. – Но район просто шикарный: небоскребы, сплошные офисы. Столько машин – никак не припаркуюсь”.

Вопрос: в какой части города находится каждый из корреспондентов? В каких городах мог произойти этот разговор? (первый – в чайнатауне – так называются бедные районы, заселенные преимущественно эмигрантами; второй – в Сити – название центрального делового района города)

В настоящее время в развивающихся странах происходит городской взрыв, население стремительно городов растет. Взрывной процесс роста населения городов в развивающихся странах, происходящий в условиях недостатка рабочих мест и жилья, приводит к образованию трущобных районов, где отмечается очень высокая плотность...

Возникает ЛОЖНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ - стремительный рост численности городского населения, не сопровождающийся ростом числа рабочих мест => появление неблагоустроенных трущоб.

Многие горожане в развитых странах в связи с ухудшающимся состоянием окружающей среды начали переселяться в пригороды. Этот процесс получил название субурбанизация.

СУБУРБАНИЗАЦИЯ - процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, при этом темпы развития городов - спутников более высокие, чем темпы развития ядра агломерации.

Чем выше уровень урбанизации, тем ниже темпы.

По уровню урбанизации все страны можно разделить на три группы:

  • высокоурбанизированные (доля городского населения свыше 50 %);
  • среднеурбанизированные (доля городского населения от 20 до 50%);
  • слабоурбанизированные (доля городского населения ниже 20%).

В некоторых городах-государствах уровень урбанизации достигает 100% - Сингапур, Ватикан, Сан-Марино – очень высокоурбанизированные страны.

ЗАДАНИЕ. ПРОАНАЛИЗИРОВАВ КАРТУ (РИС 18) ПРИВЕСТИ ПО 1 ПРИМЕРУ СТРАН В РАЗНЫМ УРОВНЕМ УРБАНИЗАЦИИ.

Города – это добро или зло?

А теперь поработаете в группах, создайте, пожалуйста, группы, повернитесь друг другу.

Прежде, чем перейдете к заданию, давайте повторим, как нужно работать и вести себя в группе. На слайд правила работы в группах.

1 группа: обсудите в группе следующий вопрос: какие имеются положительные стороны городов, по сравнению с селами.

2 группа - какие имеются отрицательные стороны у городов.

Какой можно сделать вывод? И в городской жизни и в сельской жизни есть плюсы и минусы. Чем лучше взаимосвязь города и села, тем лучше будет развиваться каждый регион в отдельности.

Карточки для закрепления:

1.Существуют две основные формы расселения_____________________________

2. Рост городского населения идет быстрыми темпами, особенно в _______________странах.

3. Население концентрируется в основном в крупных городах, что приводит к образованию более сложных систем городов_______________________________

4. Крупнейшие мегалополисы мира_________________________________

Домашнее задание:

Используя материал учебника написать отличия городского населения от сельского, оформить в виде таблице.

Отличия

Городское население

Сельское население

Численность жителей

Вид деятельности

Одежда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

план-конспект урока по географии на тему: Особенности природы Африки 7 класс

Цели: изучить особенности АфрикиОборудование: карты атласа, презентация Особенности природыХод урока 1. Изучение нового материала по плану приложений учебника на с. 313 на каждый пункт плана, исп...

план-конспект урока по географии на тему: Особенности природы Африки 7 класс

Цели: изучить особенности АфрикиОборудование: карты атласа, презентация Особенности природыХод урока 1. Изучение нового материала по плану приложений учебника на с. 313 на каждый пункт плана, исп...

Конспект урока 8 класс по теме: Важнейшие особенности развития рельефа России

Цели:Образовательная –дать знания об основных формах рельефа России. Изучить основные тектонические структуры.Развивающая –формирование представлений об этапах развития рельефа в России, р...