Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство формирования практико–ориентированной позиции
учебно-методическое пособие по геометрии на тему

Зайцева Любовь Анатольевна

как организовать исследовательскую проектную деятельность на уроках географии и окружающего мира 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл appo_2017_kursovaya_rabota.docx54.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО

ПЕДЕГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт общего образования

Кафедра естественно-научного образования

Курсовая работа

Тема:

«Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство формирования практико–ориентированной позиции»

Выполнил: слушатель курсов повышения квалификации

«Образовательные технологии достижения планируемых

образовательных результатов в контексте ФГОС

при изучении естественнонаучных дисциплин»

учитель начальных классов и географии  

 ГБОУ  гимназии  №148 имени Сервантеса

 Калининского района Санкт-Петербурга

Зайцева Любовь Анатольевна

Руководитель: Иваньшина Елена Владимировна,

доцент  кафедры ЕНО, к.п.н.

Санкт-Петербург

2017


Оглавление

Введение        3

Из истории появления метода.        4

Что такое проект?        5

Типы проектов.        8

Отличие проектной от учебно-исследовательской деятельности        9

Формирование экологического сознания через проектную исследовательскую деятельность        11

Заключение        13

Приложение 1        14

Список используемых источников        18


Введение

      В современной школе особое  место отведено деятельному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Выделяя основные направления в современном образовании, можно отметить:  «Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения»[1] Современные требования к качеству обучения  в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний к области умений, от « знаю, что» к «знаю как»[2], поэтому  всё больше появляется различных технологий ориентированных на на указанные требования. И одна из проблем, с которой сейчас сталкивается современное образование, заключается не в отсутствии инноваций в школах, а в наличии слишком большого количества не связанных между собой эпизодических, фрагментарных  нововведений. Я считаю, что использование технологий может быть успешным при условии их системного использования и  мастерства учителя, профессионально владеющего той или иной технологией. Целью моей работы- показать, что  системное и профессиональное использовании проектной исследовательской деятельности учащихся  формируют у учащихся навыки решения реальных жизненных задач. В своей работе я покажу отличие проектной  деятельности от исследовательской, расскажу об особенностях каждой из этих деятельностей, представлю памятку, составленную мной для работы над исследованиями и проектами (см. приложение 1) , покажу практическую и социальную значимость выполненных проектов и исследований, приведу примеры наиболее интересных работ.  Предмет моего исследования - особенности организации проектной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и географии. Объект исследования- учащиеся начальной и средней школы.

Из истории появления метода.

      Организация проектной и учебно–исследовательской деятельности учащихся  становится всё более популярной в современной школе. Её возрождение в 1980-1990-х годах связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных форм познавательной деятельности учащихся. Проектная деятельность позволяет интегрировать знания учащихся из различных предметных областей для решения одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания как в учебной деятельности, так и за её пределами.

     История возникновения педагогического явления, часто именуемого в педагогических источниках как «метод проектов», начинается во второй половине 19 века. Появился он в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип «Обучение посредством делания». Идеологами этой концепции были Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э. Коллингс. В начале 20 века этот опыт был подхвачен отечественными педагогами С.Т.Шацким, В.Н. Шульгиным, М.В. Крупениной, Б.В. Игнатьевым, но в связи с чрезмерным увлечением преобразованием «школы учебы» в «школу жизни» вплоть до отказа от проведения уроков метод проектов в 1931 году был осуждён и в дальнейшем в практике советской школы не применялся. Лично я позволю себе не согласиться с этим. Проработав в школе более 30 лет и изучив достаточное количество специальной литературы, я могу обосновано заявить, что метод проектов не покидал учебные заведения и всегда использовался учителями в обучении и воспитании подрастающего поколения, при этом не называясь данным названием. Возможно его использование было не так явно и не совсем похоже на современную версию, и использовался он, в основном, на уроках связанных с прикладным творчеством детей ( на ИЗО, трудовом обучении, домоводстве), но по своей сути это было проектирование деятельности для достижения определённого результата.

     Получив второе рождение, метод проектов по сравнению с первым претерпел значительные изменения. Он стал более современным. Проектная и исследовательская деятельность органично вписываются в современную систему образования не заменяя уже сложившиеся формы организации обучения, а активируя их.

Что такое проект?

     Само понятие «проект» имеет «непедагогическое» происхождение. Оно пришло в педагогику из производственной сферы-архитектуры, строительства, инженерной отрасли. С течением времени проекты стали распространённой формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах.

            В различных педагогических источниках трактовка понятия «проект» несколько разнообразна:

  1. «Мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия». (С.В. Митрохина)
  2. «Это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них». (Е.Г. Новолодская)
  3. «Метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды (Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина)
  4. «Обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений». (Е.В. Землянская)
  5. «…(от лат. projectus- брошенный вперёд) специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта». (Интернет-версия словаря педагогических терминов).  
  6. « Проект - это совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта или какого-либо теоритического продукта». (?)
  7. « Понятие «проект» как педагогическую категорию можно определить как целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной ситуации, приближенной к жизненной, с целью формирования у школьника надпредметных умений, входящих в состав ключевых компетентностей». (М.В. Дубова)
  8. Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

   

 

   П-проблема

   Р-разнообразные способы её решения

   О-основополагающий вопрос

   Е-единство целей и задач

   К-конкретные результаты исследования

   Т-творческий подход                                                              

                                           про-блема

                    про-ект

                                           про-дукт

       Под понятием «метод проектов» понимают и способ обучения, и педагогическую технологию. «Отнесение проектной деятельности к педагогической технологии правомерно лишь в случае обращения к моделям проектного обучения, сложившимся в начале 20 века. У.Х. Кильпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта служили развитию и обогащению ряда последующих опытов… Таким образом, налицо все критерии педагогической технологии: концептуальность, системность,управляемость, эффективность, воспроизводимость.»[3] 

     В процессе работы над проектом у учащихся формируются УУД:

  • проектировочные: осмысление задачи, планирование этапов предстоящей деятельности,
  • исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно- следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы,
  • информационные: самостоятельный поиск информации, структурирование информации,
  • коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии,
  • кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, поиск компромиссного решения,
  • рефлексивные: осмысливание собственной деятельности, осуществление самооценки,
  • презентационные: навыки монологической речи, ответы на вопросы.

Типы проектов.

По методу, доминирующему в проекте, различают следующие типы проектов:

  1. Исследовательские. Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования длявсех участников, социальной значимости, продуманных методов. Полностью подчинены логике исследования.
  2. Творческие. Структура совместной деятельности участников только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Оформление результатов требует чётко продуманной структуры (сценарий видео фильма, драматизация, статья, репортаж, альманах, альбом и т.д)
  3. Приключенческие, игровые. Структура только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Доминирующий вид деятельности- ролево-игровой.
  4. Информационные. Направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции походу работы над проектом. Часто интегрируются в исследовательские и становятся их частью, модулем.
  5. Практико-ориентированные. Чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, ориентированный на социальные интересы самих участников.

По количеству участников проектов можно выделить три группы:

  1. Личностные.
  2. Парные.
  3. Групповые.

По признаку продолжительности проведения:

  1. Краткосрочные. (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы); могут быть междисциплинарными.
  2. Средней продолжительности (от недели до месяца)
  3. Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев.

   В практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными видами проектов.

   


Отличие проектной от учебно-исследовательской деятельности

В некоторых педагогических публикациях понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность» часто отождествляются. Разъяснения по этому вопросу представил в своих работах ведущий отечественный учёный А.И. Савенков. Принципиальное отличие исследования от проектирования автор видит в том, что исследование не предполагает какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование- процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Если рассматривать проектирование и исследование с точки зрения продукта деятельности, то проект предполагает какой-либо конечный ощутимый продукт, будь то изделие, модель или рекомендации. И все действия ученика направлены на создание этого продукта. В исследовании такой продукт тоже возможен, но совсем необязателен. Таким образом, главное в исследовании- это познавательный процесс, получение абсолютно нового ( для юного исследователя) знания, попытка достижения истины. Для того, чтобы ребёнок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ученик должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим.

    Отличие проектной от учебно-исследовательской деятельности:

  1. Для учебно- исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа  над проектом предполагает получение, прежде всего практического результата.
  2. Учебно- исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования- выйти за рамки исключительно исследования, обучаясь дополнительно конструированию, моделированию и т.п.
  3. Проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Структура учебного исследования:

  1. Выбор темы исследования (ученик выделяет и ставит проблему)
  2. Выдвижение гипотез
  3. Поиск и предложение возможных вариантов решения
  4. Сбор материала
  5. Обобщение полученных данных
  6. Оформление результатов
  7. Подготовка презентации
  8. Представление презентации.

Сравнивая исследовательскую деятельность и проектную деятельность можно заметить Что проектная деятельность охватывает большую сферу деятельности, чем исследовательская. Поиск информации, её анализ и систематизация получение нового для учащегося интеллектуального продукта- без этого трудно представить работу над проектом, поэтому данную деятельность, которую мы называем проектной, точнее назвать проектно- исследовательской.


Формирование экологического сознания через проектную исследовательскую деятельность

В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования определены базовые национальные ценности, которые являются основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания, социализации. Каждая из них раскрывается в системе нравственных представлений. Одна из них «природа-эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание». «Экологическое сознание- это способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использование этого понимания в практической деятельности».[4] 

     Формирование экологического сознания- непрерывный процесс. Он начинается с дошкольного возраста и продолжается в школе через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. В школе важно сформировать у детей фундамент экологической грамотности, научить их проводить наблюдения, ставить опыты, соблюдать правила поведения в природе и в мире людей, соблюдать правила здорового образа жизни. В этом большую помощь могут оказать проекты и исследования. Данный вид деятельности позволяет наиболее эффективно реализовывать творческий потенциал учащихся, повышать интерес к изучаемому материалу, применять полученные навыки в практической деятельности и оценивать собственные достижения. Я хочу поделиться своими находками при использовании данной технологии, рассказать о наиболее интересных проектах, осуществленных с моими учениками. Ежегодно мои ученики проводят различные исследования, осуществляют проекты и представляют их на конкурсах, конференциях различного уровня.  Вот темы некоторых индивидуальных исследовательских работ учащихся: «Полярная звезда-одна из главных звёзд Северного полушария», «Витамины и их роль в жизни человека», «Заполярье- северные ворота России», «Моя клубничная грядка», «Роза для мамы», «Колонии в Северной Америке»,   «Улица, на которой я живу».

     Кроме индивидуальных исследований было осуществлено много групповых проектов почти все они были ответом на проблемы, волновавщие ребят. Например, проект «Птицы в моей кормушке был инициирован  ученицей 3 класса, которую волновал вопрос « Почему не всем птицам прилетающим в её кормушку нравиться угощение?». Многие дети с помощью родителей изготовили кормушки и начали наблюдать за пернатыми гостями.Целью нашего проекта – выяснить «гастрономические» предпочтения птиц. Для этого фотографировали, зарисовывали, опознавали пернатых, собирали и систематизировали информацию о них, ходили в лесопарк «Сосновка» наблюдать за ними, посетили музей в Лесотехнической академии, читали литературные призведения М. Пришвина, В. Бианки, разучивали стихи о птицах. Итогом (продуктом) проекта стало птичье «меню». И что самое главное- некое количество пернатых, спасённых от голода зимой. А весной мы решили сделать скворечники и повесить возле школы. С помощью взрослых мальчики изготовили два домика для птиц и повесили их перед классными окнами. Всю весну мы ждали птиц, но никто не заселил скворечники. Почему? А этот вопрос стал началом следующего проекта «Ждём пернатых друзей». Ещё об одном интересном проекте. В 5 классе в самом начале учебного года у ребят появился вопрос о том, нужны ли географические знания в повседневной современной жизни, как география связана с другими предметами. Так возник долгосрочный проект « География в нашей жизни». Гипотеза:  «Географические знания нужны в повседневной жизни и профессиональной деятельности» Цель: показать актуальность географических знаний для повседневной жизни и для профессиональной деятельности. Для достижения цели, мы:

  • посетили Кунсткамеру
  • посетили выставку «Люди идут по свету» в музее «Разночинный Петербург»
  • проводим наблюдения -  на каких школьных       предметах мы используем географические знания
  • проведём опрос взрослых членов семьи «Применяются ли в их профессиональной деятельности  географические знания»

В течении двух четвертей дети наблюдали и фиксировали, как знания по географии используются на других учебных предметах, в каких темах, как часто и .какие знания из других предметов нужны на географии. Свои индивидуальные  наблюдения они обобщили и сделали выводы.  Провели анкетирование среди взрослых, о том, насколько им нужны географические знания в профессии и в быту. На школьном семинаре «Эврика» показали открытый интегрированный урок (география и ИЗО). Это явилось наглядным доказательством важности географических знаний.

    В конце 6 класса мы осуществили ещё один проект « День глубокого погружения по книге В. Обручева «Земля Санникова».


Заключение

В настоящие время все более актуальными в образовательном процессе становится использование в обучение приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

Применяя знания, полученные на различных уроках, дети стремятся совершать свои первые открытия. Ребятам нравится ощущать себя настоящими экспериментаторами. И постепенно из сотни детских «почему?» вырастают цели юного исследователя: «для чего?» и способы их достижения:  «как?». Разумеется у ребенка пока мало жизненного опыта, зато есть горячее стремление к познанию нового. А еще есть безграничная уверенность в том, что он способен сделать нечто обыкновенно полезное для окружающих! В школьном возрасте ученик искренно верит в то, что способен украсить весь мир своими руками, сделать его почти совершенным! Задача учителя – укрепить его веру, дать в руки необходимые инструменты, научить собирать информацию, анализировать, ставить эксперименты, обобщать и делать выводы.  


Приложение 1

Памятка для юного исследователя и проектанта.

                                                             Дорогой друг!

Итак, ты решил заняться  исследовательской деятельностью или создать проект. Для того, чтобы  твоё начинание было успешным прочитай эти рекомендации  и советы, быть может они облегчат твою работу.

I.Сначала определи «круг своих интересов», вспомни о своём хобби  (хобби – это увлечение, любимое занятие для себя на досуге). Помни, если работа тебе интересна, выполняется с удовольствием – это уже половина успеха.

II. Теперь реши – ты будешь проводить исследование или создавать проект. Это несколько разные виды деятельности. Проект – это  предварительный текст какого-нибудь документа, сценария,  или разработанный план сооружения, механизма или устройства. Таким образом, проект предполагает какой-либо конечный ощутимый продукт: изделие, модель, рекомендации, мероприятие. И все твои действия направлены на создание этого продукта. В исследовании продукт также возможен, но совсем необязателен. Главное в исследовании – это получение нового для тебя знания, попытка найти истину.

III .Пора выявить проблему. Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Для этого ответь на вопросы: зачем мне делать этот проект, и какая проблема заставляет меня это  делать? Попробуй себе объяснить  актуальность, востребованность (это желательность, необходимость, полезность и ценность проекта) и социальную значимость проекта (важность проекта для общества, для людей). Если проводишь исследование- выдвини гипотезу (предположение. которое ты будешь подтверждать или опровергать в своей работе)

IV. Определи тему работы.  Тема – основное содержание рассуждения, изложения творчества. Помни, что тема должна удивлять, вызывать интерес, содержать в себе что- то необычное  и неожиданное. Она должна увлекать так, чтобы хотелось начать исследование и закончить «на одном дыхании». Сформулируй тему, то  есть кратко и точно вырази свою мысль.

V.Ответь на вопрос: что необходимо предпринять, чтобы решить проблему проекта. Ты определил  цель  проекта (стремление;  то, что надо и желательно осуществить).

VI. Реши, что может быть продуктом (средство, которое разработано для решения проблемы). Подумай, каким должен стать результат  (продукт)  твоей работы, чтобы проблема проекта была решена. Продуктом проекта может быть все, что придумано тобой и сделано собственными руками. Это может быть модель или поделка, картина или рисунок, рекомендации или советы, карта или схема, сочинение или сценарий, лабораторный опыт или результат наблюдения, выпущенные тобой газета или журнал, придуманная тобой игра, практическое умение и т.п. Напоминаем, что если ты проводишь исследование, продукта может и не быть.

VII.Пора начинать работу, разделить её на этапы (определить основные шаги к цели). Наметить, что делать, какие задачи нужно решать (задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели). Определи сроки выполнения каждого шага. Подумай, откуда ты будешь брать информацию (сведения, сообщения о состоянии чего-нибудь), и кто из взрослых сможет тебе помочь в этом. Напоминаем, что источниками информации являются книги, словари, энциклопедии, газеты, журналы, интернет, телевидение, радио, музей, выставки, рассказы взрослых, анкеты, интервью и т.п. У тебя появился план (порядок, последовательность) работы. Выбери методы исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, анализ, синтез.сравнение, обобщение,классификация)

VIII. Теперь за дело. Выполняй работу в соответствие с твоим планом. Если необходимо вноси изменения в ход работы, добавляй новые задачи, корректируй сроки. Запомни, надо целенаправленно искать информацию, находить только ту, которая нужна тебе. Самое сложное, из отобранной информации выбрать самое важное, главное, необходимое. В этом тебе помогут взрослые. Собранные сведения нужно проанализировать и обобщить. Сначала выдели самое главное, идеи; отметь второстепенное, то есть не очень нужное. Затем прочти вслух нужный текст.

IX. Оформи письменную часть. Напиши отчет о результатах работы, сформулируй выводы, составь список использованной информации, подбери и оформи приложения. Твоя работу должна иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, основное содержание  работы, список использованной литературы, приложения. Соблюдай требования к оформлению работы. Подумай, может твоя работа имеет перспективу, и ты дальше будешь работать по этой теме?

X.А теперь – презентация (публичный краткий  показ результатов твоей работы). Постарайся «подать товар лицом» - представить самые яркие моменты своей работы. Тщательно приготовь своё выступление (речь или высказывание перед людьми). Мини-сообщение – это краткое изложение основного содержания твоей работы. Отбери информацию для выступления по плану:

      1.Назови фамилию, имя, класс, школу

      2.Назови тему своего проекта

      3.Назови цель и задачи деятельности

      4.Раскрой основное содержание (проблема)

      5.Выскажи твои предположения для решения проблемы (гипотеза)

      6.Представь исследования, опыты, эксперименты и другие пути устранения проблемы.

Твоя речь должна быть выразительной, краткой и содержательной. Обязательно употребляй в своём выступлении формулировки «В ходе работы я узнал…», «Меня удивило…», «Я научился…».Соблюдай время защиты работы и ответов на вопросы жюри и зала (не более 10 минут).

Если используешь компьютерную презентацию, ограничь число слайдов ( не боле 10-12 слайдов). Тексты на слайдах не должны повторять твой устный рассказ. Не перегружай слайд текстовой информацией.

После своего рассказа отвечай на вопросы жюри и зрителей чётко, уверено, аргументировано.

XI .Вот и подошла к концу твоя работа над данным проектом. Много интересного, сложного, неизвестного было на твоем пути. Поделись своими впечатлениями от работы. Для этого ответь на вопросы:

     1.Что тебе понравилось в работе?

     2.Что тебе не понравилось?

     3.Было ли тебе сложно создавать проект?

     4.Доволен ли ты своей работой?

     5.Как оценили твою работу родители, близкие, одноклассники?

    6.Как оценил твою работу твой руководитель проекта?

    7.Будешь ли ты заниматься исследовательской и проектной деятельностью дальше?

Желаем удачи в исследовательской и проектной деятельности!

Список использованной  литературы

1.Домбровский А. «Метод проектов. Размышления собственными руками», С-Пб: Агентство образовательного сотрудничества, 2005 г.

2.Дубова М.В. «Организация проектной деятельности младших школьников» , М.: Баласс,2011 г.

3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. «Учусь создавать проект. Методическое пособие. 2,3 классы», М.: Издательство РОСТ, 2013 г.

     


Список используемых источников

  1. Домбровский А.В. Метод проектов. Размышления собственными руками. – СПб: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
  2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. – М.: Баласс, 2011
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект Российской Академии образования; под редакцией А.М.Кондакова, А.А. Кузнецова
  4. Материалы II международной – практической конференции «Формирование экологической культуры у подросткового поколения», - СПБ.:2014
  5. Материалы III международной – практической конференции «Формирование экологической культуры у подросткового поколения», - СПБ.:2015
  6. Примерные программы начального образования. М.: Просвещение, 2010
  7. Проектные задачи в начальной школе (под редакцией А.Б. М.: Просвещение, 2011)
  8. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании/Савенков А.И.//Школьные технологии. – 2004. - №4. – с.82-87

 


[1] См.: Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя.- М.:  Просвещение, 2008.-С. 152.

[2] См.: Зимняя И. А. Ключевые компетенции- новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня.- 2003. № 5

[3] Дубова М.В., Организация проектной деятельности младших школьников: М.: Баласс, 2011; с.22.

[4] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М., Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство компетентностного подхода при обучении физике и математике

Учителя – люди ищущие. В современных условиях развития общества преподавание физики и математики требует новых подходов, переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие...

ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Актуальность проекта             Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В ...

Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования гражданственности, патриотизма и нравственно-духовных ценностей

Описан опыт работы по вовлечению обучающихся к исследовательской деятельности по русскому языку и литературе....

Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".

Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она  способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...