Рабочая программа по географии иркутской области 8-9 класс
рабочая программа по географии (8, 9 класс)

Кривошеева Алена Сергеевна

Количество часов: 34 учебных часа на 2 года обучения в 8-9 классах (8 класс- 17 часов; 9 класс- 17 часов).

Основные темы курса: 8 класс. · Территория, границы, физико-географическое положение Иркутской области · История исследования Иркутской области · Геологическое строение и полезные ископаемые · Рельеф · Климат · Внутренние воды и водные ресурсы · Почвы · Растительность · Животный мир · Природно-территориальные комплексы. 9класс. · Экономико-географическое положение · История освоения территории Иркутской области · Население · Природно-ресурсный потенциал · Хозяйство Иркутской области · Внешние экономические связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заславская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____/Москаленко Н.В.                    

Протокол №…..

от «…..»_________2022 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Заславская СОШ

______/Л.А. Зубова

«…..»________2022 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ Заславская СОШ

_____/Зонова Л.В.

 «…..»________2022 года

                                                Рабочая программа

по географии Иркутской области

для 8-9 класса

на 2022-2023 учебный год

Разработчик программы

учитель географии

Кривошеева А.С.

Образование: среднее профессиональное

Педагогический стаж: 5 лет

Квалификационной категории: нет

2022

  1. Планируемые результаты.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Таким образом, в качестве планируемых метапредметных результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

- определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Учащийся сможет:

- наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Учащийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства (под-идеи);

- выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать па информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Учащийся сможет:

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

- критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Учащийся сможет:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). Учащийся сможет:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Познавательные УУД в области экологического образования

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Учащийся сможет:

- определять свое отношение к природной среде;

- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

13. Развитая мотивация к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Учащийся сможет:

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

При определении планируемых предметных результатов освоения ООП ООО ФГОС разработчики опирались на пояснительные записки к примерным программам учебных предметов.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

Различать особенности экономико-географического положения Иркутской области и отдельных еѐ районов; историю исследования и этапы хозяйственного освоения; влияние природы на заселение территории и здоровье населения; обеспеченность Иркутской области различными видами природных ресурсов. Хозяйственную их оценку и рациональное использование4 экологическую ситуацию области; численность населения и источники его формирования (естественное движение, миграции); особенности возрастно-половой структуры населения; особенности расселения и урбанизация; национальный и религиозный состав; особенности развития и структуры народного хозяйства Иркутской области; различие предприятий по формам собственности; проблемы развития экономики; специализирующие производства, обеспеченность их сырьѐм; факторы размещения производства; внешние экономические связи области. 2.      Уметь: читать и анализировать карту, географические (диаграмма, график) и статистические материалы; описывать и характеризовать ЭГП области, административных районов, городов; составлять диаграммы, графики, картосхемы; распознавать и обозначать на контурной карте города, транспортную сеть, месторождения полезных ископаемых; внутренние и внешние связи, схемы взаимосвязей производства, устанавливать причинно-следственные связи в схеме «общество-природа» на основе анализа разных тематических карт; прогнозировать перспективы социально-экономического развития области и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду; ранжировать и анализировать статистические материалы. 3. Объяснять: влияние географического положения на особенности развития хозяйства Иркутской области; особенности рельефа и полезных ископаемых в связи с геологическим строение территории; влияние природно-климатических факторов на специализацию сельскохозяйственного производства; различия в размещении, естественном и механическом движении, половозрастной структуре в пределах области, влияние природных и социально-исторических факторов на развитие и размещение отраслей хозяйства.

  1. Содержание учебного предмета с указанием основных видов учебной деятельности.

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

8 класс

Введение

Работают с источниками географической информации и комплектом учебных пособий по географии Иркутской области.

Подбор научно-художественных произведений о своем крае

Территория, границы, географическое положение

Отмечают на карте границы области, еѐ крайние точки, определять их координаты, подписывать пограничные территории. Подписать областной и административный (районный) центры, свой населѐнный пункт.

 История исследования территории области

Отмечать на карте пути землепроходцев, основанные ими остроги и даты их основания. Объяснять, почему северные остроги основаны раньше, чем южные.

Делают доклады, рефераты, стенды об учѐных- исследователях Иркутской области.

Геологическое строение и полезные ископаемые Иркутской области

Изучить по картам геологическое строение, тектонические структуры и размещение полезных ископаемых. Нанести на карту крупные месторождения угля, нефти и газа, золото, соли, слюды, подписать названия месторождений.

Рельеф

Изучить по физической карте формы рельефа области. Нанести на контурную карту основные орографические единицы, отметить наибольшие высоты области и наименьшую высоту. Определить абсолютную высоту своей местности

Климат

Проанализировать климатическую карту  (распределение температур и осадков по территории области, максимальные и минимальные температуры, амплитуды температуры и осадков, роза ветров). Континентальность климата.

Почвы

Описание почв своей местности. Работы по улучшению плодородия почв на огороде, дачном участке, в поле.

Растительность

Знакомство с картой растительности. Выделение высокогорной растительности, темнохвойных и светлохвойных лесов, разной растительности равнинных территорий.

Животный мир

Знакомство с зоогеографической картой. Животные горной тундры, тайги, лесостепей и степей.

Природно-территорильные комплексы и охрана природы

Знакомство с картами с физико-географического районирования и экологических условий, с видами загрязнений. Составить характеристику ПТК своей местности – луг, лес, болото, склон горы, водораздел

Природа «малой родины»

Составить план (схему) своего населѐнного пункта. Обозначить на плане основные ПТК.

9 класс

Экономико-географическое положение.

Определение по картам ЭГП, выявление его особенностей, крайних точек.  Обозначение на контурной карте границ области и еѐ административных районов

История освоения территории области.

Подборка статей и фрагментов описания Иркутской области известными писателями, поэтами, учѐными

Тема 3: Население Иркутской области.

Проводят социологическое исследование,  делают прогнозы динамики

Тема 4: Природно-ресурсный потенциал области.

Дают краткую характеристику главных сырьевых баз области

Тема 5: Хозяйство Иркутской области.

Наносят на контурную карту ГЭС области, укажите названия и мощности. Рассчитывают удельный вес энергии, вырабатываемой на Братской ГЭС, используется на выплавку алюминия на БРАЗе

Тема 6: Внешние экономические связи области.

Анализируют статистические материалы во внешней торговле области

Вычисляют удельный вес экспорта во внешнеторговом обороте

Тема 7: Обобщение материала по Иркутской области.

систематизация и обобщение учебного материала по курсу «Экономическая география Иркутской области».

  1. Календарно-тематическое планирование по географии Иркутской области. 8 класс.

№ урока

№ урока

Тема урока

Количество часов

В году

В четверти

III четверть (10 часов)

1

1

Введение. Что изучает физическая география Иркутской области

1

2

2

Территория, границы, географическое положение

1

3

3

История исследования территории области

1

4

4

Геологическое строение области

1

5

5

Рельеф

1

6

6

Полезные ископаемые

1

7

7

Климат. Климатообразующие факторы

1

8

8

Сезоны года. Климат и здоровье человека

1

9

9

Воды области. Реки

1

10

10

Озера. Водохранилища. Озеро Байкал.

1

IV четверть (8 часов)

11

1

Подземные воды. Многолетняя мерзлота.

1

12

2

Почвы области

1

13

3

Растительность

1

14

4

Животный мир

1

15

5

Природно-территориальные комплексы и охрана природы

1

16

6

Природа «Малой родины»

1

17

7

Урок обобщающего повторения

1

18

8

Урок обобщающего повторения

1

Календарно-тематическое планирование по географии Иркутской области . 9 класс.

№ урока в году

№ урока в четверти

Тема урока

Количество часов

I четверть (8 часов)

1

1

Географическое положение Иркутской области

1

2

2

Политико-административное устройство.

1

3

3

История освоения и заселения

1

4

4

Население Иркутской области. Демографическая ситуация

1

5

5

Расселение населения. Урбанизация, её региональные особенности

1

6

6

Города Иркутской области

1

7

7

Природно-ресурсный потенциал области

1

8

8

Факторы развития экономики области. Структура народного хозяйства.

1

II четверть (8 часов)

9

1

Отрасли специализации промышленности Топливно-энергетический комплекс

1

   10

2

Горнодобывающая промышленность

1

11

3

Обрабатывающая промышленность. Чёрная и цветная металлургия, химическая промышленность.

1

12

4

Машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

1

13

5

Промышленность строительных материалов, лёгкая и пищевая промышленность

1

14

6

Развитие растениеводства и животноводства.

1

15

7

География транспорта

1

16

8

Урок обобщающего повторения

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Курс «География Иркутской области»введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география...

Рабочая программа по географии Иркутской области

Рабочая программа  включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс

рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс...

Рабочая программа по географии Иркутской области 8 класс

Рабочая программа составлена на основеПрограммы для общеобразовательных учреждений. География Иркутской области. 8-9 классы / под ред. В. М. Бояркина, Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания...

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Рабочая программа составлена на основе  Примерной государственной программы  по географии для общеобразовательных школ, авторской программы Савченко Н.Д.,  Леонтьева А.С. География Ирку...

Рабочая программа по географии Иркутской области для 8-9 классов

         Адаптированная программа составлена на основе образовательной программы «География Иркутской области» авторов Савченко Н.Д., Леонтьевой А.С.,  Иркутск, Из...

Рабочая программа по географии Иркутской области (8 класс)

Рабочая программа составлена на основе сборника Главного управления общего и профессионального образования Администрации Иркутской области. « География Иркутской области». Программа курса и информацио...