Сечения многогранников
презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему

Якушкина Елена Александровна

Тетраэдр и параллелепипед

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_tetraedr_par-d_secheniya.ppt1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Далее Тетраэдр. Параллелепипед. Задачи на построение сечений.

Слайд 2

Тетраэдр Рассмотрим произвольный треугольник АВС и точку D , не лежащую в плоскости этого треугольника. А В С . D Далее Содержание

Слайд 3

Соединив точку D отрезками с вершинами треугольника АВС , получим треугольники D АВ , D ВС и DСА . А В С . D Содержание Далее Тетраэдр

Слайд 4

О п р е д е л е н и я. Поверхность, составленная из четырёх треугольников АВС, D АВ, D ВС и DСА, называется тетраэдром и обозначается так: DАВС . Треугольники, из которых состоит тетраэдр, называются гранями , их стороны - рёбрами , а вершины - вершинами тетраэдра. А В С . D Содержание Далее

Слайд 5

Тетраэдр имеет четыре грани, шесть рёбер и четыре вершины. Два ребра тетраэдра, не имеющие общих вершин, называются противоположными . На рисунке противоположными являются рёбра А D и ВС , В D и АС , СD и АВ . Иногда выделяют одну из граней тетраэдра и называют её основанием, а три другие - боковыми гранями . А В С . D Далее Содержание Определения

Слайд 6

Тетраэдр изображается обычно так, как показано на рисунках 34 и 35 , т.е. в виде выпуклого или невыпуклого четырёхугольника с диагоналями . При этом штриховыми линиями изображаются невидимые рёбра . На рисунке 34 невидимым является только ребро АС , а на рисунке 35 - рёбра EK , K F и KL . А В С . D Рис.34. K E F L Рис.35. Содержание

Слайд 7

Рассмотрим два равных параллелограмма АВС D и А 1 В 1 С 1 D 1 , расположенных в параллельных плоскостях так, что отрезки АА 1 , ВВ 1 , СС 1 , DD 1 параллельны. А В D С А1 В1 C1 D1 Далее Содержани е Параллелепипед.

Слайд 8

Тетраэдр Параллелепипед Задачи на построение сечений Выход Содержание

Слайд 9

Четырёхугольники АВВ 1 А 1 , ВСС 1 В 1 , С DD 1 C 1 , DAA 1 D 1 также являются параллелограммами , т.к. каждый из них имеет попарно параллельные противоположные стороны (в четырёхугольнике АВВ 1 А 1 стороны АА 1 и ВВ 1 параллельны по условию, а стороны АВ и А 1 В 1 - по свойству линий пересечения двух параллельных плоскостей третьей. А В D С А1 В1 C1 D1 Содержание Далее Параллелепипед

Слайд 10

Поверхность, составленная из двух равных параллелограммов ABCD и A1B1C1D1 и четырёх параллелограммов, называется параллелепипедом и обозначается так: ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 . Параллелограммы, из которых составлен параллелепипед, называются гранями , их стороны - рёбрами , а вершины параллелограммов - вершинами параллелепипеда. Далее Содержание Определения

Слайд 11

Параллелепипед имеет шесть граней, двенадцать рёбер и восемь вершин. Две грани параллелепипеда, имеющие общее ребро , называются смежными , а не имеющие общих рёбер - противоположными . Далее Содержание Определения

Слайд 12

На рисунке противоположными являются грани ABCD и A 1 B 1 C 1 D 1 , ABB 1 A 1 и DCC 1 D 1 , ADD 1 A 1 и BCC 1 B 1 . Две вершины, не принадлежащие одной грани, называются п р отив о пол о жн ы ми . А В С D А1 В1 C1 D1 Далее Содержание

Слайд 13

Отрезок, соединяющий противоположные вершины, называется д иа г она л ью п а ра л леле п ипе д а . Каждый параллелепипед имеет четыре диагонали. На рисунке диагоналями являются отрезки AC 1 , BD 1 , CA 1 и DB 1 . А В С D А1 В1 C1 D1 Содержание Далее

Слайд 14

Часто выделяют какие-нибудь две противоположные грани и называют их основаниями , а остальные грани - боковыми гранями параллелепипеда. Рёбра параллелепипеда, не принадлежащие основаниям, называются боковыми рёбрами . Если выбрать грани ABCD и A 1 B 1 C 1 D 1 , то боковыми гранями будут параллелограммы , а боковыми рёбрами - отрезки AA 1 , BB 1 , CC 1 и DD 1 . А В С D А1 В1 C1 D1 Далее Содержание

Слайд 15

1. Противоположные грани параллелепипеда параллельны и равны . Докажем, параллельность и равенство граней ABB 1 A 1 и DCC 1 D 1 параллелепипеда ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 . А В С D А1 В1 C1 D1 Далее В содержание Свойства параллелепипеда

Слайд 16

Доказательство . Т.к. ABCD и ADD 1 A 1 - параллелограммы, то AB II DC и AA 1 II DD 1 . Таким образом, две пересекающиеся прямые AB и AA 1 одной грани соответственно параллельны двум прямым CD и DD 1 другой грани. Отсюда по признаку параллельности плоскостей следует, что грани ABB 1 A 1 и DCC 1 D 1 параллельны. А В С D А1 В1 C1 D1 Далее Содержание

Слайд 17

Докажем теперь равенство этих граней . Т.к. все грани параллелепипеда - параллелограммы, то AB=DC и AA 1 =DD 1 . По этой же причине стороны углов A 1 AB и D 1 DC соответственно сонаправлены, и, значит, эти углы равны. Таким образом, две смежные стороны и угол между ними параллелограмма ABB 1 A 1 соответственно равны двум смежным сторонам и углу между ними параллелограмма DCC 1 D 1 , поэтому эти параллелограммы равны . А В С D А1 В1 C1 D1 В содержание Далее

Слайд 18

2. Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам . Рассмотрим четырёхугольник A 1 D 1 CB , диагонали которого A1C и D 1 B являются диагоналями параллелепипеда ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 . Т.к. A 1 D 1 II BC и A 1 D 1 =BC , то A1D1CB - параллелограмм. Поэтому диагонали A 1 C и D 1 B пересекаются в некоторой точке О и этой точкой делятся пополам. А В С D А1 В1 C1 D1 О . Далее Содержание Пример №1

Слайд 19

Рассмотрим четырёхугольник AD 1 C 1 B . Он также является параллелограммом, и, следовательно, его диагонали AC 1 и D 1 B пересекаются и точкой пересечения делятся пополам . Но серединой диагонали D 1 B является точка O . Таким образом, диагонали A 1 C , D 1 B и AC 1 пересекаются в точке О и делятся этой точкой пополам. А В С D А1 В1 C1 D1 О . Далее Содержание Пример №2

Слайд 20

Рассматривая четырёхугольник A 1 B 1 CD , точно так же устанавливаем, что и четвёртая диагональ DB 1 параллелепипеда проходит через точку О и делится ею пополам . А В С D А1 В1 C1 D1 О . Содержание Пример №3

Слайд 21

Секущей плоскостью тетраэдра называется любая плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного тетраэдра (параллелепипеда). Секущая плоскость пересекает грани тетраэдра по отрезкам . Многоугольник, сторонами которого являются эти отрезки, называется сечением тетраэдра (параллелепипеда). Далее Содержание Задачи на построение сечений

Слайд 22

Т.к. тетраэдр имеет четыре грани, то его сечениями могут быть только треугольники и четырёхугольники . . Далее Содержание

Слайд 23

Параллелепипед имеет шесть граней. Его сечениями могут быть треугольники, четырёхугольники (рис.39,а), пятиугольники (рис.39,б) и шестиугольники (рис.39,в). С А В А В С D E D С В А E F . M Рис.39. а) б) в) Содержание Далее

Слайд 24

На рисунке 39,б секущая плоскость пересекает две противоположные грани ( левую и правую) по отрезкам AB и CD , а две другие противоположные грани ( переднюю и заднюю) - по отрезкам AE и BC , поэтому AB II CD и AE II BC . А В С D E б) Рис.39. Содержание Далее

Слайд 25

По той же причине на рисунке 39,в AB II ED , AF II CD , BC II EF . Для построения сечения достаточно построить точки пересечения секущей плоскости с рёбрами тетраэдра(параллелепипеда), после чего остаётся провести отрезки , соединяющие каждые две построенные точки, лежащие в одной и той же грани. D С В А E F . M в) Рис.39. Содержание Далее

Слайд 26

Задача1 . На рёбрах AB , BD и CD тетраэдра ABCD отмечены точки M , N и P . Построить сечение тетраэдра плоскостью MNP . . . . А В С D M N P Далее Содержание Примеры построения сечений

Слайд 27

В . . . . . А С D P N M E Q Решение . Построим сначала прямую, по которой плоскость MNP пересекается с плоскостью грани ABC . Точка М является общей точкой этих плоскостей. Для построения ещё одной общей точки продолжим отрезки NP и BC до их пересечения в точке Е , которая и будет второй общей точкой плоскостей MNP и ABC . Далее Содержание

Слайд 28

Следовательно, эти плоскости пересекаются по прямой ME . Прямая ME пересекает ребро AC в некоторой точке Q . Четырёхугольник MNPQ - искомое сечение . В . . . . . А С D P N M E Q Содержание Далее

Слайд 29

Если прямые NP и BC параллельны, то прямая NP параллельна грани ABC , поэтому плоскость MNP пересекает эту грань по прямой ML , параллельной прямой NP . Точка Q , как и в первом случае, есть точка пересечения ребра AC с прямой ML . В . . . . А С D P N M Q L Далее Содержание

Слайд 30

Точка М лежит на боковой грани ADB тетраэдра DABC . Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точку М параллельно основанию ABC . . А В С D M Далее Содержание Задача №2

Слайд 31

Решение . Т.к. секущая плоскость параллельна плоскости ABC , то она параллельна прямым AB , BC и CA . Следовательно, секущая плоскость пересекает боковые грани тетраэдра по прямым, параллельным сторонам треугольника ABC . Отсюда вытекает следующий способ построения искомого сечения. Проведём через точку М прямую, параллельную отрезку AB . . А В С D M P Q R Далее Содержание

Слайд 32

Обозначим буквами P и Q точки пересечения этой прямой с боковыми рёбрами DA и DB . Затем через точку P проведём прямую, параллельную отрезку AC , и обозначим буквой R точку пересечения этой прямой с ребром DC . Треугольник PQR - искомое сечение . . А В С D M P Q R Содержание Далее

Слайд 33

На рёбрах параллелепипеда даны три точки A , B и C . Построить сечение параллелепипеда плоскостью ABC . Содержание Далее Задача №3

Слайд 34

Решение . Построение искомого сечения зависит от того, на каких рёбрах параллелепипеда лежат точки A , B и C . Когда эти точки лежат на рёбрах, выходящих из одной вершины, нужно провести отрезки AB , BC и CA , и получится искомое сечение - треугольник ABC . С А В Далее Содержание

Слайд 35

Если три данные точки A , B и C расположены так, как показано на рисунке, то сначала нужно провести отрезки AB и BC , а затем через точку A провести прямую, параллельную BC , а через точку C - прямую, параллельную AB . Пересечения этих прямых с рёбрами нижней грани дают точки E и D . Остаётся провести отрезок ED , и искомое сечение - пятиугольник ABCDE - построено. А В С D E Далее Содержание

Слайд 36

Более трудный случай, когда данные точки A , B C расположены так, как показано на рисунке. В этом случае сначала построим прямую, по которой секущая плоскость пересекается с плоскостью нижнего основания. Для этого проведём прямую AB , до пересечения с этой прямой в точке M . Далее через точку M проведём прямую, параллельную прямой BC . Это и есть прямая, по которой секущая плоскость пересекается с плоскостью нижнего основания. D С В А E F . M Содержание Далее

Слайд 37

Эта прямая пересекается с рёбрами нижнего основания в точках E и F . Затем через точку E проведём прямую, параллельную прямой AB, и получим точку D . Проводим отрезки AF и CD , и искомое сечение - шестиугольник ABCDEF - построено. D С В А E F . M Содержание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Решение задач на построение сечений многогранников».

Сообщение на РМО учителей математики....

Построение сечений многогранников. Урок 10 класс.

Методическая разработка состоит из развернутого конспекта урока, презентации, карточек для организации самостоятельной работы учащихся и рабочего листа к уроку. Учебно-методическое обеспечение: Атанас...

Методическая разработка по геометрии по теме : Построение сечений многогранников

Материал содержит почасовое планирование изучения на профильном уровне темы  :Построение сечений  многогранников. Презентацию итогового урока по данной теме, дидактический материал....

Сечения многогранников. 10 класс.

Презентация по геометрии для 10 класса по теме: "Сечение многогранников". Рассмотрены различные случаи построения сечений....

сечения многогранников и нахождение их площадей

Предложены задания для фронтального опроса учащихся, задания для самостоятельной работы и  задачи для коллективной работы....

Сечение многогранников (10 класс)

Данный материал (презентацию) можно использовать как на уроке, так и для дистанционного обучения. Т.к. в поле для заметок  каждого слайда с практической частью подробным образом прописаны вс...

Презентация к уроку "Построение сечений многогранников". Геометрия. 10 класс.

Презентация к уроку по геометрии "Построение сечений многогранников", выполнена с элементами объяснения нового материала с последующей самостоятельной работой, затем проверкой в форме игры. Геометрия ...