Урок географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
план-конспект урока по географии на тему

Урок географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relef_i_poleznye_iskopaemye_afriki.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Африки

7 класс. Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов.

 Научная литература: География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

Образовательные  задачи:

  1. Сформировать знания об особенностях рельефа Африки, как материка, на котором преобладают равнины.
  2. Продолжить формирование знаний о закономерностях  образования крупных форм рельефа и зависимости размещения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
  3. Закрепить  формирование умения определять по физической карте географическое положение форм рельефа, выявляя для этого ориентиры.

Формируемые УУД:

Предметные

-овладение основами картографической грамотности

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-описание и понимание природных объектов и процессов, их  изменений в природе;

-          установление причинно-следственных связей между компонентами  природы;

-          работа  с географическими  источниками  информации

-          географическое  исследование

Метапредметные:

Познавательные

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации 

умение строить речевое высказывание в устной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

анализ объектов с целью выделения признаков

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств; 

Регулятивные :

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Коммуникативные  

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Урок изучения нового материала

Актуализация знаний.

-Дайте свое определение понятия  «рельеф»? Вспомните изученные основные формы рельефа. Определите, какое понятие шире по объему.

        

-Определите  место природного компонента «рельеф» в системе ПТК. На какие группы по происхождению делятся полезные ископаемые?

-Попробуем назвать тему урока.   

Целеполагание:  Какой результат вы хотели бы получить после изучения темы?     

(-Познакомиться с особенностями рельефа материка

-Определить причины   образования разных форм рельефа.

- Выяснить,  какими полезными ископаемыми богат материк и как это связано со строением  земной коры).

  Изучение новой темы.

- Проанализируйте физическую  карту материка.

Определите преобладающую форму рельефа материка (горы или равнины?)

Какую примерно часть поверхности материка они занимают?

Определите преобладающий по высоте вид равнин.

Определите, какие виды равнин занимают меньшую площадь, где находятся?

Почему в рельефе Африки преобладают равнины?

Как вы объясните, что в  Африке нет таких высоких и протяженных цепей, как например Анды?

На основе анализа текста учебника и физической карты Африки   занести в таблицу  недостающие данные.

                         «Различия в  рельефе Африки»  

Северо-западная Африка

……Африка

Средняя высота < 1000м                                                

Средняя высота……….

                                                  Формы рельефа

Горы……   -г. Тубкаль

Плоскогорье……

нагорья

Нагорье….

горы

горы

Влк…

 

-Где находятся молодые горы? Как они называются? Могли ли молодые горы образоваться в центре Сахары? Объясните почему.

-Какие карты необходимо сравнить, чтобы объяснить причины разнообразия  рельефа? Проанализируйте  физическую  карту Африки  и карту» Строение земной коры»).

Найдите ошибки в суждениях..

1. В основе континента лежит древняя Африкано-Аравийская платформа – часть расколовшейся Гондваны.

2.Рельеф Африки это обширные равнины сменяющийся высокими горами.

 3.Преобладают горы  и плоскогорья высотой от 200 до 1000 м, низменностей очень мало.

4.Наиболее обширные плоскогорья – Восточно-Африканское и Южно-Африканское.

5.Приподнятые участки чередуются с котловинами, наиболее обширные из которых – котловина Калахари, впадина Конго и др.

6. Платформа сформировалась в мезозое  и за 2 – 3 миллиарда лет приобрела большую устойчивость.

7 .Особенности рельефа связаны с историей развития материка.

8  Атласские горы на севере и Капские на юге созданы более поздними движениями земной коры.

9.Кристаллический фундамент платформы перекрыт осадочными породами и лишь в центре Сахары и на побережье Гвинейского залива выходит на поверхность.

9.Огромная Африканская глыба не испытывала поднятие и опускания.

-Какой  вывод   можно сделать о рельефе Африки?  (преобладает   рельеф равнинный, т.к. в основании  – платформа,  низменностей мало – по побережьям океанов и рек, преобладают плоскогорья   высот. На границах плит, в зоне новой  складчатости расположены г. Атлас.  В  чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры?

Какие процессы влияют на разрушение гор? Находим информацию в тексте. §25, ср. 114.

Посмотрите на рисунок и прочитайте и проанализируйте  2-ой абзац.

(под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, другие – опускались →возникли высокие плоскогорья и котловины Чад, Калахари, Конго).

Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться?

Проанализируем научный текст «Восточно -Африканское плоскогорье»

(География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.)

      Восточно-Африканское плоскогорье расположено по обе стороны экватора, между котловиной Конго на западе и Индийским океаном на востоке, Восточным Суданом, Эфиопским нагорьем, полуостровом Сомали на севере и нижним течением Замбези на юге и охватывает пространство от 5° с. ш. до 17° ю. ш.

       Плоскогорье представляет собой подвижную, тектонически активную часть Африканской платформы. Здесь сосредоточены величайшая система рифтов и наибольшие высоты материка. Оно сложено докембрийскими кристаллическими породами, среди которых широко развиты граниты. Древний фундамент местами прикрыт палеозойскими и мезозойскими, главным образом континентальными отложениями.

     Плоскогорье долго оставалось приподнятой областью. В кайнозое возникли грандиозные тектонические разломы и рифты. Они продолжают грабены Красного моря и Эфиопского нагорья и разветвляются к югу от озера Рудольф, образуя западную, центральную и восточную системы разломов. Рифты выражены в рельефе узкими впадинами с крутыми ступенчатыми склонами; по их краям поднимаются высокие горные массивы (массив Рувензори, вулканы Килиманджаро, Кения, Элгон и др.). Вулканическая деятельность вдоль разломов не закончилась и в настоящее время. Не затронутые разломами участки имеют облик типичного пенеплена с островными горами. На плоскогорье расположены также обширные котловины (озеро Виктория).

   Западная система разломов проходит вдоль западной окраины плоскогорья и включает глубокие грабены,занятые долиной реки Альберт-Нил, озерами Альберт (Мобуту-Сесе-Секо), Эдуард, Киву, Танганьика. От озера Танганьика она протягивается через впадину с бессточным озером Руква, тектоническую котловину озера Ньяса, долину реки Шире и нижнее течение Замбези. Здесь особенно ярко проявляется сбросовая тектоника. Это одна из самых сейсмических зон материка и арена современного вулканизма. 

Тест по тексту. 

Плоскогорье представляет собой..

1) тектонически активную часть Африканской платформы.

2) древнюю Африкано-Аравийскую платформу

Рифты выражены в рельефе

  1. впадинами с крутыми ступенчатыми склонами
  2. островными горами

-В какой части  Африки расположено Восточно-Африканское плоскогорье?

-Какими породами сложено плоскогорье?

-В какую эру  возникли грандиозные тектонические разломы и рифты?

-Почему вулканическая деятельность здесь не закончилась до сих пор?

-Какие по происхождению полезные ископаемые должны залегать в этих местах? Объясните почему?

Проанализируем  физическую и карту строения земной коры.

-Какая часть Африки богата рудными полезными ископаемыми магматического происхождения, а какая – полезными ископаемыми осадочного происхождения? –Чем объяснить богатые залежи нефти, газа. Фосфоритов в северной и западной Африке?С чем связаны различия в размещении месторождений полезных ископаемых разного происхождения? 

Какой сделаем вывод? (Недра Африки богаты минеральными ресурсами. Размещение месторождений тесно связано с геологической историей и тектоническим строением)  

Итоги урока.

Вывод по теме: закончите предложения, которые написаны на доске (фронтально)

  1. В основании материка расположена …. платформа.
  2. Преобладают равнины высотой от … до … м.
  3. Наибольшая высота - …
  4. По преобладающим высотам Африку подразделяют на … и …, а так же … и …с высотами более … м.

Рефлексия

  • Что  сегодня на уроке было для вас самым интересным?
  • Что было легким?
  • Что показалось трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки"  Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...

Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

Конспект урока "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки."

Коспект урока по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки." 7 класс...

Презентация к уроку по теме "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Презентация к уроку географии (7 класс) по теме: "Рельеф и полезные ископаемые Африки"...

Урок географии 7 класс "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

На уроке ребята познакомятся с геологическое историей развития рельефа Африки, образованием полезных ископаемых, особенностях материка....

План-конспект урока по теме «Рельеф и и полезные ископаемые Африки»

Цель урока: Формирование знаний учащихся об особенностях рельефа и полезных ископаемых материка Африка.Задачи: - обучающие: обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний об особенностях рельефа А...