Урок математики в 6 классе "Астрономия на координатной плоскости"
презентация урока для интерактивной доски по геометрии (6 класс) по теме

Колесникова Елена Андреевна

Данный урок был проведен в рамках "Конкурса педагогического мастерства".

Задачи урока:

1.Образовательные: формирование умений по применению знаний по теме “Декартовая система координат” в новой ситуации (при рисовании рисунков).
2.Развивающие: Развивать внимание, воображение, геометрическое зрение.
3.Воспитательные: Умение анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Целесообразность и эффективность проведения данного  урока:

Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами, индивидуализация и дифференциация обучения, стимулирование разнообразной творческой деятельности учащихся, воспитание навыков самоконтроля, привычки к рефлексии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon astronomiya_na_koordinatnoy_ploskosti.zip1.58 МБ

Предварительный просмотр:

"Астрономия на координатной плоскости"

  1. О.Н.У.
  2. Целеполагание

Великий философ, математик, физик, живший в 17 веке говорил: «Уважение других дает повод уважения себя», «Я мыслю, следовательно, существую», «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Вот и мы с вами сегодня будем творить, уважая друг друга, осмысливая свои действия и применять на практике все свои знания по теме урока"Астрономия на координатной плоскости"

  1. Актуализация знаний
  1. Обратите внимание на нашу классную комнату. Что в ней сегодня изменилось? Что вы видите?

Учащиеся свой ответ начинают с фразы “Я вижу…”

  1. Звезды расположены хаотично или объединены в группы?

До изобретения компаса звезды были основными ориентирами, именно по ним древние мореходы и путешественники находили нужное направление

Идея задавать положение точки на плоскости с помощью чисел зародилась в древности - прежде всего у астрономов и географов при составлении звездных и географических карт. Поэтому наш урок посвящен астрономии.

  «Мы не можем всем сразу поднести по алмазу — Таких трат нам не переварить! Но зато в состоянье всех созвездий сиянье с удовольствием вам подарить

Итак, ребята, я предлагаю Вам вспомнить прошлое и свести его с настоящим .

  1. Каждый из Вас в детстве наверняка играл в интересную игру «Морской бой» .Напомните пожалуйста, в чем смысл этой игры?
  2. В каком случае происходит  ликвидация корабля противника?

Таким образом, можно сказать, что вы уже тогда фактически  определяли координаты точек в 1 координатной четверти. Буквы принадлежали оси ОХ, а числа-оси ординат. Я предлагаю вспомнить , как Вы это делали.(Слайд3-4)

  1. Что же образует систему координат на плоскости? (слайд5)
  2. Как называют:

-ось ОУ?

-ось ОХ?

-точку О?

  1. Как расположены координатные четверти на координатной плоскости?(слайд 6)
  2. Я утверждаю, что на плоскости задана система координат. Права ли я? Почему?
  3. Как называется ось ОХ? Как называется ось ОУ? Назовите абсциссу точки. Назовите ординату точки.
  1. Остановимся немного на имени великого французского математика, который ввел понятие прямоугольной системы координат

Рене Декарт родился 31 марта 1596 г. в семье мелкого чиновника на далеком западе Франции, недалеко от современного города Тур. После окончания иезуитского колледжа Рене нанялся солдатом, а потом стал писарем сначала в армии французского, а потом баварского королей. Вместе с армией Декарт кочевал по всей Западной Европе. В путешествиях он, по его же словам, "изучил Большую книгу мира - мать Природу", много читал, а при случае - общался с современными ему учеными и философами. 1629 году, Декарт поселился в Голландии и посвятил себя исключительно научной деятельности. За 31 год непрерывной работы, в условиях преследования католической и протестантской церквями (Декарт и умер в бегах от своих преследователей) он сделал и описал ряд научных открытий, которые вошли в золотой фонд научных знаний человечества. Им единолично сделаны и сформулированы законы инерции, преломления и отражения лучей, сохранения и измерения движения, алгебры переменных величин, условных рефлексов у животных, относительности движения, ввел использование в математике и физике оси координат X, Y, Z. Он автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).

Он создал философию, которая еще при его жизни превратилась в доминирующую в философской мысли Европы школу и направление, которая взяла его имя (Де’Карт, по латыни - Cartesius) - картезианство. Он вел постоянную и огромную переписку почти со всеми своими выдающимися современниками. И это при всем при том, что Декарт не был человеком богатырского здоровья и что его слабый организм свела в могилу небольшая простуда на просырелых улицах Стокгольма... Умер в 1650 году.

  1. Ребята, мы с вами, изучая тему “Координатная плоскость”, научились находить координаты точек на плоскости. Итак, сколько координат имеет точка на плоскости и как они называются?
  2. Назвать координаты точек по готовому рисунку, сделать выводы.
  3. В каком случае точка будет принадлежать оси абсцисс?( слайд 10)
  4. В каком случае точка будет принадлежать оси ординат? ( слайд 11)

Работа учащихся по цепочке у доски.

  1. Основная часть урока

Итак, ребята, на предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что данная тема очень важна, так как имеет свое продолжение и применима в других смежных науках. И сегодня вы убедились, что метод координат применяется даже в детской игре « Морской бой».

Совсем недавно в расписании старшеклассников стоял  предмет  «Астрономия».  Астрономия – это  наука  о  природе,  она  тесно связана  с  другими  науками.  Одна  из  тем  астрономии  касается  звездного  неба.

В  безоблачную,  безлунную  ночь  взору  открывается  величественная  картина  звездного  неба.  На  первый  взгляд,  кажется,  что  невозможно  разобраться  в  звездной  россыпи.  Но  знать  звездное  небо  интересно  и  полезно. Оно  издавна  привлекало  к  себе  людей.  Тысячи  лет  назад  люди  мысленно  соединяли  наиболее  яркие  звезды  в  разнообразные  фигуры (созвездия)  и  называли  их  именами  персонажей  мифов  и  легенд  животных  и  предметов.

Разные  народы  имели  свои  мифы  и  легенды  о  созвездиях,  свои  названия,  причем  число  созвездий  у  разных  народов  было  различно.

В  настоящее  время  все  небо  условно  разделено  на  88  участков,  имеющих  строго  определенные  границы.

И  сегодня  мы  попробуем  перенести  созвездия  со  звездного  неба  на  координатную  плоскость.

А  т.к. взаимодействие  науки  о   небе  с  другими  разделами  человеческого  знания  началось  в  Древней  Греции,  то,  построив  созвездие,  мы  послушаем  миф, связанный  с  его  возникновением.

Давайте  попробуем  сформулировать  тему  урока  (-координатная  плоскость; - построение точек на координатной плоскости; -созвездия на координатной плоскости; - астрономия на координатной плоскости).

Тема: «Астрономия на координатной  плоскости».

Исходя из  темы  урока,  попробуем  сформулировать  цели  нашего  занятия  ( закрепить навыки  построения точек  на  координатной  прямой).

Ребята, наверное каждый из нас без труда найдет на ночном небе Большую и Малую Медведицы, звезды этих созвездий расположены в виде ковша.

Большая   и  Малая  Медведицы имеют  множество  различных  названий  в  легендах  разных  народов.  Большую  Медведицу  часто  называют  колесницей,  повозкой  или  просто  семью  быками.

1 уч-ся:..У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, ее любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо.

2 уч-ся: Наша милая планета

(Ты, конечно, знаешь это!)

Каждый день и каждый год

Совершает оборот.

А с Земли при наблюденьи

Создается впечатленье,

Что кружится не она,

А все звезды и Луна.

Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

Не стремится никуда!

И в любое время года

В самом центре хоровода

Сможешь ты её найти,

Если сбился вдруг с пути.

Ось земная на неё

Направляет остриё.

Можешь быть уверен:

Где она - там СЕВЕР!

Та звезда - не просто точка,

А нога МИШУТКИ-дочки!

Черный нос МЕДВЕДЯ-мамы

На неё укажет прямо!

  1. Практическая работа

А теперь я предлагаю попробовать  перенести  созвездия  Большой и Малой Медведиц  со  звездного  неба  на  координатную  плоскость . У каждого из Вас на парте лежат рабочие тетради с изображением координатной плоскости, рядом указаны координаты точек, которые вы должны построить. После построения точек по указанным координатам Вам необходимо соединить их отрезками в указанной ниже последовательности. Построенное изображение будет являться моделью рассмотренного ранее созвездия. Работать мы будем вместе, один из вас будет выполнять построения на доске. Успехов Вам!

 Звезды, которые вы отметили сами, составляют наиболее яркую и видимую часть этого созвездия. Вместе их называют “ Ковш большой медведицы”. Каждая из этих звезд имеет свое название.

3 уч-ся: МЕДВЕДИЦУ БОЛЬШУЮ

Узнаю по КОВШУ я!

Семь звёзд сверкают тут,

А вот как их зовут:

ДУБХЕ освещает мрак,

Рядом с ним горит МЕРАК,

Сбоку ФЕКДА с МЕГРЕЦОМ,

Разудалым молодцом.

От МЕГРЕЦА наотлёт

Расположен АЛИОТ,

А за ним - МИЦАР с АЛЬКОРОМ

(Эти двое светят хором).

Замыкает ковшик наш

Бесподобный БЕНЕТНАШ.

Он указывает глазу

Путь в созвездье ВОЛОПАСА,

Где АРКТУР прекрасный светит,

Всяк теперь его заметит!

Не менее красивая легенда прозвучит сейчас в адрес созвездий « Цефея» , «Кассиопеи» и «Андромеды» . Пожалуйста, ребята.

  1. В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица-жена – царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать своей красотой в присутствии нереид – жительниц моря. Обидевшись, завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита. Чтобы откупиться от Кита, опустошавшего страну, Цефей вынужден был по совету оракула отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале. Каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет Кит и проглотит ее.
  1. В это время герой древней Греции Персей совершал один из своих подвигов: он проник на уединенный остров на краю света, где обитали три страшные женщины – горгоны с клубками змей на голове вместо волос. Взгляд Горгоны превращал в камень все живое. Воспользовавшись сном горгон, Персей отсек голову одной из них по имени Медуза. Из ее тела выпорхнул крылатый конь Пегас. Две другие горгоны, проснувшись, хотели броситься на Персея, но он вскочил на крылатого Пегаса и, держа в руках драгоценную добычу – голову Медузы, полетел домой.
  1. Пролетая над Эфиопией, Персей заметил прикованную к скале Андромеду. К ней уже направлялся Кит, вынырнувший из морской пучины. Персей вступил в смертельный бой с чудовищем. Одолеть кита удалось лишь после того, как на него упал леденящий взгляд мертвой головы Медузы. Кит окаменел, превратившись в небольшой остров. Персей расковал Андромеду, привел ее к Цефею, а впоследствии женился на ней.
  1. Главных героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились названия созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.
  1. Практическая работа-2 часть

Ребята,  если  кто  хочет  узнать  подробнее о  созвездиях, то может  обратиться  к  книге  Щеглова П.В.  «Отраженные   в небе  мифы  Земли»

  1. Домашнее задание
  1. На этом наш разговор о звездах не окончен.Дома вы по указанным координатам точек построите созвездия « Персея» , «Пегаса».
  2. Какой миф сопутствовал появлению этих созвездий на звездном небе?
  1. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 Рисуем на координатной плоскости

(-11;2) (-6;0) (10;0) (10;1) (4;1) (4;4) (5;4) (5;5) (0;5) (0;3) (-2;3) (-2;7) (-4;7) (-3;3) (-6;3) (-6;2) (-7;1) (-9;2) (-11;2) (-10;0) (-10;-1) (-4;-5) (4;-5) (7;-4) (9;-2) (9;0)...

Урок математики в 6 классе "Координатная плоскость"

Представлены: конспект урока, презентация и дидактический материал...

Урок математики, 6 класс. Тема: "Координатная плоскость".

Урок-конкурс для 6 класса с применением игровой технологии обучения....

Конспект урока по математике в 6 классе «Координатная плоскость»

Цели: Образовательные – обобщение знаний и умений учащихся по теме «Координатная   плоскость», промежуточный контроль за знаниями и умениями учащихся....

Технологическая карта урока по математике. 6 класс. Тема: " Координатная плоскость"

Урок рефлексии по математике. 6 класс. Тема " Координатная плоскость"...