Рабочая программа 8 класс (Геометрия)
рабочая программа (геометрия, 8 класс) по теме

Яковлева Людмила Васильевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_8_programma.doc97.5 КБ
Файл geometriya_8.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 3

Рассмотрено на МО учителей
математики, физики и информатики

Протокол №_  от __.__.2013 г.

Руководитель МО ______________ /Т.Н.Митина/

Согласовано

_______________________

Заместитель директора по УВР


_______________/Л.А.Долгополова/

Утверждаю

Приказ № __от__________

Директор школы

__________/ Н.И.Шарапова /

Рабочая программа
по геометрии
для 8 класса

на 2013-2014 учебный год

                                                     

                                                                                                                                      Составила учитель математики    

Яковлева Л.В.

Пояснительная записка

Цели и задачи

  • формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
  • развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также   последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности;
  •  понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании  в РФ» (от 29.12.12 года №273-фз).
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
  • Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.  
  • Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
  • Примерная программа основного общего образования по математике 2004 г
  • Программа по алгебре 9 кл. - Авторская программа А. Г . Мордковича (Мнемозина – 2009),
  • Методические рекомендации «О преподавании математики  в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»
  • Приказ от 16.05.13 №451 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области реализующих программы общего образования на 2013-2014г.»
  • Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 2013-2014 учебный год
  • Локальный акт школы «Положение о  структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3»

Сведения о программе

Программа по геометрии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.  Программа позволяет получить представления о целях  и содержании обучения геометрии в 8 классе. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.

            Программа  соответствует учебнику  под редакцией коллектива авторов: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадонцев, издательство "Просвещение", г.Москва ;

Обоснование выбора программы

        В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Информация о внесенных изменениях.

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса геометрии учащимися  11 класса в течение 68 часов (2 часа в неделю).  Данная рабочая программа призвана обеспечить знания учащихся основной школы на базовом уровне. Одной из  целей изучения курса математики является подготовка учащихся к сдачи ГИА по математике.

 Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Информация о количестве учебных часов.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком  МБОУ СОШ №3,  рабочая программа по геометрии рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Из них: - контрольных работ –  5

Формы организации образовательного процесса.

         Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые,

парные, коллективные,  фронтальные, классные и внеклассные

Конкретные формы организации обучения по ведущим целям :

Формирование знаний: лекция, конференция

Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг

Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования

Проверка знаний: зачет  

   Типы уроков:

  • урок ознакомления с новым материалом
  • урок закрепления изученного                   
  • урок применения знаний и умений                     
  • урок обобщения и систематизации знаний        
  • урок проверки и коррекции знаний и умений   
  • комбинированный урок    
  • урок коррекции знаний     
  • урок – лекция
  • урок – семинар
  • урок – зачет
  • урок – практикум

   Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский.                                                                  

Технологии обучения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

       Используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

Программа предполагает, что успех формирования компетенций определяется рядом условий:

  • настроенностью уч-ся на необходимость определенных действий
  • четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые уч-ся должны решать в ходе учебной деятельности
  • полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы
  • организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач
  • применение деятельностного подхода обучения

  • умением осмысливать организацию собственной деятельности.
  • умением добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее
  • привитием навыков работы в группе, умением работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог

     

    Виды и формы контроля:

          устный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальное задание,  

          математический тест, математический диктант, практическая работа, контрольная работа, зачет.                                                                                                                  

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

В конце учебного года ученик должен:

Должен  знать/понимать 

значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;  вероятностный характер различных процессов окружающего мира; 

должен уметь: 

  • вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника.
  • доказывать и применять свойства и признаки при решении задач; делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки и решать задачи на построение.
  • строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
  •  вывести формулы для нахождения площади  параллелограмма, равнобедренной трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата и использовать их при решении задач.
  • доказывать  теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. теорему Пифагора и обратную её теорему; применять данные теоремы при решении задач.
  • доказывать и применять признаки подобия треугольников при решении задач.
  • доказывать и применять теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.
  • доказывать и применять возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности при решении задач.
  • доказывать и применять теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, теорему о пересечении высот треугольника при решении задач.

 владеть компетенциями:   познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

решать следующие жизненно практические задачи:

-  самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;

-  аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

-  уметь слушать  других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа

   объектов;

- пользоваться предметным указателем  энциклопедий  и справочников для нахождения

   информации;

- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них

   проблем.

Информация об используемом учебнике

Для реализации рабочей программы по геометрии в 8 классе используется учебник «Геометрия 8»: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 20

Содержание программы:

 «Четырехугольники»

 

  • Геометрические фигуры и их свойства.
  • Измерение геометрических величин.
  • Выпуклые многоугольники.
  • Сумма углов выпуклого многоугольника.
  • Параллелограмм, его свойства и признаки.
  • Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.
  • Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
  • Теорема Фалеса.

Основная цель:

Научить различать виды четырехугольников, применять их признаки и свойства, применять свойства четырехугольников при решении простых задач.

 «Площади фигур»

 

  • Понятие о площади плоских фигур.
  • Равносоставленные и равновеликие фигуры.
  • Площадь прямоугольника.
  • Площадь параллелограмма. 
  • Площадь треугольника.
  • Площадь трапеции.
  • Теорема Пифагора

Основная цель:

Научить пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира, вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

ввести формулы вычисления площадей геометрических фигур, теорему Пифагора, умение применять их при решении задач. Научить выполнять чертежи по условию задач

. «Подобные треугольники»

 

  • Подобие треугольников; коэффициент подобия. 
  • Признаки подобия треугольников.
  • Связь между площадями подобных фигур.
  • Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника.
  • Решение прямоугольных треугольников.
  • Основное тригонометрическое тождество.

Основная цель:

Ввести определение подобных треугольников.

Научить применять подобие треугольников при решении несложных задач, пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач. Ввести понятие признаков подобия треугольников. Научить применять их для решения практических задач.  Ввести понятия синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника. 

 «Окружность»

  • Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла.
  • Взаимное расположение прямой и окружности.
  • Касательная и секущая к окружности.
  • Равенство касательных, проведенных из одной точки.
  • Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. 
  • Окружность, вписанная в треугольник.
  • Окружность, описанная около треугольника.

Основная цель:

Научить вычислять значения геометрических величин, применять свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. Учить решать задачи на построение.

 «Повторение. Решение задач»

  • Выпуклые многоугольники.
  • Площадь треугольника, четырехугольников.
  • Теорема Пифагора
  • Подобие треугольников; коэффициент подобия. 
  • Признаки подобия треугольников.
  • Решение прямоугольных треугольников.
  • Окружность.
  • Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение.

Основная цель:

Научить пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков, вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей). Учить решать задачи на построение.

                           Учебно-тематический план 8 класс геометрия:

Тема

Кол-во часов

Виды контроля

Четырехугольники

16 часов

К.р. – 1    С.р.- 2  Т.-1

Площади фигур

14 часов

К.р. – 1   С.р.- 3 Т.-1

Подобные треугольники

20 часов

К.р. – 2   С.р.- 4 Т.-1

Окружность

16 часов

К.р. – 1  С.р.- 3 Т.-1

Повторение. Решение задач

2 часов

К.р. – 0   С.р.- 2 Т.-1

                                                                                                      Итого  68 часов,  кр. 5,  ср. 14  тестов 5

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 классов

В результате изучения геометрии на базовом уровне должен:

Знатъ/пониматъ:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в те.ррш) и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлен; природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер всех процессов окружающего мира;

Уметь:

  • распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, использовать определения, свойства, признаки;
  • изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей)
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фи гур отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и простейший тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;
  • решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки:
  • решать простейшие планиметрические задачи.

Литература и средства обучения

УМК

Геометрия 7-9 класс / Л. С. Атанасян. М: Просвещение, 2007 год

Рабочая тетрадь по геометрии

А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса».

Дополнительная литература

  1. Н. Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии 8 класс, Москва, «ВАКО», 2005 год
  2. Разноуровневые дидактические материалы. М: Илекса, 2002 год

  1. Б. Г. Зив, В. М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии», Москва, «Просвещение», 1998 год



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по курсу «Геометрия» в 8 классе

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

Номер урока

                                    Содержание

          Дата проведения

План.

Фактич.

I. Четырехугольники – 16 часов.

1.

Вводное повторение

03.09.13.

2.

Вводное повторение

07.09.13.

3.

Многоугольники

10.09.13.

4.

Многоугольники. Решение задач

14.09.13.

5.

Параллелограмм

17.09.13.

6.

Признаки параллелограмма

21.09.13.

7.

Параллелограмм. Решение задач

24.09.13.

8.

Трапеция

28.09.13.

9.

Теорема Фалеса

01.10.13.

10.

Задачи на построение

05.10.13.

11.

Прямоугольник

08.10.13.

12.

Ромб, квадрат

12.10.13.

13.

Решение задач

15.10.13.

14.

Осевая центральная симметрия

19.10.13.

15.

Решение задач

22.10.13.

16.

Контрольная работа № 1

26.10.13.

II. Площадь   – 14 часов.

17.

Площадь многоугольника

29.10.13.

   18.

Площадь прямоугольника

02.11.13.

19.

Площадь параллелограмма

12.11.13.

20.

Площадь треугольника

16.11.13.

21.

Площадь треугольника

19.11.13.

22.

Площадь трапеции

23.11.13.

23.

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Решение задач.

26.11.13.

24.

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Решение задач

30.11.13.

25.

Теорема Пифагора

03.12.13.

26.

Теорема, обратная теореме Пифагора

07.12.13.

27.

Теорема Пифагора. Решение задач.

10.12.13.

28.

Решение задач

14.12.13.

29.

Решение задач

17.12.13.

30.

Контрольная работа № 2

21.12.13.

III. Подобные треугольники – 20 часов.

31.

Определение подобных треугольников

24.12.13.

32.

Отношение площадей подобных треугольников

28.12.13.

33.

Первый признак подобия треугольников

14.01.14.

34.

Первый признак подобия треугольников. Решение задач

18.01.14.

35.

Второй и третий признаки подобия треугольников

21.01.14.

36.

Признаки подобия треугольников. Решение задач

25.01.14.

37.

Признаки подобия треугольников. Решение задач

28.01.14.

38.

Контрольная работа № 3

01.02.14.

39.

Средняя линия треугольника

04.02.14.

40.

Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника

08.02.14.

41.

Пропорциональные отрезки

11.02.14.

42.

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

15.02.14.

43.

Измерительные работы на местности

18.02.14.

44.

Задачи на построение методом подобия

22.02.14.

45.

Решение задач на построение

25.02.14.

46.

Синус, косинус и тангенс острого угла

01.03.14.

47.

Значения синуса, косинуса и тангенса

04.03.14.

48.

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач

07.03.14.

49.

Подготовка к контрольной работе

11.03. 14.

50.

Контрольная работа № 4

15.03.14.

IV. Окружность  – 16 часов.

51.

Взаимное расположение прямой и окружности

18.03.14.

52.

Касательная к окружности

22.03.14.

53.

Касательная к окружности. Решение задач

01.04.14.

54.

Градусная мера дуги окружности

05.04.14.

55.

Теорема о вписанном угле

08.04.14.

56.

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

12.04.14.

57.

Центральные и вписанные углы. Решение задач

15.04.14.

58.

Свойство биссектрисы угла

19.04.14.

59.

Серединный перпендикуляр

22.04.14.

60.

Теорема о точке пересечения высот треугольника

26.04.14.

61.

Вписанная окружность

29.04.14.

62.

Свойство описанного четырехугольника

03.05.14.

63.

Описанная окружность

06.05.14.

64.

Свойство вписанного четырехугольника

13.05.14.

65.

Вписанная и описанная окружности. Решение задач

17.05.14.

66.

Контрольная работа № 5

20.05.14.

Повторение – 2 часа.

67.

Повторение. Четырехугольники.

24.05.14.

68.

Повторение. Площадь фигур. Решение задач.

27.05.14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (по учебнику Погорелова А.В. Геометрия 7-11 класс)

Рабочая программа по геометрии для 9 классаУчитель - Давтян Римма Артемовна...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...