Внеклассное мероприятие "Поле чудес", посвященное жизни и деятельности Пифагора.
методическая разработка (геометрия, 8 класс) по теме

Морозова Елена Владимировна

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_pole_chudes.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Поле чудес",

посвящённое жизни и деятельности Пифагора.

          

Цели мероприятия: расширение   кругозора  учащихся, повышение их интеллекта, развитие интереса к изучению математики.

 

Оборудование: портрет Пифагора, барабан «Поле чудес», призы, 2 шкатулки.

Оформление класса: на доске – портрет Пифагора, записан эпиграф «Числа управляют миром», закрытые задания ко всем турам.

 Ход мероприятия:

Эпиграф: «Числа управляют миром» (Пифагор.)

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем игру капитал-шоу «Поле чудес».

Ваше активное участие - это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики, родители и гости.

Наша игра посвящена великому человеку, основоположнику современной математики - Пифагору. Именно он воспитал в человечестве веру в могущество разума, убежденность в познаваемости природы, уверенность в том, что ключом к тайнам мироздания является математика.

Да, путь познания не гладок,

 Но мы знаем со школьных лет,

 Загадок больше, чем разгадок,

 И поискам предела нет!

На радужной узрел я оболочке

 Бегущие квадратики, кружочки,

 Вселенной опрокинутый узор,

 И вспыхнуло в мелькании сквозь строчки

 Пылающее имя – Пифагор!

Правила игры всем известны, но я все же напомню вкратце: в каждом туре побеждает тот, кто правильно назовет слово. Слово можно назвать сразу или угадывать по буквам, за три последовательно угаданные буквы - 2 шкатулки: одна с призом, другая без. Неправильно называете букву – право игры переходит к следующему игроку. Если вы рискнете назвать слово, но ошибетесь, хоть в одной букве, покидаете игру.

Обратите внимание на секторы:

+      право открыть любую букву,

Б      банкрот, все ваши очки сгорают,

О      переход хода,

П      приз, если берете приз, то покидаете игру.

В финале победитель выбирает призы на набранную сумму очков. За подсказки и прочие нарушения правил – удаление из зала.

  Выбор участников игры.

Вопросы:

  1. В честь открытия какой теоремы была принесена жертва  из 100 быков?( Теорема Пифагора)
  2. Где и когда родился Пифагор? (в 580 г. до н.э. в Древней Греции на острове Самос).

3. Что являлось тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга?          
             
(пентаграмма  – пятиконечная звезда.)

4. Шуточная формулировка теоремы Пифагора. (Пифагоровы штаны во все  
              стороны равны.)

  1. Какие названия имела теорема Пифагора в древности Средние века? (Для начала расскажу, почему же её ещё называют «теоремой невесты». Дело в том, что в «Началах» Евклида она ещё именуется, как «теорема нимфы», просто её чертёж очень схожий на пчёлку или бабочку, а греки их называли нимфами. Но когда арабы переводили эту теорему, то подумали, что нимфа – это невеста. Вот так и вышла «теорема невесты». Кроме этого, в Индии, её ещё называли «правилом верёвки».)
  2. Как называлась книга, в которой пифагорейцы объединили свои правила поведения? («Золотые стихи».)
  3. Какая книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии? Кто ее автор? ( «Начала» Евклида, написанные в 1У в.до н.э.)
  4. Кто является создателем первой неевклидовой геометрии? Когда и где она была впервые изложена? ( Н.И.Лобачевский (1792-1856). На заседании физико-математического факультета Казанского университета 11(23) февраля 1826 г. Лобачевский сделал доклад об основах геометрии.)
  5. Назовите фамилию древнегреческого ученого, предложившего формулу для нахождения площади треугольника по трем его сторонам. ( Герон )
  6. Как называется наука об измерении земли? (Геодезия)

  Из девяти участников определяется первая тройка. Предлагается устно ответить на один из следующих вопросов:  

Вопросы:

  1. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это? (Гипотенуза.)
  2. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (Нуль)
  3. Это  название происходит от двух латинских слов  «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чём идет речь? (О биссектрисе)

По результатам ответов определяется первая «тройка» участников.

 Приветствуем первую тройку игроков:  

Первый тур.

1. О жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г. до н.э. в Древней Греции на острове, который находится в Эгейском море у берегов Малой Азии. Родился Пифагор в семье резчика по камню, который сыскал скорее славу, чем богатство. Ещё в детстве он проявлял незаурядные способности, и когда подрос, неугомонному воображению юноши стало тесно на маленьком острове. Пифагор перебрался в город  Милеет и стал учеником Фалеса, которому в то время шёл восьмой десяток. Мудрый учёный посоветовал юноше отправиться в Египет, где сам, когда-то изучал науки.

Вопрос: Назовите остров, на котором родился Пифагор? (Самос)

Приветствуем вторую тройку игроков:

Второй  тур.

2.  Когда Пифагор постиг науку египетских жрецов, то засобирался домой,

чтобы там создать свою школу. Жрецы, не желавшие распространения своих

знаний за пределы храмов, не хотели его отпускать. С большим трудом ему

удалось преодолеть эту преграду. Однако по дороге домой, Пифагор попал в плен и оказался в Вавилоне. Вавилоняне ценили умных людей, поэтому он нашёл своё место среди вавилонских мудрецов. Наука Вавилона была более развитой, нежели египетская. Наиболее поразительными были успехи алгебры. Вавилоняне изобрели и применяли при счёте позиционную систему счисления, умели решать линейные, квадратные и некоторые виды кубических уравнений. Пифагор прожил в Вавилоне около десяти лет и в сорокалетнем возрасте вернулся на родину. Но на острове Самос он оставался недолго. В знак протеста против тирана Поликрата, который тогда правил островом, поселился в одной из греческих колоний Южной Италии. Там Пифагор организовал тайный союз молодёжи из представителей аристократии. В этот союз принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Пифагорейцы, как их позднее стали называть, занимались математикой, философией, естественными науками. В школе существовал декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось учителю.

Вопрос: В каком городе Пифагор создал свою школу?

Ответ: в городе Кротоне.

Игра со зрителями.

1. Что означает латинское слово «градус»? (ступень, правильным можно считать ответ «шаг»).

2.  В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах? (Более 3000 лет назад в Вавилоне.)

Приветствуем третью тройку игроков:

Продолжим разговор о жизни и деятельности Пифагора.

Третий  тур.

 Прием в школу проходил в несколько этапов. Первый этап. Пифагор обычно отправлял кандидата обратно, советуя повременить и прийти вновь через три года. Этот внешне очень суровый прием был исполнен глубокого смысла - ведь любой импульс, даже самый прекрасный и чистый, должен пройти испытание временем.

Второй этап.  В этот период человек еще не считался учеником Школы и назывался «слушателем». Он слушал, впитывал, осознавал - и все это происходило в молчании.  

Слушателям Пифагор «предписывал пятилетнее молчание, испытывая их способности воздерживаться, так как молчание - наиболее трудный вид воздержания».  

Вопрос. Как ещё называли слушателей школы Пифагора? ( Акусматик)

Игра со зрителями.

1. Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше? (Площадь квадрата)

2. В долине какой реки в Древнем Египте было сосредоточено земледелие? (Нил)

 Поздравляю Вас с выходом в финал.

Финал.

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете  пифагорейцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Его использовали для решения различных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время.

Вопрос.  О каком математическом понятии идёт речь? (Пропорция.)

Суперигра

Прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4 и 5 ед. часто называют египетским треугольником, так как он был известен ещё древним египтянам. Они использовали этот треугольник в "правиле верёвки" для построения прямых углов при закладке зданий, храмов, алтарей. В древнем Египте в это время активно велось строительство храмов, гробниц и даже была такая профессия - "натягиватели веревок", они строили прямые углы при помощи прямоугольных треугольников со сторонами 3, 4 и 5.

Вопрос: Как называли землемеров - натягивателей верёвок? (гарпедонапты)

Разрешается назвать четыре буквы. На обдумывание дается одна минута.

Поздравляем победителя суперигры.

Вручение призов.

Жюри определяет победителей среди болельщиков по количеству очков на заработанных жетонах. Болельщикам, занявшим 1-3 места, вручаются призы: шоколадки, коробки конфет.

Подведение итогов игры.

Хочу отметить я одно

Из примечательных явлений:

Когда от нас уходит гений,

Оставив памяти зерно,

С собой бессмертье он берет

И формул пестрый хоровод.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие эпизоды из жизни и творчества Пифагора вам запомнились?

2. Какие открытия сделал Пифагор?

3. Что вы можете сказать о личных качествах этого выдающегося ученого?

4.  Благодаря чему Пифагор стал великим ученым?

Ведущий.  Я думаю, вам интересно было участвовать в игре, а раз вы заинтересованы, значит, Пифагора можно назвать  одним из интереснейших  и величайших людей на планете.

Список использованной литературы:

1. Глейзер Г. И. История математики в школе 7-8 кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.

2.  Голованов Я. К. Этюды об ученых. Изд 2-е, доп. М.: Молодая гвардия, 1976. – 416 с., ил.

3.Кордемский Б. А.  Великие жизни в математике.: Кн. для учащихся 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.: ил.

4.  Макиша А. М., Орлов В. Б. Толковый математический словарь. Основные термины. – М.: Русский язык, 1989. – 244 с., 186 ил.        

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца....", посвященное жизни и творчеству Юрия Визбора

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца"  представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой основным объектом интереса выступает поэт, бард, драматург, журналист, сценарис...

Внеклассное мероприятие "Вечер, посвященный жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова"

Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества М.Ю.Лермонтова. Стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе....

СЦЕНАРИЙ внеклассного спортивного мероприятия, посвященного здоровому образу жизни «Спорт против наркотиков».

Цель: Сформировать у детей и подростков ценностную установку на здоровый образ жизни за счет расширения у них личного опыта соблюдения норм физической культуры, успешной самореализации в спорте, эмоци...

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»

Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества....

Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина) , посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова

Методическая разработка внеклассного мероприятия ( викторина ) посвящена 160- летию со дня рождения А.П.Чехова. Возрастная категория 14-15 лет, 8-9 классы. Мероприятие  носит не только познавател...

Макет проекта внеклассного мероприятия по теме: "Жизнь и деятельность великого русского естествоиспытателя В. И. Вернадского"

Краткое содержание проекта   Знание прошлого лежит в основе одного из важнейших физических принципов – причинности. Оно не только позволяет установить взаимосвязи происходящих событий ...