Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа (геометрия, 7 класс) на тему

Гиниятуллин Айрат Минуллович

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geometriya_7_giniyatullin.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

7 класс, 3 курс

 

составитель Гиниятуллин Айрат Минуллович

г. Казань

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

        Настоящая программа по геометрии для 7  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  (сборник нормативных документов Математика /Сост. Э.Д.Днепров,  А.Г.Аркадьев –М.: Дрофа, 2007 г.), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов,. и др., составитель Н.А. Ким, Н.И. Мазурова – Волгоград: Учитель, 2012.).

Структура документа

        Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание курса, учебно-тематический план с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся 7-го класса; ресурсное обеспечение программы.

Общая характеристика учебного предмета

          Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; вводится понятие равенства фигур; вводится понятие теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; вводится новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных прямых; рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников (в данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников).

На изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68  часов. 

По данному курсу ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Раздел II. Тематический план

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных работ

1

Начальные геометрические сведения

12

1

2

Треугольники

18

1

3

Параллельные прямые

12

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

18

2

5

Повторение

8

ИТОГО

68

5

8

Раздел III. Содержание тем учебного курса

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Глава 1. Начальные геометрические сведения (12 часов)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

Глава 2. Треугольники (18 часов)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Глава 3. Параллельные прямые (12 часов)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Итоговое повторение. (8 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся за курс VII класса

Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного  и личностно-ориентированного подходов;  освоение  учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • определение точки, прямой, отрезка, луча, угла;
  • единицы измерения отрезка, угла;
  • определение вертикальных и смежных углов, их свойства;
  • определение перпендикулярных прямых;
  • определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты;
  • определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника;
  • определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки.

уметь

  • обозначать точки, отрезки и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
  • изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы;
  • изображать треугольники и находить их периметр;
  • строить биссектрису, высоту и медиану треугольника;
  • доказывать признаки равенства треугольников;
  • показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
  • доказывать теорему о сумме углов треугольника;
  • знать, какой угол называется внешним углом треугольника;
  • применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач;
  • строить треугольники по трем элементам.

владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и  рефлексивной.

решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
  • работать в группах;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
  • извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., С.В. Кадомцев С.В. и др.  Геометрия:   учеб,   для  

            7-9 кл. -М.: Просвещение, 2005-2009.

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др.  Изучение геометрии в 7, 8, 9     классах: метод, рекомендации: кн. для учителя, -М.: Просвещение, 2005-2009.
  2. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004
  3. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса.  - М.: Илекса, - 2002 г.
  4. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Геометрия:   Дидактические   материалы  для   7 кл.,                          М.: Просвещение, 2004-2009.
  5. Мельникова Н., Лудина Г., Лепихова Н. Геометри.  Дидактические  материалы  для   7-9 классов.,  М.: Мнемозина, 1998.
  6. Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 7 класс/ Мельникова Н.Б. – М.; Интеллект – центр, 2001
  7. Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г., Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 22-26)
  8. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.
  9. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, харьков: Гимназия. 2003
  10. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

Медиаресурсы

  1. Интернет.ресурсы:  http://pedsovet.su, http://.uchportal.ru, http://school.edu.ru, http://edu.ru/modules.php, http://.proshkolu.ru 
  2. Математика. 5-11 классы. Практикум. – АНО УИЦ «Интерактивная линия», 2004
  3. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 7 класс. Виртуальная школа. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 г.

Учебно-методический комплекс ученика:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., С.В. Кадомцев С.В. и др.  Геометрия:   учеб,   для         7-9 кл. -М.: Просвещение, 2005-2009.  
  2. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Геометрия:   Дидактические   материалы  для   7 класса. -                                 М.: Просвещение, 2004-2009.
  3. Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 7 класс/ Мельникова Н.Б. – М.; Интеллект – центр, 2001
  4. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия. 2003

ЛИСТ   СОГЛАСОВАНИЯ

№ п/п

Фамилия, инициалы и занимаемая должность лица, с которым согласовывается рабочая программа

Подпись должностного лица

1

Караваева И.С., заведующий учебным отделом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....