Использование метода проектов на уроках геометрии и во внеурочное время
статья по геометрии по теме

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности обучающихся в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechatnoe_izdanie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

            «Использование метода проектов на уроках геометрии и во внеурочное время».

Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь.

(китайская мудрость)

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности  обучающихся в учебном процессе.                                  

Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.     Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Мой педагогический опыт позволил мне выделить  ряд проблем, без решения которых невозможно продуктивное усвоение изучаемого материала.

Во-первых, это  слабая учебная мотивация школьников и низкий уровень развития познавательных процессов. Геометрические представления обучающихся сформированы ограниченно. При решении обучающиеся затрудняются сопоставить изученные теоремы с условиями задач,  не могут различать геометрические фигуры и тела  в окружающем мире.

Во-вторых,  у современных школьников отсутствует стремление к всестороннему развитию. Это связано с тем, что в последние годы в нашей жизни произошли огромные изменения, и у школьников появилась возможность не напрягать свои мозги, а воспользоваться готовым продуктом: «решебниками»,  вариантами ответов по всем предметам, используя всемирную паутину Интернет, просто купить правильное решение.

В-третьих,  отсутствие развития у детей творческого мышления. Неразвитость творческого мышления объясняется тем, что современные школьники практически не читают  ни художественных, ни научно-популярных изданий; слабо развито воображение, фантазия. Всё свободное время дети проводят за компьютером, причём играют в игры с узкой специфической направленностью, которые уводят в виртуальный мир, не давая возможности ребёнку самому что-либо интересное придумать, подавляют развитие творческого потенциала.

В–четвертых,  нежелание детей работать в группе сообща. Большинство детей не умеют совместно работать,  потому что у них  нет навыков распределения ролей в группе, нет желания кому-то подчиняться или выполнять чьё-то задание, каждый стремится быть только лидером-командиром и в другом качестве себя не представляет, хотя лидерские задатки есть далеко не у всех.

Исходя из сложившихся данных проблем, я   выбрала следующие ориентиры в педагогической деятельности: сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным и  вовлечь в него практически всех обучающиеся, достичь того, чтобы не было среди обучающихся скучающих и безразличных; создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Для успешного решения данных проблем на своих уроках и во внеурочной деятельности считаю необходимым применение метода проектов.

Я считаю, что современные уроки геометрии с использованием метода проектов дают богатые возможности для развития интеллектуальных, творческих, познавательных способностей обучающихся.

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проект – это «пять П»:

 1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.

3. Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.

4. Результат работы – продукт. Обучающиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

 В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др.

 Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.  Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

5. Презентация результатов - представление готового продукта.

 Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта. Презентации учебных проектов моих обучающихся могут быть проведены в виде: деловой игры, демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий), научной конференции, научного доклада, рекламы, ролевой игры, спортивной игры, театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), экскурсии и т.д.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

         В своей педагогической деятельности я активно использую метод проектов, применяя его в 7-11 классах.

 В своей работе  использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта.

Чаще всего при изучении нового материала какой-либо главы учебника геометрии я предлагаю обучающимся темы информационных проектов изучаемой главы. Учащиеся разрабатывают эти темы под моим руководством, затем на последнем заключительном уроке (урок защиты творческих работ), проводим мини-конференцию по защите проектов. На подготовку проекта дается от одной до двух недель. Как только проекты готовы, я предоставляю время обучающимся на уроке, и они проводят презентацию своего проекта.

Примерами могут служить проекты по следующим темам:

- «Признаки равенства треугольников» (7 класс)

- «Виды четырехугольников», «Теорема Пифагора» (8 класс)

- «Площади фигур», «Правильные многоугольники» (9 класс)

- «Тела вращения», «Многогранники» (11 класс) и др.

С лучшими работами ежегодно обучающиеся выступают на школьной научно-практической конференции «Старт в науку» и защищают честь школы на городских и республиканских конкурсах.

Метод проектов заметно повышает интерес школьников, как к отдельным образовательным программам, так и к образованию в целом. И доведённое до конца исследование даёт начало следующему. Во время подготовки проектов, работая в группах по интересам, ребята со всей изобретательностью, смекалкой проявляют свои творческие дарования, учатся и перенимают друг у друга то, что не умеют сами, делятся своим опытом с товарищами. Поэтому всё больше детей хотят заниматься проектной деятельностью, и каждый год апробируются новые формы работы, направленные на развитие творческой самостоятельности обучающихся.

С применением метода проектов на уроках геометрии и во внеурочное время изменилось моё отношение к преподаванию предмета. Я  осознала необходимость создания условий для появления у обучающихся интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

На уроках геометрии с применением метода проектов ставлю перед собой цели: научить самостоятельному достижению результата; научить предвидеть проблемы, пути их решения; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве; научить работать с источниками информации, выделять главное, анализировать и систематизировать информацию; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки защиты и представления своей работы.  Из целей видно, что метод проектов позволяет формировать коммуникативные и информационные компетенции, что очень важно для учителей геометрии.

Интересно стали проходить предметные недели, школьные научно – практические конференции «Старт в науку», на которых обучающиеся с удовольствием представляют презентации учебных проектов. Публичная защита проектов способствует формированию у обучающихся таких качеств, как мобильность, толерантность, активность, креативность мышления, настойчивость в достижении цели. Каждому из участников проекта ставлю отметку по геометрии за данную тему.  Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.

Идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ обучающихся, распространение опыта в работе с обучающимися нового набора. Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов.        

Переориентация обучающихся с усвоения готовых знаний на процесс самостоятельного приобретения знаний с помощью метода проектов дает положительный результат, что подтверждается фактами.

Использование метода проектов в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся

Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления....

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности учащихся по биологии

Проектная деятельность способствует формированию у учащихся компетенций:- информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);- социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);- ко...

Эффективность использования метода проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей ...

Презентация на тему "Использование метода проекта на уроках литературы и во время внеурочной деятельности"

Основная цель данной презентации - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса....

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности...