МАСТЕР-КЛАСС «Использование педагогических технологий на уроках географии, как средство повышения познавательного интереса и качества знаний»
материал по географии

Башарова Светлана Владимировна

Мастер - класс  раскрывает методы и приемы используемые мною  на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер-класс44.5 КБ
Office presentation icon презентация1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Казачий кадетский корпус» города Буденновска Буденновского района»

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование педагогических технологий на уроках географии, как средство повышения познавательного интереса и качества знаний»

Составитель:

Башарова Светлана Владимировна,

учитель географии высшей категории

ГКОУ ККК г. Буденновска»

Город Буденновск

Приветствую, Вас, уважаемые коллеги!

Интерес школьников к изучению предмета падает из-за «сухости» изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников.

Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы обязательно каждый, почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех — первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опытные педагоги хорошо знают это. Нужно не злоупотреблять попреками, замечаниями, двойками.

Мое педагогическое кредо: увлекать детей своей любовью к географии.

Как это сделать?

Я применяю элементы технологии развивающего обучения. Использую один из методов проблемного обучения – частично - поисковый и технологию критического мышления (перепутанные логические цепочки, прием «инсерт», чтение с остановками вопросов, таблица «знаю, хочу знать- узнал») и т.д. Все это позволяет создать атмосферу сотрудничества, повышает учебную мотивацию;

- практически на каждом уроке использую информационно - компьютерные технологии, которые помогают при помощи наглядности, улучшить понимание материала, увеличивают интерес к географии, в результате происходит рост качества знаний учащихся.

Позвольте мне представить Вам фрагмент урока в 7 классе. Тема «О торговых ветрах и конских широтах». Тип урока: комбинированный урок. Уровень – базовый.

Кто - небудь слышал это словосочетание «О торговых ветрах и конских широтах»

Если мы об этом ничего не знаем , какой вопрос зададим?

Что это такое?

Если мы не знаем, где это находится? Какой вопрос мы поставим?

Где?

Если мы не понимаем причины этих явлений? То вопрос – почему?

Ответим на эти вопросы мы придем к цели урока, узнаем, что такое торговые ветра и конские широты.

- Вся территория нашей планеты получает одинаковое количество солнечного тепла? ( Нет)

- Почему? (разный угол падения солнечных лучей)

- Почему разный угол падения солнечных лучей? Может сами лучи такие кривые? (земля имеет форму шара)

- Где будет наибольший угол падения солнечных лучей, и где наименьший?

-Как это повлияет на температуру у поверхности Земли?

- Как ведет себя легкий и теплый воздух на экваторе? Почему батареи стоят внизу под окном, а не вверху?

Таким образом, вдоль экватора, образуется зона, где воздух поднимается вверх.

- Как, вы, думаете, какое образуется давление высокое или низкое?

Скажите, а на полюсах, какие температуры?

- Что будет происходить с холодным воздухом?

Значит, давление будет …….

У вас на столах лежат перепутанные логические цепочки. Установите причинно - следственные связи на основе, имеющихся данных.

географическая широта – разный угол падения солнечных лучей –количество солнечного тепла -температура воздуха

теплый воздух, легкий – поднимается вверх – низкое давление – выпадают осадки

географическая широта – разный угол падения солнечных лучей –количество солнечного тепла - температура воздуха

холодный воздух, тяжелый – опускается вниз - высокое давление- осадков мало

Обсуждение правильности построения логических цепочек.

- Почему на экваторе большое количество осадков? Что произойдет с воздухом, когда он поднимется вверх? ( он остынет, и вся влага в нем конденсируется - выпадут осадки)

Воздух растекается к полюсам. Но охлажденный воздух на высоте не имеет силы добраться до полюсов и опускается на тропиках.

- В тропиках холодно или жарко? А почему тогда не образуются осадков? (они не долетают до Земли, испаряясь)

В умеренных широтах область низкого давления, что здесь будет с осадками?

А как на полюсах обстоит с осадками, если там пояс высокого давления? Откуда взялся лед толщиной до 4 километров?

- Ветер это горизонтальное или вертикальное перемещение воздуха?

В природе постоянно происходит перемещение воздуха вдоль поверхности Земли.

Сейчас мы проведем эксперимент и создадим ветер.

Надуем шарик. Немножко выпустим воздух.

- Где температура выше в шарике или в комнате?

Где больше давление?

Значит, в шарике мы можем сказать воздух более холодный, чем в комнате, и давление в нем высокое, а в комнате низкое. Ветер всегда дует из высокого в сторону низкого давления.

- Если мы его отпустим, то он улетит, и мы получим ветер.

Ветра, дующие из тропиков в сторону экватора - это пассаты, от тропиков к умеренным широтам Западные ветра, а с полюсов в умеренные широты – стоковые. Они закручиваются вокруг полюсов в северном полушарии по часовой стрелке, в южном наоборот.

Из трех ветров, которые мы узнали, какие можно отнести к торговым? ( пассаты, из Европы перемещались в Вест- Индию корабли , благодаря попутному ветру)

Мы можем показать, где торговые ветра дуют? Почему они образовались, можем объяснить?

Как вы думаете, где могут быть конские широты?

С каким они давлением связаны?

К полярным широтам мы можем отнести конские широты?

А где еще высокое давление?

Эти области страшили мореплавателей в прошлом своими непостоянными ветрами и частыми штилями. В Северном полушарии, в особенности в районе Бермудских островов, парусные суда, на которых перевозили лошадей из Испании в Новый Свет, часто попадали в штиль. Когда на судах подходили к концу запасы воды, первыми ограничивали в ней животных. Умерших от жажды или еще живых лошадей сбрасывали за борт, принося их в жертву ради сохранения воды для людей. Путешественники и моряки описывали, что море «усыпано телами лошадей», и возможно, с этим связано название этих широт

Заключение

Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь.


Мудрая китайская пословица

География - предмет, который охватывает широкие межпредметные связи и обладает большим развивающим потенциалом. Урок географии , организованный с использованием технологий проблемного обучения, элементов критического мышления и ИКТ, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком. Создается атмосфера совместного поиска и решения проблем, ПОВЫШАЕТСЯ МОТИВАЦИЯ, А ВСЛЕДСТВИИ УЛУЧШАЕТСЯ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ.

СПАСИБО, ЗА ВНИМАНИЕ.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Казачий кадетский корпус» города Буденновска Буденновского района» МАСТЕР-КЛАСС «Использование педагогических технологий на уроках географии, как средство повышения познавательного интереса и качества знаний» Башарова Светлана Владимировна, учитель географии высшей категории

Слайд 2

О торговых ветрах и конских широтах Что? Где? Почему?

Слайд 3

Климатообразующие факторы Географическая широта

Слайд 4

ПОЯСА ОСВЕЩЕННОСТИ

Слайд 5

Логические цепочки географическая широта – разный угол падения солнечных лучей –количество солнечного тепла -температура воздуха теплый воздух, легкий – поднимается вверх- давление уменьшается – выпадают осадки холодный воздух, тяжелый – опускается вниз - высокое давление- осадков мало

Слайд 6

Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность

Слайд 7

ПОЯСА УВЛАЖНЕНИЯ

Слайд 8

Атмосферное давление

Слайд 10

"Рефлексивный экран" сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 11

«О торговых ветрах и конских широтах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.

Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...

Методическая тема "Роль дифференцированного обучения,как средство повышения познавтельного интереса и качества знаний учащихся на уроках географии и биологии".

Фундамент всестороннего развития человека закладывается школой в ходе многообразной учебно- воспитательной работы с учениками, при их активном участии.       Всесто...

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

Мастер-класс «Приёмы использования педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и занятиях курса «Истоки»

Предлагаемый  материал позволит познакомиться с опытом моей работы. Здесь  описаны практические приемы работы с учащимися разных познавательных возможностей. Я считаю эти приёмы эффективными...

Использование информационных технологий на уроках математики, как средство повышения познавательного интереса учащихся

- расширение доступности образования;- повышение качества образования;- определение индивидуальных особенностей учащихся;- повышение эффективности образования....

Использование компьютерных технологий на уроках географии как средство повышения учебной мотивации

В географии заложены огромные возможности для применения ИКТ в процессе обучения. В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые помимо гипертекста име...

Мастер-класс «Учитель учителей» на тему «Использование Интернет технологий на уроках информатики с целью повышения познавательного интереса учащихся»

 Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание ...