Рабочая программа по геометрии. 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Мирончук Ирина Степановна

Базовый вариант, 2 часа в неделю (всего 68 часов), учебный комплект под редакцией Атанасяна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_9_klass.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии в 9 классе разработана на основе:

  • Федерального закона ФЗ № 273 «Об образовании в Российской федерации»;
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013 - 2014 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 года;
  •  Письма Минобразования РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
  • Учебного плана ГБОУ СОШ № 230 на 2013 – 2014 учебный год;
  • Годового календарного учебного графика ГБОУ СОШ № 230 на 2013 – 2014 учебный год

   Рабочая программа по геометрии 9 класса составлена на основе примерной программы  «Рабочие программы по геометрии 7-11 классы»  (составитель Н.Ф. Гаврилова, Москва. ВАКО.2011).

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образовании, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Цели и задачи обучения.

  • продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
  • сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
  • познакомить с использованием векторов и метода координат  при решении геометрических задач; дать представление  об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
  • развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
  • расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках
  • познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом
  • выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач.
  • научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.
  • использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач. Использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа в 9 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Учебно-методический комплект

1. Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-М.: Просвещение,2011 - 2013.

2. Геометрия. Рабочая тетрадь для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. М.: Просвещение, 2012 - 2013

3.  Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации для учителя/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М.: Просвещение, 2010.

4. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии для 9 класса»

5. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский «Задачи по геометрии для 7-11 классов»,М., «Просвещение», 2003

Изменения, внесённые в примерную программу

В рабочую программу внесены следующие изменения:

- на тему «Векторы» отводится 11 часов (вместо 12 часов); тема «Умножение вектора на число» уменьшена на 1 час за счёт уплотнения материала;

- на тему «Метод координат» отводится 11 часов (вместо 10 часов); добавлен 1 час на решение задач перед контрольной работой №2;

- на тему «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» отводится 15 часов (вместо 14 часов); добавлен 1 час на решение задач перед контрольной работой №3;

- на тему «Движения» отводится 9 часов (вместо 10 часов) за счёт уплотнения материала.

Формы и методы организации обучения

Урок изучения нового материала; урок закрепления изученного; комбинированный урок; урок повторения и обобщения; урок контроля знаний, умений, навыков учащихся; лекция  с обратной связью, проблемное изучение материала, работа в группах постоянного состава, работа в парах, самооценка, обучение в сотрудничестве, дифференцированные задания.

Виды и формы промежуточного контроля
  • Тесты
  • Теоретические опросы
  • Устные опросы
  • Математические диктанты
  • Самостоятельные работы
  • Контрольные работы
Содержание учебного курса

Раздел программы (элементы содержания)        

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать

Уметь

Использовать на практике

Вводное повторение

-теоретический материал геометрии 7-8 классов

 - применять полученные знания в процессе решения задач

-решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

-построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром)

-владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов

Векторы

- определение вектора
- определение длины вектора
- определение нулевого вектора
- определение коллинеарных, сонаправленных и противоположно направленных векторов
- определение равных векторов
- правила сложения и вычитания векторов
- законы сложения векторов
- определение умножения вектора на число и его свойства
-определение средней линии трапеции
- доказательство теоремы о средней линии трапеции

-применять определение вектора при решении простейших задач
-откладывать вектор от данной точки
-складывать и вычитать вектора по правилам сложения и вычитания векторов
-применять законы сложения векторов на практике
-складывать несколько векторов
-выполнять преобразования над векторами, используя свойства умножения вектора на число
-использовать векторы для решения геометрических задач и доказательства теорем.
-применять определение и теорему о средней линии трапеции при решении задач

-решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

-построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром)

-владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов

 Метод координат

- формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах
- теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам
- правила действий над векторами с заданными координатами
- формулы координат вектора через координаты его начала, координаты середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками
- уравнение окружности и прямой

- решать задачи типа 917,918,926
- выводить формулы координат вектора через координаты его начала, координаты середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками
- решать задачи типа 945,951
- выводить уравнение окружности и прямой
- строить окружности и прямые, заданные уравнениями
- решать задачи типа 966,972

-решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

-построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром)

-владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

-как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 00 до 1800
- формулы для вычисления координат точки
- терему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов
- определение скалярного произведения векторов
- условие перпендикулярности ненулевых векторов
- выражение скалярного произведения в координатах и его свойства

-доказывать основное тригонометрическое тождество
- решать задачи типа 1013-1019
- решать задачи типа 1025 (а,е,з)
- решать задачи типа 1044,1045,1047,1048,1050,1051

- объяснить, что такое угол между векторами

-решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

-построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром)

-владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов

Длина окружности и площадь круга

- определение правильного многоугольника
- теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник
- формулы для вычисление угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса, вписанной в него окружности
- формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора

- доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник
- вывести формулы для вычисление угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса, вписанной в него окружности и применять при решении задач типа 1081,1083,1087,1094,1098,1100
- применять формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора при решении задач типа 1111,1113,1119,1120, 1126, 1127

-решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

-построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром)

-владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов

Движения

- определение движения плоскости

- объяснить, что такое отображение плоскости на себя
- доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что пи движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник.
- решать задачи типа 1152,1159
- объяснить, что такое параллельный перенос и поворот
- доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями на плоскости
- решать задачи типа 1164,1165,1167,1168

-решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

-построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром)

-владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов

Итоговое повторение. Решение задач

обобщить и систематизировать знания по курсу геометрии 7-9  классов

- применять полученные знания в процессе решения задач

-решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

-построения геометрическими инструментами (линейкой, угольником, циркулем, транспортиром)

-владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов

Учебно - тематический план

Раздел программы

Количество часов

Контрольные работы

Использование ИКТ

Тема 1. Вводное повторение

2

-

Тема 2. Векторы

11

1

5

Тема 3. Метод координат

11

1

2

Тема 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

15

1

6

Тема 5. Длина окружности и площадь круга

12

1

5

Тема 6. Движения

9

1

5

Тема 7. Итоговое повторение. Решение задач

8

-

6

Итого:

68

5

29


Календарно-тематический план

№урока п.п.

ТЕМА

Тип урока

Средства обучения

(включая ИКТ)

Контроль

Планируемые сроки

Вводное повторение (2 часа)

1

Вводное повторение

Урок повторения и обобщения

Устный опрос

1 –ая неделя

2

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Устный опрос

тест

1-ая неделя

Векторы (11 часов)

3

Понятие вектора. Равенство векторов

Урок изучения нового материала

ММК-РР

2 –ая неделя

4

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. Сумма нескольких векторов

Комбинированный урок

ММК-CD

ММК-РР

Устный опрос

Математический диктант

2 –ая неделя

5

Вычитание векторов

Комбинированный урок

ММК-РР

Устный опрос

3 –ая неделя

6

Вычитание векторов

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

С/р

3 –ая неделя

7

Произведение вектора на число

Урок изучения нового материала

ММК-РР

Устный опрос

4 –ая неделя

8

Применение векторов к решению задач

Комбинированный урок

Устный опрос

4 –ая неделя

9

Применение векторов к решению задач

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

С/р

5 –ая неделя

10

Средняя линия трапеции

Комбинированный урок

Устный опрос

5 –ая неделя

11

Решение задач

Урок закрепления  изученного

ММК-РР

Устный опрос

6 –ая неделя

12

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Устный опрос

С/р

6 –ая неделя

13

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

к/р

7 –ая неделя

Метод координат (11 часов)

14

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

Координаты вектора

Урок изучения нового материала

ММК-РР

7 –ая неделя

15

Простейшие задачи в координатах

Комбинированный урок

ММК-CD

Устный опрос

8 –ая неделя

16

Простейшие задачи в координатах

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

Математический диктант

8 –ая неделя

17

Простейшие задачи в координатах

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

9 –ая неделя

18

Решение задач

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

С/р

9 –ая неделя

19

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности

Комбинированный урок

Устный опрос

10 –ая неделя

20

Уравнение прямой

Комбинированный урок

Устный опрос

Математический диктант

10–ая неделя

21

Уравнение прямой

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

11 –ая неделя

22

Решение задач

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

С/р

11 –ая неделя

23

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Устный опрос

тест

12 –ая неделя

24

Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат»

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

к/р

12 –ая неделя

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (15 часов)

25

Синус, косинус и тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения

Урок изучения нового материала

ММК-CD

13 –ая неделя

26

Формулы для вычисления координат точки

Комбинированный урок

ММК-CD

Устный опрос

С/р

13 –ая неделя

27

Теорема о площади треугольника

Комбинированный урок

ММК-CD

Устный опрос

14 –ая неделя

28

Теорема синусов

Теорема косинусов

Комбинированный урок

ММК-CD

Устный опрос

14 –ая неделя

29

Решение треугольников

Урок закрепления  изученного

ММК-РР

Теоретический опрос

15 –ая неделя

30

Решение треугольников

Комбинированный урок

Устный опрос

15 –ая неделя

31

Решение треугольников

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

С/р

16 –ая неделя

32

Измерительные работы на местности

Комбинированный урок

Устный опрос

16 –ая неделя

33

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

Комбинированный урок

ММК-РР

Устный опрос

17 –ая неделя

34

Скалярное произведение в координатах

Комбинированный урок

Устный опрос

Математический диктант

17 –ая неделя

35

Свойства скалярного произведения

Комбинированный урок

Устный опрос

18 –ая неделя

36

Свойства скалярного произведения

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

18 –ая неделя

37

Решение задач

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

19 –ая неделя

38

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Устный опрос

С/р

19 –ая неделя

39

Контрольная работа №3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

к/р

20 –ая неделя

Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12 часов)

40

Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник

Урок изучения нового материала

ММК-CD

20 –ая неделя

41

Решение задач

Комбинированный урок

Устный опрос

С/р

21 –ая неделя

42

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

Комбинированный урок

ММК-РР

Устный опрос

21 –ая неделя

43

Решение задач

Комбинированный урок

Устный опрос

22 –ая неделя

44

Построение правильных многоугольников

Комбинированный урок

ММК-CD

ММК-РР

Устный опрос

С/р

23 –ая неделя

45

Длина окружности

Комбинированный урок

ММК-CD

ММК-РР

Устный опрос

24 –ая неделя

46

Площадь круга

Комбинированный урок

ММК-РР

Устный опрос

24 –ая неделя

47

Площадь круга

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

С/р

25 –ая неделя

48

Площадь кругового сектора

Комбинированный урок

Устный опрос

25 –ая неделя

49

Решение задач

Урок закрепления  изученного

Устный опрос

С/р

26 –ая неделя

50

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Устный опрос

27 –ая неделя

51

Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга»

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

к/р

27 –ая неделя

Глава XIII. Движения (9 часов)

52

Отображения плоскости на себя. Понятие движения. Наложения и движения

Урок изучения нового материала

ММК-CD

ММК-РР

28 –ая неделя

53

Свойства движения

Комбинированный урок

ММК-РР

Устный опрос

54

Решение задач

Комбинированный урок

ММК-РР

Устный опрос

С/р

28 –ая неделя

55

Параллельный перенос

Комбинированный урок

ММК-РР

Устный опрос

56

Поворот

Комбинированный урок

ММК-РР

Устный опрос

29 –ая неделя

57

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Устный опрос

58

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Устный опрос

59

Решение задач

Урок повторения и обобщения

Устный опрос

60

Контрольная работа №5 по теме «Движения»

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

к/р

Повторение. Решение задач (8 часов)

61

Об аксиомах планиметрии

Урок изучения нового материала

Устный опрос

29 –ая неделя

62

Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые

Урок повторения и обобщения

ММК-РР

Устный опрос

тест

30 –ая неделя

63

Треугольники

Урок повторения и обобщения

ММК-РР

Устный опрос

тест

30 –ая неделя

64

Треугольники

ММК-РР

Устный опрос

31 –ая неделя

65

Окружность

Урок повторения и обобщения

ММК-РР

Устный опрос

тест

31 –ая неделя

66

Четырёхугольники. Многоугольники

Урок повторения и обобщения

ММК-РР

Устный опрос

тест

32 –ая неделя

67

Векторы. Метод координат.

Урок повторения и обобщения

ММК-РР

Устный опрос

32 –ая неделя

68

Итоговый тест по курсу планиметрии

Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся

тест

34 –ая неделя


Учебно- методическое обеспечение

  1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина «Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя», М., «Просвещение», 2003
  2. Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991
  3. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.- М.: Знание,1981.
  4.  Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. /М.: Центр «Педагогический поиск»,2000.
  5. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер  «Дидактические материалы по геометрии 9 класс» , М, «Просвещение», 2010
  6. Л.М. Короткова, Н.А. Савинцева  «Тесты. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс», М., «Айрис-пресс», 2004
  7. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьные курс геометрии. М.: Просвещение, 1992
  8. Медяник А.И.. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7 – 11 классы. Методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.
  9. С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий «Упражнения по  планиметрии на готовых чертежах», М., «Просвещение», 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....