Рабочая программа факультатива "Решение геометрических задач" в 7 классе на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Данная работа содержит программу факультатива для 7 класса "Решение геометрических задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_7_klass.docx272.65 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\титульные листы\CCF05032015_00006.jpg

Пояснительная записка

Практическая значимость школьного курса математики, раздела  геометрии 7 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Программа данного факультатива «Решение геометрических задач» (всего: 34 часа, 1 час в неделю) рассчитана на учащихся 7-х классов  общеобразовательного профиля, которые хотят изучать геометрию на повышенном уровне.

Основная цель обучения:

  • Обеспечить углубленное изучение геометрии.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса обучения

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
  7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  5. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  7. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  8. первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
  9. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  10. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  11. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  12. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  13. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  14. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

  1. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность); формирование представлений о пространственных геометрических фигурах (многогранный угол пирамида, конус);
  2. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Организация учебного процесса.

Занятия проводятся в форме практикумов и семинаров, на которых знания по темам углубляются и закрепляются.  Затем рассматривается применение знаний в новой, измененной ситуации, в нестандартной ситуации. Разработка и обсуждение теории, алгоритмов в группах.

Ученики в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания по сложности, в результате чего выявляются и устраняются пробелы в знаниях учащихся. Также обучающиеся решают жизненные задачи (модель реальной ситуации, для разрешения которой необходим набор математических знаний)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления длин реальных объектов при решении практических задач.

 Соответствие изучаемых вопросов.

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ(*)

Геометрические фигуры.

  • Отрезки и их длины
  • Углы. Смежные углы.
  • Треугольник.
  • Свойства его сторон и углов
  • Трёхгранный угол.
  • Многогранные углы.
  • Многоугольники.
  • Углы многоугольников.
  • Правильные многоугольники.
  •  Многогранники.
  • Пирамида. Теорема Эйлера.

Изометрия и равенство фигур.

  • Равенство треугольников.
  • Признаки равенства треугольников.

  • Геометрические преобразования (поворот, центральная симметрия)

Взаимное расположение прямых.

  • Пересекающие прямые.
  • Перпендикулярные прямые
  • Параллельные прямые.
  • Конус. Развёртка конуса.
  • Осевая симметрия.
  • Касательная к окружности.
  • Свойства углов многоугольников.
  • Пятый постулат Евклида.
  • Неевклидова геометрия.

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать/понимать

Учащиеся должны

уметь

  • Понятие геометрических фигур.
  • Определение смежных и вертикальных углов и их свойства.
  • Понятие трёхгранного и многогранного угла.
  • Треугольника и его элементов.

  • Теорему о сумме углов треугольника.
  • Понятие многоугольника, правильного многоугольника, многогранника.
  • Понятие пирамиды.
  • Теорему Эйлера.

  • Признаки равенства треугольников.

  • Геометрические преобразования.

  • Взаимное расположение прямых.

  • Определение геометрического места точек.
  • Определение и свойства касательной к окружности.
  • Аксиому, свойства и признаки параллельных прямых.
  • Пятый постулат Евклида.
  • Понятие неевклидовой геометрии.
  • Строить, измерять и решать задачи, используя понятие отрезка.
  • Использовать свойство смежных углов при решении задач.
  • Различать многогранные углы.

  • Находить периметр и стороны треугольника.
  • Находить углы треугольника.

  • Различать правильные многогранники.

  • Различать виды пирамид.
  • Пользоваться теоремой Эйлера при решении задач.
  • Доказывать равенства треугольников, используя признаки равенства.
  • Выполнять геометрические преобразования (поворот, центральную и осевую симметрию).
  • Строить пересекающиеся, параллельные и перпендикулярные прямые
  • Строить окружность с заданным радиусом.
  • Выполнять построение касательной к окружности.
  • Классифицировать углы при параллельных прямых и секущей.

Программное содержание.

Содержание спецкурса по геометрии способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

  1.  Основные геометрические фигуры.

         Отрезки и их длины. Углы на плоскости. Смежные углы. Трёхгранный угол. Многогранные углы.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о простейших геометрических фигур. Отработать алгоритмы решения задач с геометрической составляющей. Рассмотреть решение задач на нахождение смежных углов, используя свойства и следствия. Уметь классифицировать углы (острые, прямые, тупые, развёрнутые). Уметь различать выпуклые и невыпуклые фигуры. Рассмотреть разные многогранные углы и их элементы.

  1. Многоугольники и многогранники.

 Треугольник. Свойства его сторон и углов. Многоугольники. Углы многоугольников. Правильные  многоугольники. Многогранники. Пирамиды. Виды пирамид. Правильные многогранники. Теорема Эйлера.

Основная цель – систематизировать знания учащихся при решении задач на нахождение сторон треугольника, используя понятие периметра; углов треугольника, используя теорему о сумме углов треугольника. Отработать умения по использованию теоремы о неравенстве треугольника. Уметь классифицировать треугольники по сторонам (разносторонние, равнобедренные, равносторонние треугольники) и углам (остроугольные, прямоугольные и тупоугольные). Выработать стойкие умения и навыки при нахождении углов многоугольников. Научится решать задачи, используя теорему Эйлера.

  1. Равенство фигур и изометрии.

Равенство треугольников. Три признака равенства треугольников. Понятие изометрии. Поворот. Центральная симметрия. Центрально-симметричные фигуры.

Основная цель – выработать стойкие умения и навыки при доказательстве равенства треугольников, используя признаки равенства треугольников. Рассмотреть различные геометрические преобразования и уметь выполнять поворот, центральную симметрию разных фигур. Знать о центрально-симметричных фигурах и их свойствах. Уметь строить центрально-симметричные фигуры.  

  1. Пересекающиеся прямые.

Вертикальные углы. Конус. Развёртка конуса.  Перпендикулярные прямые. Высота треугольника. Равнобедренный треугольник. Осевая симметрия. Геометрическое место точек. Серединный перпендикуляр к отрезку. Касательная к окружности

Основная цель – выработать умения по нахождению вертикальных углов. Уметь строить конус и его развёртку на плоскости. Отработать навыки по решению задач на равнобедренный треугольник (нахождение углов и сторон равнобедренного треугольника.). Освоить определение серединного перпендикуляра  к отрезку. Рассмотреть задачи, содержащие понятие касательной к окружности.

  1. Параллельные прямые.

Параллельные прямые. Аксиома параллельных прямых. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых и секущей. Свойства углов многоугольников. Пятый постулат Евклида. Неевклидова геометрия.

Основная цель – закрепить навыки по классификации углов при пересечении двух прямых секущей (внутренние накрест лежащие, соответственные, внутренние односторонние углы). Закрепить навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых. Отработать умения по построению параллельных прямых. Сформировать у учащихся понятия «постулат Евклида» и «неевклидова геометрия»


Учебное тематическое планирование.

дата

Тема учебного занятия

Количество часов

№ занятия

Тип занятия

Основные геометрические фигуры. 5 часов

 

Понятие геометрической фигуры.

1

1

обобщение и систематизация знаний

 

Отрезки и их длины.

1

2

обобщение и систематизация знаний

 

Углы на плоскости.

1

3

обобщение и систематизация знаний

Смежные углы.

1

4

практикум

 

Трёхгранный угол. Многогранные углы.

1

5

практикум

Многоугольники и многогранники. 6 часов

Треугольник. Свойства его сторон и углов.

1

6

изучения нового материала

Многоугольники.

1

7

изучения нового материала

Углы многоугольников. Правильные многоугольники.

1

8

изучения нового материала

Знакомство с многогранниками.

1

9

изучения нового материала

Пирамида. Виды пирамид.

1

10

изучения нового материала

Правильные многогранники. Теорема Эйлера.

1

11

изучения нового материала

Равенство фигур и изомерии. 5 часов

Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников.

1

12

обобщение и систематизация знаний

Второй признак равенства треугольников.

1

13

обобщение и систематизация знаний

Третий признак равенства треугольников.

1

14

обобщение и систематизация знаний

Поворот. Геометрические преобразования.

1

15

изучения нового материала

Центральная симметрия.

1

16

изучения нового материала

Пересекающиеся прямые. 8 часов

Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы.

1

17

обобщение и систематизация знаний

Конус. Развёртка конуса.

1

18

изучения нового материала

Перпендикулярные прямые.

1

19

обобщение и систематизация знаний

Высота треугольника.

1

20

обобщение и систематизация знаний

Осевая симметрия и её применение.

1

21

урок изучения нового материала

Равнобедренный треугольник.

1

22

обобщение и систематизация знаний

Касательная к окружности.

1

23

изучения нового материала

Касательная к окружности.

1

24

обобщение и систематизация знаний

Параллельные прямые. 10 часов

Параллельные прямые.

1

25

обобщение и систематизация знаний

Аксиома параллельных прямых.

1

26

обобщение и систематизация знаний

Пересечение двух прямых секущей.

1

27

обобщение и систематизация знаний

Признаки параллельности прямых.

1

28

обобщение и систематизация знаний

Признаки параллельности прямых.

1

29

обобщение и систематизация знаний

Пятый постулат Евклида.

1

30

изучения нового материала

Свойства параллельны прямых.

1

31

обобщение и систематизация знаний

Свойства параллельных прямых.

1

32

обобщение и систематизация знаний

Неевклидова геометрия

1

33

изучения нового материала

Обобщающий урок.

1

34

обобщение и систематизация знаний


Литература

  1. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7  класса. -М.: Илекса, 2011г.
  2. Ершова А.П. , Голобородько В.В. Устные прверочные и зачётные работы по геометрии для 7-9 классов. –М.: Илекса, 2010, -176 с.
  3. Зив Б. Г. И др. Задачи по геометрии для 7-11 классов/Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский.-М.: Просвещение, 1991.-171 с.-(Б-ка учителя математики).
  4. Зив Б.Г., Мейлер В.М.  Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. 2010
  5. Козлова, С.А. Геометрия 7-9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/С.А. Козлова, А.Г. Рубин, В.А. Гусев. – М. : Баланс, 2013.-320 с.(Образовательная система «Школа 2100»
  6. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. –М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 2010,-56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Литература» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметн...

Рабочая программа курса «Литература» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...

Рабочая программа курса «Литература» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 8 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...

Рабочая программа по информатике 5 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа содержит:1 Пояснительную записку2. УМК3.Общая характеристика учебного предмета4. Цели и задачи изучения информатики5. Формы организации учебного процесса по предмету6. Учебно - темат...

Рабочая программа по информатике 6 класс на 2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...

Рабочая программа по информатике 8 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа содержит:1. Пояснительную записку2. Общая характеристика учебного предмета3. Цели и задачи изучения информатики4. Формы организации учебного процесса по предмету5. Тематический план6...

Рабочая программа по информатике 9 класс на 2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...