Конспект урока по географии в 5 классе по теме "Ориентирование на местности"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для развития и углубления знаний учащихся о плане и карте.

Задачи: общеобразовательные: способствовать формированию знаний о способах ориентирования и сторонах горизонта

развивающие: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения

Основные термины, понятия: ориентирование, горизонт, стороны горизонта, компас, азимут.

Планируемый результат:

Личностные УУД

-овладение на уровне общего образования системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovanie_na_mestnosti_otkrytyy_urok.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Ориентирование на местности».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для развития и углубления знаний учащихся о плане и карте.

Задачи: общеобразовательные: способствовать формированию знаний о способах ориентирования и сторонах горизонта

развивающие: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения

Основные термины, понятия: ориентирование, горизонт, стороны горизонта, компас, азимут.

Планируемый результат:

Личностные УУД

-овладение на уровне общего образования системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Организация пространства

Формы работы: фронтальная; работа в группах, парах, индивидуальная

Ресурсы: учебник, раздаточный материал (задания, карточки), компас, транспортир.

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

#1059;становить тематическую рамку («могу»)

#1054;рганизовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

#1057;оздать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

#1052;отивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

#1057;оздать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

#1057;оотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

#1053;аучить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

#1057;оздать условия для соотнесения полученного результата и эталона

#1060;ормировать адекватную оценку правильности результатов действия

#1057;оздать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно – мотивационный этап

Приветствие учащихся

Прозвенел звонок,

Начался урок.

На уроке будь старательным,

Будь активным и внимательным.

Все пиши не отставая,

Слушай не перебивая.

Говори, ты четко внятно.

Чтобы было все понятно

Приветствие учащимися учителя

Этап целеполагания, подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала

Черный ящик

Какой предмет находится в черном ящике?

- Отгадайте загадку

На ладонь он ляжет весь

Не часы – а стрелка есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудишься.

Прибор этот верно

Дорогу подскажет.

Магнитная стрелка на север укажет.

(компас)

-А зачем нужен компас? Что делают с помощью данного прибора? (ориентируются)

Тема урока «Ориентирование на местности» (запись на доске)

-Для изучения темы урока какие задачи будем решать, то есть что должны изучить? (изучить компас, как он работает, научиться этим компасом пользоваться, а также вспомнить: как можно ориентироваться без компаса)

Учащиеся разгадывают загадку. Отвечают на вопрос.

Учащиеся предлагают тему урока, определяют задачи урока.

Актуализация знаний

Людям каких профессий нужно ориентироваться? Ориентироваться нужно уметь всем: геологам, морякам, военным, пожарным, строителям, летчикам, а также представителям любых других профессий, где нужно точно ориентироваться на местности).

#1063;то значит слово ориентирование? (это определение своего местоположения в пространстве, определение своего местонахождения). Нахождение по учебнику определения

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся в тетради пишут определение

Этап усвоения новых знаний

#1054;риентирование на местности возможно, если знать стороны горизонта.

Какие стороны горизонта знаете?

(Основные направления – с, ю, з, в.

Промежуточные – св,юв, сз, юв и еще 8 дополнительных сторон – ссв,ссз,ююв,ююз,всв,вюв,зюз,зсз).

2. Какие способы ориентирования вы знаете?

#1053;еудачные путешественники потеряли компас. Как определить стороны горизонта без компаса?

С помощью часов и Солнца

- Направьте стрелку часовую

На солнце, в точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой «час»

Есть угол (важен он для вас).

Делите угол пополам

И сразу юг найдете там. (на слайде показ по рисунку)

По Солнцу:

Утром – на востоке (в 7 часов)

В полдень – на юге (12 часов)

Вечером –на западе (в 19 часов)

По Солнцу: если в полдень встать спиной к Солнцу, то впереди – север, слева – запад, справа – восток.

#1050;акие способы ориентирования по местным признакам знаете вы?

- по муравейнику (пологий- юг, крутой север)

- по ветвям одиноко стоящего дерева (густая крона – юг, редкие ветки – север)

- по мху, лишайнику (они растут на северной стороне, так как им нужна тень и влага)

- по коре березы (на юге – светлее, на севере - темнее)

- по Полярной звезде (на созвездии Малая Медведица на краю ручки ковша находится Полярная звезда. От края ковша созвездии Большая Медведица к Полярной звезде нужно провести условную линию. Она и покажет направление на север).

Учащиеся читают определение, записывают в тетрадь.

В тетради отмечают на рисунке стороны горизонта.

Учащиеся знакомятся со способами ориентирования с помощью Солнца.

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют практическую работу по описанию ориентирований по местным признакам. Работа в парах.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре

Встали прямо, руки шире.

Повернулись на восток,

А затем вперед.

И на запад повернулись,

А потом вперед.

Отдохнули мы немного,

И сейчас опять в дорогу.

Учащиеся выполняют упражнения.

3. Изучение компаса.

У нас в школе есть 2 разных компаса – жидкостный и магнитный. У жидкостного компаса внутри под прозрачной крышкой находится жидкость, а у магнитного - нет. Компас внутри имеет лимб с градусами от 0 до 359 градусов.

Компас используют для определения сторон горизонта и для определения азимута.

Азимут – угол между направлением на север и направлением на заданный предмет по часовой стрелке. Определяется в градусах.

4. Практическая работа

Определение направления и азимута в классе.

- окно в кабинете

- классная доска

- входная дверь.

По рисунку определить азимуты.

Учащиеся знакомятся с правилами пользования компасом.

Выполняют практическую работу.

Проводят взаимопроверку.

Итоговый этап. Закрепление материала

Выполнение заданий на рабочих листах по теме урока.

Рабочий лист

по теме «Ориентирование на местности»

Ф.И _____________________________________________________

1. Как пользоваться компасом

Задание: восстанови последовательность действий при работе с компасом

Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

Положить компас на ровную горизонтальную поверхность

Закончить работу

Подождать, пока стрелка остановится

Критерии оценивания:

3 балла – все ответы правильные

2 балла – одна ошибка

1 балл – 2 ошибки

0 баллов - нет правильного ответа

2. Ориентирование по солнцу

Задание: соедини при помощи линии начало и конец предложения

Утром (в 7 часов)

на юге

в полдень

на западе

вечером (в 19 часов)

на востоке

Критерии оценивания:

3 балла – все ответы правильные

2 балла – одна ошибка

1 балл – 2 ошибки

0 баллов - нет правильного ответа

3. Ориентирование по местным признакам

Задание: вставь пропущенные слова

1. У отдельно стоящих деревьев ветви с _________ стороны длиннее и гуще, чем с северной.

3. Мхов и лишайников больше на ________ стороне камней и деревьев.

4. Снег весной быстрее тает на склонах, обращенных к _________.

Критерии оценивания:

3 балла – все ответы правильные

2 балла – одна ошибка

1 балл – 2 ошибки

0 баллов - нет правильного ответа

Учащиеся выполняют самостоятельную работу и поводят самопроверку по критериям.

Домашнее задание

П.9. прочитать, знать содержание.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Рефлексия.

Дает задание на листочках оценить свою деятельность.

- Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала.

-попробуйте оценить собственные знания следующим образом:

1. «Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому».

2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».

3. «Я понял(а) материал частично».

4. «Я ничего не понял(а)».

Урок окончен. Рада буду видеть вас на следующем уроке.

Учащиеся оценивают свою деятельность на листах.

Приложение 1.

Практическая работа

Определение азимута на различные объекты

Сориентируйте компас и определите азимут на объекты в классе

Объект в классе

Азимут (в градусах)

Второе окно от стены с доской

Классная доска

Входная дверь

Приложение 2.

Оцените собственные знания, полученные на уроке следующим образом:

1. «Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому».

2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».

3. «Я понял(а) материал частично».

4. «Я ничего не понял(а)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 9 класс "Химическая промышленность

«Химическая промышленность России»Конспект урока по географии9 класс...

Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.

8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

конспект урока по географии "План класса" в 6 классе специальной коррекционной образовательной школы для учащихся с ОВЗ

Данный конспект - это практическая работа "План класса". В структуре занятия основную часть занимает практическая деятельность учащихся под руководством педагога. Для лучщего усвоения и закрепления уч...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...