Урок геометрии в 11-м классе по теме "Конус"
план-конспект урока (геометрия, 11 класс) по теме

Клюшкина Елена Ивановна

Предложен заключительный урок по теме "Конус" с решением нестандартных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geometrii_v_11.docx102.05 КБ
Файл pril1-1.rar641.13 КБ
Файл pril2.rar2.42 МБ
Файл pril3.rar264.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 11-м классе по теме "Конус"

Клюшкина Елена Ивановна, учитель математики 

“Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии”. (АС.Пушкин)

ЦЕЛЬ УРОКА: Систематизация и углубление знаний по теме "Конус". Повысить интерес к геометрии, решая нестандартные задачи.

  • Образовательная:
  • отрабатывать знания основных понятий, определений, теорем и умения применять эти знания при решении задач различных по содержанию и уровню сложности.
  • Развивающая:
  • развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • развивать и совершенствовать умения применять накопленные знания в измененной ситуации, делать выводы и обобщения.
  • Воспитательная:
  • воспитывать ответственность за результат своего труда.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: добрый день, садитесь. Тема урока состоит из слова, которое зашифровано с помощью ребусов. Разгадайте его.

(Приложение1)

http://festival.1september.ru/articles/505914/img1.jpg

 Объявляется тема, цель урока.

II. Актуализация знаний учащихся класса. 

  1. Дать определение конуса.
  2. Как можно получить эту фигуру?
  3. Чему равна Sб и Sn конуса?
  4. Что лежит в основании конуса и по какой формуле находится площадь круга?
  5. Что получится при вращении прямоугольного треугольника вокруг гипотенузы?
  6. Назовите элементы конуса и покажите их на чертеже.
  7. Решить задачу по готовому рисунку.

http://festival.1september.ru/articles/505914/img2.gif

SO-высота. Найти площадь боковой поверхности.

ТЕСТ

I вариант

II вариант

1 .Длина образующей конуса равна 2 V3 см, а угол при вершине осевого сечения конуса равен 120°. Найдите площадь основания конуса.

а)8http://festival.1september.ru/articles/505914/img3.gif см2 

б) 8http://festival.1september.ru/articles/505914/img3.gif http://festival.1september.ru/articles/505914/Image2774.gif2 см2 

в) 9http://festival.1september.ru/articles/505914/img3.gif см2

г) 6http://festival.1september.ru/articles/505914/img3.gifhttp://festival.1september.ru/articles/505914/Image2774.gif 3 см?

1 .Высота конуса равна 4 см, а угол при вершине осевого сечения равен 120°. Найдите площадь основания конуса.

a) 12http://festival.1september.ru/articles/505914/Image2774.gif2 см2 

б) 136http://festival.1september.ru/articles/505914/img3.gif см2 

в) 144http://festival.1september.ru/articles/505914/img3.gif см2

г) 624http://festival.1september.ru/articles/505914/Image2774.gif3см2

2. Диаметр основания конуса 16 см, длина его высоты 8 см. Найти длину образующей.

а) 8http://festival.1september.ru/articles/505914/Image2774.gif2 см;

б) 10http://festival.1september.ru/articles/505914/Image2774.gif2 см;

в) 2http://festival.1september.ru/articles/505914/Image2774.gif6 см;

г) 4 см.

2. Длина образующей конуса - 10 см, диаметр его основания - 12 см. Найти высоту конуса.

а) 2http://festival.1september.ru/articles/505914/Image2774.gif11 см;

б) http://festival.1september.ru/articles/505914/Image2774.gif41 см;

в) 16 см;

г) 8 см.

Проверить ответы учащихся по вариантам.

III. Презентация "Конусы в нашей жизни".

Вопросы к классу:

Установите связь между картиной Шишкина "Корабельная роща" и геометрическим телом, которое называется "конус".

http://festival.1september.ru/articles/505914/img4.jpg

Ответ: Конус в переводе с греческого языка означает "сосновая шишка", а на картине Шишкина изображен сосновый лес.

Доклад учащегося: “Конусы в повседневной жизни”. (Приложение2)

IV. Рeшeниe задач на практическое применение.

Как вы сейчас узнали: конус очень часто можно встретить в нашей жизни. А теперь нам

предстоит решить задачи с практическим применением.

По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1 000 000

жителей (чаще в южных странах). Этого бы не случалось, если бы везде были громоотводы, так как образуется конус безопасности. Чем выше громоотвод, тем больше объем такого конуса. Некоторые люди пытаются спрятаться от разрядов под деревом, но дерево не проводник, на нем заряды накапливаются и дерево может быть источником напряжения.

Задача 1. "Молниеотвод". (Приложение3)

Вычислите высоту молниеотвода, если радиус "защищенного" круга 50 м, а угол между молниеотводом и образующей конуса безопасности 60 (самостоятельная работа на местах с последующей проверкой).

Решение:

h= 50м : tg 60°http://festival.1september.ru/articles/505914/Image2775.gif29,4м

Ответ: 29,4м

Учитель: Итак, Вы уже знаете как найти элементы конуса, его поверхность, но сможете ли Вы применить их выходя на "вольный воздух". Ведь куча щебня по краям шоссейной дороги также представляет предмет заслуживающий внимания. Посмотрев на неё, мы можем задать себе вопросы:

  • Какую площадь занимает щебень?
  • Какова поверхность этой кучи щебня?

Задачи довольно сложные для человека, привыкшего преодолевать математические трудности только на бумаге или на классной доске. Ведь необходимо вычислить поверхность конуса, высота и радиус которого не доступны для непосредственного измерения. Вопросы к классу: Как найти радиус?

(измерить окружность основания и разделить на 6,28 = 2р );

Как найти образующую?

(определить две образующие: перекинув метровую ленту через вершину кучи);

Как найти высоту? (определить по теореме Пифагора).

Задача 2:

Пусть окружность конической кучи щебня 12 м. Длина двух образующих - 4,6 м.

Найти площадь поверхности кучи щебня.

Решение.

1 = 4,6/2 = 2,3 м

r = 12,1 /6,28http://festival.1september.ru/articles/505914/Image2776.gif 1,9 м

S = p · r  · l = 3,14 * 1,9*2,3 = 13,7м2

Ответ: 13,7 м2

Учитель: При взгляде на коническую кучу щебня или песка мне вспоминается старинная легенда восточных народов, рассказанная у А.С. Пушкина в "Скупом рыцаре". Послушайте её:

"Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу, -
И гордый холм возвысился,
И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли…”

  • Какие ассоциации вызывают у Вас эти стихи? (Холм – конус).
  • Какой высоты мог быть этот холм?
  • На сколько километров может увеличиться панорама для наблюдения, поднявшегося с подножия холма к его вершине?

На все эти вопросы мы сможем ответить после изучения темы “Объем тел вращения”. Это “задача на будущее”.

IV. Самостоятельная работа.

http://festival.1september.ru/articles/505914/img5.jpg

VI. Подведем итог урока.

Итак, вы повторили, как находить элементы конуса, площадь поверхности, применили свои знания в "геометрии на воздухе". Надеюсь, что в дальнейшем теоретические знания, полученные на уроках геометрии, вы сможете успешно использовать в различных жизненных ситуациях.

Выставление оценок.

V. Домашнее задание. № 565, № 572.

Литература.

1.Л.С. Атанасян “Геометрия 10-11”.

2. П.И.Алтынов, Л.И.Звавич,А.И.Шляпочник и др. “2600 тестов и проверочных заданий по математике для школьников и поступающих в ВУЗы”.

3. Материалы сайта фестиваля педагогических идей “Открытый урок”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии (математики) в 5 классе по теме "Построение и измерение углов"

Презентация может быть использована на уроках геометрии или математики в 5 классе при изучении темы "Построение и измерение углов". Всем известно, что большинство учащихся 5 класса допускают ...

Применение УМК "Живая математика" на уроках геометрии в 7-9 классах

В статье рассказывается о некоторых  действительно уникальных возможностях УМК "Живая математика" и их применении на уроках геометрии. Этот электронный УМК позволяет оживить статичные чертежи,наг...

Вводный урок геометрии в 7-м классе "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"

Вводный урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа"Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"Тип: комбинированный, с приме...

Презентация к уроку геометрии "Невыпуклые многогранники" 10 класс

При изучении геометрии десятиклассники часто задают вопрос - "Какие многогранники являются невыпуклыми и какими свойствами они обладают?" Данная работа даёт ответ на поставленный вопрос.В презентации ...

Метод проектов с использованием информационных технологий на уроках геометрии в 10 -11 классах.

Обобщение опыта по теме "Метод проектов с использованием информационных технологий на уроках геометрии в 10 - 11 классах для развития творческой самостоятельности"....

Презентация для урока геометрии в 7 коррекционном классе (VII вида) "Геометрия в жизни и в искусстве"

Знакомство с постоянным  присутствием  геометрических  объектов  не  только  в  повседневной  жизни,  но  и  в  искусстве. Воспитание  ...

Вводный урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"

Познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка и прямая, «лежать между» («лежать на») для точек прямой, с их условными обозначениями; с п...