рабочая программа Геометрия 7 к учебнику Атанасяна
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Николаева Ирина Михайловна

разработана рабочая программа на учебный 2015/16гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа70.5 КБ

Предварительный просмотр:

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

         УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №184

                                   КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА

                                      САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

               

 

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ СОШ  № 184

_____________________

« ___» _________ 2013   года

                                                 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ___геометрии_________________________

(предмет, курс)

класс ____7_______________________________________

учитель ____Лебедева Марина Николаевна

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

2014г

Пояснительная   записка

Статус документа

Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне и учебника Л.С Атанасян.

Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа учебного курса геометрии для  7 класса составлена на основе примерной программы  основного общего образования по геометрии  и учебника по геометрии для 7-9класса ( авторы      Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев  и др. (2009 г.)).

Программа рассчитана на 70часов ( 2 часа в неделю ), в том числе на контрольные работы отводится 5 часов.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний ,умений и навыков на базовом уровне , что соответствует образовательной программе 184 школы. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом  государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования по геометрии . В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ по данной программе предусмотрено 70 часов в год.

Цель программы обучения:

Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.

Для реализации рабочей программы используется  учебно–методический комплекс, включающий в себя:

Учебник для 7-9 классов авторы Л.С. Атанасян и др.

Дидактические материалы по геометрии для 7  класса авторы Б.Г.Зив, В.М, Мейер, А.Г. Баханский

Рабочая тетрадь по геометрии авторы Б.Г.Зив, В.М, Мейер

Требования к уровню подготовки учащихся:

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1)  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2)  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3)  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5)  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6)  креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;

7) умение контролировать процессе и результат учебной математической деятельности;

8)  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу    действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11)  умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;        

12)  умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13)  умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

16)  умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17)   умение планировать и осуществляв деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1)  овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3)  овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4)  овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;

7) умение применять изученные  понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Учебно-тематический план

№ раздела, темы

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Самостоятельные работы

Контрольные работы

1

Начальные геометрические сведения

10

9

2

1

2

Треугольники

17

16

4

1

3

Параллельные прямые

13

12

3

1

4

Соотношение между сторонами и углами треугольника

18

16

4

2

5

Повторение

12

12

4

0

Содержание курса  геометрии 7 класса

Начальные геометрические сведения  

В этой главе рассматриваются простейшие геометрические фигуры-точка, прямая, отрезок, луч,угол, вопрос сравнения и измерения отрезков и углов, вводятся понятия смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых. Практические приложения геометрического материала, изложенного в этой главе , раскрываются в пунктах «Провешивание прямой на местности», « Единицы измерения. Измерительные инструменты» и « Измерение углов на местности». При решении задач этой главы следует опираться на наглядные представления учащихся.

Треугольники

В этой главе изучаются признаки равенства треугольников. Они являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Признаки равенства треугольников открывают широкие возможности для решения задач и, таким образом, позволяют накапливать опыт доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения признаков равенства треугольников полезно больше внимания уделять решению задач по готовым чертежам. В дальнейшем при решении задач данной главы нужно нацеливать учащихся на самостоятельное выполнение рисунка по условию задачи. Второй важный момент этой главы — введение нового класса задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Параллельные прямые

В этой главе вводится одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых и даётся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии. Изучаются признаки и свойства параллельных прямых. Существенно расширяется круг задач .

Соотношение между сторонами и углами треугольника.

В этой главе изучаются новые интересные и важные свойства треугольника. Открывается глава одной из важнейших теорем геометрии — теоремой о сумме углов треугольника. Затем рассматриваются соотношения между сторонами и углами треугольника. По ходу изучения нового материала повторяются многие вопросы предшествующих разделов курса : свойства смежных и вертикальных углов, признаки равенства треугольников, свойства параллельных прямых и другие вопросы. Завершается глава задачами на построение треугольников по трём элементам.

К — 1

  1. Три точки  В, С, D лежат на одной прямой. Известно, что  BD=17 см, DC=25 см. Какой может быть длина отрезка BC ?
  2. Сумма вертикальных углов MOE и DOC, образованных при пересечении прямых МС и DE, равна 204 градуса. Найди угол MOD.
  3. С помощью транспортира начертите угол, равный 78 градусов, проведите биссектрису смежного с ним угла.

К — 2

1. В равнобедренном треугольнике АВС ( с основанием АС ) точки К и М являются серединами сторон   АВ и ВС соответственно. BD — медиана треугольника. Докажите , что треугольник BKD равен треугольнику BMD.

2.Луч AD — биссектриса угла А. На сторонах угла А отмечены точки В и С   так, что угол ADB равен углу ADC. Докажите ,что отрезок АВ равен отрезку АС.

3. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием ВС. С помощью циркуля и линейки проведите медиану ВМ к боковой стороне АС.

К -3

1. Отрезки EF и  PQ пересекаются в их середине М. Докажите , что PE параллелен QF.

2. Отрезок DM -  биссектриса треугольника CDE. Через точку М проведена прямая, параллельная стороне CD и пересекающую сторону DE в точке N. Найдите углы треугольника DMN, если угол CDE равен 68 градусов.

  1. К - 4    

1.Угол АВЕ равен 104 градуса, угол DCF равен 76 градусов, АС=12 см. Найди сторону АВ треугольника АВС.

2.В треугольнике CDE точка М лежит на стороне СЕ, причем угол CMD острый. Докажите, что DE больше DM.

  1. Периметр равнобедренного тупоугольного треугольника равен 45 см, а одна из его сторон больше другой на 9 см. Найдите стороны треугольника.

  1. К-5

1.В остро угольном треугольнике MNP биссектриса угла М пересекает высоту NK в точке О, причем ОК=9см. Найдите расстояние от точки О до прямой MN.

2.Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.

  1. дополнительное задание

С помощью циркуля и линейки постройте угол , равный 150 градусам.

СОГЛАСОВАНА

на заседании МО

___________________

 (предмет)

« ___» _________ 2013   года

                   

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

_____________________

« ___» _________2013года  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс

рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна.

Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебно-тематическое планирование, содержание курса алгебры 7 класса, ЗУН, список литературы....

рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс

рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 8 класс. (ФГОС)

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 9 класс. ФГОС.

Программа модифицирована по часам, расчитана на 2,5 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 11 класс.

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю. Профильный уровень....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс к учебнику Виленкина, 7-9 класс алгебра к учебнику Макарычева, 7-9 класс геометрия к учебнику Атанасяна.

Рабочая программа по математике 5-9 классы1. Пояснительная запискаМатематика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предме...