Рабочая программа учебного курса «Геометрия» в 9 классе
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Бутырина Людмила Максимовна

Рабочая программа учебного курса «Геометрия» в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_dlya_9_klassa.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская СОШ»

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей математики и физики

Председатель МО

___________ /Ахметова Н.Д./

Протокол № __ от

«_____»_______2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МОУ «Ялгинская СОШ»

________/Малышкина Н.В./

«_____»_______2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ

«Ялгинская СОШ»

_________/ О.С. Михайлова/

«___» ______________2014г

Рабочая программа

учебного курса «Геометрия»

в 9 классе

                                                                                                      Подготовила:

                                                                                Бутырина Л.М.

2014 -2015 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.

        Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).
  • Примерная программа основного общего образования по математике (Стандарты второго поколения).

        Рабочая программа разработана на основании авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).

        Рабочая программа по геометрии   рассчитана на 2 ч в неделю (68 ч в год), в том числе, для проведения контрольных работ – 5 ч.

        Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами:

Используемый учебник  «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации.


Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:

  • Знать определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному; уметь решать задачи.
  • Уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов; уметь решать задачи.
  • Знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи.
  • Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами; уметь решать задачи.
  • Знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уметь решать задачи.
  • Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями; уметь решать задачи.
  • Знать, как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать формулы для вычисления координат точки; уметь решать задачи.
  • Знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов; уметь решать задачи.
  • Уметь объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства; уметь решать задачи.
  • Знать определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь их вывести и применять при решении задач.
  • Знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора; уметь применять их при решении задач.
  • Уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движания плоскости; уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник; уметь решать задачи.
  • Уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; уметь решать задачи.
  • Иметь представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.

СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы соответствует  обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.

Повторение (2 ч)

I. Векторы. Метод координат. (18 ч.)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

II. Соотношения между сторонами и углами треугольника  (12 ч).

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

III. Длина окружности и площадь круга - 11 часов

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный n-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

IV. Движения - 8 часов

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя,   сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

V. Об аксиомах геометрии. (2 ч.)

Беседа об аксиомах геометрии

VI. Начальные сведения из стереометрии. (7 ч.)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.

Повторение. Решение задач. (8 ч.)


                УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Контрольные работы

Всего

ВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

2

2

ВЕКТОРЫ. МЕТОД КООРДИНАТ

17

1

18

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ.  

11

1

12

ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА    

10

1

11

ДВИЖЕНИЯ

7

1

8

ОБ АКСИОМАХ ПЛАНИМЕТРИИ

2

2

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ СТЕРЕОМЕТРИИ

6

1

7

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

8

8

Всего:

63

5

68


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения

(конк. даты)

1

Повторение. Четырехугольники и их свойства

1

2

Повторение. Подобие треугольников

1

ВЕКТОРЫ. МЕТОД КООРДИНАТ - 18 часов

3

Понятие вектора, длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от одной точки

1

4

Сумма двух векторов. Законы сложения

1

5

Сумма нескольких векторов

1

6

Вычитание векторов

1

7

Умножение вектора на число

1

8

Решение задач

9

Применение векторов к решению задач.

1

10

Средняя линия трапеции

1

11

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

12

Координаты вектора

1

13

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

14

Простейшие задачи в координатах

1

15

Уравнения окружности и прямой.

1

16

Уравнения окружности. Решение задач

1

17

Уравнение прямой.

1

18

Решение задач

1

19

Подготовка к к/р

1

20

Контрольная работа №1 по теме «Метод координат»

1

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ – 12 часов

21

Анализ контрольной работы. Синус, косинус и тангенс угла

1

22

Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус и тангенс одного и того же угла

1

23

Решение задач

1

24

Теорема о площади треугольника Теорема синусов

1

25

Теорема косинусов

1

26

Решение треугольников

1

27

Измерительные работы

1

28

Решение задач

1

29

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

30

Скалярное произведение векторов в координатах. Свойство скалярного произведения векторов

1

31

Подготовка к к/р

1

32

Контрольная работа № 2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА - 11 часов

33

Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники

1

34

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

1

35

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

36

Построение правильных многоугольников

1

37

Длина окружности, число

1

38

Площадь круга

1

39

Площадь кругового сектора

1

40

Решение задач

1

41

Решение задач

1

42

Подготовка к к/р

1

43

Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности. Площадь круга»

1

ДВИЖЕНИЕ -  8 часов

44

Анализ контрольной работы. Отображение площади на себя

1

45

Понятие движения. Наложения и движения

1

46

Решение задач на движение

1

47

Параллельный перенос

1

48

Поворот

1

49

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»

1

50

Решение задач по теме «Движение»

1

51

Контрольная работа №4 по теме «Движение»

1

ОБ АКСИОМАХ ГЕОМЕТРИИ - 2 часа

52

Анализ контрольной работы. Об аксиомах планиметрии

1

53

Пятый постулат Евклида и его история

1

НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ СТЕРЕОМЕТРИИ – 7 часов

54

Предмет стереометрии. Многогранник.

1

55

Призма. Параллелепипед.

1

56

Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда.

1

57

Пирамида

1

58

Тела и поверхности вращения. Цилиндр Конус

1

59

Тела и поверхности вращения. Сфера и шар

1

60

Контрольная работа №5

1

ПОВТОРЕНИЕ – 8 часов

61

Повторение темы «Треугольники»

1

62

Повторение темы «Равенство и подобие треугольников.»

1

63

Повторение темы «Решение треугольников»

1

64

Повторение темы «Окружность»

1

65

Повторение темы «Четырехугольники и их свойства»

1

66

Повторение темы «Площади»

1

67

Повторение темы «Векторы. Метод координат. Движение»

1

68

Повторение темы «Движение»

1

Итого

68ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература для учителя:

  1.         Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2013.
  2.         Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2013
  3.          Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2011.
  4.          Задачи по геометрии 7-11 класс под редакцией Мейлера В.М.
  5.         «Дидактические карточки – задания по геометрии  9 класс» Т.М.Мищенко
  6.          «Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии 9 класс» А.В. Фарков,

Литература для ученика:

  1. Учебник “Геометрия 7-9” под редакцией Атанасяна Л.С.;
  2. Геометрия 9 класс, рабочая тетрадь под редакцией Атанасяна Л.С.;
  3. Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2005.
  4. Энциклопедия по геометрии;
  5. “Все вопросы геометрии” – энциклопедический словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса геометрии 7 класса по учебнику Атанасяна Л.С.

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и ...

Рабочая программа учебного курса геометрии 8 класса по учебнику Атанасяна Л.С.

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089)...

Рабочая программа учебного курса геометрии 9 класса по учебнику Атанасяна Л.С.

Рабочая  программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и ...

Рабочая программа учебного курса "Геометрия" в 8 классе

Рабочая программа учебного курса "Геометрия" в 8 классе расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год....

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Геометрия 8 класс" для учащихся с ОВЗ.

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Геометрия 8 класс" для учащихся с  ОВЗ....

Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 9 класс

Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 9 класс...

Рабочая программа учебного курса "Геометрия" 7 класс

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом исовременных мировых требо...