Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (8 класс) по теме

Козлова Ольга Васильевна

Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 8 класс по учебнику Л.С. Атанасяна и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posnitelnaya_zapiska_g8.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Основной целью курса геометрии в 8 классе   является  формирование  представлений о многоугольниках, их свойствах, подобии треугольников, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся, развития  логического мышления,  формирование понятия доказательства.

            Задачи:

  1. Овладеть символическим языком геометрии, выработать формально- оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  2. Изучить свойства геометрических фигур, научиться использовать их для решения геометрических задач и задач смежных дисциплин;
  3. Развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  4. Развить логическое мышление и речь- умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  5. Сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Рабочая программа разработана на основе :

1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004, №1089)

2. Примерной программы основного общего образования

3.Федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ

3. Базисного учебного плана

За основу взята примерная программа по математике для общеобразовательных учреждений (Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. /Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г.Миндюк. -4-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2004. – 320 с. ) 

         Рабочая  программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

             Изменений внесенных в программу нет.

Определение места и роли учебного предмета курса

Цели обучения геометрии в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Изучение геометрии на ступени основного общего образования:

  1. способствует  овладению системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  1. благотворно влияет на интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  2. формирует представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  3. воспитывает культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 70 часов (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ -5.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Ведущими методами обучения геометрии являются: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный,  используется, частично-поисковый и творчески-репродуктивный..

 

Технологии обучения:

  1. традиционная классно-урочная
  2. игровые технологии (урок-лаборатория)
  3. элементы проблемного обучения
  4. здоровьесберегающие технологии
  5. ИКТ. 

Механизмы формирования ключевых компетенций. 

В основу содержания и структурирования данной программы, выбора приемов, методов и  форм обучения положено формирование  универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В процессе обучения геометрии осуществляется развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Учащиеся продолжают овладение разнообразными способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

       

  Познавательная деятельность:

  1. самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  3. исследования несложных реальных связей и зависимостей;
  4. участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
  5. самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

         Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивание достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  2. использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  3. владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

         Рефлексивная деятельность:

  1. объективного оценивания своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учета мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
  2. умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
  3. владения навыками организации и участия в коллективной деятельности.

      С учетом возрастных особенностей  класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, сформулированы ожидаемые результаты обучения, продуманы возможные формы и виды контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, тренировочная практическая работа, исследовательская практическая работа, лабораторно-практическая работа, математический диктант,   диагностическая тестовая работа, тестовая работа,     самостоятельная работа, контрольная работа.

Планируемый уровень подготовки выпускников 8 класса на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными ФГОС, образовательной программой ОУ:

Учащиеся должны

знать /понимать 

  1. понятие многоугольника, выпуклого многоугольника, суммы углов выпуклого многоугольника;
  2. виды четырехугольников , их свойства и признаки;
  3. понятие площади; формулы вычисления площадей четырехугольников;
  4. теорему Пифагора;
  5. определение подобных треугольников, пропорциональных отрезков;
  6. признаки подобия треугольников;
  7. понятие средней линии треугольника;
  8. соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
  9. понятие синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника;
  10. значения синуса, косинуса, тангенса для углов 300, 450, 600;
  11. понятие вписанной и описанной окружности;
  12. взаимного расположения окружности и прямой;
  13. центральные и вписанные углы.

 Уметь:

  1. чертить   геометрические фигуры на плоскости;
  2. решать геометрические задачи, используя свойства геометрических фигур;
  3. доказывать теорему Пифагора и использовать её для нахождения гипотенузы (катета) прямоугольного треугольника;
  4.   применять теоретические знания при решении геометрических задач;

В ходе  изучения геометрии обучающиеся  приобретают и совершенствуют опыт:

  1. планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  2. решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  3. исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  4. ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  5. проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  6. поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

  Система математического образования в основной школе становится более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В рабочей программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

   Для обеспечения учебного процесса в 7-9 классах   выбран учебник «Геометрия, 7-9 класс» Атанасян Л.С. и др., Москва, «Просвещение»,2011г.  

         

В курсе геометрии 8-го класса доказывается теорема Пифагора. Особое внимание уделяется изучению таких четырехугольников как параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, их свойств, площадей Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о признаках подобия  треугольников, соотношениями между сторонами и углами прямоугольного треугольника.    Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Рассматриваются четыре замечательные точки треугольника. Вводится понятие касательной к окружности, центральные и вписанные углы, описанной и вписанной окружности. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

 

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала

Содержание обучения, 8 класс

Тема 1. «Четырехугольники» (14 часов)

Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника.  Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.

Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:            

-знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; определения параллелограмма и трапеции, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобокой трапеции; определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков; определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;

-уметь объяснить, какая фигура называется многоугольником; вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника; делить отрезок на п- равных частей с помощью циркуля и линейки; доказывать свойства и признаки изученных фигур и применять их при решении задач; строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией.

Контрольная работа №1

Тема 2. «Площади фигур» (14 часов)

Понятие о площади плоских фигур.  Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма.  Площадь треугольника. Площадь трапеции.

Теорема Пифагора

 В результате изучения данной главы учащиеся должны:

знать основные свойства площадей и формулы для вычисления площадей; теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; теорему Пифагора и обратную ей теорему;

уметь вывести формулу для вычисления площадей; применять все изученные формулы при решении задач.

 Контрольная работа №2

Тема 3. «Подобные треугольники» (20 часов)

Подобие треугольников; коэффициент подобия.  Признаки подобия треугольников. Связь между площадями подобных фигур. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество.

 В результате изучения данной главы учащиеся должны:

знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника; признаки подобия треугольников; теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника; значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°;

уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач; с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение; доказывать основное тригонометрическое тождество и решать задачи.

Контрольная работа № 3, 4

Тема 4. «Окружность» (16 часов)

Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности.  Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки.  Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность, вписанная в треугольник.

Окружность, описанная около треугольника.

 В результате изучения данной главы учащиеся должны:

-знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной; какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд; теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника; какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников;

-уметь доказывать свойства, признаки и теоремы изучаемые в параграфе и применять их при решении задач.

Контрольная работа № 5

Тема 5. «Повторение. Решение задач» (6 часа)

Выпуклые многоугольники. Площадь треугольника, четырехугольников. Теорема Пифагора . Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.  Решение прямоугольных треугольников. Окружность. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

Уметь 

  1. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
  1. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.
  2. изображать геометрические фигуры.
  3. выполнять чертежи по условию задач.
  4. доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков.
  5. вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей).
  6. решать задачи на построение.
  7. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.
  8. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

 

 

Учебно-тематический план

№п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Кол-во КР

1

Вводное повторение

2

2

Четырехугольники

14

1

3

Площади фигур

14

1

4

Подобные треугольники

20

2

5

Окружность

16

1

6

Итоговое повторение

4

Итого

70

5

Перечень плановых контрольных работ

  1. Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники»
  2. Контрольная работа №2 по теме «Площади фигур»
  3. Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников»
  4. Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
  5. Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  1. текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;
  2. тематический контроль в виде  контрольных работ;
  3. итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

Знать/понимать:

  1. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  5. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Уметь:

  1. пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  4. вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  5. решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  6. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  7. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  3. решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  4. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  5. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

 

Учебно- методическое обеспечение



1. Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений.
Геометрия. 7-9 классы. М.: Просвещение, 2009. 126 с.
2. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2004 -2010.

Дополнительная литература:


1. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. / Б. Г. Зив. М.: Просвещение

2. Н.Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии. 8 класс.-М. : ВАКО, 2005.- 320 с.

3. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд.- М.- Дрофа,1998.- 112 с.

Используемые ИНТЕТНЕТ- ресурсы

http://www.mathvaz.ru/rprogram.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...

Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.

Пояснительная составлена для рабочей  программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....

Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 7 класса

Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 7 класса по учебнику Л.С. Атанасяна и др....

Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 9 класс(А.С. Атанасян и др.)

Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 9 кл. по учебнику А.С Атанасяна и др. составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Пояснительная записка к рабочей программе история 11 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 11 класс....

Пояснительная записка к рабочей программе история 10 класс

Пояснительная записка к интегрированному курсу история 10 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии, 7 класс

Рабочаяя программа была составлена к учебнику Атанасяна в 2014-2015 учебном году...