Урок по теме Длина
план-конспект урока по геометрии (5 класс) по теме

Нестеренко Евгения Валерьевна

Урок направлен на обобщение понятия длины отрезка, единицами измерения длины, на формировании у учащихся навыков измерения длин и знакомство со старинными мерами длины. Развивает логическое мышление, индивидуальных способностей учащихся, памяти, внимания, познавательной активности и сообразительности; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_dlina_otrezka.docx31.82 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu_dlina.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Длина отрезка

(урок получения новых и обобщения знаний)

Цели:

  1. Уточнить и обобщить понятие длины отрезка, единицами измерения длины.
  2. Формирование у учащихся навыков измерения длин
  3. Познакомить со старинными мерами длины
  4. Развивать логического мышления, индивидуальных способностей учащихся, памяти, внимания, познавательной активности и сообразительности;
  5. Воспитывать чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы, способности к самооценке выполненной деятельности, умение работать в парах.

Оборудование: деревянные палочки длиной 10 см и 5 см, две веревки разного цвета длиной 20 см и 25 см, деревянный круг, нитки, линейка.

Эпиграф урока:

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью»

Л.Н.Толстой

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

-Ребята, давайте разложим слово "урок" по буквам.

У – успех,

Р – радость,

О – одаренность,

К – коллектив.

-Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и радость. И мы, работая в коллективе, покажем свою одарённость.

-Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Льва Николаевича Толстого

" Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью."

-Проверим мы сейчас, дружок,

Готов ли ты начать урок!

-К моим существительным подберите подходящие по смыслу глаголы, отражающие необходимость этих предметов.

Глаза - (смотреть)

Уши - (слушать)

Рука - (писать)

Голова - (думать)

Рот - (говорить)

-Молодцы.

-Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.

2. Формулировка темы и целей урока.

-А, чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю вам посмотреть мультфильм (просмотр мультфильма "38 попугаев" продолжительность 2 мин 20 сек).

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Предполагаемый ответ ученика: о длине)

-Какую геометрическую фигуру напоминает удав? (Предполагаемый ответ ученика: отрезок)

-Сформулируем тему урока. (Предполагаемый ответ ученика: Длина отрезка)

-Молодцы!

-А эта тема для нас новая (Предполагаемый ответ ученика: Нет)

-Тогда какие цели мы можем проставить для себя на данном уроке ( Дети формулируют : вспомнить понятие отрезка, закрепить навыки измерения длин отрезков, узнать что-нибудь новое и другие)

-Мы сегодня с вами познакомимся с понятием длины отрезка, что такое единицы измерения, узнаем какие существовали меры длины в старину, вспомним современные меры длины и закрепим материал при решении задач.

-А как вы думаете, что такое длина отрезка? (дети отвечают)

-Теперь обратимся к энциклопедии (читает ученик 1 определение).

-Что же нам нужно чтобы найти расстояние (Предполагаемый ответ ученика: единицы измерения)

-Такие единицы измерения принято называть единичными отрезками, тогда измерить - значить сравнить с эталоном. Значит длина - это некоторое число которое показывает сколько раз единица измерения укладывается в измеряемом отрезке.

3. Практическая работа 1.

-Возьмите зеленую веревку и в качестве единицы измерения - палочки. И начинайте откладывать по веревке эти палочки. (Дети выполняют). Сколько палочек получилось у 1 варианта, а у второго. Сравните свои веревки - какие они (Предполагаемый ответ ученика: одинаковые, т.е. равные)

-А почему измерения разные (Предполагаемый ответ ученика: разные единицы измерения)

-Возьмите желтую веревку и проделайте ту же процедуру. Сколько палочек получилось у 1 варианта, а у второго.

-Что заметил 1 вариант (Предполагаемый ответ ученика: большая палочка не поместилась, пришлось взять маленькую)

-Сравните свои веревки - какие они (Предполагаемый ответ ученика: одинаковые, т.е. равные)

-А почему измерения разные (Предполагаемый ответ ученика: разные единицы измерения)

-От чего зависит длина отрезка (Предполагаемый ответ ученика: от единицы измерения)

-Какой вывод можно сделать (Предполагаемый ответ ученика: чем больше единица измерения, то ее укладывается в измеряемом отрезке меньше и наоборот).

-Молодцы.

4. Старинные меры длины

-Как сказал Лейбниц "Кто хочет узнать настоящее не зная пошлого, тот никогда его не поймет"

-Вот и мы сейчас узнаем с вами о распространенных на Руси старинных мерах длины и решим задачи с использованием этих мер.

1. ЛОКОТЬ

2. АРШИН

3. САЖЕНЬ

5. Актуализация знаний

-Для решения задач на партах у вас желтые карточки с таблицей соотношения народных мер длины

1 сажень   –   2 м 13 см

1 аршин    –   75 см

1 локоть   –   46 см

1 пядь       –   20 см

1 верста   –  1км 70 м

1 дюйм     –   2 см 54 мм

1 ярд         –   91 см

Задачи

1. Рост дюймовочки. (Ответ: 2 см 54 мм)

2. В сказке «Умная девочка» поп наказал Марии наткать 100 локтей полотна. Сколько это метров? (Ответ: 46метров.)

2. Идет один человек в другой город и проходит ежедневно 40 верст, а второй человек идет навстречу ему из другого города и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся? (Ответ: через 10 дней.)

- Последнюю задачу, которую я вам предложила, решали ученики еще в 18 веке. Она взята из сборника «Арифметика» математика и педагога Леонтия Магницкого.

- Также были такие меры длины как ВЕРСТА, ВЕРШОК, ШАГ.

- Ещё существует такая мера длины, как ЛАДОНЬ. Мне нужен помощник. Я предлагаю измерить листок бумаги (листы одинаковые, ученик измеряет своей ладонью, а учитель - своей).

- Что вы заметили? (Предполагаемый ответ ученика: результаты разные)

- У нас опять получилась длина разная.

- Удобно пользоваться старинными мерами длины? (Предполагаемый ответ ученика: Нет, получают разные результаты, так как человек имеет индивидуальное строение тела)

- Значит, чтобы измерить длину отрезка надо выбрать единицу измерения одинаковую для всех.

6. Формирование умений применять полученные знания при выполнении заданий.

Сообщение: С развитием производства и торговли людям нужны были новые меры. Новая метрическая система мер возникла во Франции. Основное отличие метрической системы от применявшихся ранее традиционных систем заключается в использовании упорядоченного набора единиц измерения. Для любой физической величины существует лишь одна главная единица.

- А узнать главную единицу длины нам поможет следующее задание.

(У детей задание на листочках)

Что общего в названиях единиц длины? Подчеркни.
ДЕЦИМЕТР        САНТИМЕТР        МИЛЛИМЕТР        КИЛОМЕТР

Ребенок читает: Метр - основная мера в системе мер, принятой практи чески во всех странах. Она так и называется - метри ческая система мер.

Ребенок читает: В 1791 году в качестве основной единицы длины был введён метр. Он был определён как одна сорокамил лионная часть меридиана, проходящего через Париж скую обсерваторию. Для того чтобы сделать всеоб щим достоянием новую метрическую систему, в самых посещаемых местах Парижа было установлено 16 эта лонов метра из мрамора. Сейчас в Париже сохра нилось два таких эталона. Металлический эталон хра нится в Международном бюро мер и весов.

Ребенок читает: От метра были определены более мелкие единицы:

Дециметр («деци» - десятая часть) 1 м = 10 дм

Сантиметр(«санти» - сотая часть) 1 м = 100 см

Миллиметр («милли» - тысячная часть) 1 м = 1000 мм

От метра определен и километр («кило» - тысяча)  1 км = 1000 м

Переведи:

2 м =  _____ см    

9 м =  ____ дм    

7 м =  ____ мм

500 см =  ______ м    

807 см = ___ м ___ см    

73 дм = __  м ___ дм

400 км = _____ м    

805090 м =_______ км ____ м

-А теперь вернемся к героям нашего мультфильма. И найдем рост удава в метрах и сантиметрах.

"В джунглях решили измерить рост удава. Но, не имея инструментов, его рост измерили с помощью попугая. Мартышка сказала: «Рост удава равен 38 попугаям!». Каков в действительности рост удава, если он на 7 м 40 см длиннее попугая?" (Решение задачи с помощью уравнения).

7. Проверь свой глазомер.  Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа).

- Всегда ли мы можем доверять нашему зрению? Сравнить:

- Оказывается, нет! Учёные придумали и построили много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности наших глаз. (Демонстрация геометрических иллюзий, связанных с длиной отрезка)

8. Практическая работа № 2

- "Лучший способ узнать что-либо - это открыть самому" сказал математик Дьёрдь Пойя.

- Возьмите,  лежащий у вас на столах, деревянный круг и измерьте длину его окружности. Что собой представляет окружность? (Предполагаемый ответ ученика:  замкнутую кривую линию)

- А как измерить длину кривой линии, конечно, труднее практически, чем измерение отрезков прямых.

- Что вам поможет измерить длину кривой линии? (Предполагаемый ответ ученика: нитка. Дети сначала рассказывают свои действия, а затем  измеряют длину окружности)

- К чему сводиться решение данной задачи? (Предполагаемый ответ ученика: ее решение сводиться к измерению отрезков).

-Выкладываем нитку по форме измеряемой кривой, а затем вытягиваем ее в отрезок и измеряем.

(Дополнительно в зависимости от времени в тетради № 74 стр. 34

Какие меры длины удобно использовать для указания:

расстояния между соседними домами ____________________________,

высоты буквы ________________________________________________,

длины стола __________________________________________________,

длины экватора _______________________________________________,

высоты многоэтажного дома ____________________________________,

длины страницы _____________________________________________,

высоты взрослой сосны _______________________________________        ,

высоты стебля тюльпана  ______________________________________ ,        

периметра пола в твоей комнате ________________________________        ,

расстояния от Земли до Луны  _______________________________        ?)

9. Домашнее задание:

составить кроссворд по старинным мерам длины и современным единицам длины.

10. Итог урока.

- Каким сегодня был для нас урок (закрепление или открытие) и почему?

(Предполагаемый ответ ученика: Закрепления. Так как мы отрабатывали свои знания  по измерению длин отрезков)

(Предполагаемый ответ ученика: Открытия. Так как мы узнали о старинных мерах длины на Руси.)

- Что нам помогало на уроке?

(Предполагаемый ответ ученика: Наши знания и внимание)

-А наш урок я хочу закончить стихотворением

Можно измерять шагами.

Можно измерять локтями.

И линейкою, и веткой,

Сантиметром и рулеткой.

Папа говорил мне так:

- Пусть нашей мерой будет шаг.

Шаг муравьишки - миллиметр.

Шаг у людей - примерно метр...

-А километр? - воскликнул я.

Отец сказал: - Ну, что ж,

Стань великаном и, шутя,

На километр шагнёшь.

11. Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на столе елочные игрушки (зелёные, жёлтые, красные). Уходя из класса, прикрепите на елку один из них.

Зелёная игрушка обозначает: “Я удовлетворён уроком, я хорошо работал на уроке, понимал всё и получил заслуженную оценку”.

Жёлтая игрушка обозначает: “ Урок был интересен, я принимал в нём участие, но что-то осталось  еще не понятным”.

Красная игрушка обозначает: “ Пользы от урока я получил мало, многое не понял”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У Р О К - успех - радость - одаренность - коллектив

Слайд 2

Эпиграф: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой

Слайд 3

Проверим мы сейчас, дружок, Готов ли ты начать урок!

Слайд 5

Длина отрезка

Слайд 6

Практическая работа

Слайд 7

Готфрид Лейбниц «Кто хочет изучать настоящее, не зная прошлого, тот никогда его не поймет»

Слайд 8

Старинные меры длины

Слайд 9

Локоть

Слайд 10

Аршин

Слайд 11

Маховая сажень

Слайд 12

Косая сажень

Слайд 13

Таблица народных мер длины 1 сажень – 2 м 13 см 1 аршин – 75 см 1 локоть – 46 см 1 пядь – 20 см 1 верста – 1км 70 м 1 дюйм – 2 см 54 мм 1 ярд – 91 см

Слайд 14

1. Рост дюймовочки.

Слайд 15

2. В сказке «Умная девочка» поп наказал Марии наткать 100 локтей полотна. Сколько это метров?

Слайд 16

3. Идет один человек в другой город и проходит ежедневно 40 верст, а второй человек идет навстречу ему из другого города и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся?

Слайд 20

Бюро мер и весов Эталон метра

Слайд 22

Проверь свой глазомер 1 2 3

Слайд 23

Практическая работа

Слайд 24

Домашнее задание составить кроссворд по старинным мерам длины и современным единицам длины

Слайд 25

Я удовлетворён занятием, я хорошо работал, всё понимал Занятие было интересным, я принимал в нём участие, но что-то осталось еще не понятным Пользы от занятия я получил мало, многое не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Длина окружности и площадь круга"

В материале представлен план-конспект урока по теме "Длина окружности и площадь круга", к нему прилагается презентация. Конспект урока составлен с УМК Л.С. Атанасяна и др. "Геометрия. 7-9 классы"....

Конспект урока по теме "Длина окружности и площадь круга"

Материал содержит конспект урока по математике для 6 класса по теме "Длина окружности и площадь круга". Автор: Гончарова Татьяна Ивановна, учитель математики МОУ Лицей №10 имени Д.И. Менделеева....

Презентация к уроку по теме "Длина окружности и площадь круга"

Материал содержит презентацию к уроку математики в 6 классе по теме "Длина окружности и площадь круга"...

Урок по теме "Длина окружности"

Урок в 6 классе по теме "Длина окружности" по учебнику Виленкина Н. Я. и другие. Технология развивающего обучения....

разработка урока то теме "Длина окружности"

Работа содержит план урока и презентацию...

конспект урока по теме: "Длина окружности"

математика 6 класс. Тема: " Длина окружности."...

Методическая разработка урока по теме "Длина окружности"

Разработка урока по теме "Длина окружности", 6 класс...


 

Комментарии

Нестеренко Евгения Валерьевна

Представляю вашему вниманию урок наглядной геометрии по теме "Длина". Урок направлен на обобщение понятия длины отрезка, единицами измерения длины, на формировании у учащихся навыков измерения длин и знакомство со старинными мерами длины.