Урок геометрии в 8 классе "Нахождение площадей многоугольников"
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) на тему

Урок геометрии в 8 лассе "Нахождение площадей многоугольников.Решение задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc78.5 КБ
Office presentation icon urok-prezentatsiya.ppt1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Площадь некоторых многоугольников. Теорема Пифагора. Решение задач».

Учебно-методическое обеспечение: Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9 класс; Лысенко Ф.Ф. и др. Тренажер для подготовки к экзамену.

Оборудование и материалы для урока: компьютер, интерактивная доска, презентация для сопровождения урока, раздаточный материал для учащихся, электронное приложение к учебнику.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: контроль и самоконтроль; создание ситуации занимательности; метод организации дискуссии.

Цель урока: углубление, обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний и их применение на практике

Задачи урока:

Обучающие:

  • формирование у школьников мотивации к изучению данной темы;
  • углубить знания учащихся о площади параллелограмма, трапеции, ромба, треугольника;
  • развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы;
  • показать применение теоремы Пифагора в ходе решения задач и на практике;
  • познакомить учащихся с различными практическими задачами;

Развивающие:

  • способствовать развитию пространственных представлений учащихся;
  • способствовать развитию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно применять свои знания в жизненных ситуациях, умения ориентироваться в информационном пространстве;

Воспитывающие:

  • способствовать формированию у учащихся опыта публичного выступления;
  • способствовать формированию опыта конструктивного анализа, самоанализа, оценки и самооценки результатов деятельности;
  • способствовать формированию информационно-коммуникативной культуры учащихся.

В ходе урока учащиеся приобретают:

  • умение пользоваться опорными знаниями, для систематизации полученных знаний;
  • умение выделять основное в теме и делать обобщения;
  • навыки творческого подхода к решению практических задач.

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.
  2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного ранее материала с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала. Фронтальная работа с классом

 Вопросы для обсуждения:

Параллелограмм, ромб, трапеция, треугольник. Элементы, свойства этих фигур;

Основные формулы для нахождения площадей; Прямоугольный треугольник, теорема Пифагора.

  1. Применение знаний в стандартной ситуации и в жизненных условиях.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Подведение итога урока. Домашнее задание.
  4. Литература и интернет ресурсы

Ход урока:                                

I этап – Вводная беседа. Оргмомент (2 мин)

Содержание урока

Формы и методы работы учителя

Приемы личностно-ориентированного

 обучения

Виды деятельности учащихся

Мотивация

Вводная беседа (1 мин)

мотивация к обучению

Слушают учителя

II этап Актуализация знаний (10 мин)

(повторение теоретического материала)

Содержание урока

Формы и методы работы

 учителя

чередование форм, видов деятельности

индивидуальный подход

Виды деятельности

учащихся

1. Повторение: параллелограмм, ромб, трапеция, треугольник. Элементы, свойства этих фигур;

Работа по готовым слайдам (фронтальный опрос учащихся)

Устные ответы на вопросы учителя

2.Повторение: теорема Пифагора.

Систематизировать и вывести на интерактивную доску

Устные ответы на вопросы учителя;

3. Обобщение теории: основные формулы для нахождения площадей

Работа по материалам электронного учебника

вывод дополнительных формул, запись в тетрадь

III этап Применение знаний в стандартной ситуации и в жизненных условиях. (20 мин)

Содержание урока

Формы и методы работы

учителя

интересные задания,

физкультминутка

Виды деятельности

учащихся

Решение задач с построением чертежа и по готовым чертежам.

Объяснение предстоящей работы. Работа по материалам электронного учебника.

Совместное решение задач (подробное комментирование шагов решения и записи оформления в рабочую тетрадь).

Изучение условия задачи, работа по готовым чертежам, с последующим разбором решения.

Головоломка Пифагора.

Объяснение предстоящей работы. Работа с раздаточным материалом.

Выполнение задания-составление фигуры из деталей (работа в группах)

Решение реальных задач геометрии (по материалам ОГЭ)

Объяснение предстоящей работы. Совместное решение задач (подробное комментирование шагов решения и записи оформления в рабочую тетрадь).

дифференциация заданий

Изучение условия задачи, с последующим разбором решения (работа в парах)

IVэтап - Самостоятельная работа обучающего характера (10 мин)

Содержание урока

Формы и методы работы

учителя

дифференциация заданий, групповая работа

Виды деятельности

учащихся

Самостоятельная работа обучающего характера (в парах)

Объяснение предстоящей работы.

Проверка выполнения задания.

Выполнение самостоятельной работы (по готовым текстам и чертежам).

Взаимопроверка по готовым ответам (слайдам).

V этап подведение итогов урока (3 мин)

Содержание урока

Формы и методы работы

учителя

индивидуальный подход

Виды деятельности

учащихся

1.Подведение итогов

2. Домашнее задание: творческое, практическое

Беседа по итогам урока с использованием слайдов

Устные ответы на вопросы учителя

Запись домашнего задания в дневники

ХОД УРОКА:

I.Вступительная беседа.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Площадь некоторых многоугольников. Теорема Пифагора. Решение задач». На уроке мы обобщим и систематизируем пройденный теоретический материал, и применим его к практическим задачам на нахождение площадей, с выходом на новый более сложный уровень трудности задач.

 Главная цель нашего урока в углублении, систематизации, закреплении полученных знаний и развитии их в перспективе. (слайд 1)

Стоит вспомнить слова великого Леонардо да Винчи :

"Те, кто влюбляются в практику без теории, уподобляются мореплавателю, садящемуся на корабль без руля и компаса и потому никогда не знающему, куда он плывет". (слайд 2)

II. Актуализация знаний

 (повторение теоретического материала)

Учитель: Повторение теоретического материала поможет не только для решения задач, но и для ответа на теоретическое задание № 13 на ОГЭ.

  1. Задание: определите верно ли утверждение. (слайд 2) Ответ давать сигнальной карточкой.
  • Все углы ромба равны.
  • В любом параллелограмме диагонали точкой пересечения делятся пополам.
  • Один из двух смежных углов острый, а другой тупой.
  •  Площадь трапеции равна произведению основания трапеции на высоту.
  • Диагонали ромба равны.
  •  Диагональ равнобедренной трапеции делит её на два равных треугольника.
  • Диагонали любого прямоугольника делят его на 4 равных треугольника.
  • Все квадраты имеют равные площади.
  • Основания равнобедренной трапеции равны.
  • Площадь ромба равна произведению его стороны на высоту, проведённую к этой стороне.
  • Площадь квадрата равна произведению двух его смежных сторон.
  • Диагонали параллелограмма равны.
  • Диагонали любого прямоугольника равны.
  •  Длина гипотенузы прямоугольного треугольника меньше суммы длин его катетов.
  • В тупоугольном треугольнике все углы тупые.
  • Диагонали ромба точкой пересечения делятся пополам.
  •  В параллелограмме есть два равных угла.
  • Площадь прямоугольника равна произведению длин всех его сторон.
  1. Откроем в электронном учебнике раздел «Избранное»:

- Площадь треугольника: вспоминаем теорему, формулу. Задание: вывести формулу для нахождения высоты треугольника;

- Площадь трапеции: вспоминаем теорему, формулу. Задание: вывести формулу для нахождения высоты трапеции;

- Формула Геррона: вспоминаем формулу. Задание: вывести формулу для нахождения площади равностороннего треугольника с помощью формулы Геррона;

III этап Применение знаний в стандартной ситуации и в жизненных условиях.

  1. Используя полученные знания, применим их к решению задач. Решение реальных задач геометрии (по материалам ОГЭ): откройте «Тренажер для подготовки к экзамену» стр.150.

Совместно в группе надо наметить путь решения каждой задачи и выбрать кто какую задачу будет пояснять.

№ 21 Поверхность углового стола имеет форму прямоугольного треугольника, две стороны которого равны по 120 см. Определите площадь поверхности стола. Ответ укажите в кв см. (устно)

№ 22 Поверхность письменного стола имеет форму прямоугольной трапеции с основанием 1,2м, 1,4м и высотой 0,5м. Определите площадь поверхности стола. Ответ укажите в кв. метрах. Чертеж приведен, записываем формулу и вычисления)

№ 25 Архитектор сконструировал новое здание, в котором окна имеют форму ромба с диагоналями 1,2м и 2м. Определить площадь поверхности стекла, которое необходимо вставить в три таких окна. Ответ дайте в кв. метрах. (формула и вычисления)

№ 32 У стены под углом 60 гр. К горизонту стоит лестница длиной 2,8м. На сколько метров отстоит от стены нижний конец лестницы? (устно: рисунок приведен)

№ 33 Лестничный пролет между этажами состоит из 20 ступенек, высота каждой из которых 20см, ширина- 21см. Определите длину поручня АВ (в см). (рисунок приведен, записываем формулу и вычисления)

Физкультминутка (слайд 3)

       2.Откроем в электронном учебнике 1) раздел «Учебник»; 2) Глава 6; 3) п.2    4) «Задачи» (№ 5, 1)

№ 5 В треугольнике со сторонами а= 24см, в= 26см и с= 39см высота, проведенная к большей стороне равна 13см. Найти остальные высоты.

№ 1 Найти отношение площадей треугольников АВС и АВД, изображенных на рисунке.

Откроем в электронном учебнике 1) раздел «Учебник»; 2) Глава 6; 3) п.3    4) «Задачи» (№ 8, 11; №7-задача повышенной сложности решает сильный ученик)

№ 8 Найти стороны параллелограмма, если его площадь равна 108 кв см, одна из диагоналей является высотой и равна 9см.

№ 11 Найти расстояние от центра окружности до хорды длиной 10см, если радиус окружности равен 13см.

№ 7 Сторона равностороннего треугольника равна а. Найти его высоту.

  1. Головоломка Пифагора: (работа в группах) Убедиться, что площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах данного треугольника.

IVэтап - Самостоятельная работа обучающего характера. (учащиеся разбирают предложенные задачи в парах)

н/ч парты: п.2 №3, п.3 №5; ч парты п.2 №4, п.3 №10.

Выполнение самостоятельной работы (по готовым текстам и чертежам).

Взаимопроверка по готовым ответам.

V этап подведение итогов урока

Домашнее задание: (слайд 4)

  1. творческое: Количество доказательств теоремы Пифагора столь велико, что она занесена в Книгу Рекордов Гиннеса. Предлагаю найти и доказать вам эту теорему еще одним способом.
  2. Решить задачи из открытого банка заданий: стр 1. №005Д56,  00F003 на «3»-«4»

                                                                            стр 2. №01А1СД,  01С52F на «5»

Рефлексия: (слайд 5)

- Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке? (показать сигнальную карточку)

- Какая из задач для вас была самой интересной?

- Какая из задач для вас была самой сложной?

- На какую из задач следует обратить свое внимание?

V I Литература и интернет ресурсы

  1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9. Учебное пособие.
  2. электронное приложение к учебнику Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф. и др.
  3. Интернет ресурсы http://mat.1september.ru
  4. Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/mathematic/
  5. Общероссийский математический портал подготовки к тестированию http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge, http://www.uztest.ru

                                                                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

КАК ИХ ИЗМЕРИТЬ?

Слайд 3

Тема: «Площадь многоугольников. Теорема Пифагора. Решение задач»

Слайд 4

• Все углы ромба равны. • В любом параллелограмме диагонали точкой пересечения делятся пополам. • Площадь трапеции равна произведению основания трапеции на высоту. • Диагональ равнобедренной трапеции делит её на два равных треугольника. • Все квадраты имеют равные площади. • Основания равнобедренной трапеции равны.

Слайд 5

• Площадь ромба равна произведению его стороны на высоту, проведённую к этой стороне. • Площадь квадрата равна произведению двух его смежных сторон. • Диагонали параллелограмма равны. • Диагонали любого прямоугольника равны. • Длина гипотенузы прямоугольного треугольника меньше суммы длин его катетов. • Диагонали ромба точкой пересечения делятся пополам. • В параллелограмме есть два равных угла. • Площадь прямоугольника равна произведению длин всех его сторон.

Слайд 6

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 -6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. (след. слайд) 03.05.17

Слайд 7

* 03.05.17

Слайд 8

И УМЕЕМ ИХ ВЫЧИСЛЯТЬ!

Слайд 9

1.творческое: сделать дизайнерский проект ремонта ванной комнаты с расчетом места под оборудование и количества плитки. (с родителями) 2.Количество доказательств теоремы Пифагора столь велико, что она занесена в Книгу Рекордов Гиннеса. Найти и доказать эту теорему еще одним способом. 3.решить задачи из открытого банка заданий: стр 4: № 1,3, 9, 10; стр 5: № 1,2,9,10.

Слайд 10

- Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке? (показать сигнальную карточку) - Какая из задач для вас была самой интересной? - Какая из задач для вас была самой сложной? - На какую из задач следует обратить свое внимание?

Слайд 11

Треугольник: где a, b, c – стороны треугольника, р – полупериметр, r и R – радиусы соответственно вписанной и описанной окружностей, γ – угол между сторонами а и b .

Слайд 12

Параллелограмм Формулы площади ромба видоизменяются по сравнению с формулами площади параллелограмма в связи с тем, что стороны ромба равны и диагонали ромба пересекаются под прямым углом. Ромб

Слайд 13

Трапеция Произвольный четырехугольник где d – диагональ трапеции (четырехугольника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по геометрии по теме "Площади многоугольников" 8 класс

Тест по геометрии составлен по учебнику Л. С. Атанасян "Геометрия 7-9", но может быть использован и при работе по учебнику А. В. Погорелова. Охвачен весь материал по теме "Площади четырехуго...

Методическая разработка урока по теме "Нахождение площадей многоугольников"

План-конспект урокаНахождение площадей многоугольников 1.    Ф.И.О....

Конспект урока геометрии 8 класс "Площадь многоугольника"

Площадь – одно из важнейших понятий школьного курса математики.  Практические умения и навыки, которые получают школьники при изучении этой темы, необхо...

Геометрия. 8 класс. Площади многоугольников (прикладные задачи)

Презентация по теме "Площади многоугольников. Решение прикладныз задач". План урока. Варианты заданий для работы в группах....

Сценарий урока геометрии по теме "Площадь многоугольника"

Материал содержит описание хода урока, презентацию и дидактическую карту урока....