Первые уроки геометрии в 7 классе.
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Пожванова Галина Алексеевна

Технологические карты 5 первых уроков и презентации к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пожванова Г.А.  ГБОУ СОШ  187

ГЛАВА I «НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ»
Урок 1. Тема: ПРЯМАЯ И ОТРЕЗОК

Цель деятельности учителя

Создать условия для систематизации знаний о взаимном расположении точек и прямых, ознакомления учащихся со свойством прямой (через любые две точки можно провести прямую и притом только одну), рассмотрения приема практического проведения прямых на плоскости (провешивание)

Термины и понятия

Отрезок, прямая, точка, плоскость

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления

Познавательные: владеют первоначальными сведениями об идеях и о методах математики как универсального языка науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов.

Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.

Коммуникативные: умеют находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные

ресурсы

  • Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др., М.: Просвещение, 2015.
  • Задания для фронтальной и самостоятельной работы.
  • Презентация с анимацией (можно посмотреть на сайте http://galapoj.ru/).

I этап. Вводная беседа

Цель деятельности

Совместная деятельность

Познакомить с предметом геометрия

Учитель  рассказывает о науке «геометрия». Учащиеся слушают, задают уточняющие вопросы. Приложение 1, слайды во время рассказа: 2 – 17.

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Изучение нового материала

Цель деятельности

Совместная деятельность

1

2

Ввести основные понятия геометрии и основную символику

- Сегодня мы вспомним о взаимном расположении точек и прямых, рассмотрим свойство прямой: через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну. Что такое отрезок? Узнаем о практическом проведении (провешивании) прямых на местности.

К доске для выполнения заданий вызывается по одному учащемуся, остальные работают в тетрадях. Учитель читает задание и по мере необходимости вводит новые понятия, символы, делает необходимые записи на доске.

1

2

  1. Работаем вместе по слайдами 19 – 22
  2. По слайдам 23, 24
  • Сколько прямых можно провести через заданную точку А? (Через заданную точку А можно провести множество прямых.)
  • Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну прямую.)
  • Через любые две точки можно провести прямую? (Да.)
  • Итак, через любые две точки можно провести прямую и притом только одну. Это утверждение назовем свойством прямой.

- Начертите прямые XY и МК, пересекающиеся в точке О.

- Для того чтобы кратко записать, что прямые АТ и МК пересекаются в точке О, используют символ п и записывают так:

XY  МК = О.

  • Сколько общих точек может быть у двух прямых? (Две прямые могут иметь или одну общую точку, или ни одной общей точки.)
  1. Слайд 31

- Понятие отрезка

  1. На прямой а отметьте последовательно точки А, В, С, D. Запишите все получившиеся отрезки. (Получились отрезки АВ, ВС, CD, АС, AD, BD.)

Ill этап. Выполнение практических заданий

Цель деятельности

Совместная деятельность

Выявить уровень сформированное практических навыков учащихся

  1. Выполнение практических заданий № 2, 3 (слайды 25 – 28)
  2. Вопросы к учащимся (Слайды 29, 30):
  • Могут ли прямые ОА и АВ быть различными, если точка О лежит на прямой АВ(Прямые ОА и АВ не могут быть различными, так как обе они проходят через точки А и О, а через две точки проходит только одна прямая.
  • Даны две прямые а и в, пересекающиеся в точке С, и точка D, отличная от точки С и лежащая на прямой а. Может ли точка D лежать на прямой W. (Точка D не может лежать на прямой в, так как две прямые не могут иметь двух общих точек.)
  1. Самостоятельное выполнение учащимися задания № 5(Слайд 31). Проверка – слайд 32.
  2. Изложение материала п. 2 «Провешивание прямой на местности» в виде беседы (слайды 34 - 35)

IV этап. Самостоятельная работа

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы

Выявить уровень сформированности теоретических знаний и практических умений учащихся

Самостоятельная работа проводится в форме диктанта на листках и сдается на проверку учителю(Слайд 36).

Для любознательных учеников отдельно карточка по слайду 37

V этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Что изучает предмет геометрия?

  • Когда он появился?
  • Зачем он нужен?

Домашнее задание: п.п.  1,2; вопросы 1 – 3 (стр. 25); практические задания 4,6,7.

Слайд  38.

Замечание. Можно использовать не все слайды, всё на усмотрение учителя.

Приложение 1.

Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур. Слово «геометрия» греческое, в переводе на русский язык означает «землемерие». Такое название связано с применением геометрии для измерений на местности. Геометрия возникла в результате практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры. Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни. Всё это способствовало формированию и накоплению геометрических знаний. За  несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте и Греции уже существовали  начальные геометрические представления.  Они формировались в основном опытным путем, но они не были еще систематизированы и передавались от поколения  поколению в виде правил и рецептов, например, правил нахождения площадей фигур, объемов тел, построения прямых углов и т. д. Не было еще доказательств этих правил, и их изложение не представляло собой научной теории. Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес (VI в. до н. э.), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и т. д., то есть то, что на современном геометрическом языке называется движением. Постепенно геометрия становится наукой, в которой большинство фактов устанавливается путем рассуждений, доказательств.

Попытки греческих ученых привести геометрические факты в систему начинаются уже в V в. до н. э.

Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида, жившего в Александрии в III в. до н. э. Сочинение Евклида «Начала» почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. В «Началах» были систематизированы известные к тому времени геометрические сведения. Геометрия впервые была представлена как математическая наука. Работа содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней подведен итог предшествующему развитию греческой математики и создан фундамент для дальнейшего развития этой науки. Книга была переведена на множество языков, а геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией.

Сведения о самом Евклиде крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в III веке до н. э.

Евклид - первый математик александрийской школы, автор работ по астрономии, оптике, музыке и др. Из других его сочинений по математике стоит отметить работу «О делении фигур», сохранившуюся в арабском переводе, четыре книги «Конические сечения». Материал которых вошел в произведение с таким же названием Аполлония Пергского, а также «Поризмы», представление о которых можно получить из «Математического собрания» Филона Александрийского.

Большую роль в геометрии сыграл великий русский математик Н. И . Лобачевский. Он создал «Пангеометрию».

В геометрии изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета и т. д. Отвлекаясь от этих свойств и обращая внимание только на форму и размеры предметов, мы приходим к понятию геометрической фигуры.

На уроках математики вы познакомились с некоторыми геометрическими фигурами и представляете себе, что такое точка, прямая, отрезок, луч, угол, как они могут быть расположены относительно друг друга. Вы знакомы и с такими фигурами, как треугольник, прямоугольник, круг.

Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить.

Школьный курс геометрии делится на планиметрию и стереометрию. Фигуры: отрезок, луч, прямая, угол, окружность, круг, треугольник, прямоугольник  являются  плоскими, то есть целиком укладываются на плоскость. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости, называется планиметрией (от латинского слова «планум» - плоскость и греческого «метрео» - измеряю). В стереометрии изучаются свойства фигур в пространстве, таких как параллелепипед, шар, цилиндр, пирамида. Мы начнем изучение геометрии с планиметрии. Замечание.  Каждый раз я рассказываю больше. Добавляю интересные факты из истории геометрии. Ведь это первый урок.


У р о к 2. Тема: ЛУЧ И УГОЛ

Цель деятельности учителя

Создать условия для актуализации знаний учащихся о том, что такое луч и угол, введения на наглядном уровне понятий внутренней и внешней областей неразвернутого угла, ознакомления с различными обозначениями лучей и углов

Термины и понятия

Отрезок, прямая, точка, плоскость, луч, угол, внутренняя область угла, внешняя область угла

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления

Познавательные: владеют первоначальными сведениями об идеях и о методах математики как универсального языка науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов. Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей. Коммуникативные: умеют  находить в различных источниках информацию,  необходимую для решения  математических проблем.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные

ресурсы

  • Задания для фронтальной работы
  • Презентация с анимацией (можно посмотреть на сайте http://galapoj.ru/).

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Совместная деятельность

Систематизировать теоретические знания учащихся по предыдущей теме

  1. Проверить правильность выполнения домашнего задания. Для этого к доске вызвать двоих учащихся, которые представляют свои решения.
  2. Сообщить итоги математического диктанта

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель деятельности

Деятельность учащихся

1

2

Ввести понятия угла и луча

Сегодня мы вспомним: что такое луч и угол, узнаем о внешней и внутренней областях неразвернутого угла, вспомним различные обозначения углов и лучей.

  1. Введение понятия луча (использовать рис. 11 учебника). Обозначение луча (рис. 12 а и 6).
  2. Выполнение практических заданий:
  1. Выполнить упражнения – слайд 3.
  2. Объяснение темы «Луч». Слайд 4.
  3. Самостоятельное выполнение практического задания № 8. Слайд 5. Проверка - слайд 6.
  4. Объяснение темы «Угол». Слайд 7.
  1. На модели показывается, из каких элементов состоит данная фигура.
  2. Дается определение угла. Слайд 7.
  3. Вводятся различные способы обозначения угла. Слайд 8.
  4. Вводятся понятия развернутого и неразвернутого угла. Слайд 9.
  5. Вводятся понятия прямого, острого, тупого угла. Слайд  9.

III этап. Решение задач

Деятельность учителя

Совместная деятельность

Совершенствовать навыки решения задач

(Ф/И)

  1. Выполнение практических заданий. Слайд  10 на доске и в тетрадях.
  2. Выполнение заданий:
  1. Слайд  12.
  2. Слайд  13.

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

  • Вопросы. Слайд  11.
  • Составьте синквейн к уроку.

(И) Домашнее задание: изучить пункты 3, 4 из § 2; ответить на вопросы 4-6 на с. 25 учебника; выполнить практические задания № 12-13. Слайд  14.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Урок 3. Тема: СРАВНЕНИЕ ОТРЕЗКОВ И УГЛОВ

Цель деятельности учителя

Создать условия для введения одного из важнейших геометрических понятий - понятия равенства фигур, в частности равенства отрезков и углов; для обучения учащихся сравнению отрезков и углов, введения понятий середины отрезка и биссектрисы угла

Термины и понятия

Отрезок, прямая, точка, плоскость, луч, угол, биссектриса угла, середина отрезка

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления

Познавательные: владеют первоначальными сведениями об идеях и о методах математики как универсального языка науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов.

Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.

 Коммуникативные: умеют находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные ресурсы

  • Задания для самостоятельной работы
  • Презентация с анимацией (можно посмотреть на сайте http://galapoj.ru/).

I этап. Актуализация опорных знаний. Вводное повторение

Цель деятельности

Совместная деятельность

Систематизировать теоретический материал

(Ф) Вопросы к учащимся:

  1. Назовите основные геометрические фигуры на плоскости.
  2. Что такое планиметрия?
  3. Как можно обозначить прямую?
  4. Что называется отрезком?
  5. Сколько общих точек могут иметь две прямые?
  6. Сколько прямых можно провести через любые две точки плоскости?
  7. Объясните, что такое луч. Как обозначаются лучи?
  8. Какая фигура называется углом? Объясните, что такое вершина и стороны угла.
  9. Какой угол называется развернутым?
  10. Сколько неразвернутых углов образуется при пересечении трех прямых, проходящих через одну точку? (Двенадцать углов.)

II этап. Изучение нового материала

Цель деятельности

Совместная деятельность

Ввести понятие биссектрисы угла

Сегодня мы узнаем: Одно из важнейших геометрических понятий – понятие равенства фигур, в частности равенство отрезков и углов, научимся сравнивать отрезки и углы, узнаем что называется серединой отрезка и биссектрисой углов.

(Ф) Введение понятия равенства фигур. Слайд 3.

Вывод: две геометрические фигуры называются равными, если их можно совместить наложением.

  1. Сравнение отрезков. Выполнение упражнения. Слайды 4, 5. 
  2. Введение понятия середины отрезка. Слайд 6.
  3. Решение задач № 19 и 20. Слайд 7.
  4. Сравнение углов. Слайды 8 - 10.
  5. Введение понятия биссектрисы угла. Слайд 11.
  6. Выполнение задания по сладу 12.

III этап. Решение задач

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы

1

2

Совершенствовать навыки решения задач

(Ф/И)

Самостоятельная работа. Слайд 13. 

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

  • Какие фигуры называются равными?
  • Что такое биссектриса угла?
  • Задайте три вопроса по теме

(И) Домашнее задание: изучить пункты 5 и 6 из § 3; ответить на вопросы 7-11 на с. 25; решить задачи № 18 и 23. Слайд 14.


Урок 4. Тема: ИЗМЕРЕНИЕ ОТРЕЗКОВ

Цель деятельности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с процедурой измерения отрезков, введения понятия длины отрезка. Изучение свойств  длины отрезка, ознакомления с различными единицами измерения и инструментами для измерения отрезков

Термины и понятия

Отрезок, прямая, точка, середина отрезка

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления

Познавательные: владеют первоначальными сведениями об идеях и о методах математики как универсального языка науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов.

Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.

Коммуникативные: умеют слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: имеют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные ресурсы

  • Задания для фронтальной и самостоятельной работы
  • Презентация с анимацией (можно посмотреть на сайте http://galapoj.ru/).

I этап. Актуализация опорных знаний

Цель деятельности

Совместная деятельность (Ф/И)

Выявить трудности, возникшие при выполнении домашнего задания

  1. Ответить на вопросы учащихся по домашнему заданию.
  2. Проверить правильность решения домашней работы. Для этого вызвать к доске троих учащихся

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель деятельности

Совместная деятельность

Способствовать изучению новой темы, используя текст учебника

(Ф/И)

Сегодня мы повторим: как измеряются отрезки, рассмотрим  понятие длины отрезка и  свойства длин отрезков, повторим различные единицы измерения, вспомним инструменты для измерения отрезков.

Вопросы ученикам:

  • Какие основные единицы измерения длины нам известны? А дополнительные? (Основные единицы измерения длины отрезка: мм, см, дм, м, км; дополнительные единицы измерения длины отрезка: световой год (путь, который проходит свет в течение одного года), морская миля (1,852 км); старинные единицы измерения длины: аршин (0,7112 м), сажень (2,1336 м), косая сажень (2,48 м), маховая сажень (1,76 м), локоть (0,45 м) и другие.)
  • Как найти длину отрезка, если точка делит его на два отрезка, длины которых известны? (Если точка делит отрезок на два отрезка, то длина всего отрезка равна сумме длин этих двух отрезков.)
  • Какими инструментами пользуются для измерения расстояний? (Для измерения расстояний используются масштабная миллиметровая линейка, штангенциркуль, рулетка.)

Работа по слайдам 3 – 7 с учителем. Обобщение.

III этап. Решение задач

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Закрепить полученные знания

(Ф/И)

  1. Упражнение 26. Слайд 8.
  2. Упражнение  27. Слайды 9.
  3. Задача 30. Слайд 11.
  4. Упражнение  31(б). Слайд 12.

Учитель показывает оформление решения задачи на доске, объясняя, как из условия задачи выделить, что дано и что требуется найти или доказать.

(И)

В тетради:

№ 27. Слайд 10.

№ 30. Слайд 11.

№ 31(б). Слайд 13. 

IV этап. Самостоятельная работа

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы

Проверить уровень сформированности теоретических знаний и практических навыков

(И) Слайды 14, 15, 16

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

  • Как измерить отрезки и сравнить их?
  • Составьте синквейн к уроку

(И) Домашнее задание: изучить пункты 7, 8 из § 4; ответить на вопросы 12 и 13, с. 25; решить задачи № 24, 25, 28, 33, 36 (решение задачи приведено в учебнике) Слайд 17

У р о к 5. Тема: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ИЗМЕРЕНИЕ ОТРЕЗКОВ»

Цель деятельности учителя

Создать условия для обучения учащихся решению задач на нахождение длины части отрезка или всего отрезка; способствовать развитию логического мышления

Термины и понятия

Отрезок, прямая, точка, середина отрезка

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления

Познавательные: имеют первоначальные сведения об идеях и о методах математики как универсального языка науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов. Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей. Коммуникативные: умеют слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные

ресурсы

  • Чертежи к задачам.
  • Задания для самостоятельной работы
  • Презентация с анимацией (можно посмотреть на сайте http://galapoj.ru/).

I этап. Актуализация опорных знаний

Цель деятельности

Совместная деятельность  (Ф/И)

Выявить трудности, возникшие при выполнении домашнего задания

  1. Ответить на вопросы учащихся по домашнему заданию.
  2. Проверить правильность выполнения домашнего задания

II этап. Решение задач

Цель деятельности

Совместная деятельность (Ф/И)

Совершенствовать навыки решения задач

  1. Решить задачи по рисункам (устно). Слайды 18, 19, 20
  2. Задача 32. Слайды 21, 22
  3. Слайд 23. Измерительные приборы
  4. Задачи 34 и 38 . Проверка: слайд 25.
  5. Задачи 39 и 40. Проверка: слайд 26.
  6. Практическое задание 35.

III этап. Самостоятельная работа

Цель деятельности

Задания для самостоятельной работы ,

Проверить уровень сформированности знаний учащихся

(И) Работа выполняется на листочках и сдается на проверку учителю.

  1. Слайд 27.
  2. Для сильных учащихся вариант 3. Карточка. Слайд 28.

IV этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Ф/И)

  • Оцените свою работу на уроке.
  • Какие задания вызвали у вас наибольшие затруднения?

(И) Домашнее задание: решить задачи № 35, 37, 39. Слайд 29.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пожванова Г.А. 187 Урок 1 Тема: ПРЯМАЯ И ОТРЕЗОК

Слайд 2

Пожванова Г.А. 187 «Геометрия» означает «землемерие»

Слайд 3

Пожванова Г.А. 187

Слайд 4

Пожванова Г.А. 187

Слайд 5

Пожванова Г.А. 187

Слайд 6

Пожванова Г.А. 187

Слайд 7

Пожванова Г.А. 187

Слайд 8

Пожванова Г.А. 187

Слайд 9

Пожванова Г.А. 187

Слайд 10

Пожванова Г.А. 187 Пифагор IY в. до н.э. Фалес Милетский I Y в. до н.э. Н.И.Лобачевский

Слайд 11

Пожванова Г.А. 187 Фалес Милетский

Слайд 12

Пожванова Г.А. 187 Эвклид и его ученики

Слайд 13

Пожванова Г.А. 187 Николай Иванович Лобачевский на заседании ученого совета

Слайд 14

Пожванова Г.А. 187 Геометрия Планиметрия Стереометрия Геометрия на плоскости Геометрия в пространстве

Слайд 15

Пожванова Г.А. 187 Точка Прямая Луч Отрезок Угол

Слайд 16

Пожванова Г.А. 187

Слайд 17

Пожванова Г.А. 187

Слайд 18

Пожванова Г.А. 187 § 1.Прямая и отрезок. Сегодня мы вспомним : О взаимном расположении точек и прямых. Рассмотрим свойство прямой: через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну. Что такое отрезок ? Узнаем о практическом проведении (провешивании) прямых на местности. 1 урок.

Слайд 19

Пожванова Г.А. 187 Обозначение точек Только заглавными буквами латинского алфавита, например, А,В,С,М,О… Обозначение прямой Заглавными буквами латинского алфавита, например, AB. Или прописными буквами латинского алфавита, Например, а.

Слайд 20

Пожванова Г.А. 187 I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I А В a Взаимное расположение точек и прямой. Р Q R

Слайд 21

Пожванова Г.А. 187 A a Р a Точка A принадлежит прямой а - - Точка Р не принадлежит прямой а В а Q а R a

Слайд 22

Пожванова Г.А. 187 Взаимное расположение прямой и точек.

Слайд 23

Пожванова Г.А. 187 Через две точки можно провести прямую, и притом только одну.

Слайд 24

Пожванова Г.А. 187 Взаимное расположение двух прямых на плоскости.

Слайд 25

Пожванова Г.А. 187 Упражнение 2 Отметьте три точки А, В. С, не лежащие на одной прямой, и проведите прямые АВ, ВС,СА. Сколько получилось прямых?

Слайд 26

Пожванова Г.А. 187 В А С

Слайд 27

Пожванова Г.А. 187 Упражнение 3. Проведите три прямые так, чтобы каждые две из них пересекались. Обозначьте все точки пересечения этих прямых. Сколько получилось точек? Рассмотрите все возможные случаи.

Слайд 28

Пожванова Г.А. 187

Слайд 29

Пожванова Г.А. 187 Ответьте на вопросы: Могут ли прямые ОА и АВ быть различными, если точка О лежит на прямой АВ? Даны две прямые а и в , пересекающиеся в точке С, и точка D , отличная от точки С и лежащая на прямой а . Может ли точка D лежать на прямой в ?

Слайд 30

Пожванова Г.А. 187 1 А В О 2 С а в D

Слайд 31

Пожванова Г.А. 187 А В ОТРЕЗОК

Слайд 32

Пожванова Г.А. 187 Упражнение 5. Проведите прямую а и отметьте на ней точки А и В. Отметьте: а) точки М и К, лежащие на отрезке АВ; б) точки Р и О, лежащие на прямой а, но не лежащие на отрезке АВ; в) точки С и Т, не лежащие на прямой а.

Слайд 33

Пожванова Г.А. 187 А О Р С Т ВВ В Упражнение 5

Слайд 34

Пожванова Г.А. 187 А В С Р Провешивание прямой на местности

Слайд 35

Пожванова Г.А. 187 Провешивание прямой на местности

Слайд 36

Пожванова Г.А. 187 Диктант Начертите прямую и обозначьте ее буквой b . а) Отметьте точку М, лежащую на прямой b ; б) Отметьте точку N , не лежащую на прямой b ; в) Используя символы принадлежности, запишите предложение:»Точка М лежит на прямой b , а точка N не лежит на прямой b .» 2.Начертите прямые a и b , пересекающиеся в точке М. На прямой а отметьте точку N , отличную от точки М. а) Являются ли прямые М N и а различными прямыми? б) Может ли прямая b проходить через точку N ? Ответы обоснуйте.

Слайд 37

Пожванова Г.А. 187 Карточка для любознательных. 1.Сколько точек пересечения могут иметь три прямые? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте соответствующие рисунки. 2. На плоскости даны три точки. Сколько прямых можно провести через эти точки так, чтобы на каждой прямой лежали хотя бы две из данных точек? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте рисунки. 3. Укажите все отрезки, изображенные на рисунке, с концами в обозначенных точках. C D E N M P

Слайд 38

Пожванова Г.А. 187 Домашнее задание: п.п. 1,2; вопросы 1 – 3 (стр. 25); практические задания 4,6,7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пожванова Г.А. Урок 2 Тема: ЛУЧ И УГОЛ

Слайд 2

Пожванова Г.А. § 2. Луч и угол. Сегодня мы вспомним: Что такое луч и угол. Узнаем о внешней и внутренней областях неразвернутого угла вспомним различные обозначения углов и лучей.

Слайд 3

Пожванова Г.А. Упражнение. Проведите прямую а. а) Отметьте на ней точки А, В и С так, чтобы точка А лежала между точками В и С. б) Назовите лучи, исходящие из точки А. в)Отметьте на луче АВ точку К. 2, Укажите все лучи, изображенные на рисунке а) исходящие из точек М и О; б) составляющие с их общим началом одну прямую . К Р М Е О А

Слайд 4

Пожванова Г.А. ЛУЧ А В А- начало луча А В а Луч АВ можно обозначить одной буквой, например, а .

Слайд 5

Пожванова Г.А. Упражнение 8 Проведите прямую, отметьте на ней точки А и В и на отрезке АВ отметьте точку С. а)Среди лучей АВ, ВС, СА, АС и ВА найдите пары совпадающих лучей; б) назовите луч, который является продолжением луча СА.

Слайд 6

Пожванова Г.А. А В С Упражнение 8.

Слайд 7

Пожванова Г.А. УГОЛ Угол- это геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. Лучи – стороны, точка – вершина.

Слайд 8

Пожванова Г.А. О А В k h < О, или < АОВ, или < kh О – вершина угла, ОА, ОВ – стороны угла Обозначение углов.

Слайд 9

Пожванова Г.А. Развернутый угол А Неразвернутые углы острый тупой прямой

Слайд 10

Пожванова Г.А. Упражнения 1. Начертите три неразвернутых угла и обозначьте их так: < АОВ,

Слайд 11

Пожванова Г.А. Ответьте на вопросы: Какая фигура называется углом? Объясните, что такое вершина и стороны угла. Какой угол называется развернутым углом?

Слайд 12

Пожванова Г.А. Упражнение. Начертить неразвернутый угол hk , закрасить его внутреннюю область, проведите луч l , исходящий из вершины и проходящий внутри этого угла. Луч l делит

Слайд 13

Пожванова Г.А. Упражнение 14. Начертите неразвернутый

Слайд 14

Пожванова Г.А. Домашнее задание: п.п. 3, 4; вопросы 4 – 6 ( стр. 25 ) Практические задания 12. 13.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пожванова Г.А. Урок 3 Тема: СРАВНЕНИЕ ОТРЕЗКОВ И УГЛОВ

Слайд 2

Пожванова Г.А. § 3.Сравнение отрезков и углов. Сегодня мы узнаем: Одно из важнейших геометрических понятий – понятие равенства фигур , в частности равенство отрезков и углов, научимся сравнивать отрезки и углы, узнаем что называется серединой отрезка и биссектрисой углов.

Слайд 3

Пожванова Г.А. Равные фигуры. Ф Ф Две геометрические фигуры называются равными, если их можно совместить наложением.

Слайд 4

Пожванова Г.А. Чтобы установить, равны два отрезка или нет, наложим один отрезок на другой так, чтобы конец одного отрезка совместился с концом другого. Если их концы совместятся, то отрезки равны. Если – нет, то меньшим считается тот отрезок, который составляет часть другого. Сравнение отрезков А В С AB < AC

Слайд 5

Пожванова Г.А. 1 2 3 4 5 6 7 Найди равные отрезки:

Слайд 6

Пожванова Г.А. Середина отрезка А В С АВ=ВС Точка отрезка, делящая его пополам, называется серединой отрезка. На данном рисунке это - точка В.

Слайд 7

Пожванова Г.А. Упражнение 19. Точка О является серединой отрезка АВ. Можно ли совместить наложением отрезки: а) ОА и ОВ; б) ОА и АВ? Упражнение 20. На рисунке отрезки АВ, ВС, СМ и МЕ равны. Укажите: а) середины отрезков АС, АЕ, и СЕ; б) отрезок, серединой которого является точка М; в) отрезки серединой которых является точка С. А В С М Е А О В

Слайд 8

Пожванова Г.А. Сравнение углов. Чтобы сравнить два угла, наложим один угол на другой так, чтобы сторона одного угла совместилась со стороной другого и вершины совпали, а две другие оказались по одну сторону от совместившихся сторон. Если две другие стороны также совместятся, то углы полностью совместятся и, значит, они равны. Если же эти стороны не совместятся, то меньшим считается тот угол, который составляет часть другого.

Слайд 9

Пожванова Г.А. Сравнение углов. 1 2 3 < 1 = < 3, <2 < <1, <1 > <2

Слайд 10

Пожванова Г.А. Сравнение углов. Неразвернутый угол составляет часть развернутого угла, поэтому развернутый угол больше неразвернутого угла . Все развернутые углы равны .

Слайд 11

Пожванова Г.А. Биссектриса угла Биссектрисой называется луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла.

Слайд 12

Пожванова Г.А. Упражнения. Луч ОС делит угол АОВ на два угла. Сравните углы АОВ и АОС. 2.Луч l – биссектриса

Слайд 13

Пожванова Г.А. Самостоятельная работа 1. На луче h с началом в точке О отложите отрезки ОА и ОВ так, чтобы точка А лежала между точками О и В. Сравните отрезки ОА и ОВ и запишите результат сравнения. 2. Начертите неразвернутый угол АВС и проведите какой-нибудь луч В D , делящий этот угол на два угла. Сравните углы АВС и АВ D , АВС и D ВС и запишите эти результаты сравнения.

Слайд 14

Пожванова Г.А. Д о м а: пп. 5, 6; вопросы 7— 11 (с. 25); задачи 18, 23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пожванова Г.А. Уроки 4 – 5 Тема: ИЗМЕРЕНИЕ ОТРЕЗКОВ

Слайд 2

Пожванова Г.А. § 4. Измерение отрезков. Сегодня мы повторим: Как измеряются отрезки, рассмотрим понятие длины отрезка и свойства длин отрезков, повторим различные единицы измерения, инструменты для измерения отрезков.

Слайд 3

Пожванова Г.А. Измерение отрезков – сравнение их с некоторым отрезком, принятым за единицу измерения ( масштабным отрезком ). Если за единицу измерения принят сантиметр, то для определения длины отрезка узнают, сколько раз в этом отрезке укладывается сантиметр. 1 см 1 см А В С АВ = 1 см, АС = 2 см, АМ = 2,5 см АМ ≈ 2,5 см

Слайд 4

Пожванова Г.А. Выбрав единицу измерения, можно измерить любой отрезок, то есть выразить его длину некоторым положительным числом. Это число показывает, сколько раз единица измерения и ее части укладываются в измеряемом отрезке.

Слайд 5

Пожванова Г.А. А С В 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 АС = 4см, СВ = 6см, АВ = 10см АС + СВ = АВ Если точка делит отрезок на два отрезка, то длина всего отрезка равна сумме длин этих двух отрезков

Слайд 6

Пожванова Г.А. Равные отрезки имеют равные длины. Меньший отрезок имеет меньшую длину. 4 см 4 см 4 см 3 см

Слайд 7

Пожванова Г.А. Единицы измерения отрезков. 1 мм, 1 см, 1 дм, 1 м, 1 км. 1км = 1000м 1м = 100см = 10дм = 1000мм 1дм = 10см = 100мм, 1см = 10мм

Слайд 8

Пожванова Г.А. Упражнение 26. С D E F P Q A B K L Найдите длины всех отрезков на рисунке, если за единицу измерения принят отрезок: а) KL , б) AB .

Слайд 9

Пожванова Г.А. Упражнение 27. Начертите отрезок АВ и луч h . пользуясь масштабной линейкой, отложите на луче h от его начала отрезки, длины которых равны 2АВ, АВ, АВ.

Слайд 10

Пожванова Г.А. Решение № 27 А В О К N С h ОС = 2АВ, О N = ½ АВ, ОК = ¼ АВ

Слайд 11

Пожванова Г.А. Задача 30 Точка В делит отрезок АС на два отрезка. Найдите длину отрезка АС, если АВ = 7,8 см, ВС = 25 см. А В С АС = АВ + ВС, АС = 7,8 + 25 = 32,8 ( см )

Слайд 12

Пожванова Г.А. Упражнение 31,б. Точка В делит отрезок АС на два отрезка. Найдите длину отрезка ВС, если: б) АВ = 4 мм, АС = 4 см.

Слайд 13

Пожванова Г.А. Упражнение 31,б. А В С 4 см 4 мм ? Дано: отр. АС, В АВ, АС = 4 см, АВ = 4 мм Найти: ВС. Решение: АВ + ВС = АС, ВС = АС – АВ, ВС = 4 см – 4 мм = 40 мм – 4 мм = 36 мм. Ответ: ВС = 36 мм.

Слайд 14

Пожванова Г.А. Для закрепления: 1.Дан луч h с началом в точке О, В h , А h , О – В – А (эта запись обозначает, что точка В лежит между точками О и А). а)Какой из отрезков ОВ или ОА имеет большую длину? б)Найдите АВ, если ОА = 72см,ОВ = 4,2дм.

Слайд 15

Пожванова Г.А. 2. Начертите прямую a и отметьте точку А, не лежащую на этой прямой. С помощью масштабной линейки и циркуля отметьте на прямой a точку М, удаленную от точки А на расстояние 3см. Сколько решений может иметь задача? 3. Начертите прямую АВ. С помощью масштабной линейки отметьте на этой прямой точку С, такую, что АС = 2см. Сколько таких точек можно отметить на прямой АВ?

Слайд 16

Пожванова Г.А. 4. Начертите отрезок СР, равный 5см. С помощью масштабной линейки отметьте на прямой СР точку М, такую, что СМ = 2см. а) Сколько таких точек можно отметить на прямой СР ? б) Какова длина отрезка МР ? Рассмотрите все возможные случаи.

Слайд 17

Пожванова Г.А. Домашнее задание: изучить пункты 7, 8 из § 4; ответить на вопросы 12 и 13, с. 25; решить задачи № 24, 25, 28, 33, 36 (решение задачи приве­дено в учебнике)

Слайд 18

Пожванова Г.А. Дано: ВС = 2,5см Найти: АС

Слайд 19

Пожванова Г.А. А В С D Дано: А D = 42 см, ВС = 11 см Найти: АВ

Слайд 20

Пожванова Г.А. А В С Дано: АВ : АС = 4 : 5, АС = 1 2см Найти: АВ

Слайд 21

Пожванова Г.А. Задача 32. Точки А, В, и С лежат на одной прямой. Известно, что АВ = 12см, ВС = 13,5см. Какой может быть длина отрезка АС ? А В С А А В В С С 1) 2) 3)

Слайд 22

Пожванова Г.А. Задача 32 . Дано : А а, В а, С а, АВ = 12см, ВС = 13,5см. Найти : АС. Решение : возможны три случая: А – В – С, 2) А – С – В, 3) В – А – С. 1) АС = АВ + ВС = 12 см + 13,5см = 25,5см; 2) АС = АВ – ВС = 12см – 13,5см = - 1,5см – невозможно, т. к.расстояние измеряется положительным числом. 3) АС = ВС – АС = 13,5см – 12см = 1,5см Ответ : АС = 25,5см или АС = 1,5см.

Слайд 23

Пожванова Г.А. Измерительные инструменты

Слайд 24

Пожванова Г.А. Задачи 34 и 38 . Задачи 39 и 40. Практическое задание 35.

Слайд 25

Пожванова Г.А. Задача 34. В С D А Задача 38. А О В А В О

Слайд 26

Пожванова Г.А. Задача 39. а ? Задача 40. 16 см 28 см ? А К В С М D АК+ D М=КВ+СМ=28-16=12см, ВС=КМ-(КВ+СМ

Слайд 27

Пожванова Г.А. Вариант I 1.На прямой b отмечены точки С, В и Е так, что СВ=6 м, ВЕ=8 см. Какой может быть длина отрезка СЕ? 2. Точка М — середина отрезка АВ, МВ =4,3 дм. Найдите длину отрезка АВ в миллиметрах Вариант II 1.На прямой m отмечены точки А, В и С так, что АС= 12 см, АВ=8 см. Какой может быть длина отрезка ВС? 2. Точка Р — середина отрезка MN. Найдите длину отрезка PN в метрах, если MN =14 дм . Самостоятельная работа

Слайд 28

Пожванова Г.А. Вариант III (для более подготовленных учащихся) 1.Даны отрезок СВ и точка М, причем СВ= 17 см, СМ= 13 см, ВМ=5 см. Лежит ли точка М на отрезке СВ? 2. На прямой b отмечены последовательно точки С, В, Е и F так, что СВ=Е F . Расстояние между серединами отрезков СВ и Е F равно 12,4 см. Найдите расстояние между точками С и Е.

Слайд 29

Пожванова Г.А. дом а: пп. 7,8; вопросы 12—13 (с. 25); решить задачи № 35, 37, 39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"

Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...

Первый урок геометрии в 8 классе

План-конспект и презентация к первому уроку геометрии в 8 классе. На уроке повторяются основные вопросы курса геометрии 7 класса.Учащимся предлагаются 11 задач для устного  и 6 задач для решения ...

Презентация "Первый урок геометрии в 7 классе"

Данная презентация содержит информацию об истории геометрии, основных понятиях предмета, а также практические задания....

Первые уроки геометрии в 7 классе.

Презентации к урокам  геометрии в 7 классе по учебнику Л.С. Атанасяна,В.Ф. Бутузова,С.Б. Кадомцева Геометрия 7-9...

Первый урок геометрии в 10 классе

Воодится понятие стереометрии, её основных понятий....

Первый урок геометрии. 7 класс.

Первый урок геометрии в 7 классе.Главный вопрос урока: "Зачем нужна геометрия? А всем ли она нужна?" .Урок сопровождается презентацией "Геометрия в тренде"....

Первый урок геометрии 9 класс

Первый урок геометрии 9 класс...