«Боевой путь героя на контурной карте»-5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Евгений Иванович Каблуков

Каким образом построить путь Героя  Советского Союза в Великой Отечественной войне, земляка, Суркова Петра  Николаевича?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание урока географии в 5 классе

  1. Фамилия, имя, отчество автора: Каблуков Евгений Иванович
  2. Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Разъезженская средняя школа»
  3. Должность: учитель географии
  4. Класс: 5
  5. Предмет: география и ОБЖ
  6. Тема урока: «Боевой путь героя на контурной карте»
  7. Место урока в теме и в программе по предмету: урок представлен в разделе  «План и карта». Этот урок является продолжением темы «Земля - планета солнечной системы», в процессе изучения которой обучающиеся узнали о движении Земли. Изучили понятия: стороны горизонта, масштаб, условные знаки. В ходе урока обучающиеся научатся формулировать определения понятий (азимут, ориентирование); определять стороны горизонта; объяснять способы ориентирования по местным признакам и предметам. С помощью компаса обучающиеся  научатся самостоятельно определять азимуты и составлять по ним маршруты движения на карте.
  8. Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса: каким образом построить путь Героя  Советского Союза в Великой Отечественной войне, земляка, Суркова Петра  Николаевича?

  9. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет знать ключевые понятия:

- азимут;

- компас;

- ориентирование;

уметь (сможет продемонстрировать):

- ориентироваться на местности по компасу;

- определять стороны горизонта;

- строить путь Героя на контурной карте.

  1. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов

Показателем достижения запланированных результатов будет выполнение заданий 1 и 2 и применение знаний и умений при составлении пути Героя.

Задание №1направлено на умение находить и извлекать информацию, формулировать выводы на основе текста.

Задание №2 направлено на формирование умения работать с компасом и  определять азимут.

11.  Организационно-педагогические условия проведения урока

Устно. Проблемная ситуация.

- Ребята, просмотрите фрагмент фильма «Повесть о настоящем человеке». Как Вы думаете, в какую ситуацию попал герой фильма? Что с ним произошло? Что помогло ему не заблудиться в данной ситуации?»

-Как можно ориентироваться по карте, по звёздам?

- Ребята, знаете ли вы, что такое компас? Для чего он нужен?

Ребята, 17 июля вся страна будет праздновать юбилейную дату – 80 лет со дня начала Сталинградской битвы. Гвардии старший лейтенант Сурков Пётр Николаевич был участником Сталинградской битвы. Он особо отличился при форсировании реки Днепр севернее Киева, в боях при захвате и удержании плацдарма в районе сёл Глебовка и Ясногородка (Вышгородский район Киевской области) на правом берегу Днепра осенью 1943 года. Но начинал он свой боевой путь из села Ермаковского. Поэтому я предлагаю вам проследить боевой путь Петра Николаевича. Ваша задача - составить карту боевого пути Суркова П.Н.

- Как вы думаете, какие знания и умения для этого нам потребуются?

Задание №1

Письменно. Индивидуальный труд.

- Прочитайте текст №1 в ваших рабочих листах и сформулируйте вопросы-понятия к тексту, используя карточки-понятия №1.

Читательские умения: находить и извлекать информацию, формулировать выводы на основе текста.

- Сделайте вывод на основе прочитанного текста: каким образом, при отсутствии компаса можно определить стороны света? Зачитайте предложение, доказывающее вашу мысль.

(При отсутствии компаса стороны света можно определить по Солнцу и звёздам:«Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед…»)

Читательские умения: понимать значение неизвестного слова на основе контекста, устанавливать скрытые связи между утверждениями.

- Достаточно ли этих знаний, чтобы построить маршрут Героя на контурной карте?

Задание №2

Устно. Фронтальная работа.

Почитайте правила работы с компасом и проговорите в парах алгоритм работы.

Индивидуальный труд

  1. Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности в центре листа,       поворачивая лист так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
  2. Отметьте стороны света на листе бумаги.

3. Посмотрите на объект (учительский стол), к которому необходимо проложить курс. Возьмите карандаш и линейку и проведите линию от начальной точки (звёздочки) до объекта (учительского стола). В результате образуется некоторый угол.  У всех величина угла получилась одинаковой? Величина этого угла является азимутом.

3. Определите азимут на учительский стол.

Читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.

Индивидуальный труд

- Найдите определение понятия «Азимут» в учебнике на с.36. Запишите определение понятия «Азимут» в рабочий лист,  определите родовой и видовой признаки.

(Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке).

Родовой признак – угол

Видовые признаки – направление на север, направление на какой-то предмет.

Читательские умения: находить и извлекать информацию.

Задание №3

Простая кооперация:

- Выполните задание «Составление карты боевого пути Суркова П.Н.».

Читательские умения: использовать информацию  из текста для решения практической задачи, выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Сложная кооперация: представители групп представляют результат работы перед одноклассниками.

- Какие знания, умения помогли вам построить путь героя? Понадобятся ли эти знания вам в жизни?

Читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.

  1. Учебные материалы (тексты), которые будут использованы на уроке.
  1. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций/  Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков. – 4 – е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 160 с.: ил. – (Инновационная школа).
  2. Видео №1 https://www.youtube.com/watch?v=9rFdeusdZ_g 
  3. Текст №2 http://letopisi.org/index.php/Проект_Остаться_в_живых/Ориентирование_по_компасу
  4. Атлас для 5 класса. 13 издание, исправленное. Москва. Дрофа. 2020.
  5. Ссылка на видео урок https://www.youtube.com/watch?v=tWM7TOOhWXo 
  1. Оснащение для урока:
  • компьютер;

  • мультимедиапроектор;

  • экран;
  • рабочие листы для каждого ученика;
  • презентация по теме урока;
  • документ-карта;
  • комплект компасов;
  • контурные карты.

Приложение

         Рабочий лист

Ф. И. О.          

Класс        

Дата         

Тема        ______________________________________________________________

Задание №1

Текст №1

 «В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. В начале XIVв. у компаса появилась шкала. Итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления. Каждой стороне горизонта соответствует своя градусная мера. И с тех пор  точное направление на предмет определяют по азимуту.

КАРТОЧКА № 1 Вопрос – понятие

1. Что называется… ?

2. Что считается… ?

3. Что понимается под… ?

4. Что представляет собой… ?

5. Что выражает… ?

6. Что является… ?

7. Что такое… ?

8. Каковы свойства и виды… ?

9. В чём заключается сущность… ?

Задание № 2.

Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности в центре листа,       поворачивая лист так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.

Посмотрите на объект (учительский стол), к которому необходимо проложить курс. Возьмите карандаш и линейку и проведите линию от начальной точки (звёздочки) до объекта (учительского стола). В результате образуется некоторый угол. Величина этого угла является азимутом.

Определите азимут на учительский стол.

C:\Users\tehno\Desktop\1.jpg

Азимут – это__________________________________________________________

Родовой признак - _____________________________________________________

Видовые признаки - ____________________________________________________

Правила работы с компасом

1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).

2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.

3.Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад. (Атлас с.8, рис. вверху).

Задание №3

Практическая работа «Составление карты боевого пути Суркова П.Н.».

п/п

Азимут

Название города (куда попал)

1

От с. Ермаковское, 30° - на северо-восток

Красноярск

2

От Красноярска, 270° - на запад

Новосибирск

3

От Новосибирска, 285° -  на северо-запад

Волгоград (Сталинград)

4

От Волгограда (Сталинград), 340° - на север

Киев

5

От Киева, 40° - на северо-восток

Республика Беларусь,

Гомельская область

(г. Калинковичи)

Карта боевого пути Суркова П.Н.

C:\Users\tehno\Desktop\2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политическая карта мира- задания в контурной карте- 10 класс

Данная работа проверяет знание стран мира на карте, группировки и типологию стран в контурной карте....

«БОЕВОЙ ПУТЬ ГРИГОРИЯ САФРОНОВИЧА АСЕЕВА, ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

Предоставлена информация о Герое советского союза Асееве Г.С.  Перечислены факты боевых действий, наградные материалы и др....

Презентация о боевом пути героя. (подготовили ученики 3-В класса Малышевы Евдокия и Даниил)

Мы хотим рассказать вам про своего дедушку – Громадского Василия Васильевича.Он родился в 1926 году, и когда ему было 17 лет, он поступил в военное училище, а в 1944 году попал на фронт.Наш деду...

Статья "Жизнь во имя Победы. Межрегиональная экспедиция в Партизанский край "По боевому пути народных мстителей", посвященная 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Харченко, командира отряда "Грозный" Второй ЛПБ"

Из опыта военно-патриотического воспитания учащихся школы №104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко. В статье раскрываются методы подготовки и проведения историко-краеведческих экспедиций в Парт...

Презентация - К 75 - летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Боевой путь простого советского солдата. Пособие к теме «Будь смелым». по Обществознанию в 6 классе.

В этой презентации содержится материал о трудностях фронтовой жизни простых советских солдат в годы Великой Отечественной Войны, важно донести до сознания учащихся, что преодолеть эти трудности было т...

Список номенклатура для заполнения контурной карты и зачета по карте по теме "Пространства России. Границы, крайние точки, береговая линия."

Список номенклатура для  заполнения контурной карты и зачета по карте по теме "Пространства России. Границы, крайние точки, береговая линия." Подходит  в качестве раздаточного мате...