Урок "Межпредметная связь на уроках ИЗО и географии при подготовке к ОГЭ в 8 классе"
методическая разработка по географии (8 класс)

Степанова Елена Николаевна

Идея урока: При подготовке учащихся к ОГЭ по географии в 9х классах есть раздел тем для повторения характеристики природных условий и особенностей нашей страны. Многим ученикам  дается с трудом в этом разобраться, так как пропадает интерес к изучению географии России в 8м классе. Одна из причин – это объем изучаемого материала.  Работа с учащимися, имеющими разные уровни познавательной активности по данным предметам, включает различные приёмы развития познавательной деятельности. Мы выбрали один из приемов, который активизирует деятельность учащихся на этапе восприятии и способствует пробуждению интереса к изучаемому материалу - прием новизны. Межпредметная связь географии и ИЗО прослеживается на каждом этапе урока, где учащимся нужно отгадать по описанию природный объект, изобразить его на рекламной листовке, придумать слоган для туриста, найти его на карте, определить субъект РФ, где он находится… . Проделав такой путь к достижению цели, учащиеся с большим интересом и легкостью выполняют задания, которое не является простым на ОГЭ по географии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx78.36 КБ

Предварительный просмотр:

I. Подготовительная часть (организация)

Тема: Межпредметная связь на уроках ИЗО и географии при
подготовке к ОГЭ в 8 классе

Авторы: Степанова Е.Н-учитель географии  и  Пучихина А.Х-учитель ИЗО

Возраст обучающихся:   школьники — 8х классов, учебная дисциплина география и  ИЗО.

Идея урока: При подготовке учащихся к ОГЭ по географии в 9х классах есть раздел тем для повторения характеристики природных условий и особенностей нашей страны. Многим ученикам  дается с трудом в этом разобраться, так как пропадает интерес к изучению географии России в 8м классе. Одна из причин – это объем изучаемого материала.  Работа с учащимися, имеющими разные уровни познавательной активности по данным предметам, включает различные приёмы развития познавательной деятельности. Мы выбрали один из приемов, который активизирует деятельность учащихся на этапе восприятии и способствует пробуждению интереса к изучаемому материалу - прием новизны. Межпредметная связь географии и ИЗО прослеживается на каждом этапе урока, где учащимся нужно отгадать по описанию природный объект, изобразить его на рекламной листовке, придумать слоган для туриста, найти его на карте, определить субъект РФ, где он находится… . Проделав такой путь к достижению цели, учащиеся с большим интересом и легкостью выполняют задания, которое не является простым на ОГЭ по географии.

1. Цель занятия:

Формирование познавательного интереса на уроках географии и ИЗО в 8м классе при изучении природы России.

2. Задачи: использовать знания и опыт при работе с картами атласа России, составить рекламную листовку для туристов.

        

3. Планируемые (прогнозируемые) результаты

В результате проведения занятия обучающиеся смогут определять местонахождение географического объекта на карте, давать характеристику его географического положения, составлять слоган при  изготовлении красочной рекламной листовки для приглашения туристов, тем самым расширят кругозор в изучении природы нашей страны.

4. Основные понятия (словарь занятия)

Географическое положение природного объекта, субъекты России, Жарки, рекламная листовка, слоган

5. План занятия

1. Организационный момент. Приветствие учителями.

2. Деление на группы по цветовым индикаторам

3. Вступление учителя ИЗО – определение учащимися названия растения нашего края по легенде

4. Вступление учителя географии – ареалы распространения растения в мире, особенность их названия

5. Изготовление рекламной листовки на формате А3

6. Самооценка и взаимопроверка

7. Рефлексия

6. Материалы (ресурсное обеспечение занятия):

Видео презентация урока, музыкальное сопровождение, физическая и административная карты России, распечатанные задания по географии, лист «Важных дел» для самооценки учащихся, акварель, кисти, карандаши, клей, лист формата А3, легенда о растении Жарки, критерии для оценивания, список важных элементов для создания листовки для туриста, выставка картин с Жарками в природе и дома учителя ИЗО.

II. Вводная часть

1. Орг. Момент

Приветствие друг друга. Проверка эмоционального настроя на урок с помощью цветных полосок.

2. Мотивация

Жарки! Что это? Почему такое название? Где они растут? Могут ли обычные цветы попасть в слоган на рекламную листовку для привлечения туриста на просторы Южной Сибири?

III. Основная часть

1. Информационный блок

а) Получение информации по теме.

Информация получена с сайта Википедия.

Происхождение научного названия рода точно неизвестно. Возможно, латинское название произошло от нем. Trollblume, что можно перевести как «Цветок троллей». Согласно германским и скандинавским легендам, это растение считалось любимым цветком троллей[источник не указан 371 день]. По другим версиям, в связи с округлой и даже шарообразной формой цветка название было образовано либо от латинского слова trulleus, означающего «круглый сосуд», «чашка»; или старо-германского слова «troll» — «шар».

Русское название рода связано со склонностью растения к влажным местам обитания.

Во многих регионах России приняты различные народные названия, которыми обозначают характерный для местности вид или группу видов: купава, купавница, купавка, колупаленки, жарки, огоньки, сибирская роза, авдотки, бубенчики, колотушки, колтышки, кучерская травка, балаболки.

б) Определение незнакомых понятий (учителем или самостоятельно).

Основную информацию преподносит преподаватель географии. Учащиеся наполняют ее разными фактами, называя источники информации .

в) Выполняя работу с картами атласа России, учащиеся определяют ареал распространения Жарков и определяют субъекты РФ и их административные центры. Отрабатывают понятия: субъект и административный центр. Обсуждают географические закономерности для составления слогана для листовки.

г) С учителем ИЗО обсуждают какая информация должна быть на рекламной листовке, оформление, стандартизация.

2. Практический блок

а)  Практический блок включает в себя работу в группах. Каждая группа получает общее задание:

1.Приготовить рекламную листовку по всем правилам, которые лежат на столе.

2.Придумать слоган для приглашения туристов. Слоган должен содержать географические названия объектов и включать географическую информацию местоположения.

б) Представление работы групповое.

Каждая группа  представляет и защищает свою работу. Отвечает на вопросы учащихся.

IV. Заключительная часть

1. Подведение итогов (обобщение)

Подведение итогов проходит вместе со всеми группами. Обсуждаются работы на основе критериев оценивания. Выделяются плюсы и минусы работ.

Учащиеся знакомятся с заданием №20 на ОГЭ по географии и решают его.

Задание 20.   Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.

СЛОГАН

А)  Дышите целебным горным воздухом на наших горноклиматических курортах и наслаждайтесь цветением жарков!

Б)  Здесь можно любоваться красотой озера Ильмень, побывать в национальном парке Валдайский — жемчужине средней полосы России!

РЕГИОН

1)  Новгородская область

2)   Амурская область

3)  Ставропольский край

4)  Республика Алтай

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

2. Оценивание

Оценивание проходит на основании критериев, которые лежат на столе каждой группы.

3. Домашнее задание

 Учащимся предоставляется выбор ДЗ:

  1. Придумайте еще одну версию легенды о Жарках. Поясните свой выбор.

  2. Сравните две картины учителя ИЗО «Жарки в лесу» и «Жарки в натюрморте». Выберите одну и придумайте экологический лозунг. Почему вы так считаете?

4. Рефлексия

Применение методики «Облако тэгов» помогает выявить эмоциональный настрой на уроке, обсудить трудности и достижения ученика, а самое главное проверить выпроолнение целеполагания урока. Каждый учащийся может высказать свое мнение об уроке.

Логика:

С чего началось занятие? Что последовало потом? Чем занятие завершилось? Что можно было бы сделать ещё?

Как вы работали на занятии? Какие этапы занятия были для вас самыми значимыми? Почему?

Какую главную проблему вы решали, изучая тему?

Достаточно ли было времени? Насколько соблюдалась четкость и последовательность действий на занятии?

Действия:

Что вы делали? Зачем это было нужно? Почему вы действовали так, а не иначе? Как принимали (выбирали) решение? Что влияло на ваши действия?

Что было самым сложным? В каких случаях совместная работа помогала? Как было легче принимать решения: индивидуально или коллективно?

Какие проблемы возникали на занятии? Почему они возникали? Как эти проблемы преодолевались? Что помогало или мешало преодолевать возникавшие на занятии трудности?

Все ли слушали друг друга?

Результативность:

Какие действия привели к полученным результатам? Что нового вы узнали на занятии? О чем задумались после занятия?

Что сможете использовать в своей жизни? Как может быть использован данный материал? Где может пригодиться полученная информация? Что хотите запомнить, а о чем можно будет забыть?

Важны ли результаты занятия? Почему? Как вы узнаете, что эти результаты достигнуты? Чему вы научились на занятии? Что было самым ценным на занятии?

Что было самым важным и почему? Какие выводы вы сделали, изучая тему? Каковы две (три) основные ваши мысли (идеи) по итогам занятия? Что стало для вас открытием на занятии?

Каких успехов удалось достичь? Что могли сделать лучше?

Что осталось непонятным? Что требует уточнения, дополнительного разъяснения? Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

Активно ли, по вашему мнению, работал класс? Когда проявлялось больше активности? Какие ситуации снижали активность на занятии? Почему это происходило?

Целеполагание:

Для чего вам понадобится то, что рассматривалось на занятии?

Какие цели стояли перед вами (классом в целом) при изучении темы? Различались ли ваши личные цели и коллективные? Если «да», то в чём это выражалось в ходе работы? Если «нет», то какой вывод можно сделать о вашем взаимодействии с другими учениками?

Как вы можете исправить свои промахи и ошибки в дальнейшем?

Как вы можете проверить и оценить свою работу или работу других учеников?

Что бы вы изменили, если бы сами проводили занятие? Что вы хотите предложить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках географии

Статья о межпредметных связях на уроках географии...

Личная гигиена на уроках физической культуры по лыжной подготовке для 1-4 классов.

Личная гигиена на уроках физической культуры по лыжной подготовке. Презентация...

Урок-экскурсия по географии « Юный эколог» для 5-7 классов на базе лесопарка «Сосновка».

Методическая разработка урока-экскурсии по географии « Юный эколог» для 5-7 классов на базе лесопарка «Сосновка»....

Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса

Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...

Обобщающий урок-игра по географии «Природа Земли» для обучающихся 5 класса.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Природа Земли". Данная игра повышает интерес обучающихся к урокам географии, повышает сообразительность, любознательность, логическое мышление...