Урок геометрии в 8 классе "Нахождение площадей многоугольников"
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) на тему
Урок геометрии в 8 лассе "Нахождение площадей многоугольников.Решение задач"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 78.5 КБ |
urok-prezentatsiya.ppt | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Площадь некоторых многоугольников. Теорема Пифагора. Решение задач».
Учебно-методическое обеспечение: Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9 класс; Лысенко Ф.Ф. и др. Тренажер для подготовки к экзамену.
Оборудование и материалы для урока: компьютер, интерактивная доска, презентация для сопровождения урока, раздаточный материал для учащихся, электронное приложение к учебнику.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: контроль и самоконтроль; создание ситуации занимательности; метод организации дискуссии.
Цель урока: углубление, обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний и их применение на практике
Задачи урока:
Обучающие:
- формирование у школьников мотивации к изучению данной темы;
- углубить знания учащихся о площади параллелограмма, трапеции, ромба, треугольника;
- развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы;
- показать применение теоремы Пифагора в ходе решения задач и на практике;
- познакомить учащихся с различными практическими задачами;
Развивающие:
- способствовать развитию пространственных представлений учащихся;
- способствовать развитию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно применять свои знания в жизненных ситуациях, умения ориентироваться в информационном пространстве;
Воспитывающие:
- способствовать формированию у учащихся опыта публичного выступления;
- способствовать формированию опыта конструктивного анализа, самоанализа, оценки и самооценки результатов деятельности;
- способствовать формированию информационно-коммуникативной культуры учащихся.
В ходе урока учащиеся приобретают:
- умение пользоваться опорными знаниями, для систематизации полученных знаний;
- умение выделять основное в теме и делать обобщения;
- навыки творческого подхода к решению практических задач.
План урока:
- Организационный момент. Постановка цели и задач урока.
- Проверка домашнего задания. Повторение изученного ранее материала с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала. Фронтальная работа с классом
Вопросы для обсуждения:
Параллелограмм, ромб, трапеция, треугольник. Элементы, свойства этих фигур;
Основные формулы для нахождения площадей; Прямоугольный треугольник, теорема Пифагора.
- Применение знаний в стандартной ситуации и в жизненных условиях.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итога урока. Домашнее задание.
- Литература и интернет ресурсы
Ход урока:
I этап – Вводная беседа. Оргмомент (2 мин)
Содержание урока | Формы и методы работы учителя | Приемы личностно-ориентированного обучения | Виды деятельности учащихся |
Мотивация | Вводная беседа (1 мин) | мотивация к обучению | Слушают учителя |
II этап – Актуализация знаний (10 мин)
(повторение теоретического материала)
Содержание урока | Формы и методы работы учителя | чередование форм, видов деятельности индивидуальный подход | Виды деятельности учащихся |
1. Повторение: параллелограмм, ромб, трапеция, треугольник. Элементы, свойства этих фигур; | Работа по готовым слайдам (фронтальный опрос учащихся) | Устные ответы на вопросы учителя | |
2.Повторение: теорема Пифагора. | Систематизировать и вывести на интерактивную доску | Устные ответы на вопросы учителя; | |
3. Обобщение теории: основные формулы для нахождения площадей | Работа по материалам электронного учебника | вывод дополнительных формул, запись в тетрадь |
III этап – Применение знаний в стандартной ситуации и в жизненных условиях. (20 мин)
Содержание урока | Формы и методы работы учителя | интересные задания, физкультминутка | Виды деятельности учащихся |
Решение задач с построением чертежа и по готовым чертежам. | Объяснение предстоящей работы. Работа по материалам электронного учебника. Совместное решение задач (подробное комментирование шагов решения и записи оформления в рабочую тетрадь). | Изучение условия задачи, работа по готовым чертежам, с последующим разбором решения. | |
Головоломка Пифагора. | Объяснение предстоящей работы. Работа с раздаточным материалом. | Выполнение задания-составление фигуры из деталей (работа в группах) | |
Решение реальных задач геометрии (по материалам ОГЭ) | Объяснение предстоящей работы. Совместное решение задач (подробное комментирование шагов решения и записи оформления в рабочую тетрадь). | дифференциация заданий | Изучение условия задачи, с последующим разбором решения (работа в парах) |
IVэтап - Самостоятельная работа обучающего характера (10 мин)
Содержание урока | Формы и методы работы учителя | дифференциация заданий, групповая работа | Виды деятельности учащихся |
Самостоятельная работа обучающего характера (в парах) | Объяснение предстоящей работы. Проверка выполнения задания. | Выполнение самостоятельной работы (по готовым текстам и чертежам). Взаимопроверка по готовым ответам (слайдам). |
V этап – подведение итогов урока (3 мин)
Содержание урока | Формы и методы работы учителя | индивидуальный подход | Виды деятельности учащихся |
1.Подведение итогов 2. Домашнее задание: творческое, практическое | Беседа по итогам урока с использованием слайдов | Устные ответы на вопросы учителя Запись домашнего задания в дневники |
ХОД УРОКА:
I.Вступительная беседа.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Площадь некоторых многоугольников. Теорема Пифагора. Решение задач». На уроке мы обобщим и систематизируем пройденный теоретический материал, и применим его к практическим задачам на нахождение площадей, с выходом на новый более сложный уровень трудности задач.
Главная цель нашего урока в углублении, систематизации, закреплении полученных знаний и развитии их в перспективе. (слайд 1)
Стоит вспомнить слова великого Леонардо да Винчи :
"Те, кто влюбляются в практику без теории, уподобляются мореплавателю, садящемуся на корабль без руля и компаса и потому никогда не знающему, куда он плывет". (слайд 2)
II. Актуализация знаний
(повторение теоретического материала)
Учитель: Повторение теоретического материала поможет не только для решения задач, но и для ответа на теоретическое задание № 13 на ОГЭ.
- Задание: определите верно ли утверждение. (слайд 2) Ответ давать сигнальной карточкой.
- Все углы ромба равны.
- В любом параллелограмме диагонали точкой пересечения делятся пополам.
- Один из двух смежных углов острый, а другой тупой.
- Площадь трапеции равна произведению основания трапеции на высоту.
- Диагонали ромба равны.
- Диагональ равнобедренной трапеции делит её на два равных треугольника.
- Диагонали любого прямоугольника делят его на 4 равных треугольника.
- Все квадраты имеют равные площади.
- Основания равнобедренной трапеции равны.
- Площадь ромба равна произведению его стороны на высоту, проведённую к этой стороне.
- Площадь квадрата равна произведению двух его смежных сторон.
- Диагонали параллелограмма равны.
- Диагонали любого прямоугольника равны.
- Длина гипотенузы прямоугольного треугольника меньше суммы длин его катетов.
- В тупоугольном треугольнике все углы тупые.
- Диагонали ромба точкой пересечения делятся пополам.
- В параллелограмме есть два равных угла.
- Площадь прямоугольника равна произведению длин всех его сторон.
- Откроем в электронном учебнике раздел «Избранное»:
- Площадь треугольника: вспоминаем теорему, формулу. Задание: вывести формулу для нахождения высоты треугольника;
- Площадь трапеции: вспоминаем теорему, формулу. Задание: вывести формулу для нахождения высоты трапеции;
- Формула Геррона: вспоминаем формулу. Задание: вывести формулу для нахождения площади равностороннего треугольника с помощью формулы Геррона;
III этап – Применение знаний в стандартной ситуации и в жизненных условиях.
- Используя полученные знания, применим их к решению задач. Решение реальных задач геометрии (по материалам ОГЭ): откройте «Тренажер для подготовки к экзамену» стр.150.
Совместно в группе надо наметить путь решения каждой задачи и выбрать кто какую задачу будет пояснять.
№ 21 Поверхность углового стола имеет форму прямоугольного треугольника, две стороны которого равны по 120 см. Определите площадь поверхности стола. Ответ укажите в кв см. (устно)
№ 22 Поверхность письменного стола имеет форму прямоугольной трапеции с основанием 1,2м, 1,4м и высотой 0,5м. Определите площадь поверхности стола. Ответ укажите в кв. метрах. Чертеж приведен, записываем формулу и вычисления)
№ 25 Архитектор сконструировал новое здание, в котором окна имеют форму ромба с диагоналями 1,2м и 2м. Определить площадь поверхности стекла, которое необходимо вставить в три таких окна. Ответ дайте в кв. метрах. (формула и вычисления)
№ 32 У стены под углом 60 гр. К горизонту стоит лестница длиной 2,8м. На сколько метров отстоит от стены нижний конец лестницы? (устно: рисунок приведен)
№ 33 Лестничный пролет между этажами состоит из 20 ступенек, высота каждой из которых 20см, ширина- 21см. Определите длину поручня АВ (в см). (рисунок приведен, записываем формулу и вычисления)
Физкультминутка (слайд 3)
2.Откроем в электронном учебнике 1) раздел «Учебник»; 2) Глава 6; 3) п.2 4) «Задачи» (№ 5, 1)
№ 5 В треугольнике со сторонами а= 24см, в= 26см и с= 39см высота, проведенная к большей стороне равна 13см. Найти остальные высоты.
№ 1 Найти отношение площадей треугольников АВС и АВД, изображенных на рисунке.
Откроем в электронном учебнике 1) раздел «Учебник»; 2) Глава 6; 3) п.3 4) «Задачи» (№ 8, 11; №7-задача повышенной сложности решает сильный ученик)
№ 8 Найти стороны параллелограмма, если его площадь равна 108 кв см, одна из диагоналей является высотой и равна 9см.
№ 11 Найти расстояние от центра окружности до хорды длиной 10см, если радиус окружности равен 13см.
№ 7 Сторона равностороннего треугольника равна а. Найти его высоту.
- Головоломка Пифагора: (работа в группах) Убедиться, что площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах данного треугольника.
IVэтап - Самостоятельная работа обучающего характера. (учащиеся разбирают предложенные задачи в парах)
н/ч парты: п.2 №3, п.3 №5; ч парты п.2 №4, п.3 №10.
Выполнение самостоятельной работы (по готовым текстам и чертежам).
Взаимопроверка по готовым ответам.
V этап – подведение итогов урока
Домашнее задание: (слайд 4)
- творческое: Количество доказательств теоремы Пифагора столь велико, что она занесена в Книгу Рекордов Гиннеса. Предлагаю найти и доказать вам эту теорему еще одним способом.
- Решить задачи из открытого банка заданий: стр 1. №005Д56, 00F003 на «3»-«4»
стр 2. №01А1СД, 01С52F на «5»
Рефлексия: (слайд 5)
- Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке? (показать сигнальную карточку)
- Какая из задач для вас была самой интересной?
- Какая из задач для вас была самой сложной?
- На какую из задач следует обратить свое внимание?
V I Литература и интернет ресурсы
- Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9. Учебное пособие.
- электронное приложение к учебнику Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф. и др.
- Интернет ресурсы http://mat.1september.ru
- Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/mathematic/
- Общероссийский математический портал подготовки к тестированию http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge, http://www.uztest.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАК ИХ ИЗМЕРИТЬ?
Тема: «Площадь многоугольников. Теорема Пифагора. Решение задач»
• Все углы ромба равны. • В любом параллелограмме диагонали точкой пересечения делятся пополам. • Площадь трапеции равна произведению основания трапеции на высоту. • Диагональ равнобедренной трапеции делит её на два равных треугольника. • Все квадраты имеют равные площади. • Основания равнобедренной трапеции равны.
• Площадь ромба равна произведению его стороны на высоту, проведённую к этой стороне. • Площадь квадрата равна произведению двух его смежных сторон. • Диагонали параллелограмма равны. • Диагонали любого прямоугольника равны. • Длина гипотенузы прямоугольного треугольника меньше суммы длин его катетов. • Диагонали ромба точкой пересечения делятся пополам. • В параллелограмме есть два равных угла. • Площадь прямоугольника равна произведению длин всех его сторон.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 -6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. (след. слайд) 03.05.17
* 03.05.17
И УМЕЕМ ИХ ВЫЧИСЛЯТЬ!
1.творческое: сделать дизайнерский проект ремонта ванной комнаты с расчетом места под оборудование и количества плитки. (с родителями) 2.Количество доказательств теоремы Пифагора столь велико, что она занесена в Книгу Рекордов Гиннеса. Найти и доказать эту теорему еще одним способом. 3.решить задачи из открытого банка заданий: стр 4: № 1,3, 9, 10; стр 5: № 1,2,9,10.
- Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке? (показать сигнальную карточку) - Какая из задач для вас была самой интересной? - Какая из задач для вас была самой сложной? - На какую из задач следует обратить свое внимание?
Треугольник: где a, b, c – стороны треугольника, р – полупериметр, r и R – радиусы соответственно вписанной и описанной окружностей, γ – угол между сторонами а и b .
Параллелограмм Формулы площади ромба видоизменяются по сравнению с формулами площади параллелограмма в связи с тем, что стороны ромба равны и диагонали ромба пересекаются под прямым углом. Ромб
Трапеция Произвольный четырехугольник где d – диагональ трапеции (четырехугольника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по геометрии по теме "Площади многоугольников" 8 класс
Тест по геометрии составлен по учебнику Л. С. Атанасян "Геометрия 7-9", но может быть использован и при работе по учебнику А. В. Погорелова. Охвачен весь материал по теме "Площади четырехуго...
Методическая разработка урока по теме "Нахождение площадей многоугольников"
План-конспект урокаНахождение площадей многоугольников 1. Ф.И.О....
Конспект урока геометрии 8 класс "Площадь многоугольника"
Площадь – одно из важнейших понятий школьного курса математики. Практические умения и навыки, которые получают школьники при изучении этой темы, необхо...
Конспект урока в 5классе "Нахождение площадей многоугольников" с презентацией.Технологическая карта урока.
Тип урока...
Геометрия. 8 класс. Площади многоугольников (прикладные задачи)
Презентация по теме "Площади многоугольников. Решение прикладныз задач". План урока. Варианты заданий для работы в группах....
Сценарий урока геометрии по теме "Площадь многоугольника"
Материал содержит описание хода урока, презентацию и дидактическую карту урока....
Технологическая карта урока «Понятие и свойства площади многоугольника» 8 класс геометрия
технологическая карта...