Использование современных образовательных технологий при обучении географии
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения, но очевидна необходимость внедрения наряду с традиционными методами новые, отвечающие требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к  существованию в обществе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ.

Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения, но очевидна необходимость внедрения наряду с традиционными методами новые, отвечающие требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к  существованию в обществе. Мною  апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках географии:

  • Информационно-коммуникативные
  • Критического мышления
  • Модульного обучения
  • Логических и опорных сигналов
  • Проблемного обучения
  • Дифференцированного обучения
  • Технология формирования учебной деятельности школьников
  • Технология формирования приёмов учебной работы
  • Игровые технологии
  • Коррекционные технологии
  • Здоровьесберегающие

Элементы данных образовательных технологий используются мною на разных этапах урока. Все они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучаемых. Используя указанные технологии, я вижу общение в системе “ученик-учитель”, создаю возможности для решения творческих заданий. С помощью этих технологий веду учет индивидуальных особенностей и активизирую учебный и воспитательный процесс. Используя интерактивные технологии, создаю комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации; используя ролевые игры, организую общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. Структура интерактивного урока требует от меня включение конкретных приемов и методов, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Так на уроках я создаю ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Наполняю содержание общения, жизненными проблемами учащихся, создавая ситуации учения в которых учащиеся взаимодействуют с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить. Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания географии, текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы, которые использую в своей работе; мультимедийные учебники, позволяют мне формировать культуру учебной деятельности и информационную культуру. В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.  Информационные  технологии я применяю и на уроках усвоения материала, при проверке домашнего задания,  а так же во время обобщения и контроля. При проведении уроков, использую  самые разнообразные формы: урок-поиск, урок-исследование, урок-игра,  урок-путешествие,   уроки-соревнования,   урок-экспедиция, урок - географическое открытие и другие. В настоящее время на первое место в моей работе выходят технологии с использованием компьютера. Это, прежде всего,  связано с тем фактом, что процесс обучения географии является информационным процессом.

Современные условия развития общества указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности становятся все более актуальными.Для развития критического мышления на своих уроках я использую различные методы и приемы: «синквейн»;  «тонкие и толстые вопросы»; «ролевая игра»; «мозговой штурм»; «прогнозирование»; и др.Использование стратегии «толстых и тонких вопросов» позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учащегося (побуждает самих задавать вопросы и активизирует их к поиску ответа).

Приведу примеры некоторых «тонких» вопросов, составленных учащимися:

1.  Самая бедная страна в мире?

2.  Что такое Мировой океан?

3.  Самая большая страна в мире?

Примеры «толстых» вопросов:

1.  Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях?

2.  Какие самые распространенные формы рельефа России?

3. В каком слое атмосферы находится озоновый слой?

«Толстые» вопросы требуют развернутых, аргументированных ответов.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Использование методов «прогнозирование с помощью открытых вопросов», «толстый и тонкий вопросы», стратегии «вопросительные слова» способствуют развитию умения задавать вопросы. Текстовые задания способствуют развитию умения критически оценивать содержание и высказывать свою точку зрения («мозговой штурм»). На уроках по развитию критического мышления очень большое внимание уделяю самостоятельной работе,  мною активно применяется комбинированная работа (индивидуальная, в парах, в группах). Часто проведение уроков основано на диалоге, в центре которого поисковая деятельность учащихся под руководством учителя.

 Дифференцированное обучение- на уроках географии».  При ее применении учащиеся класса делятся на группы. При формировании групп учитываю личностное отношение школьников к учебе, степень обученности и обучаемости, интерес к изучению предмета и личности учителя. Мною создан дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

В  процессе обучения географии  я использую модульную технологию. Модуль – особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Мною  разработаны специальные инструкции для самостоятельной работы школьников (технологические карты), в которых указывается цель усвоения определенного учебного материала, даются четкие рекомендации по использованию различных источников информации, разъясняются способы овладения учебной информацией.

Технология формирования приемов учебной работы используется мною на каждом уроке и на разных его этапах. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и  хорошо освоена мною  на практике в 7 классах. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего – либо, а учащиеся по ним  учатся описывать  географические объекты.

 Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов ЛОК или ЛОС) нашла отражение в работе с 6 классом. Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок.  ЛОКи  использую постоянно в 6 -8классе на разных этапах урока.  Ребята любят их  составлять и легко запоминают учебный материал с помощью схем.

 Технология формирования учебной деятельности школьников.

    Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаю учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

 Технология учебно-игровой деятельности.

Широко применяется мною в 5 классе, где учебная задача решается в игровой деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Использование современных образовательных технологий на уроках географии

            Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесс...