Урок по теме "ПАРАЛЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ", 7КЛАСС
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме

 

Заключительный урок по теме «Параллельные прямые».Урок выполнен в форме презентации (26 слайдов) и предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Поможет учителю обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме «Параллельные прямые».<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok.parallelnye_pryamye.zip425.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение
Лицей № 31

Городского округа Саранск Республика Мордовия

Методическая разработка урока
математики

«Параллельные прямые»

(для учащихся 7-го класса)

                                Автор разработки
                                                                   учитель математики высшей категории

                                                                      Певцова Ольга Викторовна

г.о. Саранск

2011 год

Пояснительная записка

Данный урок является уроком обобщения и закрепления знаний по теме «Параллельные прямые», геометрия 7 класс. Материал урока представлен в виде презентации. Урок разработан для коррекции и устранения пробелов знаний учащихся по теме  «Параллельные прямые», перед контрольной работой. Презентацию к уроку можно использовать как полностью, так и частично в зависимости от уровня подготовки класса.

Для повышения познавательной активности учащимся предложено два вида устной работы: по теории и устное решение задач по готовым чертежам на применение признаков и свойств параллельных прямых. Закрепление знаний в ходе решения задач. В заключение проводится тест и осуществляется проверка правильных ответов на уроке, а так же выставление оценок сами учащимися (критерии оценок предлагаются), работа в парах.

Использование мультимедийной презентации помогает сделать урок более интересным и насыщенным, поэтому я решила поделиться с коллегами разработкой именно такого урока. На мой взгляд применение тестов  помогает быстро проверить знания учащихся, а так же позволяет повысить их мыслительную активность, что очень актуально для дальнейшей коррекции знаний учащихся.

         

Используемая литература:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 7-9: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – 18-е изд. – М.:Просвещение, 2008.
  2. Фарков А.В. Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии: 7 класс: к учебнику Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия 7-9». – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  3. Изучение геометрии в 7-9классах: Методические рекомендации к учеб,; Кн. Для учителя / Л.С .Атанасян , В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. – М.:Просвещение, 1997
  4. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии, 7 класс- М.: «ВАКО»,2004
  5. Гилярова М.Г. Геометрия 7 класс. Поурочные  планы по учебнику «Геометрия» 7 класс / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др./, Издательство «Учитель-АСТ», Волгоград,2003

Электронная поддержка урока:

  1. Авторская презентация «Параллельные прямые»»
  2. Авторский тест «Параллельные прямые»

Тема урока: "Параллельные прямые" в 7-м классе


Цели урока:

Дидактические:

– обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;

– продолжить формирование умений и навыков по решению задач;

– проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по теме.

 Развивающие:

– совершенствовать, развивать умения и навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых;                                                                                          

 –  развивать умения и навыки в работе с тестами;

 – продолжить работу по развитию логического мышления, математической речи и памяти.

Воспитательные:

 – продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради и выполнения чертежей;

 – приучать к умению общаться и выслушивать других;

 – воспитание сознательной дисциплины;

 – развитие творческой самостоятельности и инициативы;

 – стимулировать мотивацию и интерес к изучению геометрии.

Тип урока: 

Урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: Учебники, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока:  (слайд 1-3)

  1. Оргмомент, вступительная беседа.
  2. Устная работа с классом.
  3.  Решение задач.
  4. Проверка знаний учащихся. Тест.
  5. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент. 

Великий русский математик Николай Иванович Лобачевский однажды заметил: «Человек… родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править…, не дана ему от рождения: она приобретается учением.»

«В любой форме учения особенно хорошо то, что получил, вывел, понял сам, даже если знаешь, что другие это же самое вывели раньше. Учащиеся, школьники и студенты, бегло просмотрев, о чем идет речь в учебнике, а потом закрыв книгу, попробуйте сами воспроизвести точные выводы и доказательства. Такой способ учебы наиболее приближен к творческой научной работе, где нужно превращать бродячие, нечеткие мысли в отточенные результаты» -  говорил Яков Борисович Зельдович, физик – теоретик, академик АН

Так вот, давайте сегодня на уроке  работать, следуя советам наших великих ученых, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они вам пригодятся.

Тема нашего урока: “Параллельные прямые”- последний урок по данной теме, следующий – контрольная работа.

2. Устная работа

Устный опрос (слайд 4-5)

  1. Дайте определение параллельных прямых.
  2. Что такое секущая? Назовите пары углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей.
  3. Сформулируйте признаки параллельности двух прямых.
  4. Какие утверждения называются аксиомами?
  5. Сформулируйте аксиому параллельных прямых.
  6. Какое утверждение называется следствием?
  7. Сформулируйте следствия из аксиомы параллельных прямых.
  8. Какая теорема называется обратной?
  9. Сформулируйте свойства параллельных прямых

Решите устно:  (слайды 6-11)

1

 Назовите пары соответственных, накрест лежащих и односторонних углов

2

     AO=DO. CO=OB .

     Доказать AB ║CD 

3

 a ║ b, c – секущая, угол 6 равен 30°

Какие еще углы равны 30°?

 

4

m ║ n, p – секущая, угол 1 равен 1250 

Найдите величины остальных углов

5

   

     a ║ b. Параллельны ли а и с?

6

     

       a ║ b.   1= 22    

 Найти:   1,   2.

3.Решите письменно: (слайд 12-13)

1

По данным рисунка найдите 1, 2, 3.

2

Отрезок АК – биссектриса треугольника САЕ. Через точку К проведена прямая, параллельная стороне СА и пересекающая сторону АЕ в точке N.

Найдите углы треугольника АКN, если угол САЕ равен 780

4.Проверка знаний учащихся: (слайд 14-22)

Тест

  1

    Углы 4 и 5    носят название:    

1.  смежных;

2.  накрест лежащих;

3.  соответственных ;              

4.  односторонних .                            

  2

Прямые a и b параллельны если:

1.     2 =  5;

2.      1 =  3;

3.      2 = 7;

4.       5 + 4 =1800

  3

Две прямые на плоскости называются параллельными, если:
1. они имеют одну общую точку;
2. не имеют общих точек.

  4

Две прямые на плоскости могут иметь:
1. две общие точки;
2. три общие точки;
3. одну общую точку;
4. бесчисленное множество точек

5

 a ║ b  и c  a, то
1) с ║ b,
2) c  b.  

  6

Если  а ║b  и  2 = 1200, то 3 равен:

  1. 800,
  2. 1200,
  3. 600,
  4. 180

  7

Найди ошибку:

  1.    4 = 1, значит а║b,
  2.    4 =  2,значит a║b,
  3.   1 = 3, значит a║b.

8

Через точку М, не лежащую на прямой .    а  можно провести:
1. две прямые, параллельные
 а;  
2. бесчисленное множество прямых, параллельных
 а;  
3. одну прямую, параллельную
 а.  

  9

 Если     а  ║b,  b ║c, то:

1.  
 а  пересекает прямую   с;
2.  
а   перпендикулярна    с    (а с);
3.  
а с.

Замечание. Тест можно проверить как самому ученику, а можно предложить обменяться тетрадями с соседом и выполнить взаимопроверку.

Правильные ответы на тест: (слайд 23-24)

1.
3                        8. 3
2. 3                        9. 3
3. 2                        
4.
3
5.
2
6. 3
7. 1

«5» - 9 правильных ответов
«4» - 7 - 8
«3» - 5 - 6
«2» - менее 5

5.  Итоги урока.

6.  Домашнее задание: (слайд 25-26)

Вопросы для повторения к главе 3.

№№ 213, 215, 216.

Спасибо,  урок окончен!

Самоанализ урока.

    Данный урок является  заключительным по теме «Параллельные прямые», подготовительный к контрольной работе. Класс высокого уровня. Все учащиеся класса по геометрии имеют хорошие знания.

При планировании урока учитывала индивидуальные особенности класса.

     ТДЦ реализовывалась через:

- обучающий аспект (закрепить и систематизировать знания о параллельных прямых);

- развивающий (развивать логическое мышление, внимание, память  при решении примеров и задач)

- воспитательный (пробудить интерес к предмету, воспитывать культуру общественного труда  );

- здоровьесберегающий.

     Я считаю, что урок цели достиг. Содержание, формы и методы отобраны в соответствии с целями урока. Формы работы: индивидуальная, парная, дифференцированный подход.

Методы: познавательный, частично-поисковый. Все этапы урока работали на главный - обобщение материала. Урок начался с устной работы. Актуализация опорных знаний началась с устного опроса по теории. Ответы по теоретическому материалу ученики давали математически грамотные и полные. Углубление материала продолжилось других этапах урока (решение задач устно по готовым чертежам, а так же решение задач письменно на применение свойств и признаков параллельных прямых ).

    Проверка знаний учащихся проходила в форме теста.(Проверка теста прошла на уроке- выполнена самими учениками, оценки за тест «4» и «5» )

    Время на каждый этап урока распределено рационально. Использованы различные виды оценки: самооценка, взаимооценка, прогностическая оценка.

    При работе в парах у учащихся формировался навык взаимоконтроля; при проверке заданий - самоконтроль и самооценка; со стороны учителя - мягкий контроль.

    Считаю, что урок - адаптивный, так как все дети смогли реализовать свои образовательные потребности, возможности и способности. Ситуация успеха каждого ребёнка формировалась как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах. В частности при выполнении тестовой работы.

Психологический настрой, движение во время проверки заданий, способствовало расслаблению детей, сохранности их здоровья.

    Перспектива - продолжить работу по данной теме, выявить пробелы в знаниях детей, провести коррекцию перед выполнением контрольных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по алгебре в 7классе по теме"Линейные уравнения с двумя переменными"

Урок формирования новых знаний имеет важное место в главе"Линейная функция"...

Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"

Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....

урок по биологии в 7классе "Тип Членистоногие"

Внутреннее строение, развитие, размножение....

Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»

1. Называть и показывать  предполагаемые пути расселения человека,  основные районы повышенной плотности  населения  Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...

Технологическая карта урока по теме: Решение задач по теме"Признаки и свойства параллельных прямых" 7класс

Урок обобщения и сис тематизации материала по теме:решение задач по теме "Признаки и свойства параллельных прямых" 7 класс...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...