Конспект урока по теме: Климат и человек 8 класс
презентация к уроку по географии (8 класс)

Абдуллова Диана Гафиятевна

Климат и человек. Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_klimat_i_chelovek.docx294.89 КБ

Предварительный просмотр:

Орг.момент: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Я хочу пожелать нам с вами плодотворной и активной работы. Садитесь!

Наше занятие я предлагаю вам начать с ответов на устные вопросы чтобы вспомнить все то о чем мы с вами говорили на прошлых занятиях.

1. Устные вопросы.

-Назовите и покажите климатические пояса России: основные, переходные.

-Какой пояс занимает большую площадь России.

-Перечислите типы климата умеренного климатического пояса.

2. Определите тип климата по данным: средняя температура июля +17градусов, осадков за год 600 мм., коэффициент увлажнения ->1( умеренно-континентальный тип)

3. Почему по количеству осадков нельзя судить об увлажненности территории? (полное представление нам дает коэффициент увлажнения, т.к. там учитывается не только количество осадков, но и потери влаги за счет испарения)

Географический диктант

 1.Область повышенного давления в атмосфере с максимумом в центре.

2.Граница, разделяющая две воздушные массы различной температуры.

3Движение воздуха относительно земной поверхности, вызванная неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому.

4.Устойчивые сезонные ветры, направление которых резко меняется на противоположное, в зависимости от времени года.

5.Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре.

6.Прибор для измерения атмосферного давления.

7.Линии на климатической карте, соединяющие точки с одинаковыми средними температурами воздуха.

8.Карта, на которой цифрами и условными знаками нанесены результаты одновременных наблюдений за погодой, а так же данные синоптического анализа.

9.Крупные объемы воздуха, отличающиеся по своим свойствам: температуре, влажности и прозрачности.

10.Соотношение годового количества осадков и испаряемости.

11.Количество влаги, которая может испариться с поверхности при данной температуре.

Список слов: Барометр, изотерма,ветер,циклон, испаряемость, антициклон, воздушные массы, атмосферный фронт, муссоны, коэффициент увлажнения, синоптическая карта

Взаимопроверка:

1. Антициклон

2. Атмосферный фронт

3. Ветер

4. Муссоны

5. Циклон

6. Барометр

7.Изотерма

8. Синоптическая карта

9. Воздушные массы

10. Коэффициент увлажнения

11. Испаряемость

На всякий случай!

- Как влияют климатообразующие факторы на климатические показатели на территории России?

Задание 2. Вставьте пропущенные слова, обозначив их стрелками:      

                                                                            -  увеличивается (повышается)

                                                               или         -  уменьшается (понижается).

а) Количество суммарной солнечной радиации ___     к югу.

б) Ср.t я_______ с ЮЗ на СВ.

в) Атмосферное давление ______с увеличением высоты местности над уровнем моря.

г) Среднее годовое количество осадков ______ с удалением от океанов и _____   на наветренных склонах гор.

д) Коэффициент увлажнения ______ с С на Ю.

е) Благодаря теплым течениям_____ амплитуда температур на побережье океана.

ж) При вторжении АВ на Русскую равнину температура воздуха _____  .

На всякий случай2!!!

Задание 3. Какая погода представлена на картинках?

- Циклональная погода;                  - антициклональная погода;

 -погода теплого АФ;                        - погода холодного АФ

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/236760/797d61e1-40c0-41b6-a29c-29971e1b7d70/s1200?webp=falsehttps://c.pxhere.com/photos/a8/36/photo-103655.jpg!dhttp://sodrugestvo.info/wp-content/uploads/2017/12/15837261.jpgЦиклон                                Теплый фронт                           Циклон

О какой погоде идет речь в стихах русских поэтов?

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами…

(А.С. Пушкин)   Антициклон

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,

(А.С. Пушкин)  Холодный фронт

Полдень. Солнышко в небе высоко стоит,    

От жары  нет терпенья и моченьки                

Плечи, голову, руки жжет и палит                  

    (И.З Суриков)  Антициклон

Смотрит с небес месяц бледный,            

Точно серп стальной;                                      

По селу мороз трескучий

Ходит сам большой                          

(И.З.Суриков)   Антициклон

Полдневный час. Жара гнетет дыханье;

И над землею воздух в колебанье

Мигает быстро, будто бы кипит;

И  тени  нет, повсюду искры блёстки;

Трава слегла, до корня прожжена

   (К.К.Случевский)    Антициклон

Молодцы ребята.

2. Внимание на экран, я подготовила для вас видеофрагмент по которому вы должны будете определить тему нашего занятия. http://kremlin.ru/events/president/news/50812

Путин речь 37 сек.

 Ребята, какая сегодня тема нашего урока?

Хорошо, ребята. И теперь давайте выполним еще одно небольшое задание, чтобы точнее сформулировать тему нашего урока.

– “Лети, лети лепесток, через запад на восток..”. Вы все помните заклинание девочки из сказки “Цветик-семицветик”. Ваша задача: собрать ромашку из лепестков, на которых написаны климатообразующие факторы.

  1. Географическая широта местности (+)
  2. Выветривание
  3. Рельеф (+)
  4. Подстилающая поверхность (+)
  5. Близость океанов (+)
  6. Течения (+)
  7. Циркуляция воздушных масс (+)
  8. Разрушение почв
  9. Влияние человека (+)

– Какой фактор для вас новый? -Влияние человека.

Вывод: Оказывается, не только климат влияет на человека, но и человек влияет на климат, что сегодня не раз мы с вами докажем.

Тема: Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хоз. деятельность населения.

Цель урока. Создание условий, для формирования умений обучающихся оценивать климат местности, устанавливать причинно-следственные связи между климатом, образом жизни и хозяйственной деятельностью людей.

Задачи

-Показать влияние климатических условий на хозяйственную жизнь, быт и здоровье человека.

-Решить проблемные вопросы, используя различные виды географической информации.

-Установить причинно-следственные связи между климатом и жизнью человека.

Ребята, на экране у нас вопрос на который мы с вами должны будем ответить:

вопрос: Как может климат повлиять на жизнь и хозяйственную деятельность человека? И как человек влияет на климат?

Давайте выясним, как климат влияет на жизнь и деятельность человека.

Учитель: ребята, у нас есть как благоприятные так и неблагоприятные природные условия. И давайте запишем с вами понятие комфортность климата - степень его благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.

карта: благоприятность природных условий для жизни населения, проанализируем ее определим районы с благоприятным и неблагоприятным климатом. И каких территорий больше на территории России.

Должны сказать: Наиболее комфортные- на юго-западе России.

Наименее благоприятные-на северо-востоке России, причем по площади они преобладают.

Задание 5. На какие сферы жизни и деятельности человека может влиять климат?                  

Перед вами схема, сейчас мы с ней поработаем, и ответим на вопросы как тот или иной фактор влияет на человека.

 «Влияние климата на жизнь и деятельность человека»

КЛИМАТ

     Сельское хоз-во  Транспорт   Строительство  Культура, быт, образ жизни

  Учитель: ребята, климатические условия, которые соответствуют любому виду деятельности человека, называются климатическими ресурсами. К ним мы что можем отнести?

Ответ: Энергия ветра, энергия солнечного излучения, атмосферные осадки.

Как климат влияет на сельское хозяйство? – От климата зависит рост и развитие с/х-культур, которые дают для нас продукты питания. Для каждой культуры требуются свои условия.

Задание 6.   Агроклиматические ресурсы – это климатические условия, оказывающие непосредственное влияние на с/х. Выберите из списка (подчеркните) показатели агроклиматических ресурсов.

3- Сумма активных температур (выше +10˚)    4- Коэффициент увлажнения.                                     6- Высота снежного покрова .

  Пословица «Много снега -  много хлеба» Как объяснить?

 

Влияние климата на работу транспорта.

Ответ :  4 ( так как облачность, осадки могут привести к отмене полетов)

1(низкие зимние температруы, приводят к установлению ледового покрова на морских трассах северного ледовитого океана и других морях, навигация судов приостанавливается на несколько месяцев))

 2 ( снежные заносы и гололед)

5

 3

Физкультминутка

Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Рисование носом.

Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

Раскрашивание.

Представьте белый контур материка. Мысленно раскрасьте разным цветом природные зоны материка. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов.

Работа с картами атласа

–  Ребята, сравните, пожалуйста, климатическую карту России и карту «Плотности населения России» и ответьте на вопросы:

1. В каких климатических поясах на территории России наименьшая плотность населения? Почему? (-Суровый, неблагоприятный климат)
2.В каких климатических поясах на территории России наибольшая плотность населения? Почему? (-Климат благоприятный, комфортный для жизни).

3. Какой район вы выбрали бы для проведения летних каникул? Почему? Какие погодно-климатические условия благоприятствуют отдыху?

Неблагоприятные климатические явления на территории России. 

Задание 10. Работа в парах. Каждая пара получает табличку с названием неблагоприятного климатического явления. Прикрепить таблички на карту России, в районе наибольшего распространения данных явлений. Объяснить причины возникновения данных явлений.

Учитель дает определение, ученики по очереди выходят к карте и прикрепляют таблички.

1.Понижения температуры воздуха ниже 0 С весной и осенью. –заморозок(ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ)

2.Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова. – сильные морозы(В ЯКУТИИ И СИБИРИ)

3.Осадки в виде частиц льда.- град (умеренных широтаХ)

4.Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.- гололед(Южный, приволжский, центральный фо)

5.Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.-туман(Хибины-кольский полуостров)

6.Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.-суховей (Алтайский ,Забайкальский,Ставропольский край)

7.Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.-ураган (приморский край, Сахалин)

8.Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха.-засуха (бассейн реки дон, волга, предкавказье)

9.Сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы.-пыльные бури (Астраханская область, Волгоградская область,  Забайкальский край)

5. Чтобы люди знали о погоде на завтра специалисты метеорологи –наблюдают за погодой, синоптики создают прогнозы погоды. Прогнозировать   погоду помогают синоптические карты.

Задание 11. Работа с синоптической картой. (Задания для подготовки к ОГЭ)

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/29/s_5903b66622c15/619793_1.jpeg

1).Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?

  1. Архангельск     2.  Омск          3.   Магадан                  4.  Якутск

2). Карта погоды составлена на 7 апреля. В каком из показанных на карте городов на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?

  1. Сыктывкар           2.  Курган             3.  Барнаул           4. Оренбург

-Мы выяснили, как влияет климат на жизнь человека. А существует ли обратная связь? Приведите примеры влияния человека на климат.  Айрат у нас подготовил сообщение и сейчас он нам об этом расскажет.

-Да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа. Загрязнение атмосферы – увеличение осадков, кислотные дожди. Человек может изменить погоду: предотвращает дождь, град.

Возвращаемся к нашему вопросу и давайте сделаем с вами обобщение урока, обобщение того, о чем мф с вами говорили и к какому выводу пришли.

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Выводы урока: Климат нашей страны пригоден (не пригоден) для жизни и деятельности людей. Наиболее благоприятные комфортные условия в западных и южных районах страны. Территории с неблагоприятными природными условиями расположены на востоке и Крайнем Севере страны. На территории нашей страны бывают  неблагоприятные климатические явления. Особенно большое влияние климат оказывает на сельское хозяйство, работу транспорта, строительство, а также быт, культуру, образ жизни людей. Человек в свою очередь способен (не способен) изменить климат.

Д/З: Задания по выбору: 1- Составьте список «Народные приметы погоды».

2. Выполнить коллаж «Неблагоприятные климатические явления»

 3. Сообщение «Влияние человека на климат и погоду».

Ребята, спасибо вам за работу, вы большие молодцы, оценки. Давайте оценим свою работу сами. Поднимают карточки и т.д. и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: " Климат и Человек"

Урок по теме " Климат и Человек " С применением ИКТ...

План-конспект урока по теме "Климат в мире. Погода"

Цель данного урока - систематизация навыков и умений по теме...

План-конспект урока по теме: "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" 5 класс

План - конспект урока по технологии 5 классРаздел программы: Конструирование и моделированиеТема занятия : " Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" Место...

Конспект урока по теме: "Антропогенное воздействие человека на биосферу" 9 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: "Антропогенное воздействие человека на биосферу" 9 класс...

Технологическая карта урока по теме "Климат Аляски" 5 класс

Урок разработан для учащихся 5-х классов и является уроком культуроведения страны изучаемого языка (Culture Corner) по теме “Климат Аляски”. Урок носит коммуникативную направленность и вкл...

Конспект урока по теме: Климат и внутренние воды Австралии", 7 класс

Цель: продолжить формировать новые и углубить известные из начального курса физической географии 6 класса общие климатологические понятия. Продолжить учиться работать с различными источниками географи...

Конспект урока по теме: "Гидросфера и человек

Образовательные задачи:Познакомить  с понятием «водные ресурсы»Познакомить со стихийными бедствиями, связанные с водой.Воспитывать чувство бережного отношения к природе; прививать инт...