Рабочая программа по геометрии 7-9 классы
календарно-тематическое планирование по геометрии по теме

Афонина Мария Ивановна

Прграмма по геометрии составлена на основе авторской под редакцией Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф. и др. с учетом УМК на 2013-2014 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_7_9_2013-2014_.docx100.59 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Омска «Средняя общеобразовательная школа №65»

                 Рассмотрено                                    Утве

Согласовано    

Утверждаю

   на заседании ШМО

Зам. директора  

Директор ОУ

              Протокол №_____                  

"____" ______ 201__ г.                              

 «___»   _____   201_   г.                

 «___»   _____   201_    г.            

Рук. ШМО_________                              

__________ И.С. Савостин                

__________  Н.В. Тижина                                      

                                   

                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По___курсу «Геометрия» 7-9 класс___________________________

                            предмет

Ступень обучения ___основное общее образование_______________

Количество часов   7 класс -70 час.; 8 класс – 70 час.; 9 класс – 70 час. (210)             Уровень  _______________базовый_______________

                                                      (базовый, профильный, общеобразовательный)

Программа Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 –  с. 19-21).

        

Учитель    _Афонина Мария Ивановна__________________________

(Ф.И.О. полностью)

Омск - 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В них учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.   Овладение обучающимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира.       Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления обучающихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и  происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от обучающихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Геометрия существенно расширяет кругозор обучающихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка  результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления обучающихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических  рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание обучающихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».

Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия»  (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений обучающихся в рамках изучения планиметрии.

Содержание разделов «Геометрические фигуры»  и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств  при решении задач вычислительного  и конструктивного характера, а также практических.

Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы»,  в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение, как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Материал нацелен на математическое развитие обучающихся, формирование у них умения точно,  сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи,

Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 уроков.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ  СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1.  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  2.  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  3.  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4.  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  5.  критичность мышления; умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6.  креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  1.  умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  1.  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1.  умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2.  умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  1.  умение адекватно оценивать правильность или ощибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  2.  осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  3.  умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение' (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  4.  умение создавать, применять и преобразовывать знаково - символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  5.  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  6.  формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
  7.  первоначальные представления об идеях и 'о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  1.  умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  2.  умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  3.  умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  4.  умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  5.  умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  1.  понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  2.  умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  3.  умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1.  овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  2.  умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  3.  овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  1.  овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  1.  усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  2.  умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
  1.  умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наглядная геометрия. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.

Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.

Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.

Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от О  до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.

Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.

Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии.

Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение утла, равного данному; построение треугольника по трём сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на п - равных частей.

Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур. Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Периметр многоугольника.

Длина окружности, число π; длина дуги окружности.
Градусная мера утла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.

Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур.

Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.

Координаты. Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.

Векторы. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.

Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.

Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.

Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если..., то ..., в том и только в том случае, логические связки и, или.

Геометрия в историческом развитии. От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида.  Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата.

Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ЕОМЕТРИИ
В 7-9 КЛАССАХ

Наглядная геометрия

Выпускник научится:

  1.  распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  1.  распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  1.  определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  1.  вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

  1. вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  1. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  2. применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов,

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  1.  пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  2.  распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  1.  находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от О до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
  2.  оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
  3.  решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  4.  решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  1.  решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

  1. овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
  2. приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
  1. овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
  2. научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
  3. приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
  4. приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

  1.  использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
  1.  вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
  2.  вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
  3.  вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
  4.  решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
  5.  решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность:

  1. вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
  2. вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
  3. приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

Выпускник научится:

  1.  вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
  2.  использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

  1. овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
  2. приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
  3. приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

Векторы

Выпускник научится:

  1.  оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
  2.  находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
  3.  вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

  1. овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
  2. приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на, вычисление и доказательство».

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению изучаемого материала по учебно - методическому комплекту авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. «Геометрия, 7», «Геометрия, 8», «Геометрия, 9», выпускаемым издательством «Просвещения». 2005-2010

В тематическом планировании разделы основного содержания по геометрии разбиты на темы в хронологии их изучения по соответствующим учебникам.

Особенностью примерного тематического планирования является то, что в нём содержится описание возможных видов деятельности обучающихся в процессе усвоения соответствующего содержания, направленных на достижение поставленных целей обучения. Это ориентирует учителя на усиление деятельностного подхода в обучении, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.

Нормативные документы

  1. Федеральный государственный стандарт общего среднего образования.
  2.  Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.         

Список литературы:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – с. 19-21).
  3. Геометрия: учебник для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2008 - 2009.
  4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
  5. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2005 — 2008.
  6. Гусев В. А. Геометрия: дидактические материалы для 7 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2005—2008.
  7. Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2008—2011.
  8. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2009 – (В помощь школьному учителю)

Дополнительная литература:

  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2009;
  2. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2008.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.gcro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=208:matrp&catid=91:mathmat&Itemid=6922;
  2. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=117550&tmpl=lib

Учебно- методический комплект УМК Л. С. Атанасяна и др.

  1.  Геометрия: 7-9 кл. / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2007-2011.
  2.  Геометрия: рабочая тетрадь: 7 кл. / л. с. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И.И. Юдина. - М.: Просвещение, 2013
  1.  Геометрия: рабочая тетрадь: 8 кл. / л. с. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. - М.: Просвещение, 2013.
  1.  Геометрия: рабочая тетрадь: 9 кл. / л. с. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. - М.: Просвещение, 2013.
  1.  Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы: 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. - М.:Просвещение, 2007-2011.
  2.  Зив Б. Г.  Геометрия: дидактические материалы: 8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2008-2011.
  3.  Зив Б. Г. Геометрия: дидактические.: материалы: 9 кл. / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2008-2011.
  4.  Изучение геометрии в 7,8,9 классах: метод. рекомендации:
    кн
    . для учителя / л. с. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глаз-
    ков и др. - М.: Просвещение, 2007-2011.
  1.  Мищенко Т. М.  Геометрия: тематические тесты: 7 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. - М.: Просвещение, 2008- 2011.
  1.  Мищенко Т. М.  Геометрия: тематические тесты: 8 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. - М.: Просвещение, 2008- 2011.
  2.  Мищенко Т. М.  Геометрия: тематические тесты: 9 кл. / Т. М.Мищенко, А. Д. Блинков. - М.: Просвещение, 2008.

Календарно-тематическое  планирование курса геометрии 7 класса

на 2013-2014 учебный год

2 часа в неделю, всего 68 часов.

урока

Дата

проведения

Тема

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Глава I. Начальные геометрические сведения.(10 часов)

1, 2

Прямая и отрезок. Луч и угол.

 Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.  

3

Сравнение отрезков и углов.

4-6

Измерение отрезков. Измерение углов.

7,8

Перпендикулярные прямые.

9

Решение задач.

10

Контрольная работа № 1 "Начальные геометрические сведения".

Глава II. Треугольники.(17 часов)

11 - 13

Первый признак равенства треугольников.

 Объяснять, какая фигура называется треугольником, элементы  треугольника. Виды треугольников; равные ▲; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками  равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение  и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием
задачи; анализировать возмо
жные случаи.  

14 - 16

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

17 - 20

Второй и третий признаки равенства треугольников.

21 - 23

Задачи на построение.

24 -  26 

Решение задач.

27 

Контрольная работа № 2 "Треугольники".

Глава III. Параллельные прямые.(13 часов)

228 -  31

Признаки параллельности двух прямых.

 Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и, доказывать теоремы,
выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление,
доказательство и построение, связанные с параллель-
ными прямыми

332 -  36

Аксиома параллельных прямых.

337 -  39 

Решение задач.

 40

Контрольная работа № 3 "Параллельные прямые".

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (18 часов)

341-42

Сумма углов треугольника.

 Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между
сторонами и углами треугольника (пря
мое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения
расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необ
ходимости проводить по ходу решения дополнительные  построения, сопоставлять полученный результат с условием эадачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи

443 - 45

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

 46

Контрольная работа № 4 "Соотношения между сторонами и углами треугольника".

447 -  50

Прямоугольные треугольники.

551 - 54

Построение треугольника по трем элементам.

555 - 57 

Решение задач.

 58

Контрольная работа № 5 "Прямоугольные треугольники".

 59 - 68

Повторение. Решение задач. (10 часов)

 

По учебному плану 70 часов, в календарно – тематическом плане -  68 часов (2 праздничных дня, корректирование содержания)

Календарно – тематическое  (поурочное) планирование    8 класс (68 часов)

на 2013 – 2014 учебный год

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Характеристика основных видов
деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Глава 5. Четырехугольники – 14 часов

1,2

Многоугольники.

Объяснять, что такое многоугольник, его элементы, изображать и распознавать  многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изобра-
жать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата
; изображать и распознавать эти четырёхугольники: формулировать и доказывать
утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур
, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке

3-4

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

5-6

Признаки параллелограмма

7-8

Трапеция

9-10

Прямоугольник

11-12

Ромб и квадрат

13

Решение задач по теме «Четырехугольники»

14

Контрольная работа №1

Глава 6. Площадь – 14 часов

15-16

Площадь многоугольника

Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;
формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника
; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора

17-18

 Площадь параллелограмма

19-20

Площадь треугольника

21-22

Площадь трапеции

23-25

Теорема Пифагора

 26-27

Решение задач

28

Контрольная работа №2

Глава 7. Подобные треугольники – 19 часов

29-30

Определение подобных треугольников

Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы

 31-32

Первый признак подобия треугольников

33

Второй признак подобия треугольников

34-35

Третий признак подобия треугольников

36

Контрольная работа №3

37

Средняя линия треугольника

38

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

39

Практические приложения подобия треугольников

40

О подобии произвольных фигур

41- 43

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

44

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

45

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600

46

Решение задач по теме «Подобные треугольники»

47

Контрольная работа № 4

Глава 8. Окружность – 17 часов

48-50

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности

Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать
понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и
, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ

 51-54

Центральные и  вписанные углы

55-57

Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла

58 -61

Вписанная и описанная окружности

62-63

Решение задач

64

Контрольная работа №5

Повторение. Решение задач – 4 часов

65

Решение задач по всему курсу 8 класса

66

Решение задач по всему курсу 8 класса

67

Итоговая контрольная работа

68

Работа над ошибками.

По учебному плану 70 часов, в календарно – тематическом плане -  68 часов (2 праздничных дня, корректирование содержания)

Календарно – тематическое  (поурочное) планирование  9 класс (66 часов)

на 2013 – 2014 учебный год

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Характеристика основных видов
деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Глава 9.  Векторы – 8 часов

1-2

Понятие вектора.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам; применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач

3-4

Сумма двух векторов Законы сложения векторов. Правило параллелограмма

5

Вычитание векторов

6-8

Произведение вектора на число

2.     Глава 10. Метод координат – 10 часов

9-10

Координаты вектора

Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора;
выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой

11-12

Простейшие задачи в координатах

13-15

Уравнение окружности и прямой.

16-17

Решение задач с использованием метода координат

18

Контрольная работа №1

Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов -

11 часов

19-21

Синус, косинус, тангенс

Формулировать и иллюстрировать определения синуса, косинуса и тангенса углов от О до 180 0; выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения: формулировать и доказывать теоремы синусов
и косинусов, применять их при решении треугольников;
объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности; формулировать определения угла между векторами и скалярного произведения векторов; выводить формулу скалярного
произведения через координаты векторов; формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения; использовать скалярное произведение
векторов при решении задач

22 -25

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

26-27

Скалярное произведение векторов

28

Решение задач

29

Контрольная работа №2

Глава 12. Длина окружности и площадь круга – 12 часов

30-33

Правильные многоугольники.

Формулировать определение правильного многоугольника;

 формулировать и доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него; выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника,
его стороны и радиуса вписанной окружности; решать задачи на построение правильных многоугольников;

объяснять понятия длины окружности и площади круга;
выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги
, площади круга и площади кругового сектора;

применять эти формулы при решении задач

34-37

Длина окружности и площадь круга

38-40

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

41

Контрольная работа №3

Глава 13. Движения – 8 часов

42-44

Понятие движения

Объяснять, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости;_
объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; объяснять, какова связь между движениями
и нало
жениями; иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ

45-47

Параллельный перенос и поворот

48

Решение задач по теме «Движение»

49

Контрольная работа №4  

Глава 14. Начальные сведения из стереометрии – 8 часов

50

Предмет стереометрии. Многогранник

Объяснять, что такое многогранник, его грани, рёбра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, что такое n-угольная призма, её основания, боковые грани и боковые рёбра, какая призма называется прямой и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой па-
раллелепипед называется прямоуголь
ным; формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда; объяснять, что такое объём многогранника; выводить (с помощью принципа Кавальери) формулу объёма прямоугольного параллелепипеда; объяснять, какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёбра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной, что такое апофема правильной пирамиды, приводить формулу объёма пирамиды; объяснять, какое тело называется цилиндром, что такое его ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём и площадь боковой поверхности цилиндра; объяснять, какое тело называется конусом, что такое его ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие, развертка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём конуса и площадь боковой поверхности: объяснять, какая поверхность называется  сферой и какое тело называется шаром, что такое радиус и диаметр сферы (шара), какими формулами выражаются объём шара и площадь сферы; изображать и распознавать на рисунках призму, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, шар

51

Призма. Параллелепипед

52

Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда

53

Пирамида

54

Цилиндр

55

Конус

56

Сфера и шар

57

Решение задач по теме «Начальные сведения из стереометрии»

Об аксиомах планиметрии – 2 часа

58-59

Об аксиомах планиметрии

Итоговое повторение. Решение задач – 7 часов

60

Начальные геометрические сведения

61

Треугольники. Признаки равенства и подобия.  Соотношения м/у сторонами и углами треугольника

62

Параллельные прямые

63

Четырехугольники. Площади

64

Векторы.  Метод координат

65

Итоговая контрольная работа

66

Работа над ошибками.

По учебному плану 70 часов, в календарно – тематическом плане -  66 часов (окончание учебного года 24.05.2014, 2 праздничных дня. Корректирование содержания)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по геометрии для 10 класса.Учебник "Геометрия 10-11",авт.Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов и др.

Рабочая программа по геометрии для 10 класса содержит несколько разделов, в том числе содержание курса геометрии 10 класса,календарно-тематическое планирование,контрольные работы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (по учебнику Погорелова А.В. Геометрия 7-11 класс)

Рабочая программа по геометрии для 9 классаУчитель - Давтян Римма Артемовна...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)

Программа разработана на основе                 Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ГЕОМЕТРИИ 7-9 класс УМК Л.С. Атанасяна Геометрия 7-9 класс

календарно-тематическое планирование и рабочая программа по геометрии на 2016-2017 учебный год...