Урок геометрического материала в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
план-конспект урока по геометрии (6 класс) по теме

Сотникова Наталья Алексеевна

 

Тип урока: Обобщение и систематизация

 

знаний  учащихся

  Цели урока:

  • повторить понятие  окружности, круга и их элементов;
  • упражняться в построении окружности;
  • развивать познавательный интерес учащихся, познакомить их с историческим материалом;
  • прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_geometricheskogo_materiala_6_klass.zip268.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрического материала в 6 классе  специальной (коррекционной) школы VIII вида

по теме: Окружность.  Круг. Линии в круге.

Тип урока: Обобщение и систематизация

знаний  учащихся

  Цели урока:

  1. повторить понятие  окружности, круга и их элементов;
  2. упражняться в построении окружности;
  3. развивать познавательный интерес учащихся, познакомить их с историческим материалом;
  4. прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.

Оборудование: циркули, карандаши, альбомы,  геометрические фигуры,  рисунки, кроссворд, тесты.

Программа, по которой работает учитель: Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

2. Повторение изученного материала.

Распознавание геометрических фигур.

Треугольники, прямоугольники, квадраты, четырехугольники, круги.

Какая фигура лишняя?

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)

У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность!

Она идет по краю круга

И называется -…(окружность)

 

Да, именно эти фигуры нам понадобятся сегодня на нашем уроке

Итак, тема нашего урока: «Окружность.  Круг. Линии в круге ».

3. Запись темы урока в альбомах.  

4. Изучение нового материала.  

  1. Из истории.

Недаром древние греки считали окружность совершеннейшей и  «самой круглой» фигурой. И в наши дни в некоторых ситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «круглый», которое считается синонимом слова «полнейший»: круглый отличник, круглый сирота и т.п.

Также считают и колесо – одно из самых замечательных изобретений человека.

Наверное, весь секрет кроется в свойствах удивительной линии – окружности.

Давайте сделаем вывод и «соберем» разбежавшиеся правила.

Начало:

Окружность – замкнутая линия …

Круг – это часть плоскости,…

Радиус – это отрезок, соединяющий…

Диаметр – это отрезок, соединяющий…

Хорда - это отрезок, соединяющий…

Конец:

…все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.

…ограниченная окружностью.

…две точки окружности.

…соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.

…две точки окружности и проходящий через центр.

Назвать радиус, центр, диаметр, хорду окружности, изображенные на рисунке.

                                            A                                                    C                                                                                                      

                                 D                                                                       B

оо

K

AC - хорда

DB - диаметр

OK – радиус

О – центр окружности

- Что изображено красным цветом? (Окружность)

- Что можно вырезать из бумаги? (Круг)

- А какая связь между ними?

  1. Историческая справка.

Окружность – самая простая кривая линия. Радиус – происходит от латинского слова «радиус» - «спица колеса». Хорда – греческое слово и переводится – «струна». Диаметр – «диаметрос» - тоже греческое слово, переводится – «поперечник».

Скажите, а с помощью какого инструмента мы можем построить окружность?

Загадка о циркуле

Мой циркач, циркач лихой

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шагу.

(В.Берестов)

Правила пользования циркулем

Это особый инструмент. На одном конце у него — игла, на другом — карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша.

  1. Из истории возникновения циркуля.

Ци́ркуль (от лат. circulus — круг, окружность) — инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Может быть использован в геометрии, черчении, для навигации и других целей.

Циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой — пишущий предмет (например, грифель). У измерительного циркуля иглы на обеих ножках.

Специальный набор, содержащий помимо циркуля дополнительные принадлежности (такие как сменные стержни, иглы) и инструменты (кронциркуль, измерительный циркуль, рейсфедер), а также футляр с соответствующими углублениями для них называется готовальней.

Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности.  История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей.

  1. Построение окружностей с различными радиусами.

Давайте вместе построим несколько окружностей, радиусы которых равны 2см, 4см и 5см 5мм.

Постройте на каждом из них радиус и диаметр. Измерьте, чему равен диаметр каждой окружности. Какой можно сделать вывод?

правильно, длина диаметра в 2 раза больше радиуса. Радиус  обозначается буквой – r, а диаметр–  d , тогда диаметр равен длине двух радиусов d=2  × r

  1. Построение окружностей с разными диаметрами.

Давайте вместе построим несколько окружностей, диаметры которых равны 6см и 4см.

  1. Самостоятельная работа.

1) Рисуем колобка, окружность радиусом 4 см и разукрашиваем цветными карандашами.

2)Рисуем снеговика, радиусы окружностей которого 3 см, 4см 5 мм и 6 см. Затем разукрашиваем.

  1. Разгадать кроссворд

6

4

5

ц

р

д

и

а

и

р

2

3

д

а

к

х

ц

и

м

у

1

о

е

у

е

л

о

к

р

у

ж

н

о

с

т

ь

р

д

т

р

у

а

р

г

   4.

1.

     

 

     

 

         2.                                                                                      5.

           

                               

        3.                                                                                6.

5.  Итог урока. Рефлексия.

 1. С какой геометрической фигурой мы познакомились?

2. Что надо знать, чтобы построить окружность?

3.  С помощью какого инструмента мы ее строим?

4. Что нового, интересного узнали?

5. Что понравилось?

6. Домашнее задание.

Повторить понятие окружность. Линии в круге.

Выполнить тестирование.

7. Выставление оценок за работу на уроке.

(каждому ученику выставляется оценка за работу на уроке)

Удачи вам!

Спасибо за урок!

Тест по теме: «Окружность. Круг. Линии в круге».

(подчеркните правильный ответ)

  1. Какой буквой обозначается радиус окружности?
  1. F
  2. R
  3. D
  4. C
  1. Какой буквой обозначается диаметр окружности?
  1. F
  2. R
  3. D
  4. C
  1. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий

через ее центр, это -……

  1. радиус
  2.  диаметр
  3.  дуга
  4.  Прямая
  1. Часть плоскости, находящаяся внутри окружности называется:
  1. внутренности
  2.  круг
  3.  нутро круга
  1. Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на ней?
  1. отрезок
  2.  дуга
  3.  радиус
  4.  диаметр
  1. Сколько радиусов имеет окружность?
  1. два
  2.  четыре
  3.  один
  4.  Много

Используемая литература:

  1. Г. М. Капустина  М. Н. Перова Математика учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение 2011.

  1. http://na55555.livejournal.com/23366.html

  1. http://festival.1september.ru/articles/566407/

  1. http://www.liveinternet.ru/users/kotenok_80/post91942559/

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E8%F0%EA%F3%EB%FC

  1. http://dob.1september.ru/2002/17/7.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.

В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...

Словарная работа на уроках письма во 2 классе коррекционной школы VIII вида(I четверть)

Данная работа поможет познакомить обучающихся со словарным словами по программе 2 класса в I четверти. Презентация содержит в себе тест на знание  словарных слов, который позволяет оценить знания...

Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Обыкновенные дроби"

Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...

Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида

В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....