Рабочая программа по геометрии 7 - 9 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме

Архипова Оксана Евгеньевна

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по математике, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03– 1263).
  3. Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
  4. Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7-9_geometriya.docx107 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по математике, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03– 1263).
  3. Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
  4. Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умениях, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Задачи II ступени образования:

Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умениях, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Изучение геометрии в 7-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

     В ходе преподавания геометрии в 7-9 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая
  • учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Для обеспечения учебного процесса в 7-9 классах взята авторская программа общеобразовательных учреждений составитель Т.А. Бурмистрова и выбран учебник «Геометрия, 7-9 класс» Атанасян Л.С. и др., Москва, «Просвещение»,2011г.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  и в соответствии с учебным планом МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 9» рабочая программа для 7 – 9 классов по геометрии основного общего образования  рассчитана на  186 часов, из расчета: в 7 классе - 54 часа, из них для проведения контрольных работ - 5 часов; в 8  классе -  70 часов, из них для проведения контрольных работ – 5 часов; в 9 классе – 68 часов, из них для проведения контрольных работ – 4 часа.

 Контрольные работы даются из сборника дидактических материалов: «Дидактические материалы по геометрии. 7 класс»/Б. Г. Зив; «Дидактические материалы по геометрии. 8 класс»/ Б. Г. Зив; «Дидактические материалы по геометрии. 9 класс»/ Б. Г. Зив, которые допущены Министерством образования Российской Федерации и входят в комплект УМК учебника по геометрии для 7 – 9 классов Л. С. Атанасяна.

Отличительные особенности программы

Авторской программой  отводится на изучение геометрии в 7 классе 50 часов. Из расчета недельной нагрузки в соответствии с учебным планом МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 9» суммарное количество часов в 7 классе в учебном году составляет 54 часа. В связи с этим увеличено количество часов по следующим разделам:

Раздел программы

Кол-во часов, соответствующие авторской программе

Кол-во часов, представленное в рабочей программе

4

5

Соотношение между сторонами и углами треугольника

Повторение

16

4

18

6

Авторской программой  отводится на изучение геометрии в 8 классе 68 часов. Из расчета недельной нагрузки в соответствии с учебным планом МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 9» суммарное количество часов в 8 классе в учебном году составляет 70 часов. В связи с этим увеличено количество часов по следующим разделам:

Раздел программы

Кол-во часов, соответствующие авторской программе

Кол-во часов, представленное в рабочей программе

5

Повторение

4

6

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий и формы обучения:

  1. здоровьесберегающие технологии
  2. технологии уровневой дифференциации
  3. игровые технологии
  4. элементы проблемного обучения
  5. ИКТ

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

Ведущие формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы  и средства  проверки и оценки результатов обучения

Классы

Технологии

Виды

контроля

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

7 класс

  1. технологии уровневой дифференциации
  2. здоровьесберегающие технологии
  3. игровые технологии
  4. элементы проблемного обучения
  5. ИКТ

количество часов

-

16

20

18

контрольные работы

-

1

3

2

8 класс

  1. технологии уровневой дифференциации
  2. здоровьесберегающие технологии
  3. игровые технологии
  4. элементы проблемного обучения
  5. ИКТ

количество часов

16

16

20

18

контрольные работы

1

1

2

1

9 класс

  1. технологии уровневой дифференциации
  2. здоровьесберегающие технологии
  3. игровые технологии
  4. элементы проблемного обучения
  5. ИКТ

количество часов

16

16

20

16

контрольные работы

-

2

1

1

Содержание обучения.    7 класс

1. Начальные геометрические сведения (7 часов)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

2. Треугольники (14 часов)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснование их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами. 

3. Параллельные прямые (9 часов)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель - ввести одно из важнейших понятий понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

  1. Повторение. Решение задач (6 часов)

Начальные геометрические сведения. Признаки равенства треугольников. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник. Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Задачи на построение.

Основная цель - систематизировать знания, полученные учащимися за курс геометрии 8 класса, вспомнить алгоритмы решения основных геометрических задач по каждой теме, выделить общие методы и приемы решения геометрических задач по темам всего курса, указав в них стандартные элементы, продемонстрировать технику решения как простых, так и относительно сложных задач. 

Учебно-тематический план.

урока

№ в теме

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1. Начальные геометрические сведения. 

7

1.

Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Точка, прямая. Части прямой: отрезок, луч. Угол.

1

2.

Равенство в геометрии. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Конрпример.

1

3.

 Длина отрезка. Измерение отрезков. Отрезок прямой как кратчайший путь между двумя точками. Расстояние.

1

4.

Измерение углов. Величина угла. Градусная мера угла. Прямой угол. Острые и тупые углы. Биссектриса угла.

1

5.

Смежные и вертикальные углы. Свойства смежных и вертикальных углов. Перпендикулярность прямых.

1

6.

Решение задач по теме: «Начальные геометрические сведения».

1

7.

Контрольная работа № 1 по теме  «Основные свойства простейших геометрических фигур».

1

2. Треугольники.

14

1.

Работа над ошибками. Треугольник. Стороны треугольника.

1

2.

Аксиомы и теоремы. Определения  и доказательства.  Первый признак равенства треугольников.

1

3.

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

1

4.

Перпендикуляр к прямой.

1

5.

Медиана, биссектриса и высота треугольника.

1

6.

Равнобедренные и равносторонние треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника.

1

7.

Второй признак равенства треугольников.

1

8.

Третий признак равенства треугольников.

1

9.

Решение задач на применение второго и третьего признаков равенства треугольников.

1

10.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности и круга. Дуга и хорда. Понятие о геометрическом месте точек.

1

11.

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы.

1

12.

Решение задач  по теме «Треугольники».

1

13.

Решение задач  по теме «Треугольники».

1

14.

Контрольная работа № 2 по теме  «Треугольники».

1

3. Параллельные прямые. 

9

1.

Работа над ошибками.  Параллельные и пересекающиеся прямые.

1

2.

Признаки параллельности двух прямых

1

3.

Практические способы построения параллельных прямых

1

4.

Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Эвклида и его история. Аксиома параллельных прямых.

1

5.

Теоремы   об  углах,   образованных  двумя   параллельными прямыми и секущей.

1

6.

Прямая и обратная теоремы, следствия.  Необходимые и достаточные условия.

1

7.

Решение задач по теме: «Свойства параллельных прямых».

1

8.

Решение задач по теме: «Признаки параллельных прямых».  Доказательство от противного.

1

9.

Контрольная работа № 3 по теме  «Параллельные прямые».

1

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.  

18

1.

Работа над ошибками.  Сумма углов треугольника.

1

2.

Внутренние и внешние углы треугольника.

1

3.

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный

треугольники.

1

4.

Теорема   о   соотношениях   между   сторонами   и   углами треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.

1

5.

Неравенство треугольника.

1

.

6.

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

7.

Контрольная работа № 4 по теме  «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

1

8.

Работа над ошибками.  Понятие прямоугольного треугольника. 

1

9.

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

1

10.

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

1

11.

Решение задач на применение свойств и признаков прямоугольных треугольников.

1

12.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

1

13.

Перпендикуляр и наклонная.

1

14.

Построение треугольника по трем элементам.

1

15.

Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники».

1

16.

Решение задач по теме: «Построение треугольника по трем элементам».

1

17.

Решение задач на построение.

1

18.

Контрольная работа № 5 по теме  «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам».

1

5. Повторение. Решение задач.

6

1.

Работа над ошибками. Повторение темы «Начальные геометрические сведения». «Признаки равенства треугольников»

1

2.

Повторение темы «Признаки равенства треугольников»

1

3.

Повторение темы «Равнобедренный треугольник».

1

4.

Повторение темы «Параллельные прямые».

1

5.

Повторение тем  «Соотношения между сторонами и углами треугольника», «Задачи на построение».

1

6.

Решение задач по всему курсу.

1

Содержание обучения.    8 класс

1. Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Основная цель - изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе

2. Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Основная цель - расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади.

Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

3. Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Основная цель - ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии - синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

4. Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Основная цель - расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника

  1. Повторение. Решение задач (6 часов)

Четырехугольники. Площадь. Подобные треугольники. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Окружность.

Основная цель - систематизировать знания, полученные учащимися за курс геометрии 8 класса, вспомнить алгоритмы решения основных геометрических задач по каждой теме, выделить общие методы и приемы решения геометрических задач по темам всего курса, указав в них стандартные элементы, продемонстрировать технику решения как простых, так и относительно сложных задач.

Учебно-тематический план.

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1. Четырехугольники.

14

1.

Выпуклые многоугольники. Длина ломаной. Периметр многоугольника.

1

2.

Сумма углов выпуклого многоугольника. Четырехугольник.

1

3.

Параллелограмм и его свойства.

1

4.

Признаки параллелограмма.

1

5.

Решение задач по теме «Признаки параллелограмма».

1

6.

Трапеция. Равнобедренная трапеция.

1

7.

Теорема Фалеса.

1

8.

Деление отрезка на п равных частей.

1

9.

Прямоугольник. Его свойства и признаки.

1

10.

Ромб. Квадрат. Их свойства и признаки.

1

11.

Решение задач по теме: «Прямоугольник. Ромб. Квадрат».

1

12.

Осевая и центральная симметрия.

1

13.

Решение задач по теме «Четырехугольники».

1

14.

Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники».

1

2. Площадь.

14

1.

Понятие о площади плоских фигур. Площадь многоугольника. Равновеликость и равносоставленность.

1

2.

Площадь прямоугольника.

1

3.

Площадь параллелограмма.

1

4.

Площадь треугольника.

1

5.

Теоремы об отношении площадей треугольников.

1

6.

Площадь трапеции.

1

7.

Использование при решении задач других формул площади: формула Герона.

1

8.

Решение задач на вычисление площадей фигур.

1

9.

Теорема Пифагора.

1

10.

Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

11.

Решение задач на применение теоремы Пифагора.

1

12.

Решение задач на применение теоремы, обратной теореме Пифагора.

1

13.

Решение задач по теме «Площадь».

1

14.

Контрольная работа № 2 по теме  «Площадь».

1

3. Подобные треугольники.

19

1.

Работа над ошибками. Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия.

1

2.

Связь между площадями подобных треугольников.

1

3.

Первый признак подобия треугольников.

1

4.

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.

1

5.

Второй признак подобия треугольников.

1

6.

Третий признак подобия треугольников.

1

7.

Решение задач на применение второго признаков подобия треугольников.

1

8.

Контрольная работа № 3 по теме: «Признаки подобия треугольников».

1

9.

Работа над ошибками. Средняя линия треугольника.

1

10.

Средняя линия треугольника.

1

11.

Свойство медиан треугольника.

1

12.

Практические приложения подобия треугольников.

1

13.

О подобии произвольных фигур. Отношение площадей подобных фигур.

1

 

14.

Задачи на построение методом подобия.

1

15.

Решение задач на построение методом подобных треугольников.

1

16.

Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника.

1

17.

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600.

1

18.

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Вычисление элементов прямоугольных треугольников.

1

19.

Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике».

1

4. Окружность.

17

1.

Работа над ошибками. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

1

2.

Касательная к окружности. Секущая. Равенство касательных, проведенных из одной точки.

1

3.

Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

1

4.

Градусная мера дуги окружности. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

1

5.

Величина центрального и вписанного углов.

1

6.

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

1

7.

Решение задач по теме « Центральные и вписанные углы».

1

8.

Свойство биссектрисы угла.

1

9.

Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку

1

10.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан, высот.

11.

Вписанные и описанные многоугольники.

1

12.

Вписанная окружность. Окружность, вписанная в треугольник.

1

13.

Описанные четырехугольники. Свойство описанного четырехугольника.

1

14.

Описанная окружность. Окружность, описанная около треугольника.

1

15.

Вписанные четырехугольники. Свойство вписанного четырехугольника.

1

16.

Решение задач по теме: «Окружность».

1

17.

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность».

1

5. Повторение. Решение задач.

6

1.

Работа над ошибками. Итоговое повторение по теме «Четырехугольники».

1

2.

Итоговое повторение по теме «Площадь».

1

3.

Итоговое повторение по темам: «Подобные треугольники».

1

4.

Итоговое повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

1

5.

Итоговое повторение по теме «Окружность».

1

6.

Решение задач по всему курсу геометрии 8 класса.

1

Содержание обучения.   9 класс

1. Векторы. Метод координат (18 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Основная цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника (11 часов)

Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 00 до 1800 вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач. 

3. Длина окружности и площадь круга (12 часов)

 Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются  задачи  о  построении правильного   шестиугольника и правильного 2 n -угольника, если дан правильный n-угольник. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью.

4. Движения (8 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Основная цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

5. Об аксиомах геометрии (2 часа)

Беседа об аксиомах по геометрии.

Основная цель - дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

6. Начальные сведения из стереометрии (8 часов)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Основная цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел. Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

  1. Повторение. Решение задач (9 часов)

Начальные геометрические сведения, параллельные прямые. Треугольники. Окружность. Четырехугольники. Многоугольники. Векторы. Метод координат. Длина окружности и площадь круга. Движения.

Основная цель - систематизировать знания, полученные учащимися за курс геометрии 7 – 9 классов, вспомнить алгоритмы решения основных геометрических задач по каждой теме, выделить общие методы и приемы решения геометрических задач по темам всего курса, указав в них стандартные элементы.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1. Векторы. Метод координат.

18

Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.

1

Откладывание вектора от данной точки.

1

Операции над векторами. Сумма двух векторов.

1

Операции над векторами. Сумма нескольких векторов.

1

Операции над векторами. Вычитание векторов.

1

Операции над векторами. Умножение вектора на число. Свойства умножения вектора на число.

1

Средняя линия трапеции.

1

Применение векторов к решению задач.

1

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

Декартовы координаты на плоскости. Координаты вектора.

1

Простейшие задачи в координатах. Формула координат середины отрезка.

1

Формула расстояния между двумя точками.

1

Уравнение окружности.

1

Уравнение прямой.

1

Решение задач по теме: «Уравнения окружности и прямой».

1

Решение задач по теме «Векторы»

1

Решение задач по теме «Метод координат».

1

Контрольная работа № 1. «Векторы. Метод координат».

1

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

Работа над ошибками. Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество.

1

Формулы приведения. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс и котангенс одного и того же угла.

1

Вычисление координат точек по формулам.

1

Формула площади треугольника через две стороны и угол между ними.

1

Теорема синусов и теорема косинусов.

1

Примеры применения теоремы синусов и теоремы косинусов для вычисления элементов треугольника.

1

Вычисление элементов треугольника.

1

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

Скалярное произведение векторов в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.

1

Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов».

1

Контрольная работа № 2. «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

1

3.Длина окружности и площадь круга.

12

Работа над ошибками. Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

1

Площадь описанного многоугольника

1

Использование при решении задач других формул площади: формула, связывающая площадь треугольника с радиусом вписанной и радиусом описанной окружностей.

1

Построение правильных многоугольников.

1

Длина окружности. Длина дуги. Число π.

1

Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

1

Площадь круга.

1

Круговой сектор.   Площадь кругового сектора.

1

Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга».

1

Решение задач по теме «Правильные многоугольники».

1

Решение задач по теме «Площадь кругового сектора».

1

Контрольная работа № 3.  «Длина окружности и площадь круга»».

4. Движения.

8

Работа над ошибками. Понятие движения.

1

Примеры движения фигур. Осевая и центральная симметрия.

1

Симметрия фигур. Свойства движения Понятие о гомотетии.

1

Примеры движения фигур: параллельный перенос.

1

Примеры движения фигур: поворот.

1

Наложения и движения.

Решение задач по теме: «Движения».

1

Контрольная работа № 4. «Движения».

1

5. Об аксиомах планиметрии.

2

Работа над ошибками. Понятие об аксиоматическом методе  построении планиметрии.

1

Основные аксиомы планиметрии. Примеры решения задач на применение аксиом планиметрии.

1

6. Начальные сведения из стереометрии.

8

Наглядные представления о пространственных телах: куб, параллелепипед. Примеры разверток. Формулы для вычисления объемов.

1

Наглядные представления о пространственных телах: призма.  Примеры разверток. Формулы для вычисления объемов.

1

Наглядные представления о пространственных телах: пирамида. Примеры разверток. Формулы для вычисления объемов.

1

Примеры сечений пространственных фигур.

1

Тела вращения: цилиндр.  Примеры разверток. Формулы для вычисления объемов.

1

Тела вращения: конус.  Примеры разверток. Формулы для вычисления объемов.

1

Тела вращения: сфера и шар.  Формулы для вычисления объемов.

1

Примеры сечений тел вращения.

1

7. Итоговое повторение. Решение задач.

9

Итоговое повторение по теме «Начальные геометрические сведения, параллельные прямые».

1

Итоговое повторение по теме «Треугольники».

1

Итоговое повторение по теме «Окружность».

1

Итоговое повторение по теме «Четырехугольники. Многоугольники».

1

Итоговое повторение по теме «Векторы. Метод координат».

1

Итоговое повторение по теме «Длина окружности и площадь круга».

1

Итоговое повторение по теме «Движения».

1

Решение задач по курсу геометрии 9 класса..

1

Решение задач по всему курсу геометрии.

1

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения математики ученик должен знать /понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;        
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

ГЕОМЕТРИЯ

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Уметь:

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,  графиках; составлять таблицы; строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монологи или диалога);
  • распознания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

Литература

Геометрия.  7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и д. — М.: Просвещение, 2010. – 384с.

Геометрия:   дидактические   материалы  для   7 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2010. – 127с.

Геометрия:   дидактические   материалы  для   8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2010. – 159с.

Геометрия:   дидактические   материалы  для   9 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2010. – 127с.Геометрия, рабочая тетрадь,7 класс/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина — М.: Просвещение, 2010. – 64с.Геометрия, рабочая тетрадь,8 класс/ Л. С. Атанасян, В. Ф.Бутузов,

Ю. А. Глазков, И. И. Юдина — М.: Просвещение, 2010. – 65с.Геометрия, рабочая тетрадь,9 класс/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина — М.: Просвещение, 2010. – 65с.

Геометрия. 9 класс. Тематические тесты./ Т. М., Мищенко,   А. Д Блинков. - М.: Просвещение, 2008. – 94с.

Геометрия: дидактические материалы для 7 класса./ В. А Гусев.,  А. И.  Медяник– М.: Просвещение, 2004. – 98с.

Геометрия: дидактические материалы для 8 класса./ В. А. Гусев,  Медяник А. И.  – М.: Просвещение, 2004. – 94с.

Геометрия: дидактические материалы для 9 класса./ В. А.  Гусев, А. И.  Медяник– М.: Просвещение, 2004. – 96с.

Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия./ Рабинович Е.М. - М.: Илекса, 2010. – 60с.

Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя./ Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. - М.: Просвещение, 2009. – 259с.

Карточки для проведения контрольных работ. Геометрии 7 класс  / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. – М.: Мнемозина, 2002 – 128с.

Поурочные разработки по геометрии. 7  класс/ Н. Ф. Гаврилова -. М.: ВАКО, 2010. – 304с.

Поурочные разработки по геометрии. 8  класс/ Н. Ф. Гаврилова -. М.: ВАКО, 2010. – 368с.

Поурочные разработки по геометрии. 9  класс/ Н. Ф. Гаврилова -. М.: ВАКО, 2005. – 320с.

Устные проверочные и зачётные работы по геометрии для 7-9 классов. / А. П. Ершова, В.В. Голобородько – М.:Илекса, 2007 . – 176с.

Интернет-ресурсы

 Дocье школьного учителя математики  - www.mathvaz.ru

  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -  www.school-collection.edu.ru/

"Российский общеобразовательный портал" - www. school.edu .

 "Сеть творческих учителей"- www.it-n.ru

Федеральный портал. www. edu - "Российское образование"

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  - www .festival.1september.ru   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Согласовано

зам. директора по УВР __________ (Т.Н. Борзых)

«___»_________ 201_ г.

Принято

на заседании

Педагогического совета

Протокол №____

от «___»__________ 201_ г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

____________ Е.А. Кулагина

«___»__________ 201_г.

Приказ №________

от «___»___________ 201_ г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ГЕОМЕТРИИ

ДЛЯ 7 – 9 КЛАССОВ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Тараскиной Лады Алексеевны

МО г. Новомосковск

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....