Рабочая программа по геометрии 10 класс
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему

Севостьянова Наталья Равильевна

Геометрия 10 класс, учебник Атанасян Л.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_10_klass.docx47.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУХОЛОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Бухоловская СОШ»

____________Болотина Л. Б.

«_____»______________2017 г.

Рабочая программа

по математике (геометрия)

10  класс

Составитель:

Севостьянова Наталья Равильевна,

учитель  математики

2017 год


        Пояснительная записка

Рабочая программа по математике (геометрия) для 10 класса составлена  на основе:

  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Бухоловская СОШ»;
  • учебного плана МБОУ «Бухоловская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
  • авторской программы по математике (геометрии) к учебнику Л.С. Атанасян и др.  «Геометрия. 10-11 классы. Программы  общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009 г.

Цель: систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.

Задачи:

  • Научить решать задачи на построение сечений, нахождение угла между прямой и плоскостью.
  • Научить выполнять сложение  и вычитание векторов в пространстве.
  • Познакомить учащихся с основными видами многогранников, научить находить площади поверхности многогранников.
  • Изучить основные свойства плоскости, познакомить с понятием двугранных углов.
  • Рассмотреть взаимное расположение двух прямых, прямой и плоскости.
  • Изучить параллельность прямых и плоскостей, параллельность плоскостей, перпендикулярность прямых и плоскостей.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов  в год.

Содержание

1.   Введение

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель - познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность - непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к учащимся. В отличие от курса планиметрии здесь уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.

2.   Параллельность прямых и плоскостей 

Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

Основная цель — сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, пря-

мые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей (а в следующей главе также и понятия перпендикулярности прямых и плоскостей) на этих двух видах многогранников, что, в свою очередь, создает определенный задел к главе «Многогранники». Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.

В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.

3.   Перпендикулярность прямых и плоскостей

 Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Многогранный угол.

Основная цель — ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.

Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляется много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.

4.   Многогранники

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель - познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

С двумя видами многогранников - тетраэдром и параллелепипедом - учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка и т. д.). Усвоение их не является обязательным для всех учащихся, можно ограничиться наглядным представлением о многогранниках.

5.   Повторение. Решение задач

Тематический план

Тема раздела

Количество

часов

контрольных работ/зачетов

Повторение курса геометрии 7-9 кл.

10

1

Введение (Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии. Первые следствия из теорем)

3

Параллельность прямых и плоскостей

16

2/1

Перпендикулярность прямых и плоскостей

17

1/1

Многогранники

14

1/1

Заключительное повторение курса геометрии 10 класса

8

ИТОГО

68

5/3

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректи-рованные сроки прохождения

Повторение курса геометрии 7-9 кл. ( 9 часов )

1

Угол между касательной и хордой

1

06.09.17

2

Две теоремы об отрезках, связанных с окружностью

1

07.09.17

3

Углы с вершинами внутри и вне круга

1

13.09.17

4

Вписанный четырехугольник

1

14.09.17

5

Описанный четырехугольник

1

20.09.17

6

Теорема о медиане

1

21.09.17

7

Теорема о биссектрисе треугольника

1

27.09.17

8

Формулы площади треугольника

1

28.09.17

9

Формула Герона

1

04.10.17

10

Контрольная работа №1 «Повторение планиметрии»

1

05.10.17

Введение (Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии.

Первые следствия из теорем) ( 3 часа )

11

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии

1

18.10.17

12

Некоторые следствия из аксиом

1

19.10.17

13

Решение задач

1

25.10.17

Параллельность прямых и плоскостей ( 16 часов )

14

Параллельные прямые в пространстве

1

26.10.17

15

Параллельность трех прямых

1

01.11.17

16

Параллельность прямой и плоскости

1

02.11.17

17

Решение задач

1

08.11.17

18

Скрещивающиеся прямые

1

09.11.17

19

Углы с сонаправленными сторонами

1

15.11.17

20

Углы между прямыми

1

16.11.17

21

Контрольная работа №1 «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми»

1

29.11.17

22

Параллельные плоскости

1

30.11.17

23

Свойства параллельных плоскостей

1

06.12.17

24

Тетраэдр

1

07.12.17

25

Параллелепипед

1

13.12.17

26-27

Задачи на построение сечений

2

14.12.17

20.12.17

28

Контрольная работа №2 «Параллельность плоскостей»

1

21.12.17

29

Зачет №1 «Параллельность прямых и плоскостей»

1

27.12.17

Перпендикулярность прямых и плоскостей  ( 17 часов )

30

Перпендикулярность прямых  в пространстве

1

28.12.17

31

Параллельные прямые, перпендикулярные плоскости

1

11.01.18

32

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

1

17.01.18

33

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

18.01.18

34

Решение задач

1

24.01.18

35

Расстояние от точки до плоскости

1

25.01.18

36-38

Теорема о трех перпендикулярах

3

31.01.18

01.02.18

07.02.18

39-40

Угол между прямой и плоскостью

2

08.02.18

14.02.18

41

Двугранный угол

1

15.02.18

42

Признак перпендикулярности двух плоскостей

1

28.02.18

43

Прямоугольный параллелепипед

1

01.03.18

44

Решение задач

1

07.03.18

45

Контрольная работа №3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

14.03.18

46

Зачет  №2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

15.03.18

Многогранники (14 часов)

47

Понятие многогранника

1

21.03.18

48-49

Призма

2

22.03.18

28.03.18

50

Пирамида

1

29.03.18

51

Правильная пирамида

1

04.04.18

52

Усеченная пирамида

1

05.04.18

53

Решение задач

1

18.04.18

54

Симметрия в пространстве

1

19.04.18

55

Понятие правильного многогранника

1

25.04.18

56

Элементы симметрии правильных многогранников

1

26.04.18

57-58

Решение задач

2

03.05.18

10.05.18

59

Контрольная работа №4 «Многогранники»

1

16.05.18

60

Зачет  №3 «Многогранники»

17.05.18

Итоговое повторение курса геометрии 10 класса ( 8 часов )

61

Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия

23.05.18

62-63

Параллельность прямых и плоскостей

23.05.18

64-65

Перпендикулярность прямых и плоскостей

24.05.18

66-67

Многогранники

24.05.18

68

Итоговый урок

30.05.18

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

- значение   математической  науки  для  решения  задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

- историю развития понятия числа, создания математического   анализа,   возникновения   и   развития геометрии;

- универсальный  характер  законов  логики  математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

Уметь:

- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы;

- соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;

- аргументировать свои суждения об этом расположении;

- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

- изображать основные многогранники и  круглые тела;
- выполнять чертежи по условиям задач;

- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

- решать планиметрические и простейшие стереометрические  задачи   на   нахождение   геометрических   величин (длин, углов, площадей, объемов);

- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

  1. Геометрия. 10-11 классы. Программы  общеобразовательных учреждений: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» / Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2009.
  2. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2016.
  3. Зив Б.Г.. Дидактические материалы по геометрии, 10 кл. /Просвещение, 2017.
  4. Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс. Б.Г. Зив. - М.: Просвещение, 2017.

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО        СОГЛАСОВАНО:

учителей математики                                                        Зам. директора по УВР

                                                                     

______________________________        __________  Мошненко Т.Г.

Протокол №    от________________        «___»  ____________ 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....