Технология проектной деятельности в обучении географии
статья по географии

Столярова Ольга Владимировна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности в обучении географии.

    Современное общество требует от школы подготовки подрастающего поколения, способного самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы, проявлять социальную активность, осмысливать события, критически мыслить, использовать школьные знания для решения социальных проблем

   Сущность данного типа технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

  Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.

 Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В планируемых результатах в вариантах программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников  оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные  изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности.

 Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта-прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов.

 Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение  в учебном  процессе активных методов обучения-проблемного изложения, исследовательского метода. Число вопросов и заданий на создание учебных проектов возрастает от 6 к 10 классу. Так, в учебнике В.Я. Рома и В.П. Дронова «География России. Население и хозяйство» учитель находит немало заданий типа «Мы проектировщики» (создание проектов вариантов новых железных дорог России), задание на создание совместно с зарубежными фирмами проектов развития нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны.

 Начинать применение проектной технологии целесообразно уже при изучении начального курса географии. Школьникам можно предложить задачи на составление простейших прогнозов-проектов, например, по синоптической карте (Атлас 6 класса, стр. 26) или выполнить проектные задания, помещенные в атласе контурных карт, например, предложить свой вариант проекта освоения территории.

 В процессе изучения курса географии материков учителями географии уже накоплен определенный опыт проектирования школьниками, например, по карте литосферных плит изменений очертаний материков в отдаленном будущем. Проекты составляются на базе знаний основ теории движения литосферных плит. В процессе моделирования с фрагментами разрезанной контурной карты школьники создают индивидуальные проекты предполагаемого облика Земли, который может образоваться через миллионы лет. Задания к реализации проектов имеются в специальных пособиях для учащихся по всем курсам географии.

 При изучении природных зон Земли и отдельных материков  целесообразно предложить учащимся задание по созданию проекта озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания. Известно, что родина большинства комнатных растений –природные зоны субтропических, тропических и экваториальных широт. Вначале необходимо разработать основу для составления проекта озеленения. Например, помещения каждого этажа школы можно озеленить растениями, принадлежащими той или иной природной зоне (субтропиков, влажных лесов, пустынь и т.д.). А другая идея-разместить растения согласно их родине-растения из Африки, Южной Америки и др. Защита таких проектов может проходить в дни географии или на каком-либо празднике школы.

 В нашем регионе в последнее время очень большое внимание уделяется развитию туризма, в частности создание особых туристических зон. В 8 классе мои ученики делают проектные работы по озеру Байкал. В 9 классе они уже создают туристические маршруты  по России. Это тоже есть одна их форм проектной деятельности, причем, частично направленная и на профориентацию.

 Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов. Как правило, на выполнение задания, т.е. на составление проекта дается большой отрезок времени (месяц, неделя, в зависимости от объема работы), составляется план работы, подбираются источники информации. Работа по созданию учебных проектов не обязательно индивидуальна. Целесообразно давать задания и для создания проектов малыми группами, в которых объединены усилия нескольких учащихся. Например, как и во многих городах у нас в Улан-Удэ актуальна проблема «пробок»- проект развития общественного транспорта в микрорайоне школы  требует дополнительной работы по изучению маршрутов различных видов транспорта, нанесению их на картосхему города, изучению пассажиропотоков, составлению проектов улучшения работы транспорта. По окончании такой работы школьники могут составить предложения по улучшению работы транспорта для муниципальных органов.

 Результаты проектной деятельности школьников обсуждаются, как правило, на специально отводимых для этого уроках типа диспутов, конференций, смотра знаний, отчетов или на обобщающих уроках в конце темы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность в обучении географии в старшей школе"

Система образования XXI века является стратегически важной сферой человеческой деятельности. Перед всем педагогическим сообществом, и в частности перед учителями географии, поставлена задача переориен...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Технология проектной деятельности на уроках географии.

Одним из эффективных способом социализации учащихся, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания и планирования деятельности - является технология проектной деятельности....

Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии

Выступление на муниципальной НПК "Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Особенности использования проектной деятельности при обучении географии

Особенности использования проектной деятельности при обучении географии...

"Проектная деятельность в обучении географии"

Цель работы: развитие интеллектуальных способностей обучающихся через использование технологии проектной деятельности в обучении географии....

Технология проектной деятельности при обучении географии

В статье рассматривается технология проектной деятельности на уроках географии. Показано место проектной деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте трех поколений . Анализ ге...