Доклад на заседание МО учителей-предметников ЕМЦ 2022г.
материал по географии

Сарылова Гилян Алексеевна

Доклад о приемах взаимопроверки на заседание МО учителей-предметников ЕМЦ 2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад о взаимопроверке17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Использование обучающимися с ОВЗ

самоконтроля и взаимоконтроля на уроках географии»

С введением ФГОС поменялись ориентиры современной школы. Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. Требования ФГОС к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение и проверка результатов) должна осуществлять учеником самостоятельно.

Одним из методов, помогающих научить объективности при оценивании, развивать критическое мышление и осваивать приемы самоанализа является применение техник взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках.

Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает  работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку.

Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках?

Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, ученики обмениваются тетрадями и проверяют выполненное упражнение друг у друга. Они должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить верный ответ.

Поэтому сначала нужно провести коллективную проверку вместе с учителем. То есть все слушают верный ответ, затем проводят исправление ошибок, проговаривая обоснования исправлений. Таким образом, дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.

 Приемы взаимоконтроля

Работа в парах. Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.

Работа в группах. Здесь вариантов работы больше.

Выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".

Выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.

Выполнение проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение которого предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы ученик.

В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)

Такую взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много не занимает.

Чем старше ученики, тем более сложные задания можно предлагать для взаимоконтроля.

Тестирование. Самый легкий прием и не занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых, учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно дополнить все тем же "обоснованием исправления". То есть проверяющий, не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему допущена ошибка.

Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?

Необъективность. Оценка вообще вещь субъективная. А если еще оценку ставит твой одноклассник, который числится в списке твоих "закадычных" друзей, то об объективности судить еще труднее.

Как этого избежать? Почаще менять состав пар. Можно проводить "контрольные срезы": опросите несколько учеников из тех, кому учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша оценка и оценка проверяющего разнятся, стоит еще раз обсудить критерии выполнения задания и критерии оценивания.

Занимает много времени.

Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним их этапов полготовки учеников к самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще раз запоминает алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.

Если учащиеся не могут обосновать исправления, этап взаимоконтроля нужно предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.

Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа.

Источники:

https://pedsovet.su/metodika/5652_vzaimokontol_i_vzaimoproverka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола заседания МО учителей-предметников.

Бланк протокола заседания МО учителей-предметников....

Выписка из протокола заседания ШМО учителей - предметников

Выписка из протокола заседания  ШМО учителей - предметников...

Протоколы заседания ШМО учителей-предметников. Форма 18

Протоколы заседания ШМО учителей-предметников. Форма 18...

Доклад на заседании Школы педагогического мастерства 20 апреля 2022г. "Современные образовательные практики на занятиях по русскому языку и литературе"

Текст выступления на Школе педагогического мастерства на тему "Современные образовательные практики на занятиях по русскому языку и литературе" 20 апреля 2022г....