Конспект урока по теме "Симметрия"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме

Мансурова Наталья Юрьевна

Подробный конспект урока по теме "Симметрия" для 8 класса, есть приложения для самостоятельной работы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc751.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

муниципальная общеобразовательная школа с

углублённым изучением отдельных предметов №1

пгт. Даровской Кировской обл.

Работу выполнила учитель

         математики Мансурова Н.Ю.

                                п. Даровской, 2007 г.                                                

Конспект  урока

  1. Класс 8
  2. Занятие 11
  3. Глава «Четырёхугольники»
  4. Тема «Осевая и центральная симметрии»
  5. Дидактическая цель: познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости и в пространстве.
  6. Цели:

         О. - формировать представление о фигу-рах, симметричных относительно точки или прямой; познакомить с этапами построения осевой и цент-ральной симметрии; формировать умение  решать задачи с применением знаний о симметрии;

        Р. - развивать умение учащихся работать с чертёжными инструментами, умение самостоя-тельной работы с учебником и ведения необходимых записей и чертежей в тетради, развивать прост-ранственное и конструктивное мышление;

         В. - воспитывать умение видеть прек-расное в окружающем нас мире.  

  1. Задачи:     1) дать понятие осевой,  центральной и зеркальной симметрии;                                                         2) определить различия в выполнении построений данных симметрий;                                                   3) решать задачи на построение симметричных фигур.
  2. Тип урока - комбинированный.
  3. Методы обучения: обьяснительно-иллюстратив-ный; частично-поисковый; репродуктивный.

    10. Контроль: текущий.

    11. Формы работы: по содержанию – беседа, лекция (в виде слайдов урока); по организации деятельности – фронтальная, индивидуальная.  

12. Оборудование для учителя: чертёжные инстру-менты, учебник Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия   7-9», картинки с различными видами симметрий в природе и в деятельности человека; карточки с инди-видуальными заданиями; слайды урока по данной теме, необходимое компьютерное оборудование.

Оборудование  для учащихся: чертёжные инстру- менты, тетрадь, учебник Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия 7-9».

13. Оформление доски: дата, тема урока, картинки с различными видами симметрий.

Ход урока

Структура урока

Время

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент.

1-2 мин

Проверка готовности

учащихся к уроку, на-строй на практичес-кую работу, техника безопасности при ра-боте с чертёжными инструментами.

Подготовка рабочего места, чертёжных инструментов к уро-ку, приветствие учи-теля.

2.

Постановка темы и целей урока

1-2 мин

Сообщение темы, це-лей урока, знакомство с планом работы на уроке (план работы за-писывается на доску или раздается  в напе-чатанном виде – при-ложение № 1).

Оформление числа и темы урока в тетра-ди, ознакомление с планом урока.

3.

Этап изучения нового материала.

3.1. Что такое сим-метрия? (слайд № 3).

3.2. Осевая симметрия (слайд № 4, 5).

3.3. Построение осевой симметрии (слайд №6,7)

3.4. Центральная сим-метрия (слайд №8, 9).

3.5. Построение цент-ральной симметрии

(слайд №10, 11).

3.6. Симметрия в окру-жающем нас мире

(слайды №12, 13).

10-15 мин

Вопросы учащимся по данной теме, разбор картинок с разными видами симметрии, показ слайдов по теме,

комментарий к слай-дам, оформление необ-ходимых записей, от-веты на вопросы уча-щихся.

Ответы на вопросы учителя, самостоя-тельная работа со слайдами, выполнение необходимых записей,  выполнение построе-ний симметрий, гео-метрическая запись  этапов построения в тетради.

 

4.

Этап закрепления изученного материала.

15-25 мин

Контроль за выполне-

нием практической работы, индивидуаль-

ная  работа с учащи-

мися.

Выполнение практи-

ческой работы по построению симмет-рий, работа с учебни-ком и по индивидуаль-ным карточкам. (При-ложение № 2, 3).

5.

Заключительный

этап урока.

1-4 мин

Вопросы по опреде-лениям симметрий и этапам построения осевой и ценральной симметрии, сообще-ние домашнего зада-ния и необходимые пояснения к нему, оценка работы уча-щихся, рефлексия.

Ответы на вопросы учителя, запись до-машнего задания в дневник, участие в оценке работы одно-классников.

План-конспект урока по теме

 «Осевая и центральная симметрии»

  1. Оргмомент. Приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку, настрой учащихся на серьёзную самостоятельную работу. Техника безопасности при работе с чертёжными инструментами.
  2. Постановка целей урока, ознакомление с планом работы на уроке. (Приложение № 1). Оформление числа и темы урока в тетради.
  3. Этап изучения нового материала.

- Встречались ли вы со словом «симметрия» ранее?

          - Что оно означает?

        - Какие фигуры, предметы вы считаете симметричными?

        Почему?

        - Как вы думаете, что такое осевая и центральная симметрии?  

        Что может быть осью симметрии? Центром симметрии?

        - Просмотрим слайды урока и постараемся ответить с их

        помощью на данные вопросы. Не забывайте пользоваться

        планом урока.

    3.1. После просмотра слайда № 3 учащиеся записывают значение слова «симметрия» и виды симметрии в тетрадь.

        - Что называют симметрией?

        - Какие виды симметрии существуют?

        Симметрия – это соразмерность, наличие определённого порядка, закономерности в расположении частей.                

                                Симметрия

        

                        осевая                 центральная        

     3.2. После просмотра слайда № 4 и 5 учащиеся записывают определение фигуры, обладающей  осевой симметрией.

        - Какую фигуру называют симметричной относительно прямой?

        - Как называют эту прямую?

 

        Фигура называется симметричной относительно прямой a,

если для каждой фигуры симметричная ей точка относительно прямой a также принадлежит этой фигуре.

Затем выполняют устно с учителем задание № 1(слайд № 5).Ответ: а), в), г). Несколько  осей симметрии имеет только первая фигура.

                

         

        а)                        б)                                в)                        г)

   - Назовите геометрические фигуры, не обладающие осевой сим-метрией.

После прочтения текста на данном слайде учащиеся отвечают на вопросы учителя:

        - Как расположены симметричные точки? Как они обозна-чаются?

Запись в тетради:

        Симметричные точки расположены на перпендикулярных прямых к оси и на равных расстояниях от неё.

     3.3.После просмотр слайда № 6 учащиеся проговаривают план построения симметричной точки относительно прямой.

        - С чего начинается построение симметричной точки? (с построения перпендикулярных прямых к оси симметрии)

        - Что следует сделать потом? (Отмерить равные расстояния).

        - С помощью какого инструмента? (циркуля)

        - Как обозначаются симметричные точки? (одинаковыми буквами с индексами)

Далее просматривается слайд № 7.

- Как построить фигуру, симметричную данной, относительно прямой? (построить точки, симметричные вершинам фигуры, и соединить их).

В тетрадях записывается план построения:

Построение осевой симметрии:

1. Провести перпендикулярные прямые к данной прямой от вершин фигуры.

2. Отложить равные отрезки по другую сторону от прямой. Полу-чим симметричные точки, обозначим их буквами с индексами.

3. Соединить полученные точки. Запись: ABCD     A1B1C1D1.

   

     - Итак, вывод: осевая симметрия – это симметрия относительно прямой. Необходимо построить перпендикулярные прямые к оси симметрии и отложить на них равные отрезки.

    3.4. Просмотр слайда № 8.

     - Какую симметрию называют центральной? (симметрию относительно точки).

     - Какие фигуры называются центрально – симметричными?

(если фигура при повороте на 1800 переходит сама в себя).

      - Если повернуть красную рыбку на 1800, то точка на её хвосте совпадёт с точкой на хвосте жёлтой рыбки, а сами рыбки полностью совпадут.

      - Какие центрально – симметричные фигуры вы можете назвать?

      - Назовите фигуры, не обладающие центральной симметрией.

Запись в тетради:

Фигура называется симметричной относительно точки O, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки O также принадлежит этой фигуре. Точка O – центр симметрии.

Выяснив у учащихся известные им центрально – симметричные фигуры, учитель проводит просмотр слайда № 9.

Выполнение задания № 3 проводится частично. Учащиеся выделяют симметричные фигуры и устно определяют расположение центра и симметричной точки.

а)        б)        в)

       г)            д)        е)

Симметричными фигурами являются фигуры а), в), г). Точками, симметричными данным, будут противоположные вершины.

     3.5.  При просмотре слайдов № 10, 11 идёт разбор плана пост-роения точек и фигур, симметричных относительно точки.

       - С чего начинается построение? (с построения прямой, про-ходящей через данную точку и центр симметрии)

       - Что необходимо сделать дальше? (отложить равные отрезки)

       - С помощью какого инструмента? (циркуля)

       - Есть ли отличие в записи у осевой и центральной симметрии?

(в букве над стрелкой)

         

Записи в тетради:

Построение центральной симметрии:

1. Провести прямые (лучи), проходящие от вершин через центр симметрии.

2. Отложить в противоположную сторону от центра симметрии отрезок, равный данному.

3. Соединить получившиеся точки. Запись: ABCD     A1B1C1D1.

  -Итак, вывод: центральная симметрия – это симметрия относи-тельно точки. Необходимо построить прямые и отложить на них отрезки, равные данным.

    3.6. – Как вы думаете, встречается ли симметрия в природе?       Назовите несколько примеров. Какая это симметрия?

           - Можно ли встретить симметрию в окружающих нас предметах? Приведите примеры.

Просмотр слайдов № 12, 13.

                                                                                                                                 - К какой симметрии относятся представленные изображения?

Далее учащиеся ещё раз проговаривают и обобщают просмот-ренный материал, выясняют отличия симметрий.                                    - Относительно чего строятся осевая и центральная симметрии?

- Чем отличается их построение?

4. Этап закрепления изученного материала.

Учащимся предлагается выполнить практические задания. (Приложения № 2, 3.) Учебник № 418, 423.

5. Заключительный этап урока.

- С какими видами симметрии мы познакомились?

- Которая из симметрий по построению вам показалась легче? При-готовьте к следующему уроку свои картинки с разными видами симметрии. Дом. задание: п.47, № 421, 422.

 

Приложение № 1

План урока «Осевая и центральная симметрии»

  1. Оформление даты, темы урока в тетради.
  2. Знакомство с темой урока, планом изучения нового материала. Беседа с учителем по данной теме.
  3. Просмотр слайдов. Запись в тетрадь основных  определений по следующему плану:                                                3.1 Виды симметрии (слайд № 3).                                        3.2 Осевая симметрия (слайд № 4).       Выполнение задания        № 1 (слайд № 5).                                                3.3 Построение осевой симметрии                                         (слайд № 6, 7).                                          Выполнение задания № 2(слайд № 7, план)                                        3.4 Центральная симметрия (слайд № 8,9).         Выполнить задание № 3 (слайд № 9).                                                 3.5 Построение центральной симметрии                                (слайд № 10,11).                                  

3.6 Симметрия в окружающем нас мире (слайд № 12,13).

  1. Выполнение заданий по карточке или учебнику.                 (№ 418, 423).
  2. Запись домашнего задания, ответы на вопросы учителя (п. 47, № 421, 422).

   

Приложение № 2

1. Проведите ось симметрии данных фигур и орнаментов.

        

                                                                                

      2. На рисунке изображены треугольник ABC и прямая l.

          Постройте треугольник A1B1C1, симметричный треу-        

           гольнику ABC относительно прямой l.

     

3. Подумайте и назовите геометрические фигуры, которые          

не обладают осевой симметрией.

Приложение № 3

1. Из данных фигур выберите те, которые имеют центр симметрии. Отметьте его и точку, симметричную данной.

а)        б)        в)

г)        д)        е)

2. Постройте фигуру, симметричную данной относительно центра симметрии O.

3.Существуют ли фигуры, не имеющие центра симметрии? Назовите хотя бы одну из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Осевая симметрия».

Урок по математике 6 класса, с применением ЭОР, ориентированный на учебник «Математика 6 класс» Зубарева И.И., Мордкович А.Г. 9-е изд., М.: Мнемозина 2010, урок изучения нового материала....

Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".

Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...

Бинарный урок по теме "Симметрия относительно прямой и мы в мире симметрии"

Данный урок приследует своей целью дать учащимся понятие и предстваление о симметричности в неживом и живом мире....

Конспект урока по теме "Симметрия"

На уроке формируется понятие «симметрия» и умение видеть явления симметрии в окружающем мире; развивается внимание, наблюдательность....

Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники». Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.

Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники».Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.Учебная задача: совместно с учащимися «открыть»:·...