Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Отрезок. Длина отрезка». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

Технологическая карта урока.

 

   Тема урока: Отрезок. Длина Отрезка.

   Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

   Оборудование: доска, интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки, презентация.

   Цели урока:

·        Обучающие: закрепляются понятия отрезка, длины от­резка, принадлежности точки отрезку; отрабатыва­ется понятие «лежать между». Ученики закрепля­ют приемы измерения и сравнения длин отрезков с помощью линейки и циркуля.

·       Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.

·       Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

   Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично- поисковый.

 

   Планируемый результат.

УУД.

 Предметные: понимать, что такое «отрезок», «концы отрезка», «длина отрезка»,  уметь измерять длину отрезка, сравнивать отрезки между собой, строить отрезки заданной длины, переводить одни единицы измерения длины в другие.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

 регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать по­следовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения дей­ствия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вно­сить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

 коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; строить понятные для партнера высказывания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otezok.rar260.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

   Тема урока: Отрезок. Длина Отрезка.

   Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

   Оборудование: доска, интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки, презентация.

   Цели урока:

  • Обучающие: закрепляются понятия отрезка, длины отрезка, принадлежности точки отрезку; отрабатывается понятие «лежать между». Ученики закрепляют приемы измерения и сравнения длин отрезков с помощью линейки и циркуля.
  • Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.
  • Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

   Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично- поисковый.

   Планируемый результат.

УУД.

 Предметные: понимать, что такое «отрезок», «концы отрезка», «длина отрезка»,  уметь измерять длину отрезка, сравнивать отрезки между собой, строить отрезки заданной длины, переводить одни единицы измерения длины в другие.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

 регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

 коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; строить понятные для партнера высказывания;

 познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь использовать знаково-символические средства; преобразовывать информацию из одной формы в другую

   

Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику

Математика. 5 класс.  Муравин Г.К, Муравина О.В.

 «Отрезок. Длина Отрезка.».

Этап

урока.

Задачи этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Время.

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

  • актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;
  • создать условия для формирования внутренней потребности учеников

во включении в учебную деятельность;

  • установить тематические рамки;
  • уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

Разберем слово «геометрия» по частям: «гео» и «метрия». Какие известные вам слова начинаются со слова «гео»?

Все эти науки изучают землю. Действительно, слово «гео» по-древнегречески означает «земля». А что означает слово «метрия»? Вспомним, для чего нужен метр, и в каких случаях мы пользуемся метром.

Следовательно, слово «геометрия» можно перевести как «землемерие». О том, что изучает геометрия, мы узнаем в ходе урока.

Слайд 1

Отвечают на вопросы.

[География, геология, геодезия и др.]

[Для измерения.]

10

Коммуникативные:

  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Цели:

  • создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;
  • организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;
  • выявить место (шаг, операцию) затруднения;

зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний

На доске выставлены фигуры. По какому правилу фигуры объединили в группы?

Назовите известные вам плоские фигуры.

Назовите известные вам объемные тела

Что же изучает геометрия?

Слово «фигура» в переводе с латинского языка означает «внешний вид», «образ». Назовите предметы, имеющие форму: шара, круга, квадрата, куба.

Кто-нибудь знает, почему цилиндр назвали цилиндром? [В давние времена, чтобы перетащить тяжелый груз с одного места на другое, использовали

катки. Для этого подыскивали прямое дерево и отрезали от него часть, примерно одинаковую по толщине. Слово «цилиндр» и означает на греческом языке «каток» или «валик».]

Назовите предметы, имеющие форму цилиндра.

Рассмотрим, как изображаются геометрические тела на чертеже.

Опишите геометрические тела.

Слайд 2

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

[Плоские фигуры и объемные тела.]

[Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.]

 [Куб, цилиндр, конус, пирамида, шар.]

[Фигуры и их свойства.]

[Стакан, кусок мела, карандаш и др.]

[У цилиндра есть верхнее и нижнее основания. Основаниями цилиндра являются круги. У конуса есть вершина и основание. В основании конуса лежит круг. У куба

  1. вершин и т. п.]

3

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

  • сформулировать цель урока;
  • организовать составление совместного плана действий;
  • определить средства достижения цели

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий

Работа с учебником: п. 4, с. 32.

  • Давайте еще раз проговорим тему урока.
  • Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить тему «Отрезок»?
  • Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать тему

С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий по достижению цели

2

Регулятивные:

уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

IV. Реализация построенного проекта.

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках(обозначение принадлежности точек к отрезку с помощью математических знаков)

Слайды 3

 Определите, какие из точек лежат на отрезке АВ, а какие не лежат.

  • Определите, сколько на рисунке отрезков. Запишите их.

Под руководством учителя реализуют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках

10

Познавательные:

уметь использовать

знаково-символические

средства.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану.

Предметные: Уметь правильно записывать отрезки, определять и обозначать принадлежность точек к отрезку, выделять отрезки из различных геометрических фигур

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового понятия с проговариванием во внешней речи

Слайды 5-7

Работа с учебником: с. 33-34, № 93-101

№ 93 Предлагает школьникам открыть последний форзац учебника и по очереди прочитать латинский алфавит.

В № 94 Обратить внимание школьников на разницу в понятиях круга (часть плоскости) и окружности (линия).

      № 96

№ 97 Помогает сделать вывод в задании 4, что сумма расстояний от точки до концов отрезка равна длине отрезка, если точка принадлежит отрезку, и больше длины отрезка, если точка не принадлежит отрезку.

№ 99

№ 100

Выполняют задание на доске и в тетрадях

Самостоятельно читают текст учебника.

Первое задание ученики выполняют в парах. Сначала один из пары указывает на фигуру, а другой ее называет, а затем ученики меняются ролями.

Выполняют в тетрадях, а затем воспроизводят на доске.

Выполняют в тетрадях с последующим опросом с сигнальными карточками.

Делают рисунок по описанию, а затем записывают соответствующие неравенства. Рисунок при проверке следует воспроизвести на доске.

Выполняют устно, рассуждая,  например, точка М находится от конца А отрезка на расстоянии 3 см, а от конца В отрезка — на расстоянии 5 см. Сумма расстояний от нее до концов отрезка равна 8 см, что больше длины отрезка. Значит, точка М не лежит на отрезке АВ.

 15

Предметные:Уметь записывать натуральные числа, читать запись числа.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникат ивные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  • зафиксировать новое содержание урока;
  • организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

  • Подведем итог работы на уроке.
  • Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели?
  • Назовите тему урока.
  • Расскажите, чему вы научились на уроке.
  • Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый.

Домашнее задание: п. 4, с. 32, № №99

№101

Слайды 8.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Осуществляют самооценку.

Записывают домашнее задание

5

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности



Список использованной литературы:

  1. Математика. 5 класс : технологические карты уроков по учебнику Н. Я. Виленкина, М34 В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. I полугодие / авт.-сост. И. Б. Чаплыгина. - Волгоград : Учитель, 2014. - 228 с.
  2. Математике. 5кл.: метод. Пособие к учеб. Г.К. Мупавина, О.В. Муравиной «Математика. 5 класс». В 2 ч. Ч.1/ Г.К. Муравин, О.В. Муравина. – М.: Дрофа, 2012. – 174 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда».Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной...

План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Отрезок .Длина отрезка."учебник АГ Мерзляк

План-конспект урока математики в 5 классе Отрезок Длина отрезка учебник  АГ Мерзляк...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Отрезок. Длина отрезка. Треугольник."

Представлена технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник».Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.Учебн...

Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Отрезок. Длина отрезка"

Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Отрезок. Длина отрезка"...

Технологическая карта урока математики в 5 классе с элементами трансформации по теме: Решение задач по теме: «Отрезок. Длина отрезка. Ломаная».

Технологическая карта урока математики в 5 классе с элементами трансформации по теме: Решение задач по теме: «Отрезок. Длина отрезка. Ломаная»....

Методическая разработка урока математики в 5 классе Тема: «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник ».

На уроке учащиеся знакомятся с процедурой измерения отрезков, с различными единицами измерения длины и инструментами для измерения отрезков, узнают, как измерять без инструментов....