Урок по теме "Смежные и вертикальные углы"
учебно-методическое пособие по геометрии (7 класс) по теме

Белых Инесса Анатольевна

Материал, который я поместила на сайте можно использовать на уроках геометрии в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smezhnye_i_vertikalnye_ugly.docx216.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Смежные и вертикальные углы» Урок геометрии в 7 классе Учитель Белых И.А.

Цели:

  • ввести понятия смежных и вертикальных углов;
  • рассмотреть их свойства;
  • развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
  • воспитывать потребность в доказательных рассуждениях;
  • воспитывать аккуратность при выполнении рисунков,
  • ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: учебник Л.C. Атанасяна

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний.

  1. Сколько неразвёрнутых углов образуют при пересечении прямые?
  2. Дано: ∟ АОД = 8 ∟ ДОВ. Найти: ∟ ДОВ

Сегодня мы повторим виды углов, их свойства и добавим к знаниям об углах ещё два вида. Чтобы не забыть старых знакомых, выполним устно задания

1) Назвать вид каждого угла и указать градусную меру


4) a) ∟ АОЕ=30°

        ∟ ЕОС=20°

        ∟ АОС=?

б) ∟ АОС=70°

    ∟ АОЕ=50°

    ∟ ЕОС=?                                                                                                                

Замечание; при решении задач 3 и 4 сформулировать свойства измерения углов, применяемые при их решении;

II. Изучение нового материала. Решение задач.

Решая 1 и 2 задачу, мы встретились с углами, которые носят название смежные и вертикальные. Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы рассмотрим их определения и свойства.

Введение понятия «смежные углы».

  1. Практическая работа. Построим прямую АД и отметим точку С, лежащую между точками А и Д. Проведём луч СВ. Получились два угла: АСВ и ВСД. Такие углы принято называть смежными.

Попробуем сформулировать определение смежных углов, но сначала ответим на вопросы:

а)        назовите стороны каждого из углов;

б)        как связаны между собой стороны смежных углов?;

в)        выделить особенности смежных углов (одна сторона общая, две другие являются продолжениями одна другой).

Обратить внимание на слово «смежные» — находящиеся рядом («межа»).

Далее прочитать определение смежных углов в учебнике, подчеркнув те условия, которые должны удовлетворять смежные углы.

  1. Усвоение понятия смежных углов.

Найдите пары смежных углов и объясните, почему они смежные.


b

                                                                                                                                                                                                                                                        

  1. Сформулировать свойство смежных углов. (Предложить это сделать самим учащимся, вспомнив 3 задачу).
  2. Закрепление понятия и свойства смежных углов.

Решить из учебника задачи № 55 (на доске и в тетрадях), № 59,60 - устно.

  1. Введение понятия вертикальных углов.

Практическая работа:

  1. начертите неразвёрнутый угол АОВ и назовите лучи, являющиеся его сторонами;
  2. проведите луч ОС, являющийся продолжением луча OA и луч ОД, являющийся продолжением луча ОВ;
  3. запишите в тетради: углы АОВ и СОД называются вертикальными.

Вопрос: Сколько пар вертикальных углов образуется при пересечении двух прямых?

Попробуем сформулировать определение вертикальных углов, ответив на вопросы:

  1. назвать стороны каждого вертикального угла;
  2. как связаны стороны вертикальных углов между собой?

3) выделить особенности вертикальных углов (1-я сторона 1-го угла является продолжением стороны второго, 2-я сторона 1-го угла является продолжением стороны второго).

Далее прочитать определение вертикальных углов в учебнике, подчеркнув те условия, которые должны удовлетворять вертикальные углы.

6. Усвоение понятия вертикальных углов.

Указать пары вертикальных углов на рисунке и объяснить, почему они вертикальные.

                                                                        

на конкретном примере.;

Задача. Прямые АВ и СД пересекаются в точке О так, что угол АОД равен 35°. Найдите углы АОС и ВОС,

Задачу решить устно по готовому чертежу.

Вопрос: верно ли утверждение, что любые вертикальные углы равны?

Далее учащиеся самостоятельно разбирают доказательство свойства вертикальных углов по рис. 41 в учебнике и записывают в тетрадях.

8. На закрепление свойств вертикальных и смежных углов решить №65 (а) устно, №66  (б; в) - письменно.

III. Тест. Итог урока.

1. На рисунке

а)        ∟ДОС и ∟ ДОЕ;

б)        ∟ДОС и ∟COB;

в)        ∟ ДОЕ и ∟ АОВ смежные.

  1. На рисунке

а)        ∟ ДОЕ и ∟COA;

б)        ∟ ДОА и ∟ АОВ;

в)        ∟ АОВ и ∟ДОЕ вертикальные;

  1. На рисунке ∟ 1=50°. Найдите остальные углы.

а)        ∟ 2=130°, ∟ 3=50°, ∟ 4=130°

б)        ∟ 2=50°, ∟ 3=130°, ∟ 4=130°;

в)        ∟ 2=130°, ∟ 3=130°, ∟4=50°;

Обсудить с детьми вопросы:

  1. что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. что было самое трудное на уроке?
  3. что помогло с этой трудностью справиться?
  4. что возьмём в будущее?

IV. Домашнее задание. П. 11, №17, 18, №61 (а, б), 66 (а), 68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока геометрии "Смежные и вертикальные углы"

В разработке урока на основе презентации рассматриваются смежные и вертикальные углы, доказываются их свойства, вырабатываются умения применять эти свойств к решению задач. Учащиеся имеют возможность ...

презентация к уроку "смежные и вертикальные углы"

Презентация используется на уроке геометрии в 7 классе. на ее основе проводится урок по изучению свойств смежных и вертикальных углов, вырабатываются умения применять эти свойства при решении задач....

Урок геометрии по теме "Смежные и вертикальные углы"

Конспект урока геометрии. Урок объяснения нового материала. Вводятся понятия смежных и вертикальных углов, расматриваются их свойства....

Открытый урок "Смежные и вертикальные углы. Решение задач"

Урок систематизации знаний, подготовка к самостоятельной работе по изученной теме. Материал состоит из конспекта урока, презентации и текста теста....

Лабораторная работа на уроке геометрии в 7 классе "Смежные и вертикальные углы"

В разработке дается план проведения лабораторной работы по геометрии в 7 классе по теме "Смежные и вертикальные углы", задания для самостоятельносго выполенния учащимися....

Презентация к уроку геометрии в 7 классе "Смежные и вертикальные углы"

Презентация к уроку геометрии в 7 классе "Смежные и вертикальные углы"...

Презентация к уроку геометрии в 7 классе "Смежные и вертикальные углы"

Презентация к уроку геометрии в 7 классе "Смежные и вертикальные углы"...