Система опыта работы по теме "Топонимика как средство повышения эффективности изучения географической номенклатуры в условиях коррекционной школы"
учебно-методический материал по географии

Евгения Александровна Белова

В реферате представлены методические приёмы, помогающие эффективному запоминанию географических названий учащимися с нарушениями интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл toponimika_opyt_raboty.docx265.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Система опыта работы по теме

«Топонимика как средство повышения эффективности изучения географической номенклатуры в условиях коррекционной школы»

Учитель  Белова Е.А.

Мстёра, 2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

Условия возникновения и становления опыта………………………………......3-7

Актуальность и перспективность опыта…………………………………………8-9

Ведущая педагогическая идея………………………………………………………9

Теоретическая база опыта……………………………………………………   10-16

Новизна опыта………………………………………………………………..........17

Технология опыта……………………………………………………………….18-38

Результативность………………………………………………………………..39-45

Адресная направленность………………………..………………………………...46

Список использованной литературы…………………………………………..47-49

Приложение…………………………………………………………………………50

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

В процессе изучения географии обучающиеся знакомятся с большим количеством названий природных объектов: рек, озёр, морей, гор, равнин, водопадов, пустынь, заливов, островов, полуостровов и т. п. Совокупность  этих названий принято считать в методической литературе географической номенклатурой (от латинского nomenklatura– «список имен»).

Усвоение географической номенклатуры является одним из самых сложных моментов в изучении предмета, так как, во-первых, список обязательной к изучению номенклатуры довольно внушительный, во-вторых, большинство названий имеют иностранное происхождение и трудны не только для запоминания, но и для произношения. Неудачи в усвоении номенклатуры могут препятствовать свободному владению учеником географической речью, формированию картографических навыков, могут привести к снижению успеваемости по географии и потере мотивации к предмету.

 Особенно проблематичным является запоминание новых географических названий для школьников с нарушением интеллекта в силу дефектов познавательной сферы, кратковременности и малого объёма памяти. Многие названия географических объектов стираются в памяти детей уже через несколько недель.

В начале работы по данной теме был проведён мониторинг усвоения географической номенклатуры обучающимися 6–8 классов учреждения. Мониторинг отслеживался по двум направлениям:

1 -кратковременное запоминание (воспроизведение изученных названий на этапе закрепления ЗУНов на этом же уроке или на следующем уроке);

2-долгосрочное запоминание (воспроизведение изученных названий через 3-4 недели).

Результаты мониторинга.

6 класс 2017 – 2018 учебный год

Тема «Реки России»

Условные обозначения

1 -кратковременное запоминание

2-долгосрочное запоминание

+ ученик запомнил и воспроизвёл название

- ученик не воспроизвёл название

Имя уч-ся

Название

объекта

Анастасия Б.

Дарья Е.

Сергей Б.

Илья В.

Уровень запоминания

1

2

1

2

1

2

1

2

Волга

+

+

+

+

+

+

+

+

Кама

-

-

+

+

+

-

-

-

Ока

+

+

+

+

+

+

+

+

Днепр

-

-

+

+

+

-

+

+

Дон

+

+

+

+

+

+

+

-

Печора

-

-

+

-

-

-

-

-

Обь

+

+

+

+

+

+

+

+

Енисей

+

-

+

+

+

+

+

+

Ангара

-

-

-

-

-

-

-

-

Амур

+

-

+

+

+

-

+

-

Лена

+

+

+

+

+

+

+

+

Алина Г.

Александра Н.

Анастасия Ш.

Александр Ш.

1

2

1

2

1

2

1

2

Волга

+

-

+

+

+

+

+

+

Кама

-

-

-

-

+

-

+

-

Ока

-

-

+

+

+

+

+

+

Днепр

-

-

+

-

+

-

+

-

Дон

-

-

+

+

+

+

+

+

Печора

-

-

-

-

-

-

-

-

Обь

-

-

+

+

+

+

+

+

Енисей

-

-

+

-

+

+

+

+

Ангара

-

-

+

-

+

-

+

-

Амур

-

-

+

+

+

+

+

+

Лена

+

-

+

+

+

+

+

+

Первичное запоминание составило 73 %, долгосрочное -52 %.

7 класс 2017 – 2018 учебный год

Тема «Рельеф России»

Имя уч-ся

Название

объекта

Александр Г.

Андрей К.

Виталий М.

Максим Ш.

Павел Ш.

Уровень запоминания

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Алтай

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

Белуха

+

-

+

+

-

-

+

-

-

-

Саяны

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

Мунку – Сардык

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

Кавказ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

Эльбрус

+

+

+

-

+

-

+

+

-

-

Урал

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Народная

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

Хибины

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

Первичное запоминание составило 66 %, долгосрочное -42 %.

8 класс 2017 – 2018 учебный год

Тема «Очертания берегов Северной Америки»

Имя

уч-ся

Название

объекта

Юлия В.

Алексей В.

Антон Ш.

Александр Ш.

Николай Ч.

Юрий Ю.

Уровень запоминания

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

п-ов Лабрадор

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

-

-

о. Гренландия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

п-ов Флорида

+

+

-

-

+

+

+

-

+

-

-

-

Мексиканский

залив

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

-

-

п-ов Юкатан

+

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

Большие Антильские острова

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

п-ов Калифорния

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

п-ов Аляска

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

Первичное запоминание составило 77 %, долгосрочное -45 %.

Итак, мониторинг показывает, что уровень долгосрочного запоминания географических названий значительно ниже уровня первичного запоминания и составляет менее 50 % изучаемой терминологии. Кроме того, диагностика показывает разницу в запоминании названий обучающимися. Более высокая степень усвоения номенклатуры наблюдается у учащихся с неосложнённой олигофренией (классификация по М. С. Певзнер). Самый низкий уровень - у детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития (3 и 4 группы по классификации М.С. Воронковой).

Таким образом, задача учителя – дефектолога заключается в том, чтобы сделать для учащихся изучаемые географические объекты интересными и запоминающимися. Наиболее эффективное решение данной задачи возможно посредством применения знаний по топонимике, которые раскрывают смысл географических названий и помогают детям ближе познакомиться с их историей и природными особенностями.

Цель данной работы – изучение эффективности применения знаний по топонимике для усвоения географической номенклатуры в коррекционной школе, а также разработка и апробация системы методических приёмов усвоения географической номенклатуры, основанных на топонимике.

Объект исследования – процесс усвоения географической номенклатуры учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования – методические приёмы с использованием топонимики, способствующие повышению уровня усвоения географической номенклатуры учащимися коррекционной школы.

Гипотеза: систематическое применение знаний по топонимике на уроках географии в коррекционной школе будет способствовать:

-лучшему усвоению географической номенклатуры обучающимися;

-расширению теоретических знаний учащихся по географии;

-формированию положительной мотивации обучающихся к урокам географии;

-активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии.

Цель работы и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1.Рассмотреть сущность науки топонимики.

2.Изучить литературные источники по проблеме.

3.Разработать и апробировать систему методических приёмов усвоения географической номенклатуры, основанных на топонимике, применительно к условиям коррекционной школы и оценить её эффективность.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: теоретический анализ проблемы на основе изучения педагогической, методической, учебной и специальной литературы,  экспериментальная работа по разработке и апробированию системы методических приёмов усвоения географической номенклатуры на основе топонимики, анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, методы сравнения, описания.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

В связи с внедрением ФГОС на новый качественный уровень образования выходит и специальная школа. В настоящее время повышаются требования к прочности усвоения знаний и умений обучающимися коррекционных школ по всем предметам, в том числе по географии. Но, вследствие дефекта развития познавательных процессов школьники с интеллектуальной недостаточностью быстро забывают новый материал. Не способствует прочному усвоению географических названий и терминов однообразное и скучное преподавание предмета, строгое следование учителя рамкам учебника. Давно известно, что ученик лучше запоминает материал, если ему интересно на уроке. Поэтому учителю необходимо применять в работе с детьми такие методы и приёмы, которые активизируют познавательную деятельность школьников, обеспечивают более прочное усвоение и закрепление знаний и умений.  Одним из способов достижения поставленной задачи является применение системы методических приёмов изучения географических названий, основанных на топонимике. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Применение знаний по топонимике позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, разнообразить учебную деятельность, способствует повышению эффективности урока.

Применение методических приёмов на основе топонимики поможет решить ряд учебных, развивающих и воспитательных задач, а именно:

- расширение кругозора учащихся за счет привлечения их к поиску дополнительного материала по топонимике из разных источников;

- реализация межпредметных и внутрипредметных связей;

- расширение учебной зоны;

- организация коллективной работы учеников;

- повышение мотивации к учебной деятельности;

-формирование навыков рефлексивной деятельности школьников.

В специальной школе методические приёмы, основанные на топонимике, дают возможности для более широкой коррекции и компенсации недостатков развития когнитивной сферы аномального школьника и реализации принципа системно-деятельностного подхода в обучении. Поэтому опыт применения знаний по топонимике при изучении географической номенклатуры является актуальным и перспективным в педагогической теории и практике.

Таким образом, актуальность и перспективность данной работы обусловливается следующими факторами:

1.Развивающим характером обучения в коррекционной школе, применением системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС, предполагающими активную познавательную деятельность учащихся на сознательном уровне.

2. Повышением требований к прочности полученных школьниками знаний и умений, возможности свободно ими оперировать и применять в новой ситуации.

Мой вклад в решение данной проблемы заключается в следующем:

1.Разработка и внедрение в практику методических приёмов изучения географической номенклатуры, основанных на топонимике.

2.Более широкое применение элементов проблемного обучения с опорой на топонимику.

3.Разработка заданий с целью проверки уровня усвоения обучающимися знаний географической номенклатуры.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Более широкое применение знаний по топонимике на уроках географии в условиях коррекционной школы способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и создаёт условия для более прочного усвоения географической номенклатуры.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Топони́мика (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνυμα — «имя, название») — раздел ономастики, изучающий географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение [16]. В соответствии с названием науки изучаемые ею слова называют топонимами; топоним – синоним словосочетания «географическое название». Происхождение того или иного географического названия (то есть этимология названия) устанавливается учёными с помощью фонетического, словообразовательного и семантического анализа с учётом широкого круга исторических и географических данных.

Ономастика входит в число наук о языке и изучает имена собственные.

Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке наук и широко используется в различных областях знаний: лингвистике, географии, архитектуре, истории и т. п. Как отмечал белорусский топонимист С. Н. Басик, «ни одна из наук не должна обладать „монополией“ на топонимику. Топонимист (ученый, занимающийся топонимикой) не должен быть только лингвистом, или географом, или историком —он должен быть топонимистом. Это положение, сформулированное ещё в 60-е годы прошлого столетия, является определяющим в современных подходах к топонимике, как науке. Таким образом, топонимика —это самостоятельная „пограничная“ наука, развивающаяся на стыке трех дисциплин (лингвистики, истории и географии)»[22].

Топонимика тесно связана с географией: изучать названия объектов можно лишь тогда, когда ясно представляешь себе эти объекты. Топoнимика как учение о географических названиях исследует не только их происхождение, но и их судьбу, причины изменения, услoвия возникновения. Геoграфические названия возникали в определенные исторические периоды. Они являются хронолoгическим свидетельством исторических событий. Топoнимы изменялись во времени по форме, содержанию, распространялись в зависимости от конкретных событий истории. Вoйны, миграции населения, этнические контакты накладывают свой отпечаток на топонимию. Каждая историческая эпоха характеризуется своим набoром географических названий. Они образуют своеобразные разнoвременные топонимические пласты. Мнoгие топонимы упоминаются в исторических документах (летописях, писцовых книгах, грамотах и т.д.) и также являются объектами истoрического изучения. Народы уходят, переселяются, но данные ими названия гор, рек, озер остаются в памяти тех народов, которые пришли им на смену, во многих географических названиях сохраняются воспоминания об исторических событиях. Кроме того, топонимика занимается определением местонахождения уже несуществующих объектов (улиц, рек, городов и так далее). Таким образом, топонимика тесно связана с истoрической наукой[20].

Интерес к происхождению географических названий возник очень давно. В трудах М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, Г. Ф. Миллера и др. уже есть попытки аналитической трактовки топонимов. Важный вклад в изучение топонимики внесли А. X. Востоков, М. А. Кастерен, В. И. Даль. Основы сибирско-тюркской и монгольской топонимики заложил русский археолог В. В. Радлов. Известный отечественный историк Н. И. Надеждин считал, что изучение истории должно начинаться с географической карты. Он писал: "Топонимика -это язык Земли, а Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре". Русский филолог Я. К. Грот считал, что "топографическое имя никогда не бывает случайным и лишенным всякого значения. В нем по большей части выражается или какой-нибудь признак самого урочища, или характерная черта местности, или намек на происхождение предмета, или, наконец, какое-нибудь обстоятельство, более или менее любопытное для ума и воображения". В ХХ веке учеными-географами страны проводятся масштабные топонимические исследования. В частности, П. Гуломов и М. Миракмалов разработали учебное пособие «Топонимика и географическая терминология». Авторы в данной работе осветили роль народных терминов в образовании топонимов [6].

В учебном пособии А. Низомова, Г. Рахимовой и Н. Расуловой «Топонимика» рассмотрены проблемы территориального распространения топонимов, концепция топонимического районирования, проблемы применения топонимических индикаторов в географических и историко-географических исследованиях.

К настоящему времени разработана классификация топонимов. В зависимости от типа географического объекта, его названия делятся на следующие классы.

  • Орoнимы — названия гор (от др.-греч. ὄρος «возвышенность», «гора»);
  • Хорoнимы — названия ограниченных местностей (от др.-греч. όpος«межевой знак», «граница», «рубеж») Природный хороним — название любой природно-ландшафтной области, например: Западно-Сибирская низменность, Поволжье, Крым, Средне-Русская возвышенность, пустыня Кара-Кумы;
  • Урбанoнимы — внутригородские объекты (от лат. urbanus «городской»);
  • Агорoнимы — названия площадей (от др.-греч. ἀγορά «площадь»);
  • Годoнимы — названия улиц (от др.-греч. ὁδός «путь», «дорога», «улица», «русло»);
  • Дромoнимы — названия путей сообщения (от др.-греч. δρόμος «бег», «движение», «путь»);
  • Ойкoнимы — названия населённых мест (от др.-греч. οἶκος «жилище», «обиталище»);
  • Комoнимы — сельские поселения (от др.-греч. κώμη «деревня», «селение», «посёлок»);
  • Астиoнимы — названия городов (от др.-греч. ἄστυ «город»);
  • Гидрoнимы — названия водных объектов (от др.-греч. ὕδωρ «вода»);
  • Лимнoнимы — имя любого озера, пруда;
  • Океанoнимы — название любого океана и его части, в том числе моря, залива, пролива, течения и любого объекта подводного океанического ландшафта, в том числе впадины, банки, хребта, расселины;
  • Гелoнимы — названия болот (от греч.τέλμα «стоячая вода», «болото»);
  • Агрoонимы — земельный надел, участок, поле (от др.-греч. ἀγρός «поле», «пашня»);
  • Дримoнимы — названия лесов (от др.-греч. δρῦς «дерево»);
  • Антрoпотопонимы — топонимы, образованные от антропонимов (от др.-греч. ἄνθρωπος) — личных имён людей;
  • Агиoтопонимы — топонимы, образованные от любого агионима — имени Святого (от др.-греч. ἅγιος «святой», «благочестивый», «праведный»);
  • Пелагoнимы — название моря или его части;
  • Потамoнимы — названия рек (от др.-греч. ποτᾰμός «река»);
  • Спелеoнимы — названия пещер (от др.-греч. σπήλαιον «пещера»)[21].

Кроме того, существует деление топонимов на макро- и микротопонимы.

  • Макрoтопонимы — названия больших незаселённых объектов (от др.греч. μακρός «большой»), например: Африка, Сибирь;
  • Микрoтопонимы — названия небольших незаселённых объектов (от др.-греч. μικρός «малый»).

Выделяют прикладную топонимику, которая занимается проблемами нормы при произношении и написании топонимов, их практической транскрипцией, унификацией и стандартизацией (что особенно важно для картографии, почтовой связи, СМИ и др.). Одна из задач прикладной топонимики – создание топонимических словарей разных языков. Вопросами мировой топонимической стандартизации занимается Международная комиссия по стандартизации географических названий при ООН. В России стандартизацией топонимов ведает Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных[32].

Современную цивилизацию невoзможно представить без географических названий. Топонимы – обязательный элемент развития общества и челoвечества в целом. Их совoкупность в пределах той или иной территории представляет собой результат многовекового народного творчества, сoздания географических имен. Географические названия – визитная картoчка, с которой начинается знакoмство со страной, городом или природным объектом[15].

О значении и важнoсти внедрения топонимических сведений в учебный процесс писали многие известные географы: Э.М. Мурзаев, В.А. Жучкевич, В.П. Максаковский, Е.М. Поспелов.  Географические названия – обязательный элемент географии. Они используются для пространственной привязки фактов при изложении материала, рассматриваются в качестве единичных понятий, указываются как примеры при иллюстрировании географического положения объектов, широко привлекаются при сравнениях. Без преувеличения можно сказать, что знания учащимися географических названий (географической номенклатуры) характеризует их знание карты. Также авторы указывают на то, что топонимика является важнейшим элементом краеведческой работы. Познание местной географической терминологии во всем ее богатстве, точной дифференциации и многообразии может служить важным средством воспитания сознательного восприятия окружающей природы, познания своего края и воспитания любви к нему[19].

Кроме того, материал топонимики дает широкие возмoжности для развития познавательного интереса учащихся, а следовательно, и их мышления.[33] По мнению Е.М. Поспелoва использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся[23].

В настоящее время существует много литературы по топонимике. Это  научно – популярные и справочные книги, хрестоматии по истории, географии и иным дисциплинам, в которых можно отыскать любопытные сведения о морях и заливах, островах и горных вершинах, реках и озерах, странах и городах и т.п. Интересным для детей является иллюстрированный энциклопедический словарь «Терра –Лексикон». В 2006 году вышла в свет книга «Тайны географических названий» издательства «АСТ». Ряд книг по топонимике написан Айзеком Азимовым.

При чтении специальной литературы по топонимике часто сталкиваешься с довольно высоким уровнем научности и сложности изложения материала, особенно при рассмотрении этимологии иноязычных названий. Поэтому на первый взгляд кажется, что применение знаний по топонимике в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью мало эффективно и трудно осуществимо. Методологической основой для активной разработки и внедрения в практику данного дидактического направления служит концепция Л.С. Выготского о единстве законов развития нормального и аномального ребёнка. «Л.С. Выготский подчёркивал, что умственно отсталый ребёнок – прежде всего ребёнок, и, следовательно, способен к развитию, хотя этот процесс отличается своеобразием. Л.С. Выготский теоретически обосновал, что у умственно отсталых детей есть сохранные психические функции, которые, воздействуя на нарушенные, обусловливают их компенсацию. В детском возрасте многие функции центральной нервной системы находятся в состоянии формирования. В условиях специального обучения и воспитания под влиянием целенаправленного педагогического воздействия обнаруживаются огромные возможности развития функций. Формирующиеся функции центральной нервной системы при правильно организованном обучении и воспитании могут занять важную роль в компенсаторной перестройке. В связи с этим возникают качественные изменения познавательной деятельности. По мере овладения знаниями и умениями в условиях обучения у ребёнка формируются приёмы и способы познавательной деятельности» [7,68-69]. Задача педагога – дефектолога - максимально использовать сохранные возможности детей и осуществлять коррекционно-развивающую работу с опорой на них.

        В своей педагогической деятельности я также опираюсь на положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребёнка. Зоной актуального развития считается такая подготовка ученика, которая даёт ему возможность действовать самостоятельно. «Зона ближайшего развития – это то, что ребёнок сможет усвоить при помощи взрослого (учителя, воспитателя), в условиях специально организованной работы (учебно – воспитательного процесса) и в специально организованных условиях (школа, класс, группа и т.п.)» [27, с.25]. Организация контроля знаний по усвоению географической номенклатуры даёт представление о зоне актуального развития ученика по данному направлению. В концепции зоны ближайшего развития происходит формирование новых знаний и умений школьников, самостоятельная работа с источниками информации и литературой по топонимике, выполнение проектов, заданий, требующих переноса усвоенных ЗУНов в новые условия.

        Применение методических приёмов, основанных на топонимике, также соответствует принципу развивающего обучения. О применении данного принципа сейчас говорят очень часто в связи с ориентацией обучения на системно-деятельностный подход в свете перехода на ФГОС. Идеи развития ребенка в процессе обучения рассматривались Л.С.Выготским, Е.Н.Кабановой-Миллер, Н.А.Менчинской, И.С.Якиманской и др. Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом раскрыта Л.С.Выготским. По его мнению исправление недостатков познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта является частью общей воспитательной работы, растворяется во всем процессе обучения и воспитания, осуществляется в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности. Причём обучение аномального ребёнка должно идти впереди развития, вести его за собой.

Таким образом, ведущими теоретическими положениями, на которые я опираюсь в своей работе, являются:

  • теория Л.С. Выготского о пластичности функций ЦНС и компенсации дефектов развития ребёнка с нарушением интеллекта;
  • положение о зонах актуального и ближайшего развития ребёнка;
  • положение о ведущей роли обучения в развитии умственно отсталого ребёнка и развивающем характере обучения, выдвинутое Л.С. Выготским;
  • рекомендации известных отечественных географов Э.М. Мурзаева, В.А. Жучкевича, В.П. Максаковского, Е.М. Поспелова о необходимости внедрения топонимических сведений в учебный процесс;
  • классификация топонимов на классы.

НОВИЗНА ОПЫТА

Методические приёмы применения топонимики на уроках географии освещены в методической литературе недостаточно широко. В основном, рассматриваются этапы работы с новым географическим названием, а также аспекты использования топонимики в краеведении.

 В учебниках географии для специальных коррекционных школ VIII вида авторов Лифановой Т.М. и Соломиной Е.Н.имеется материал по топонимике ряда географических объектов, но этих сведений явно недостаточно. Часто школьники сами задают вопросы по поводу происхождения названия того или иного географического объекта. Поэтому учитель – географ должен владеть достаточно широкими познаниями по топонимике, чтобы дать интересный ответ, а также иметь в своём педагогическом арсенале такие методические приёмы, которые бы стимулировали познавательную деятельность обучающихся в изучении топонимики. В связи с повышением уровня информатизации и компьютеризации современного общества меняются и подходы к разработке методических приёмов. Широкое применение на сегодняшний день получили программированные задания, алгоритмы, тестовые задания, работа с цифровыми образовательными ресурсами. Коррекционная направленность обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью требует организации продуктивных методов обучения с элементами поисковой и творческой деятельности.

Мой вклад в решение данной проблемы заключается в следующем:

1.Разработка и внедрение в практику методических приёмов изучения географической номенклатуры, основанных на топонимике.

2.Разработка заданий с целью проверки уровня усвоения обучающимися знаний географической номенклатуры.

3. Организация проектной деятельности обучающихся с использованием топонимики.

4. Использование топонимики при изучении родного края.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Работа по усвоению нового географического названия начинается с его представления учащимся. Существует определённый алгоритм работы с новым термином или названием. Рассмотрим его этапы:

1.Четкое и правильное произношение впервые встречающихся названий. Учитель произносит и записывает новое слово на доске, проставляет ударение. Возможно деление слова на слоги и выделение гласных букв красным цветом, согласных – синим цветом. Учащиеся делают записи в тетради, проговаривают термин вслед за учителем, тренируясь в правильном произношении слова, с правильной постановкой ударения. Разбираются трудности написания и орфограммы. Топоним сопровождается географическим термином, определяющим род объекта (море, река, озеро, гора, хребет, город и т.д.). Затем следует предложить повторить изучаемый термин учащимся с недостатками произношения, добиваясь чёткого проговаривания слова. Учитель осуществляет контроль за правильным произношением и написанием новых названий (исправление искажённых слов, проставление ударений и др.)

2.Раскрытие смыслового содержания названий.  

Сначала выясняются представления учащихся об изучаемом термине. Производится учёт неточностей, выбор наиболее рационального пути обучения. Далее идёт работа по семантизации термина – осмыслению его значения. При раскрытии смыслового содержания новых слов можно использовать следующие приёмы:

  • Демонстрация изображения (иллюстрации, фотографии, картины, натурального пособия, гербария и др.)
  • Использование словесного образа (это может быть метафора, эпитет, пословица, загадка).
  • Введение слова в предложение или развёрнутый связный текст.
  • Сравнение или сопоставление географических объектов.
  • Разбор слова со справками о его происхождении.
  • Указание на значение отдельных частей сложных слов.
  • Перевод на русский язык терминов, заимствованных из иностранного языка.

3.Практические упражнения и задания, способствующие усвоению названия и перевода его из пассивного в активный словарь: работа с картинами, иллюстрациями, картосхемами, картами, натуральными объектами, зарисовка изучаемых объектов, составление сравнительных схем, таблиц и т. д.

В методике выработаны различные приемы, помогающие запоминанию топонимов. В результате анализа источников по проблеме произвела отбор некоторых методических приёмов, приемлемых в коррекционной школе. Дополнила их собственными разработками. Приведу примеры методических приёмов использования топонимики на уроках географии.

1.При изучении новых географических названий целесообразно знакомить учащихся с их переводом на русский язык и разбирать причины такого названия. Перевод названий учащиеся находят самостоятельно в тексте учебника, в печатных текстах для дополнительного чтения, подготовленных учителем, в видеофрагментах и других источниках информации. При объяснении происхождения названия школьники также учатся решать проблемные вопросы.

  • Например, Килиманджаро в переводе на русский язык означает «сияющая гора».

Вопросы обучающимся:

1.Рассмотрите фотографию Килиманджаро и объясните название горы. 2.Килиманджаро находится на экваторе, почему же вершина горы покрыта снегом и льдом?

3.Подумайте, почему в последние десятилетия шапка льдов Килиманджаро уменьшается?

  • Аргентина в переводе означает «серебряная».

Задание обучающимся:

1.Проанализируйте физическую карту Аргентины и объясните название страны.

2.Покажите по карте месторождения серебра.

  • Остров Гренландия на языке викингов, открывших его, означает «зелёная страна».

Вопросы:

1.Каким цветом остров Гренландия обозначен на физической карте?

2.Что означает белый цвет на карте?

3.Почему же остров, покрытый круглый год льдами, был назван зелёной страной?

Ответ предлагается самостоятельно найти в тексте для дополнительного чтения:

«Остров был открыт в 982 году викингами под командованием Эрика Рыжего. Именно он назвал остров Гренландией – зелёной страной для привлечения новых переселенцев. На протяжении 4-х веков на острове кипела жизнь, так как климат в 9 – 13 веках был теплее, чем в настоящий период. В 14 веке начинается глобальное похолодание, которое заставило жителей покинуть остров. В результате похолодания Гренландия покрылась толстым слоем льда, но название «зелёная страна» так и осталось в память о первооткрывателях острова».  [1, с.90]

  • Анды – «медные горы», название произошло от индейского слова «анта», что означает «медь».
  • Джомолунгма – в переводе с тибетского языка «богиня – мать Земли».

Вопросы: Почему гора так названа? Какова её высота?

  • Исландия – «ледяная страна», так остров назвали викинги.

Задание: Рассмотрите физическую карту Исландии и объясните название острова. Подумайте, почему же климат острова мягче климата других земель, расположенных на этой же широте?

2.Многие географические объекты получили названия в честь путешественников, открывших их.  Поэтому целесообразно при изучении таких географических объектов рассматривать историю их открытия.

  • Например, водопад Анхель – самый высокий водопад мира - назван в честь венесуэльского лётчика Анхеля, который впервые увидел его с самолёта. Водопад виден только с воздуха, с других сторон он недоступен, поэтому и был долгое время неизвестен.
  • Берингов пролив и Берингово море названы в честь мореплавателя Витуса Беринга, исследовавшего и изучившего данные земли.
  • Море Лаптевых названо в честь братьев Лаптевых, открывших его.
  • Пролив Дрейка – самый широкий пролив на Земле – находится между Южной Америкой и Антарктидой. Назван в честь знаменитого английского мореплавателя и пирата Фрэнсиса Дрейка, жившего в 1545 – 1596 годах. Дрейк грабил морские корабли, особенно доставалось испанским каравеллам. Получив материальную поддержку королевы Елизаветы, Дрейк возглавил первую кругосветную экспедицию. У южного побережья Южной Америки его корабли попали в сильную бурю и были отнесены близко к Антарктиде. Здесь то и был найден пролив в Тихий океан, который заслуженно получил имя пирата – первооткрывателя. Через этот пролив Дрейк вышел в Тихий океан, по пути он продолжал грабить корабли, нагруженные золотом, серебром, драгоценными камнями и прочими ценными товарами. Добыча, которую он привёз, стоила не меньше 600 тыс. фунтов стерлингов. Дрейк стал национальным героем, его возвели в рыцари, а корабль «Золотая лань», на котором он совершил плавание вокруг света, превратили в музей! [8, с.301, 303].

3.Название географического объекта лучше запомнится ученику, если сочетать устную работу со смыслом названия и демонстрацию картины, фотографии или видеофрагмента об изучаемом природном объекте.

Например, при изучении темы «Воды Северной Америки» учащиеся узнают, что название реки Колорадо в переводе означает «красная река», а название реки Ниагара – «грохочущая вода». Объяснить названия школьникам предлагается после просмотра видеофрагментов о реках и описания картин.

Тема «Италия». Знаменитая гора Италии носит название Везувий, что означает «дым». Обучающимся предлагается рассмотреть картину «Неаполь у Везувия» и объяснить происхождение названия.

4.Большое количество номенклатуры изучается при исследовании очертаний берегов материков. Чтобы сделать это изучение более интересным и запоминающимся, учащимся предлагается совершить заочное путешествие вдоль берегов материка. При этом нужно найти новые названия на карте и заполнить индивидуальную карточку путешественника, в которой указаны только первые и последние буквы географических объектов. Во втором столбике даётся топонимика названий, учащимся предлагается соединить стрелками названия с их переводами и устно объяснить свой выбор.

Пример карточки по теме «Очертания берегов Северной Америки»

Полуостров Л - - - - - - р  (Лабрадор)                        «цветущий край»

Полуостров К - - - - - - - -я  (Калифорния)                «китовое место»

Полуостров Ф - - - - - а         (Флорида)                          «земля пахаря»

Полуостров А - - - - а (Аляска)                                  «жаркая печь»

5.Знание топонимики объектов помогает разнообразить игровые и коррекционно - развивающие задания по географии.

Например, задание «Кто такой? Что такое?»

Ученик получает карточку с заданием по теме «Южная Америка»

Задание: назови географические объекты, опираясь на их топонимику.

-родственник океана-оловянное поле

-медные горы-крушитель лодок

-сломай топор-лишённая древесной растительности

Слова для справок: Амазонка, кебрачо, Анды, Парана, пампа, Титикака.

Тест «Матрица» по теме «Водоёмы Евразии» -  (гидронимы)

Задание: рядом с названиями рек и озёр впишите подходящие им номера топонимических значений из матрицы. Смысл названий объясните.

Название рек  и озёр

Номера топонимических значений из матрицы

Обь

Балхаш

Хуанхэ

Байкал

Волга

Алдан

Матрица

1.Золото

2.Бабушка

3.Большое озеро

4.Вытянутое озеро

5. Жёлтая река

6. Сырая, влажная.

Задание «Что лишнее?»

Задание: соотнеси названия объектов с их топонимикой и выбери лишний объект.

-Красные пески, жаркая печь, безводная, мучимый жаждой.

-Калахари, Гоби, Калифорния, Кызылкум.

Лишний объект – Калифорния, так как это полуостров, а другие объекты – пустыни.

-Цепь, Медные, Крыша мира, Отец вод

-Анды, Памир, Миссисипи, Кордильеры.

Лишний объект – Миссисипи, так как это река, а остальные объекты – горные системы.

-Большое пространство воды, грохочущая вода, золото, отец вод.

-Ниагара, Алдан, Миссисипи, Чад.

Лишний объект – Чад, так как это озеро, а остальные объекты – реки.

Перфокарты

Перфокарта по теме «Полуострова Евразии»

Задание: на пересечении топонимики названия и верного ответа поставьте знак (+). Объясните смысл названий.

Топонимика

Индостан

Аравийский

Ямал

Чукотский

Кольский

Край земли

+

Богатый оленями

+

Страна индусов

+

Рыба

+

Страна степей

+

Перфокарта по теме «Материки и части света»

Вопросы

Африка

Австралия

Антарктида

Америка

Название материка означает «южная»

+

Название материка означает «против севера»

+

Часть света получила название по имени Америго Веспуччи, человека, описавшего её природу.

+

Название материка произошло от названия местного племени «афригеи»

+

Филворды.

Пример филворда по теме «Горные системы Евразии» - оронимы

Задание: найдите в филворде названия горных систем Евразии и запишите  в карточку согласно их топонимике. Задание выполняется с опорой на текст учебника и тексты для дополнительного чтения.

А

Р

С

Г

И

М

А

Л

Ь

Т

У

Ф

Л

Л

Ж

П

З

П

К

И

А

О

Ы

В

И

Р

Е

Н

М

П

Л

Р

Н

Ы

Е

Р

А

М

И

И

А

И

А

П

Е

Н

Н

Т

Ф

Жилище снегов -  _(Гималаи)Вершина – (Апеннины)

Крыша мира – (Памир)Высокий – (Альпы)

Гора – (Пиренеи)

При изучении темы «Водоёмы Южной Америки» в 8 классе также можно использовать знания топонимики для более эффективного усвоения новых гидронимов. Учащиеся получают задание – определить названия водоёмов Южной Америки с помощью шифровок.

Ключ Задание – достроить фигуру по недостающим линиям,

                                                      получатся буквы, из них составить слово

Пример шифровки (красные линии достраивают учащиеся с опорой на ключ)

        

С расшифрованными названиями проводится словарная работа:  Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Анхель, Маракайбо, Титикака  (проговаривание слов с опорой на слайд)

Задания учащимся: Рассмотрите физическую карту Южной Америки в учебнике, найдите данные водоёмы и проведите их классификацию, записав в карточку исследователя. Кроме того, в карточках исследователя даны переводы некоторых названий. В ходе исследования мы должны узнать, каким природным объектам соответствуют переводы названий.

Карточка исследователя водоёмов Южной Америки (у каждого ученика)

Реки

Озёра

Водопады

1.____________

2.____________

3.____________

1.______________

2.______________

1._______________

2._______________

Вид карточки после работы обучающихся

Реки

Озёра

Водопады

1.Амазонка

2.Парана

3.Ориноко

1.Маракайбо

2.Титикака

1.Игуасу

2.Анхель

Заполнение карточки исследователя происходит в течение всего урока с опорой на текст учебника, тексты с дополнительным материалом, карты Южной Америки, видеофрагменты.

6.Для развития речи школьников и формирования познавательной активности сильных учеников можно давать индивидуальные задания на составление сообщения о происхождении названия того или иного географического объекта. При составлении сообщения ученик работает с дополнительной литературой, журналами.

7.Можно использовать занимательные вопросы о географических объектах, связанные с их топонимикой. Примеры вопросов и заданий.

  • Названия каких рек так и переводятся – река? – Эльба, Ориноко, Нил, Лена, Висла, Дон, Дунай и др.
  • Назовите «цветные» реки. – Жёлтая, Чёрная, Белая, Красная, Оранжевая, Голубая.
  • Назовите «цветные» моря. – Жёлтое, Чёрное, Красное, Белое.
  • Какой полуостров сам «говорит» о своих размерах? – Ямал.
  • Какой город самый сердитый? – Грозный.
  • Какой остров утверждает, что он – одежда? – Ямайка.
  • Название какого города состоит из одного мужского имени и ста женских имён? – Севастополь.
  • Название какого города состоит из названия птицы и животного? – Воронеж.
  • Название какой реки у тебя во рту? – Десна.
  • Назовите реки, названия которых входят в слова со следующими значениями: - певчая птица – иволга – Волга;
  • птица – сорока – Ока.
  • Какой город может парить в воздухе? – Орёл.
  • Какой пролив назван как головной убор? – Панама и т. д.

8.Топонимический диктант. Учитель диктует перевод названий географических объектов, учащимся предлагается написать само название.

Пример диктанта по теме «Государства Европы»

-восточная (Австрия)

-страна англов (Англия)

-место гаданий (Ватикан)

-край, пограничная область (Дания)

-берег кроликов (Испания)

-северная дорога (Норвегия)

-незамерзающая гавань (Португалия)

-страна франков (Франция)

9.Составление маршрута на физической карте (для более сильных учеников – на контурной карте) по указанным географическим объектам (указан только перевод названий), составление описания маршрута с использованием набора названий. Например, составь маршрут по горным системам Азии с опорой на топонимику.

-богатые, золотоносные горы (Алтай)

-мать богов (Джомолунгма)

-белоснежный (Кавказ)

-сверкающий, блестящий (Эльбрус)

-небесные горы (Тянь-Шань)

-береговой хребет (Сихотэ-Алинь)

-крутая гора (Фудзияма)

10. 3адание – логиконы.

        Учащимся предлагается найти закономерности в столбцах в девятиклеточном логиконе и заполнить пропуски сведениями по смыслу. Объяснить закономерность.

?

?

Северная Америка

Парана

Хуанхэ

?

Родственник моря

?

Отец вод

Правильный ответ

Южная Америка

Евразия

Северная Америка

Парана

Хуанхэ

Миссисипи

Родственник моря

Жёлтая река

Отец вод

11. Задание «Вставьте слова по смыслу в текст»

Данное задание способствует закреплению материала и формированию умения применять знания в новой ситуации. Данный вид задания может применяться и при изучении нового материала для самостоятельной работы учащихся 1 группы по классификации В.В. Воронковой с текстом учебника или дополнительной литературой. Пример задания по теме «Реки Африки».

 «Одной из самых длинных рек планеты является _____. Гидроним возник от древнего слова «нагал», что в переводе значит _______. Дважды пересекает экватор река ______. Дословный перевод названия с языка нилотов означает ________________. Третьей по величине рекой Африки считается _______, протекающий в западной части материка. Название произошло от латинского слова niger, то есть ________.»

Слова для справок: река, Нигер, финиковая пальма, Нил, чёрный, Конго.

12. Задание «Подбери пару». Ученику предлагается соединить стрелками название природного объекта со смысловым значением этого названия.

Пролив Ла – Манш                                        красная река

Горы Памир                                                зелёная земля

Река Колорадо                                                рукав

Остров Гренландия                                        крыша мира

Пустыня Каракум                                        жёлтая река

Река Хуанхэ                                                чёрные пески

Острова Шпицберген                                         отец вод

 Река Миссисипи                                                      зубчатые горы

13.Задание «Географические лабиринты»(модификация задания автора)[4, с.10, 11].

Разработала лабиринты по ряду тем. Данный методический приём помогает применять знания в новой ситуации. Пример географического лабиринта по теме «Острова  Атлантического океана». В 1 строчке каждого прямоугольника даётся название острова, во 2 строчке – топонимика названия. Начинается лабиринт с прямоугольника № 1. Нужно выбрать остров, топонимом которого является слово кипарис. Во 2прямоугольнике перейти ко 2 строчке и от неё искать название острова. Таким образом будет пройден весь лабиринт.

Некоторые темы дают плодотворный материал для использования знаний по топонимике. Например, урок по изучению водной системы Северной Америки можно построить в форме заочного путешествия по рекам и озёрам материка с опорой на знания топонимики. В начале урока учитель представляет учащимся стилизованную карту Северной Америки, которая «принадлежала индейцам и указывает на место, где спрятаны сокровища». Это игровой момент. Детям предлагается совершить заочное путешествие по данной карте, озвучив все природные объекты на ней. А помочь в этом должны знания по топонимике. К карте прилагается следующее разъяснение (текст вывешивается на доску):

«Начни путь с Земли пахаря на юго-запад так, чтобы по правую руку от тебя остался Ледяной мешок. Достигни Великих озёр, число которых 5. Найди Красивое озеро и по Грохочущей воде поднимись в Эри. Оттуда продолжи путь по равнинам в сторону заходящего солнца, оставив низменности слева. Переправься через Отца вод и Илистую реку. Немного отклоняясь к юго-западу, начни пересекать Цепь до тех пор, пока не достигнешь Красной реки и Большого каньона. Ищи то, что тебе нужно в том месте, где Красная река соединяется с Горячим горном».

Вопрос: Ребята, подумайте, какие природные объекты должны указать путь к сокровищам? – реки и озёра.

Учитель: Я предлагаю вам попробовать разгадать тайну этого послания и найти на карте то место, где спрятаны индейские сокровища. Согласны? Тогда начинаем наше путешествие по рекам и озёрам Северной Америки (открыть тему на доске).

Работа с физической картой Северной Америки на доске и на стр. 105 в учебнике.

Задания и вопросы

1.Определите по карте, богата или бедна Северная Америка водными ресурсами?

2.К бассейнам каких океанов относятся реки Северной Америки?

3.Найдите на карте крупнейшую реку бассейна Северного Ледовитого океана.

Словарь: Маккензи. Показ по карте.

Учитель: «Большую часть года Маккензи покрыта льдом. Может быть её индейцы назвали в своём послании ледяным мешком?» (опора на знания полученные при изучении очертания берегов Северной Америки)

Ответ: Ледяной мешок – это Гудзонов залив.

4.Покажите Гудзонов залив по карте. Почему его называют ледяным мешком?

5.Гудзонов залив должен остаться по правую руку от Земли пахаря, именно с неё нужно начать поиски. Какую территорию в Северной Америке называют землёй пахаря? – полуостров Лабрадор (показ по карте).

6.Покажите по карте, в каком направлении мы будем двигаться? Каких водоёмов мы должны достичь?

Словарь: Великие озёра. Подписать на картосхеме поиска сокровищ. Показ по настенной карте.

7.Сколько Великих озёр? Прочитайте их названия по карте.

Словарь: Эри, Онтарио, Мичиган, Гурон, Верхнее.

Показ озёр по карте, подпись на картосхеме.

8.Какое же из этих озёр названо красивым? Чтобы узнать это, самостоятельно прочитайте 3 абзац на стр. 110 учебника.

Вопросы по тексту:

  • Название какого озера в переводе означает Красивое?
  • Откуда произошли названия озёр Гурон и Эри?
  • Что в переводе означает название Мичиган?
  • Почему все пять озёр называют Великими? – Они огромны по величине, даже самое маленькое озеро из пяти – Онтарио – больше нашего Ладожского озера, которое является крупнейшим озером Европы. Великие озёра обладают огромными запасами пресной воды.

Учитель: «Итак, поднимаемся из Красивого озера, то есть Онтарио, в озеро Эри по грохочущей воде. Что же имели в виду индейцы? Посмотрите на карту: озёра соединяются мощной и быстрой рекой, название которой Ниагара».

Словарь: Ниагара. Показ по карте, подпись на картосхеме.

Учитель: «Её длина невелика, всего 56 км, но на этой короткой дистанции река спускается почти на 100 м! Причём половину этой высоты она теряет одним буйным прыжком, который зовётся Ниагарским водопадом. Больше 300 лет люди едут сюда, чтобы увидеть это красивейшее место. Показ картины «Ниагарский водопад». 16 млн. человек бывает ежегодно у Ниагары и нет на Земле путешественника, который не слышал бы об этой уникальной природной жемчужине. Водопад делится островом на 2 части: одна часть принадлежит США, другая – Канаде. Высота водопада 50 м, ширина 1 км. Ниагарский водопад меняет свой облик по временам года. Особенно впечатляющая картина развёртывается перед путешественниками весной во время половодья. Громадные льдины, словно айсберги, подплывают к краю обрыва и падают вниз, с грохотом разбиваясь вдребезги и исчезая в пучине» [5, с.319, 320].

Вопрос: Подумайте, почему индейцы назвали реку и водопад Ниагара, то есть грохочущая вода? – грохот падающей воды слышен за 25 км, стоящий рядом с водопадом человек ничего не слышит.

Вопросы: 1.В каком направлении от Ниагарского водопада мы будем двигаться теперь? Прочитайте по тексту послания нужное предложение.

2.Какие равнины мы должны пересечь? Показ по карте.

3.Какие низменности останутся слева от нас? Показ по карте.

4.Через какие реки мы должны переправиться?

5.Покажите по карте 2 крупные реки, протекающие по Центральным равнинам.

Словарь: Миссисипи, Миссури. Подпись на картосхеме.

6.Подумайте, какая из них достойна названия Отец вод? Почему?

Учитель: «Миссисипи является крупнейшей рекой Северной Америки. Многие американские писатели воспели её в своих произведениях. «Отец вод! Я славлю твой могучий бег! Сердце замирает от радости, когда при мне произносят твоё имя!» - восхищался известный писатель Майн Рид. Для сердца американца Миссисипи также близка, как для русского человека Волга».

7.Название какой реки в переводе означает Илистая река? Почему реке дали такое название?

Учитель: «Во время весеннего половодья Миссури похожа на грязно-жёлтый поток. Она тащит хворост, деревья с корнями и кронами. После соединения Миссури с Миссисипи обе реки текут километров 40, не смешиваясь. Справа – жёлтый поток, слева – голубоватый».

8.Определите, где лежит устье Миссисипи?

Индивидуальное задание - сообщение учащегося о Миссисипи:

«Миссисипи – самая многоводная река Северной Америки. Её длина 4 тыс. км. Она выносит в Мексиканский залив воды в 2,5 раза больше, чем наша Волга в Каспийское море. Раньше Миссисипи широко разливалась по низменности, затопляя окрестности на десятки км. Так, с 1940 по 1950 годы было 100 наводнений. Затем люди построили высокие дамбы вдоль реки. И всё же иногда на Миссисипи случаются очень сильные наводнения, которые прорывают дамбы. Во время таких бедствий гибнут посевы на полях, бывают человеческие жертвы. Миссисипи является широкой водной дорогой, по которой плавают пароходы, огромные грузовые баржи» [29, с.90].

Вопрос: Подумайте, в какие времена года бывают мощные наводнения на Миссисипи? В чём причины этих наводнений? – весной в результате таяния снегов и льдов на самой Миссисипи и на её притоках, летом - в результате сильных дождей, приносимых с Атлантики.

Дополнение учителя: «Миссисипи имеет много иносказательных оригинальных названий. Подумайте, почему об этой реке говорят так: «Лошадь, которая не устаёт»? «Первая в мире обманщица»?

Вопросы: 1.Куда теперь нам следует держать путь? Прочитайте по тексту послания.

2.Что имели в виду индейцы под названием цепь? – Кордильеры. Показ по карте.

3.Какую же реку в Северной Америке называют Красной? Попробуйте найти ей на карте, прочитайте название.

Словарь: Колорадо. Показ по карте, подпись на картосхеме.

4.К бассейну какого океана относится Колорадо?

Это самая крупная река Северной Америки бассейна Тихого океана.

5.Почему же индейцы дали ей такое название?

Просмотр видеофрагмента.

Вопросы по фрагменту.

  • Колорадо течёт по большому каньону. Что такое каньон?

Словарь: каньон.

  • Какова глубина каньона?
  • Какова ширина каньона?
  • Как образовался каньон?
  • Почему река Колорадо так названа? – Каньон сложен тёмно-коричневыми песчаниками, зеленоватыми глинами, тёмно-красными и жёлтыми известняками, размывая которые река и приобретает красноватый оттенок.

Учитель: «10 млн. лет назад на месте каньона существовало глубокое море, на дне которого накапливались известняки и песчаники. Затем вся территория поднялась более, чем на 3 тыс. м и море отступило. Река, как нож хирурга, прорезала все мощные пласты, создав каньон, с которым не может сравниться никакое другое ущелье на Земле».

Учитель: «Итак, почти весь текст нами разгадан. Осталось последнее предложение. Прочитайте его и ответьте, что подразумевается под Горячим горном? (полуостров Калифорния). Покажите на карте место, где Красная река, то есть Колорадо соединяется с Горячим горном. (Отметить это место на карте крестиком). Здесь то и можно было бы искать сокровища индейцев, будь мы в Северной Америке. А вы сегодня работой на уроке заслужили право познакомиться с другим сокровищем – книгой-энциклопедией «Чудеса природы», которую вы можете прочитать в свободное время. Есть в ней материал и о Северной Америке».

        Изучение географии и истории родного края также невозможно без знаний топонимики. Являясь руководителем краеведческого кружка, ежегодно организую общешкольные КТД по краеведению, при подготовке которых большое внимание уделяю изучению местных топонимов. В рамках КТД учащиеся по группам получают задание подготовить проект, который включает поиск краеведческого материала по заданной теме, его оформление и защита на конференции.

Пример проекта по теме «Топонимика Мстёрских улиц»

В ходе работы над проектом учащиеся выясняли, как выглядели улицы нашего посёлка до революции, сравнивали с современностью. Восстановить историческое прошлое улиц ребятам помогли рассказы мстёрских старожил, знакомство с литературными источниками, а также найденные фотографии некоторых мстёрских улиц в первые послереволюционные годы. На основании полученных данных были составлены картосхемы Мстёрской слободы в дореволюционное время и на современном этапе. Также для сравнения были сфотографированы уголки Мстёры, изображённые на старых фотографиях.

Были собраны следующие сведения.

Основным культурно-торговым центром Мстёры во все времена являлась главная площадь, расположенная на въезде в посёлок. В дореволюционное время площадь называлась Базарной, так как была постоянным местом торговли. Напротив друг друга располагались торговые ряды. Все лавки были построены из кирпича и принадлежали частным лицам. Торговые ряды сохранились до сих пор, в них находятся частные магазины, а также помещения мужского Богоявленского монастыря.

На месте современного здания магазина «Магнит» в начале века находилось деревянное здание частной мануфактурной лавки. А на углу Базарной площади на месте фабрики «Пролетарское искусство» раньше располагалась частная парикмахерская.

Главным украшением Базарной площади служили две колокольни. Первая, сохранившаяся до сих пор, стоит в центре торговых рядов и служит входными воротами в Богоявленский монастырь. Вторая колокольня располагалась перед церковью Иоанна Милостивого, называемой мстерянами просто Ивановской. В послереволюционные годы Ивановская церковь была превращена в клуб, а колокольня снесена. Снос колокольни был незабываемым событием, на котором присутствовали почти все жители Мстёры и многими из них это действие осуждалось. В настоящее время в стенах Ивановской церкви расположился женский монастырь. В годы советской власти Базарная площадь была переименована   в площадь имени Ленина, это название сохранилось до сих пор.

От Базарной площади расходились главные улицы слободы. Самое важное значение имела Большая Миллионная улица, в настоящее время Ленинградская. Мстеряне строили дома согласно своему достатку и чину. На Большой Миллионной селились только богатые люди и на постройку своих домов, по устоявшимся поверьям, они тратили не меньше миллиона рублей. Отсюда и пошло название улицы. Большая Миллионная была задумана очень широкой, но проезжая часть занимала лишь небольшую полосу утрамбованной земли. От проезжей части к левому порядку домов вел высокий косогор, который в настоящее время засажен деревьями.

До революции Большая Миллионная улица представляла собой район 2-х этажных каменных особняков, принадлежавших наиболее богатым жителям Мстёрской слободы. Многие из них содержали частные предприятия и лавки. После революции почти вся зажиточная мстёрская верхушка была раскулачена и выслана в Сибирь, а бывшие господские дома перешли в государственную собственность и впоследствии были проданы семьям их современных владельцев.

Параллельно с Большой Миллионной шла Сотельная улица, ныне Пролетарская. На Сотельной улице жил люд победнее и дома тут стоили не больше сотни рублей, отсюда и пошло название улицы. Сотельная улица соединялась с Большой Миллионной системой небольших улочек и переулков. Одна из улиц называлась в простонародье Криушей. Криуша давала начало запутанным Собачьим переулкам, в которых жили бедные люди [2, с.5-8].

От Большой Миллионной высоко в гору поднимались улицы Песочная (ныне улица Третьего Интернационала) и Кузнецкая (в настоящее время Советская). Кузнецкая называлась так потому, что в конце этой улицы стояла кузница. В дореволюционное время Кузнецкая улица была почти вдвое короче современной Советской улицы.

От Базарной площади берёт начало Нижняя улица (сейчас улица имени Ленина). Она соединяется с Песочной улицей системой улиц-гор, которые были излюбленным местом катания на санках для мстёрской детворы. Все дома, стоявшие вдоль Нижней улицы, являлись частными. В некоторых из них содержались магазины, мастерские и другие заведения. Так, например, в здании современной торговой бани  располагалась иконописная мастерская Мумрикова Петра Ивановича.

Таким образом, за годы советской власти Мстёра значительно изменилась. Выросли новые поколения людей, другими стали их интересы. Но богатое прошлое Мстёры тесно связано с настоящим. Укрепляют эту связь и мстёрские улицы, облик которых во многом сохранился с дореволюционных времён. Не случайно до сих пор мстеряне используют в разговорной речи устаревшие названия родных улиц.

Защита проекта сопровождалась презентацией, в которой были представлены старинные и современные фотографии улиц Мстёры, картосхемы посёлка.

Таким образом, изучение топонимики географических объектов очень увлекательно. Данный вид работы повышает мотивацию школьников к географии как к предмету, стимулирует желание искать дополнительный материал в энциклопедиях, интернете и, в конечном итоге, способствует более качественному усвоению изучаемых географических названий. Изучение и использование в речи топонимов – это один из путей осознанного восприятия родного края, его природы, культуры и традиций.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

При подведении итогов нами было отмечено позитивное влияние использования топонимики на развитие положительной мотивации обучающихся к предмету. Ученики с большим интересом выполняли задания на знание топонимики объектов. Они старались понять суть самих заданий, найти ответы на вопросы, решить предложенные задачи.

Для оценки результативности работы по проблеме использовались следующие  методы и методики:

1.Сравнительный анализ оценок обучающихся.

2.Цветопись по Лутошкину для выявления эмоционального состояния обучающихся на уроках географии.

3.Анкета на выявление рейтинга уроков географии у обучающихся (ранжирование учебных предметов).

Был проведён сравнительный анализ уровня усвоения географической номенклатуры обучающимися, сформированного с применением топонимики и без неё. Мониторинг, как и в начале постановки проблемы, отслеживался по двум направлениям:

1 -кратковременное запоминание (воспроизведение изученных названий на этапе закрепления ЗУНов на этом же уроке или на следующем уроке);

2-долгосрочное запоминание (воспроизведение изученных названий через 3-4 недели).Для сравнительного анализа были взяты те же самые темы.

Результаты анализа приведены в таблицах.

6 класс 2019 – 2020 учебный год

Тема «Реки России»

Условные обозначения

1 -кратковременное запоминание

2-долгосрочное запоминание

+ ученик запомнил и воспроизвёл название

- ученик не воспроизвёл название

Имя уч-ся

Название

объекта

Мария Е.

Анастасия Б.

Алёна Л.

Анастасия И.

Данил М.

Уровень запоминания

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Волга

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кама

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

Ока

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Днепр

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

Дон

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Печора

+

+

+

-

+

-

-

-

+

-

Обь

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Енисей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ангара

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

Амур

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Лена

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Артём С.

Сергей Ц.

Даниил Я.

Антон Д.

Никита З.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Волга

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кама

+

-

+

+

-

-

-

-

+

+

Ока

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Днепр

+

+

+

+

+

-

+

-

+

-

Дон

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Печора

+

-

+

+

-

-

-

-

+

-

Обь

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Енисей

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

Ангара

+

-

+

+

+

-

-

-

-

-

Амур

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

Лена

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Первичное запоминание составило 90 %, долгосрочное-70 %. Предыдущие данные для сравнения - первичное запоминание  73 %, долгосрочное -52 %.

8 класс 2019 – 2020 учебный год

Тема «Очертания берегов Северной Америки»

Имя уч-ся

Название

объекта

Анастасия Б.

Дарья Е.

Сергей Б.

Илья В.

Уровень запоминания

1

2

1

2

1

2

1

2

п-ов Лабрадор

-

-

+

+

+

-

+

-

о. Гренландия

+

+

+

+

+

+

+

+

п-ов Флорида

+

-

+

+

+

+

+

+

Мексиканский

залив

+

+

+

+

+

+

+

+

п-ов Юкатан

+

-

+

+

+

+

+

-

Большие Антильские острова

+

-

+

+

+

-

+

-

п-овКалифорния

+

+

+

+

+

+

+

+

п-ов Аляска

+

+

+

+

+

+

+

+

Алина Г.

Александра Н.

Анастасия Ш.

Александр Ш.

1

2

1

2

1

2

1

2

п-ов Лабрадор

-

-

+

-

+

+

+

-

о. Гренландия

-

-

+

+

+

+

+

+

п-ов Флорида

-

-

+

-

+

+

+

-

Мексиканский

залив

+

-

+

+

+

+

+

+

п-ов Юкатан

-

-

+

+

+

+

+

+

Большие Антильские острова

-

-

+

-

+

+

+

-

п-овКалифорния

-

-

+

+

+

+

+

+

п-ов Аляска

+

-

+

+

+

+

+

+

Первичное запоминание составило 89 %, долгосрочное-64 %. Предыдущие данные для сравнения -первичное запоминание 77 %, долгосрочное -45 %.

9 класс 2019 – 2020 учебный год

Тема «Италия»

Имя уч-ся

Название

объекта

Александр Г.

Андрей К.

Виталий М.

Максим Ш.

Павел Ш.

Уровень запоминания

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Ватикан

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

вулкан Везувий

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

вулкан Этна

+

+

+

-

+

-

+

+

-

-

 остров Сицилия

+

-

+

-

+

-

+

+

-

-

 река Тибр

+

+

+

-

+

-

+

+

-

-

Рим

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Неаполь

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

Венеция

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Флоренция

+

+

+

-

+

-

+

+

-

-

 река По

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Первичное запоминание составило 86 %, долгосрочное-66 %. Предыдущие данные для сравнения -первичное запоминание 66 %, долгосрочное -42 %.

Подобный мониторинг проводился по целому ряду тем. Во всех классах применение методических приёмов, основанных на топонимике даёт положительный результат и повышение уровня усвоения географической номенклатуры.

К положительным результатам работы по проблеме можно отнести повышение уровня предметной деятельности обучающихся (см. приложения № 1). Проведенное исследование показывает, что ученики в процессе выполнения заданий, основанных на топонимике, совершенствовали:

  • навыки работы с картографическим материалом, словарями;
  • умения анализировать, обобщать, сравнивать географические объекты;
  • умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  • умение самостоятельно получать знания из учебника, карт и дополнительных источников, делать выводы на основе изученного материала.

В процессе изучения топонимики значительно расширяется активный и пассивный словарь школьников. К старшим классам большинство обучающихся умеет составить связный рассказ на заданную тему, дать описание картины или географического объекта с опорой на план.

Кроме того, рейтинг уроков географии в школе остаётся высоким по сравнению с другими предметами (методика ранжирования учебных предметов).

Рейтинг уроков географии

Процент обучающихся по классам, выбравших географию в числе

первой тройки любимых школьных предметов

После проведения уроков с использованием топонимики заметно повышается эмоциональная удовлетворённость школьников учебным предметом. Диагностика эмоционального состояния обучающихся проводилась по методике «Цветопись по Лутошкину».

Диаграммы настроения обучающихся 8 класса на уроках географии

в 2019 - 2020 учебном году

Процент учащихся 8 класса, имеющих определённое настроение на уроках географии

Таким образом, в результате работы, описанной в опыте, у учащихся:

  • повысилась учебная мотивация к изучению географической номенклатуры в частности и к урокам географии в целом;
  • повысился уровень усвоения географической номенклатуры;
  • работа с топонимикой географических объектов активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует расширению теоретических сведений учащихся по географии.

Итак, на основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что применение знаний по топонимике на уроках географии способствует более эффективному усвоению географической номенклатуры школьниками с нарушением интеллекта. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОПЫТА

Опыт работы по рассматриваемой теме может быть применен учителями - дефектологами, а также учителями-предметниками как в коррекционной школе, так и в массовых школах. Творчески работающие педагоги могут модифицировать и интерпретировать рассмотренные методические приёмы к урокам истории, биологии. Кроме того, представленные методические приёмы изучения географической номенклатуры доступны к использованию на внеклассных мероприятиях, клубах выходного дня, самоподготовке уроков. В нашем учреждении я активно делюсь опытом своей работы на педсоветах, на заседаниях МО учителей общеобразовательных предметов, провожу открытые уроки с использованием методических приёмов, основанных на топонимике.

Формы изучения данного опыта:

  • Открытые уроки
  • Внеклассные мероприятия, предметные недели
  • Доклады на школьных МО
  • Выступления на педагогических советах        
  • Проведение мастер – классов         с педагогами школы        
  • Печать элементов опыта в педагогических сборниках.

В 2018-2019 учебном году статья по теме «Топонимика как средство повышения эффективности изучения географической номенклатуры в старших классах коррекционной школы» была напечатана в электронном сборнике материалов по итогам работы регионального круглого стола по теме «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ: технологии коррекции и компенсации нарушений развития».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Айзек Азимов Слова на карте. Географические названия и их смысл/ Пер.с англ. А.В.Кровяковой – М.: ЗАО  Центрполиграф, 2007.- 367 с.

2.Альманах Вязниковского офени, литературно-краеведческий сборник выпуск № 7, под редакцией А.В. Лебедева – Вязники, 2006. – 32 с.

3. Аникина Т. Н. Юный географ. Топонимика // Школьная педагогика. — 2017.№2.1. — С. 2-4.

4.Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии/ В.А. Блаженов – М.: Дрофа, 2006 – 60.

5.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы/ Б.Б.Вагнер – М.: Вече, 2007.–496 с.

6.Веселовский С.Б. Топонимика на службе истории- Историческиезаписки АН СССР.М., 1945, № 17,с. 24-52.

7.«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе», книга для учителя, под редакцией В.В. Воронковой, «Школа – Пресс», 1994 - 416 с.        

8.Губарев В.К. Тайны географических названий/ В.К. Губарев – М.: АСТ; Донецк; Сталкер, 2007. – 399 с.

9.Жучкевич В.А. Общая топонимика. 3 –е изд., перераб./В.А. Жучкевич, Минск, Высшая школа,1980 - 288 с.

10.Казаков В.Н., Казакова Ю.А. Увлекательная география: Учебное пособие/ В.Н. Казаков, Ю.А. Казакова – М.: Терра – Книжный клуб, 2004.-352 с.

11.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов: 8 класс: Учеб. для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. -  М.: Просвещение, 2015. – 208 с.: ил.

12.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов: 8 класс: Учеб. для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. -  М.: Просвещение, 2015. – 208 с.: ил.

13.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н География. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прил./Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина – 6-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2018. – 208 с.: ил., карты.

14.Мурзаев Э.М. География в названиях. 2-е изд., перераб. и доп.(серия «Планета Земля и Вселенная»)/ Э.М. Мурзаев - М.: Наука, 1982 -176 с.

15.Мурзаев Э.М. Очерки топонимики./ Э.М. Мурзаев- М.: Мысль, 1974 –382с.

16.Мурзаев Э.В. Топонимика популярная/Э.М. МурзаевМ.: Знание, 1973-64 с.

17.Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании//География в школе.-2002.-№6.-С.37-43.

18.Никонов В. А. Введение в топонимику. 2-е изд./ В.А. Никонов- М: URSS: ЛКИ, 2011. – 177 с.

19.Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. 2-е изд./ В.А. Никонов- М.: Либроком, 2010. -508 с.

20.Никонов В.А. Топонимика и сравнительно- историческая лексикология.- В кн.: Лексикологический сборник./В.А. Никонов- М.:1963, вып.6, с.17-23.

21.Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А. В. Суперанская. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.Наука, 1988 -188 с.

22.Попов А.И. Географические названия. (Введение в топонимику).Серия: Лингвистическое наследие XX века/ А.И. Попов - М.: URSS –2021 – 188 с.

23.Поспелов Е. М. Топонимика в школьной географии./Е.М. Поспелов - М.: Просвещение, 2001 -144 с.

24.Поспелов Е.М. Имена городов: вчера и сегодня (1917–1992): Топонимический словарь./ Е.М. Поспелов- М.:Русские словари, 1993-250 с.
25.Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь./Е.М. Поспелов - М.:Русские словари, 1998-372 с.
26.Поспелов Е. М. Словарь названий гидрографических объектов России и других стран – членов СНГ./Е.М. Поспелов - М., 1999.

27.Пузанов Б.П. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)»/Б.П. Пузанов- М.: Академия, 2000.

28.Соломина Е.В. Методика изучения топонимических данных в школьном курсе географии // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2012. - № 5.

29.Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и странам (Южная и Северная Америка, Евразия). Кн. для чтения по географии материков/Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова. – 2-е изд., перераб. М.: Просвещение. 1981. -208 с. с ил.+8 л.ил

30.Суперанская А.В. Что такое топонимика./ А.В. Суперанская - М.: Наука, 1984 -182 с.

31.Супруненко П.П., Супруненко Ю.П. Топонимика: Популярная энциклопедия/ Супруненко П.П., Супруненко Ю.П. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2004. – 480 с.

32.Топонимика // Большая российская энциклопедия. Том 32. Москва, 2016, стр. 290-291.

33.Успенский Л.В. Имя дома твоего. Очерки по топонимике./Л.В. Успенский-Л.: Детская литература, 1967 -303 с.

Приложение № 1           Сравнительная характеристика уровня предметной деятельности учащихся

Усвоение географической номенклатуры.

Усвоение

терминологии по предметам

Навыки работы с картой и глобусом

Навыки работы с контурной картой.

Навыки работы с текстом.

Навыки описания картины

Составление связного рассказа

Установление причинно-

следственных связей.

Быстрота,

самостоятель-ность

при выполнении задания.

Учебный год

18   - 19  -20

19   -20   -21

18   - 19  -20

19   -20   -21

18   - 19  -20

19   -20   -21

18   - 19  -20

19   -20   -21

18   - 19  -20

19   -20   -21

18   - 19  -20

19   -20   -21

18   - 19  -20

19   -20   -21

18   - 19  -20

19   -20   -21

18   - 19  -20

19   -20   -21

Класс

7        8      9

7        8      9

7        8      9

7        8      9

7        8      9

7        8      9

7        8      9

7        8      9

7        8      9

Анастасия Б.

Сергей Б.

Илья В.

Алина Г.

Дарья Е.

Александра Н.

Александр Ш.

Анастасия Ш.

2     2,5     3

2     2,5     3

2     2,5     3

1    2     2,5

2,5    3      3,5

2    2,5      3

2    2,5      3

2,5   3      3,5

2    2,5    3

2,5    3   3

2     2,5    3

1    2    2,5

2,5    3      3,5

2     2,5    3

2     2,5    3

2,5   3    3,5

2     2,5     3

2     2,5     3

2     2,5     3

1     22,5

2,5    3  3,5

2    2,5      3

2    2,5      3

2,5   3    3,5

2     2,5     3

2     2,5     3

2     2,5     3

12   2,5

2,5    3  3,5

2    2,5      3

2    2,5      3

2,5   3    3,5

2     2,5     3

2     2,5     3

2     2,5     3

12   2,5

2,5    3    4

2    2,5      3

2    2,5      3

2,5   3    3,5

2     2,5     3

2     2,5     3

2     2,5     3

12   2,5

2,5    3  3,5

2    2,5      3

2    2,5      3

2,5   3    3,5

2     2,5     3

2     2,5     3

2     2,5  2,5

12   2,5

2,5    3    4

2    2,5      3

2    2,5      3

2,5   3    3,5

2     2,5     3

2     2,5     3

2     2,5     3

 1 22,5

2,5    3     3,5

2    2,5      3

2    2,5      3

2,5   3    3,5

1,5   2    3

2    3   3,5

2   2,5   3

12    2,5

2   3    4

2   2,5   3

2   2,5   3

2    3    4

Учебный год

Класс

- 19   -20

-20    -21

6     7

- 19   -20

-20    -21

6     7

- 19   -20

-20    -21

6     7

- 19   -20

-20    -21

6     7

- 19   -20

-20    -21

6     7

- 19   -20

-20    -21

6     7

- 19   -20

-20    -21

6     7

- 19   -20

-20    -21

6     7

- 19   -20

-20    -21

6     7

Анастасия Б.

Антон Д.

Мария Е.

Никита З.

Андрей З.

Анастасия И.

Алена Л.

Данил М.

Артем С.

Данил Я.

2     3

1     2

2     3

2     2,5

      2,5      3

2        3

2,5       3

2,5       3,5

2,5       3

2       2,5

2     3

1    2

2     3

2     2,5

   2,5      3

2        3

2,5       3

2,5       3,5

2,5       3

2       2,5

2     3

1   2

2     3

2     2,5

   2,5      3

2        3

2,5       3

2,5       3,5

2,5       3

2       2,5

2     3

1     2

2     3

2     2,5

   2,5      3

2        3

2,5       3

2,5       3,5

2,5       3

2       2,5

2     3

1     2

2     3

2     2,5

 2,5      3

2        3

2,5       3

2,5       3,5

2,5       3

2       2,5

2     3

1     2

2     3

2     2,5

2,5      3

2        3

2,5       3

2,5       3

2,5       3

2       2,5

2     3

1   2

2     3

2     2,5

 2,5      3

2        3

2,5       3

2,5       3,5

2,5       3

2       2,5

2     3

1     2

2     3

2     2,5

2,5      3

2        3

2,5       3

2,5       3

2,5       3

2       2,5

2     3

1     2

2     3

2     2,5

 2,5      3

2        3

2,5       3

2,5       3,5

2,5       3

2       2,5

Условные обозначения к таблице

1 – самый низкий уровень.         2 – уровень ниже среднего                3 – средний уровень.                4 – уровень выше среднего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Индивидуализация обучения как средство повышения мотивации к изучению биологии"

Обобщение опыта работы по индивидуализации учебно-воспитательного процесса с детьми, мотивированными на изучение биологии....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ

Информационные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к лично...

Социальное взаимодействие как способ повышения эффективности образования и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цель социального взаимодействия:  всестороннее повышение качества образования, расширение спектра образовательных услуг, развитие социализации и профориентации обучающихся за счет привлечени...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...

Методическая разработка «Работа с текстом как средство повышения эффективности преподавания истории в школе»

Методическая разработка «Работа с текстом как средство повышения эффективности преподавания истории в школе» содержит дидактический материал по истории, направленный на формирование одного...